Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с





НазваниеУчебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с
страница1/8
Дата публикации04.08.2014
Размер1.48 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8






Профсоюз работников народного образования и науки

Российской Федерации



СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИИ
Учебное пособие

г. Москва

2006


Меркулова Г.И., Куприянова Т.В., Спорыхина М.В., Юдин В.П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во МГОУ, 2006. -100с.
В пособии на фактическом материале из истории профсоюзного движения в отрасли рассмотрена многогранная деятельность профсоюзных организаций в различные периоды российской истории.

Пособие предназначено для первичных и территориальных профсоюзных организаций, школ профсоюзного актива, руководителей профсоюзных кружков.
В 2005 году исполнилось 100 лет профессиональному движению в образовании России и 15 лет Профсоюзу работников народного образования и науки Российской Федерации.меркулова%20480

Рождение профсоюзных организаций в образовании, как и в целом профсоюзов - не случайность, а объективная закономерность, обусловленная, прежде всего, социально-экономическими условиями в стране.

Реформаторские движения «новых школ» России конца XIX века, из которых рождались творческие учительские общества и союзы, общества взаимопомощи и съезды народных учителей стали той основой, на которой создавалось профсоюзное учительское движение в России.

Уже в 1903-1904 годах учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении, а потому в эти годы создается Союз народных учителей, объединивший демократически настроенных работников образования. В одной из листовок Союза подчеркивалось, что « Учитель начинает играть не последнюю роль и, что массовые увольнения учителей уже входят в обычай», а потому учительский съезд обратился к учителям, стоящим на «полдороге», с горячим призывом к объединению. В обращении подчеркивалось, что « учительская работа оплачивается так скудно, что учителя принуждены влачить жалкое существование...».

Именно в эти годы из-за крайне тяжелых условий жизни и труда к учителям и другим работникам образования пришло осознание необходимости организованных коллективных действий в отстаивании своих прав и профессиональных интересов, улучшения экономического, социального и бытового положения.

В последующие периоды своего развития, профсоюзные организации продолжали реализовывать важную социальную функцию, обеспечивая взаимодействие работников образования с обществом и государством, осуществляя их защиту в сфере труда.

Являясь преемником профсоюзного движения в отрасли, наш Профсоюз работников народного образования и науки РФ, созданный в 1990 году, бережно сохраняет те профсоюзные традиции, которые были заложены в образовании многими поколениями профсоюзных работников и активистов.

Мы восхищаемся их деятельностью и отдаем дань глубочайшего уважения тысячам профсоюзных активистов, с честью пронесших знамя профсоюзной солидарности.

В настоящее время наш Профсоюз на подъеме, он активно отстаивает социально-трудовые права и профессиональные интересы учителей, воспитателей, преподавателей и других работников образования. Он органично вошел как в российское, так и международное профсоюзное движение.

С 1990 года Профсоюз входит в Федерацию независимых профсоюзов России, с 1995 года является полноправным членом Интернационала образования, а с 2003 года представлен в выборном органе (Бюро) Европейской структуры этой крупной и влиятельной международной организации учителей.

В структуре Профсоюза насчитывается 78 республиканских, краевых, областных и приравненных к ним территориальных организаций, охватывающих все субъекты РФ. На муниципальном уровне работает 2490 окружных, городских и районных организаций Профсоюза.

В школах, дошкольных и внешкольных учреждениях, учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования действует около 100 тысяч первичных профсоюзных организаций, в которых на профсоюзном учете состоят более 5.5. миллионов работников образования и студентов.

Среди членов Профсоюза 3.3 млн. учителей, воспитателей и других работников общеобразовательных учреждений, около миллиона преподавателей и сотрудников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, более 1.5 млн. студентов.

Высокий престиж Профсоюза, безусловно, определяют его дела и результаты деятельности по представительству и защите социально-трудовых прав членов Профсоюза, над чем и работают сегодня ЦК Профсоюза, территориальные комитеты профсоюза, профкомы первичных профсоюзных организаций..

Учебное пособие, в котором раскрыты славные страницы профсоюзной истории, призвано помочь выборным профсоюзным органам, профсоюзному активу лучше осмыслить не только прошлое, но и сегодняшнее состояние профсоюзного движения в образовании.

Председатель Профсоюза 

Г.И.МЕРКУЛОВА

ГЛАВА 1.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

1.1. ОТ УЧИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ К СОЮЗУ УЧИТЕЛЕЙ (1905-1917 г.г.)

В конце XIX - начале XX столетия наблюдалось несоответствие всего школьного дела уровню экономического и общественного развития России.

К этому времени Россия подошла к сложившейся сословно-классовой системе образования. Три четверти населения было неграмотно. Среднее образование обеспечивали лишь 900 учебных заведений, из которых 370 гимназий, 30 женских институтов, 351 реальное, духовное и епархиальное училище и др. Работало 63 высших учебных заведения, среди которых 10 университетов. Число студентов составляло 29 тысяч. Один учащийся приходился на 564 человека населения.

В этот период и начали возникать повсеместно реформаторские педагогические течения. Реформаторы убеждали в том, что школа не только и не столько должна сообщать знания, сколько заботиться об общем развитии детей, о выработке у них умения наблюдать факты и делать обобщения, самостоятельно приобретать знания, что необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения индивидуальные особенности детей. Во многих странах стали возникать реформаторские движения «новых школ».

На этой волне в России стали появляться творческие учительские общества и Союзы, которые по сути являлись элементами массового профессионального движения учителей.

Другой формой объединения работников образования в конце XIX века стали, так называемые общества вспомоществования учащим и учившим. Эти общества, вскоре после издания в 1894 году Министерством народного просвещения "Нормального устава обществ взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных народных училищах", были введены в рамки только материальной взаимопомощи ( 9 ).

Одновременно появилась и такая форма объединения учителей, как съезды народных учителей. Первый такой съезд прошел еще в 1895 году и являлся , по сути, формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства.

В 1896 году в рамках Нижегородской выставки, которую посетили учителя различных губерний России, был проведен неофициальный Съезд народных учителей. После этого съезда (с 1897 по 1902 годы) число учительских обществ в стране стало быстро расти.

Главными задачами общества взаимопомощи ставили заботу о материальном положении своих членов, оказании им помощи в выдаче пособий на лечение, устройство на обучение детей членов общества и т.д.

Основное внимание общества уделяли выдаче учителям единовременных пособий и ссуд. Для пополнения кассы общества использовались не только членские взносы, но и средства, полученные путем переговоров от городских Управ, целевые взносы на конкретные дела, например, устройство интерната, санаториев, филантропические взносы.

К числу «больных мест скромного труженика, народного учителя», общества относили «полное незнание ими своих прав и совершенную беспомощность в разрешении вопросов, предъявляемых жизнью» (9, 10). Поэтому для решения этого вопроса общества проводили семинары, приобретали методическую литературу.

Общества уделяли большое внимание росту своих рядов, проведению среди членов и их семей «культурных мероприятий с чтением новейших книг, музицированием, устройством спектаклей, совершенствованием в владении иностранными языками» (9, 10).

Ежегодно члены обществ собирались на свои заседания. У руководства обществами стояли избираемые правления, которые ежегодно отчитывались о своей работе.

Во время зимних каникул 1902-1903 г.г. был созван I Всероссийский Съезд учительских обществ взаимопомощи, который ставил главным образом задачи повышения образовательного уровня учителей, улучшения условий их труда, укрепления учительских объединений. На Съезде было принято решение о подготовке Устава Всероссийского Союза учительских обществ.

Одновременно в 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и создании Союза народных учителей.

На первое время Союзу народных учителей были поставлены задачи:

- расширение сети местных организаций по преимуществу из лиц учительской среды;

- посредничество в сношениях с существующими организациями;

- помощь членам Союза.

Первый Съезд представителей учительских организаций Союза, обосновывая выше намеченные цели, постановил:

1) ...... 2) ...... 3).......

4) признавая профессиональное объединение вообще целесообразным, как основу прочного и устойчивого развития революционных организаций, не ограничивать состава Союза лишь лицами одной учительской профессии...( 9, 10).

В одной из листовок Союза народных учителей (1904 год) подчеркивалось, что « Учитель начинает играть не последнюю роль и что массовые увольнения неблагонадежных учителей уже входят в обычай» («за последнее время подверглись преследованиям народные учителя в Тверской, Курской, Тульской, Тамбовской, Екатеринбургской, Саратовской, Пермско-Вятской и других губерний» (6, 9, 10).

Съезд учителей обращался к учителям, стоящим на «полдороге» с горячим призывом к объединению: « Ваша работа оплачивается так скудно, что вы принуждены влачить жалкое существование, да и эта жизнь проходит под постоянным надзором усердных слуг самодержавия. Вы лишены возможности собираться вместе, вместе делиться мыслью и опытом.

Итак, товарищи, объединяйтесь же скорее около решения одной неотложной задачи. Для этой цели Центральное Бюро Союза народных учителей предлагает вам приступить к немедленной организации местных учительских союзов» (9, 10).

Именно в эти годы из-за крайне тяжелых условий жизни и труда к рабочим, другим категориям трудящихся пришло осознание необходимости организованных коллективных действий в отстаивании своих прав и интересов, улучшения экономического, социального и бытового положения.

Революционные выступления 1905 года дали мощный толчок к созданию профессиональных союзов, положили начало качественно новому этапу в развитии профессиональных объединений. Если в прежние годы общества взаимопомощи создавались главным образом среди непромышленного пролетариата, то теперь на предприятиях возникали новые, более высокие по типу заводские комиссии и депутатские советы. Рабочие выборные комиссии и бюро существенно отличались от создаваемых до революции профессиональных объединений. Они отстаивали не только экономические интересы рабочих своей профессии, но и выдвигали политические требования, осуществляли руководство стачками, добиваясь непосредственного участия в разрешении конфликтов с хозяевами и оказывая конкретную помощь бастующим.

Активное объединение рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства в профессиональные организации, естественно, сказалось и на демократическом движении среди работников образования России.

Эти организации, ставшие зародышами профсоюзов, объединяли всех рабочих, составляли требования к предпринимателям, руководили стачками, участвовали в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, оказывали помощь безработным, стачечникам и т.п.

Царское правительство, обеспокоенное ростом профсоюзного движения, 4 марта 1906 года издало закон о профсоюзах под названием «Временные правила о профессиональных обществах ...» (9, 10). Этот закон явился первым правовым документом, который регулировал деятельность профсоюзов в России.

В 1905 году, в так называемые «дни свобод», когда появилась возможность легальной работы, возник целый ряд демократических общественных организаций в системе образования, которые стали новым этапом объединения педагогов России.

В начале марта 1905г. группа петербургских педагогов и деятелей по народному образованию, примыкавших к левому крылу "Союза освобождения", поставила в Петербургском педагогическом обществе взаимопомощи вопрос об организации Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию. 12 марта 1905 года в С-Петербурге 256 учителей и других работников народного образования провели организационное собрание для того, чтобы обсудить вопросы основания "Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию" (6, 9, 10).

В записке, принятой и подписанной всеми участниками этого собрания говорилось:

«Мы, народные учителя и учительницы и другие работники в области народного образования считаем своим долгом заявить о положении близкого нам дела просвещения народа.

.....Мы отстали от просвещения не только европейских, но и некоторых азиатских государств. Число школ не достигает той цифры, которая обеспечила бы общедоступность обучения; внешкольное образование находится в зачаточном состоянии.

Из 2-х миллиардного бюджета Правительство выделяет на народное образование не более 1/100 части. Оно всеми силами препятствует общению и единению нас учителей,.... не разрешая съездов, союзов, преследуя кружковые собрания... Оно оставляет нас в крайней материальной необеспеченности и в совершенно бесправном положении....

Считаем неотлаженной реформу высшего, среднего и низшего образования в интересах народных масс.

Для осуществления всего вышеизложенного необходимо: Созыв учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, тайного и равного избирательного права, без различия пола, национальности и вероисповедания» (6, 9, 10).

Членов будущего Союза продолжал волновать вопрос: каким же должен быть учительский союз, чтобы объединить все учительство?

В результате обсуждения пришли к выводу, что Союз должен быть профессиональным и настолько широким, чтобы включить в свои ряды всех учителей и деятелей по народному образованию, ставящих целью своей деятельности поднятие уровня народного образования и создание школ, доступных всему населению. Он должен объединить учителей всех партий и взглядов, если только они ставят себе эту цель.

Принимая все это во внимание наиболее активная группа учителей, участников совещания из Витебска, Вильно, Воронежа, Гродно, Лифляндии, Литвы, Новгородской губернии, Петербурга, Тулы, Харькова, Эстляндии и других местностей предложила ускорить работу по образованию профессионального союза.

По поручению совещания организационная комиссия выработала проект Устава профсоюза, который предложено было обсудить на местах в местных группах Союза.

Съезд профессионального союза учителей и деятелей по народному образованию определял следующие цели:

- поднятие общего уровня народного образования и создание школы, доступной для всего населения;

- и защиту материальных, правовых и профессиональных интересов учителей.

Для достижения намеченной цели Союз считал необходимым создание следующих условий:

- улучшение материального положения учителей.

- содействие объединению учителей в общий профессиональный союз, путем привлечения к нему учительских общества, корпораций и других учительских организаций, а также и отдельных учащихся.

- ограждение личной жизни учителя от произвола и вмешательства администрации.

- содействие самообразованию, педагогической подготовки и политическому развитию членов Союза и учителей вообще.

Уставом были определены следующие средства борьбы:

- устройство учительских собраний и съездов;

- организация музеев, библиотек и читален, экскурсий, лекций, курсов и кружков самообразования, как для учителей, так и для учащихся и всего населения;

- устройства подвижных лекторских групп, составление списков книг и рассылка литературы;

- выработка примерных программ;

- издание книг и выпуск периодического печатного органа;

- сношения с другими союзами и организациями.

Средствами для улучшения положения учителей считались: касса взаимопомощи, взаимное страхование, бюро для поиска рабочих мест, врачебная помощь (санатории и т.п.), юридическая помощь, круговая выручка, суд чести, оглашение в прогрессивных органах печати произвольных действий администрации и учебного начальства, коллективный протест, бойкот, организация забастовок и т.п. ( 6, 10)

Устав предусматривал порядок вступления членов в союз через местные группы, которые должны были сообщать Центральному бюро список своих членов.

Центральными органами определялся сам Съезд и выбираемое им Центральное бюро, причем первый являлся органом законодательным, а второй исполнительным, выполняющим постановления Съезда и ведающий текущими делами.

Члены Союза могли объединиться в местные группы и отделы, иметь свои бюро и выбирать делегатов Съезда Союза. Число делегатов должно было быть пропорционально числу членов, принадлежащих к данной местной группе или отделу.

Во внутренней организации местные группы были вполне свободны.

Местные группы могли согласно проекту Устава устраивать областные Съезды.

В Уставе определялось, что каждый член вносит в Центральную кассу не менее 1 рубля, остальные взносы должны были устанавливаться местной группой.

Позже, с 11 по 13 апреля 1905 года, уже в Москве собрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, на котором были обсуждены основные принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников московского Съезда высказались за то, чтобы Союз был не только профессиональной, но и политической организацией.

Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, который на тот момент объединял около 10 тысяч учителей. На Съезде присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной группы учителей, объединяющих 4668 человек. По сведениям Бюро была представлена только половина образовавшихся в стране групп.

Съезд решил включить в Устав Союза упоминание о политических задачах, после чего произошел раскол съезда. Социал-демократы в количестве 31 делегата, подали заявление об отказе участвовать в дальнейшей работе Союза.

На этом Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза , утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной мере нашли отражение в современных профсоюзных структурах (6, 9, 10).

Первый Съезд Союза, явившись учредительным, был посвящен главным образом выработке Устава и установлению принципиальной точки зрения на задачи профессионального Союза.

Для жизни профсоюза имел коренное значение вопрос, в каких формах будет выражаться тактика его борьбы за поставленные цели.

Способы борьбы могли быть легальные, нелегальные, или революционные. Активно обсуждались вопросы: о политической пропаганде, о работе на местах, пособия при безработице.

Из предложенного набора тактических предложений представляет интерес - борьба за осуществление педагогического идеала, положенного в основу Устава.

Среди предложенных форм работы главными считались:

- литературная борьба. Бюро предложило рассмотреть возможность организации своей газеты, а до осуществления этого обратиться к существующим прогрессивным газетам ("Новая жизнь" и "Сын Отечества") с тем, чтобы они отвели определенное место для нужд Союза. Всем членам Союза предлагалось сообщать в Бюро данные о жизни школы на местах;

- бойкот инспекторов земств, где увольнялись учителя по политическим мотивам;

- полное игнорирование школьных министерских программ и переход к преподаванию по рациональным программам;

- поддержка лиц, лишившихся заработка за участие в работе Союза (предложено организовать в Петербурге, Москве особые центры, куда должны стекаться подробные сведения о лицах, лишившихся места работы и об освободившихся вакансиях).

В утвержденном Учредительным Съездом Уставе отмечалось, что Всероссийский Союз учителей и деятелей по народному образованию является союзом профессиональным и политическим.

Членами союза могли быть учителя и учащиеся в низших и средних учебных заведениях и другие деятели по народному образованию, принимающие Устав.

Общие условия вступления членов в Союз устанавливались Всероссийским Съездом. Порядок приема членов в Союз предоставлялся местным организациям. Именной список сообщался Центральному бюро.

Каждый член Союза должен был вносить в кассу Союза не менее 1 рубля в год. Местные группы могут устанавливать сверх того взносы для своих целей.

Было высказано, чтобы все члены возможно деятельнее распространяли идеи Союза в своих районах, особенно в обществах взаимопомощи, которые уже во многих местах привлекались для обсуждения целей и задач Союза (9, 10).

Основными целями деятельности Союза в соответствии с Уставом были определены:

- борьба за коренную реорганизацию народного просвещения в России, в том числе введение всеобщего бесплатного и обязательного начального обучения, бесплатного среднего и высшего образования, исключение закона божьего из преподавания, как обязательного, свободу преподавания на родном языке во всех типах школ и др.;

- борьба за политическую свободу в России и передачу власти в руки народа.

Для этого считалось необходимым:

- созыв Учредительного собрания на основе всеобщего и равного избирательного права;

- проведение в жизнь принципов неприкосновенности личности и жилища, свободы совести, слова, печати, организаций, собраний и стачек,

а также отмены решений и преследований по политическим и религиозным мотивам.

Союз определил и свои задачи по участию в борьбе за реорганизацию народного образования:

- организацию юридической помощи учителям и учащимся;

- взаимное страхование на случай потери рабочего места;

- защиты членов Союза от произвола администрации и др.;

Для достижения целей, поставленных во 2-м параграфе устава, Союз взял на себя выполнение следующих задач:

а) открытая и свободная критика путем устного и печатного слова современного школьного строя и правительственной политики в области народного образования;

б) образование коллективных протестов путем противодействий администрации;

в) коллективная разработка вопросов народного просвещения;

г) содействие в удовлетворении духовных потребностей учащегося;

д) организация доступной юридической помощи учителям и учащимся;

е) организация взаимного страхования на случай потери места вследствие политической и общественной деятельности с привлечением общественных учреждений к материальному участию в кассах взаимного страхования;

ж) защита отдельных членов союза против произвола начальства путем коллективного протеста и другими способами;

з) привлечение общества и органов общественного самоуправления в защите учителей от произвола администрации и к материальной поддержке лиц, пострадавших за политическую и общественную деятельности (6,9,10).

С целью помощи членам Союза в самообразовании предлагалось позаботиться о снабжении местных групп Союза как легальной, так и нелегальной литературой, определиться со списком фирм, согласившихся делать скидки для членов Союза и предлагающих подбирать библиотеки. Союзу поручалась организация лекций по вопросам общественного и профессионального характера путем посылки специальных лекторов. Намечена организация свободных учительских курсов.

Обсуждение вопроса о политической забастовке на Съезде из-за недостатка времени было отложено, а также за отсутствием точных данных о возможности ее реально осуществить. В то же время некоторые делегаты сообщили свои предложения по данному вопросу - особенно возможность ее осуществления в средних учебных заведениях, подробно сообщен интересный случай забастовки в воскресных школах ради бойкота администрации, допустившей в помещение школы полицию.

Согласно Уставу местные группы (первички) образуют уездные, городские, губернские и областные отделения Союза. Были предусмотрены также Особые отделы Союза, объединяющие членов по профессиональному признаку и не привязанные к определенной территории (профессиональные секции).

Центральное бюро рассылало материалы в местные группы Союза, в земские учреждения, в учительские и просветительские общества.

При Центральном бюро была организована "Комиссия по приисканию мест для учителей, пострадавших за политическую деятельность", и разработан был Устав кассы взаимного страхования.

В ноябре 1905г. вышел первый номер "Вестника Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию", этот орган ВСУ должен был заменить издававшиеся до этого "Бюллетени".

С 26-29 декабря 1905г. в С-Петербурге проходил II-ой Съезд.

Главная задача Съезда была определена следующим образом: "разрешать давно назревшую потребность:

- полной внутренней реорганизации существующих учительских обществ взаимопомощи;

- объединения их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи, духовных и правовых потребностей учителей.

Кроме того, в повестке дня Съезда значились такие вопросы как:

1.....

2. Отношение Съезда к проекту государственного представительного органа и участие учителей в избирательной акции.

3. Обсуждение вопроса о политической забастовке учителей и практическому ее осуществлению.

4. Вопрос о совместной работе Союза с другими союзами, близкими по сфере деятельности: крестьянским, земским и городским служащим, академическим, врачебным и др.

5. Отношение к Союзу союзов.

6. Фактическое осуществление мер по реорганизации дела народного образования.

7. Утверждение устава кассы взаимного страхования и проекта издания периодического органа Союза.

8. Участие Союза в помощи голодающим.

9. Национальный вопрос и вопрос областного и местного самоуправления в связи с постановкой дела образования.

10. Организация школьного дела: соотношение низшего и среднего образования, типы школ, заведывание школьным делом и содержание школ, вопрос о программах, привилегиях по образованию и т.д.

11. Вопросы, вносимые на Съезд по постановлению Учредительного Съезда:

- обязательное снабжение учащихся даровой пищей, одеждой, ночлегом;

- доставление возможности дарового дальнейшего образования способным ученикам начальной школы;

- религиозный элемент в школе.

12. Текущие дела: а) отчет Центрального бюро; б) жизнь Союза за истекшее время; в) областная организация внутри Союза (6, 9, 10).

На Съезде была организована комиссия по национальной школе, высказаны предложения о слиянии общества взаимопомощи с Союзом, а также выражено отрицательное отношение к корпоративному объединению учителей по типам школ.

Однако объединение союза учителей с обществами взаимопомощи не произошло.

Кроме того, на этом Съезде вновь обсуждались вопросы о политической забастовке учителей, совместной работе учительского Союза с другими Союзами, близкими по сфере деятельности; участие Союза в помощи голодающим, меры по реорганизации образования и т.д.

Особо на Съезде было подчеркнуто, что Союз не должен связывать свои действия политической программой, что нисколько не исключает возможности для него совершать отдельные политические акты, когда он почувствует себя реальной силой. Для достижения этой цели принято решение приступить немедленно к организации профессиональных групп на местах.

Образование таких групп и объединение их в общий профессиональный Союз, безусловно, окажет сильное влияние на превращение теперешнего профполитического Союза в чисто профессиональный.

Это предположение тем более основательно, что делегатский Съезд почти предрешил такое изменение своей платформы.

После Съезда организационная комиссия профессионального союза обратилась к учителям с предложением немедленно приступить к образованию профессиональных групп и приложить все усилия для объединения существующих учительских организаций в один профессиональный союз.

В большинстве губерний России создавались отделения Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию.

Активно действовали отделения в Иркутской, Саратовской, Тульской, Читинской, Ульяновской, Уфимской и других губерниях. Они способствовали сплочению, организационному укреплению работников просвещения, учащихся. Власти опасались политической активности учителей. Характерным признаком того времени стали доносы на деятельность союза учителей и их отделений в губерниях.

Так в доносе стерлитамакского исправника уфимскому губернатору говорилось " вся учащаяся молодежь, в большинстве еще не окрепшая, почувствовала силу и начала свою работу сначала с невинных вопросов чисто экономических, а затем и прямо социальных и политических, составлялись союзы, собрания и т.п. Главным из тех союзов составился Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию. Этот союз, так сказать, головка делу, давал и другим подобным свои указания, уставы и программы. Учителя на местах стали сеять смуту". В другом рапорте отмечалось, что в декабре 1905 года состоялись съезды учителей г. Стерлитамака. В рапорте говорилось « На этих съездах проводились многие вопросы чисто социально-политические, начиная с требования созыва Учредительного собрания, уничтожения преподавания в училищах закона божьего, неподчинения властям и местному учебному начальству в особенности, о предстоящей забастовке и т.п.».

При жандармском обыске в деревнях Злобовка, Сосновка, Поповка Саратовской губернии была выявлена профессиональная организация учительского персонала как отделения Союза учителей уезда. Отделение имело Устав союза учителей Саратовского уезда, в составе насчитывалось 10 человек.

В 1906 году был создано отделение союза учителей Буинского уезда Ульяновской губернии. На Съезде учителей начальных классов уезда, состоявшемся 4-5 января 1906 года, была образована комиссия для выработки Устава, которую возглавил избранный съездом учитель М.Демьянов - воспитанник Казанского учительского института (6,9,10).

Образование учительских союзов на местах способствовало сплочению, организационному укреплению работников просвещения, учащихся.

Однако власти жестоко расправлялись с учителями, осмелившимися создать свою профессиональную организацию. В течение 1907 года большинство отделений были распущены.

Широкое развитие профсоюзного движения в стране заставило царское правительство узаконить деятельность профессиональных союзов. 4 марта 1906 года был издан Закон о профсоюзах под названием "Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий". как и созыв Государственной думы, этот закон явился уступкой рабочему классу, имевшей целью затормозить дальнейшее развитие революции. Издавая закон, царское правительство стремилось не только удовлетворить требования рабочих, но и ограничить деятельность профессиональных обществ рамками закона, взять их под свой контроль, подчинить надзору полицейских органов. Закон ограничивал круг лиц, которым разрешалось создавать профсоюзы. " Временные правила" запрещали какое-либо участие профессиональных обществ в политической борьбе. Этим организациям предписывалось главным образом изыскивать способы" к устранению посредством соглашения или третейского разбирательства недоразумений, возникающих на почве договорных условий между нанимаемыми и нанимателями". Права обществ во многом сводились к выдаче пособий своим членам, к созданию касс взаимопомощи, похоронных касс, устройству библиотек, оказанию содействия по трудоустройству и т.п. Запрещались съезды и конференции профсоюзов, их областные и всероссийские объединения.

Но, несмотря на запреты 7 июня 1906 года в Финляндии состоялся III делегатский Съезд Союза, который отказался от политической платформы, но внес в Устав пункт, предоставляющий право Съездам вносить тактические резолюции политического характера, обязательные для органов Союза, но с предоставлением меньшинству права выносить свою резолюцию.

Выразив несогласие с подобной позицией, учителя социал-демократы

- 13 чел. подали заявление о выходе из Союза. Съезд принял также резолюцию о поддержке трудовой группы в Государственной Думе.

В июне 1906г. Центральное Бюро Союза на основании заявления от учителей - социал-демократов - участников Съезда постановил ввести в состав Союза социал-демократический отдел.

С 18 по 24 июня 1907 года проходил IV делегатский Съезд Всероссийского Союза учителей, который постановил полностью исключить из Устава политическую платформу и перейти на " чисто профессиональную платформу". Однако в Уставе был оставлен пункт о политических выступлениях, посчитав участие учительства в политической борьбе "прямым долгом перед родиной и школой, реорганизация которой на принципах свободы, демократизации и децентрализации представляется немыслимой в рамках бюрократического строя".

В принятом IV съездом Уставе было предусмотрено существование партийных отделов. Съезд признал необходимым установить прочные отношения между учительскими и рабочими организациями. Съезд принял 10 постановлений "О непосредственных задачах профессиональной борьбы".

Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию не был связан с пролетарскими профсоюзами, это был один из союзов демократической интеллигенции, объединял передовое учительство, независимо от партийной принадлежности ВСУ входил в объединение "Союз Союзов". Несмотря на то, что руководство ВСУ находилось в руках народнических элементов, он сыграл положительную роль в развитии учительского движения. В течение всего периода своего существования Всероссийский союз учителей занимал последовательно демократическую и революционную позицию.

IV Съезд стал последним Съездом Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска Государственной Думы Союз учителей вместе с Железнодорожным союзом подписал Манифест ЦК РСДРП, Комитета трудовой партии и Всероссийского крестьянского союза "Ко всему российскому крестьянству". Союз фактически представлял Союз сельских учителей народной школы, так как городские учителя слабо втягивались в членство в Союзе. В Москве и Петербурге сложились к этому времени свои организации учителей начальной школы, входившие в общую организацию муниципальных служащих. В ВСУ входили немногие из них. Преподаватели высшей и средней школы образовали свои союзы.

После IV делегатского Съезда деятельность Союза стала постепенно сворачиваться и, вскоре, Союз прекратил свое существование, как и многие другие массовые организации трудящихся, возникшие в период первой русской революции.

Затем в различные периоды политического оживления в России, особенно в 1912-1914 гг. предпринимались попытки восстановления деятельности Союза учителей, однако в силу разногласий попытка восстановить работу Союза учителей не удалась, хотя и был проведен очередной Всероссийский Съезд учителей.

После февральской революции 1917 года вновь начался процесс повсеместного возникновения профсоюзов, которые быстро становились массовыми и активно включились в борьбу за интересы трудящихся.

В 1917 году была возобновлена в полной мере и деятельность учительского Союза. На очередном августовском Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд политических требований (6,9).

Политическая позиция Союза, как организации, сводилась к безоговорочной поддержке Временного правительства. Однако, его внутреннее строение было весьма неопределенным: союз делился на "группы" по типам школ, по предметам, по ведомствам и другим не менее разнородным признакам.

Большая часть учителей, особенно начальной школы, восторженно встретила революцию. Однако после роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов. Им организована в Москве и Петрограде забастовка протеста (с декабря 1917 г. до начала марта 1918 года) с требованием созыва Учредительного собрания. Кратковременные забастовки учителей состоялись и в некоторых других городах. На этой основе в учительском движении произошел раскол.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconУчебное пособие по немецкому языку москва, 2006
Артемюк Н. Д., Зиньковская М. Д., Лебедева Г. П пособие составлено в соответствии с действующей программой и охватывает такие темы...
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconЗубин С. И. Логистика. Учебное пособие Москва 2006
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconУчебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология»
Культурология: учебное пособие / под ред. О. Б. Феклиной; Уфимск. К90 гос авиац техн ун-т. – Уфа: угату, 2006. – 123 с
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconУчебное пособие Москва 2014 министерство образования и науки российской федерации
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей исторических факультетов, обучающихся по специальности «История», а...
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconИнститут моды, дизайна и технологий учебное пособие по курсу «цветоведение...
Живопись наиболее распространенный вид изобразительного искусства,произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на...
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconУчебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым...
Постмодернистская философия и постмодерная культура. Учебное пособие – Москва: мамармен, 2000 г
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconСовременные т ех нологии обучения: теория и практика учебное пособие
Современные технологии обучения: теория и практика: Учебное пособие / А. О. Блинов, Т. Н. Парамонова, Е. Н. Шереметьева, Г. В. Погодина....
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей
Концепции современного естествознания: Учеб пособие для студентов экономических специальностей /А. Н. Верхозин, В. В. Однобоков /...
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Г46 Гигиена труда : учебное пособие / авт сост. Л. В. Козачук. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 60 с
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconУчебное пособие Издательство ТулГУ
Бродовская, Е. В. Переговоры: стратегии, тактики, техники: Учебное пособие [Текст] / Е. В. Бродовская, А. А. Лаврикова. – Тула: Изд-во...
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconУчебное пособие для системы повышения квалификации специалистов системы...
Учебное пособие предназначено для работников социальной сферы, специального образования, административного управления, представителей...
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconБобровская М. В. (Иркутск) Преемственность поколений: место в обществе...
Клочкова М. С. Демография: учебное пособие / М. С. Клочкова. – М.: Изд-во риор, 2006
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconУчебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста»
Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей рассмотрено...
Концепции современного естествознания: Учеб пособие для студентов экономических специальностей /А. Н. Верхозин, В. В. Однобоков /...
Учебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России. Учебное пособие. Москва: Изд-во мгоу, 2006. 100с iconУчебное пособие Москва 2008 Орлова Е. И. Образ автора в литературном...
Терминология, связанная со всем кругом проблем, возникающих вокруг автора, еще не стала упорядоченной и общепринятой. Поэтому прежде...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск