Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь»





Скачать 69.58 Kb.
НазваниеУрока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь»
Дата публикации07.08.2014
Размер69.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Модель

урока чтения в технологии деятельностного метода
Тема урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь».

Класс: ___4-«Б»__

Автор УМК: Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В.

Тип урока: открытие новых знаний.

Урок составлен и проведён учителем МБОУ Павинская СОШ Артамоновой Е.А.




Цель и задачи урока по линиям развития личности



Учить анализировать литературное произведение во взаимосвязи с историческими событиями.

Задачи: 1 Ознакомить со стихотворением И. С. Никитина «Русь»,с историей Отечественной войны 1812 года.

2 Обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста, пополнить словарный запас учащихся.

3 Развивать навык выразительного чтения, познакомить с понятием «риторический вопрос».

4Воспитывать патриотические чувства к своей Родине.



Дидактический материал к уроку




Портреты И.С. Никитина, М. И. Кутузова, Наполеона, картины с видами природы России, карточки на доску, Толковый словарь C//Ожегова, картина Прянишникова И.М. «В 1812 году».


Этапы урока

Действия учителя (типичные фразы диалога)

Действия учеников

(предполагаемые)

Оформление доски

I Мотивация к учебной деятельности


-Сегодня начинаем новый раздел, прочитайте название его. Какие ассоциации возникают у вас , когда вы произносите слово Родина?

Учитель читает отрывок из стих. З. Александровой

«Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый клён, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот………..»

_-Как понимаете слова «родина бывает разная, но у всех она одна»?

-Подберите синонимы к слову Родина

Отечество, Отчизна, Россия.



На доске появляется схема: Родина: малая великая Родина - Россия


II Актуализация знаний

и фиксация затруднения в пробном действии


Послушайте отрывки из стихов и вспомните, кто их автор.

Учащиеся читают отрывки из стихов И. Никитина

1 «Здравствуй, гостья, зима…..»

2 « Скоро гости к тебе соберутся…..»

3 «Звёзды меркнут и гаснут….»

- Кто автор этих строк?

Сообщение о И. С. Никитине делает Лаптева Аня.


На доске портрет И.С.Никитина, выставка его книг.

III Выявление места и причины затруднения


-Сегодня познакомимся со стихотворением, которое принесло ему известность. Поэт- самоучка сразу стал знаменит. Критик Олег Ласунский писал: «Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!» Наша задача на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян. Попробуем научиться читать это стихотворение выразительно.









IV Построение проекта выхода из затруднения


-Что для этого нам потребуется?


Дети составляют план работы над произведением под руководством учителя.

1 Познакомиться с произведением «Русь».

2 Объяснить значение непонятных слов.

3Проанализировать стих- ие.

4Сделать выводы.





V Реализация построенного проекта


Первичное восприятие.

Стихотворение читает учитель.
-Какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
Вторичное восприятие.

Чтение и анализ стих- ия.

-Чему посвящена 1 часть?

-Что напоминает это произведение по характеру стихосложения?

-Как вы понимаете слова «Подымает грудь море синее»?

-Что видят люди при этом?

-О какой «непроглядной тьме» говорит поэт?

Какие приёмы использует Никитин?

Прочитайте 3 часть.

-К кому обращены вопросы в этой части? Поэт задаёт эти вопросы, потому что не знает на них ответы? Или знает?

- Что использует поэт, чтобы подчеркнуть близость к фольклорным традициям?



1Учащиеся слушают.

2Отвечают на вопрос учителя. «Чувство гордости за свою Родину, его героический народ. Восхищается богатством, просторами Родины.»

3Дети читают самостоятельно,. Делят на части

(работа в парах).

-Стихотворение написано былинным языком..

-Олицетворения, сравнения.

Чтение учащимися 3 части про себя.

-Он знает.

Трижды начинает «У тебя ли нет».

Читают эти строфы выразительно, так, чтобы звучал не только вопрос, но и уверенность , что всё, о чём спрашивает автор, Родина имеет.

На доске слова: шатёр ,курган, мгла, брань,

державная.
Открываются картины с видами природы России.

Степь. Северное сияние. Море.

На доске слова:

риторические вопросы

VI Первичное закрепление во внешней речи


-О каких победах Руси напоминает нам поэт в 3 части?

-Как в стихах Никитин называет битву?

-В чём поэт усматривает силу России?- Почему победили Францию?

- Какое ещё событие XX века мы можем увидеть за этими строками?

-Почему поэт не указывает точной даты, когда «..в глухих степях под сугробами..»?
-Чему посвящена 4 часть?

-Что значит для Никитина любить Родину?


-О монголо- татарском нашествии, о войне с Польшей, о войне 1812года.

Рассказы учащихся о Наполеоне и Бородинском сражении. Рассказывает Рубанов Таалай и Циренов Дима.
-Сила России в единстве народа, на борьбу поднялся стар и млад.

Дети читают сроки из стих- ия, подтверждая свои ответы.
-Выражает уверенность, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость: так было и так будет всегда.

-Поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым.

На доске портреты Кутузова и Наполеона.

Картина Прянишникова И.М. «В 1812 году».


II Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


-Озаглавьте части и составьте план.



Дети работают самостоятельно в группах.
Каждая группа зачитывает свой план.


На доске:

1 Необъятная царственная Русь.

2Риторические вопросы.

3 Русь непобедимая.

4Объяснение в любви.

VIII Включение в систему знаний и повторение


-Давайте вернёмся к началу урока, к проблеме, которую мы должны были решить.

_ Можно ли назвать это произведение гимном России?

-Что хотел передать Никитин нам- своим потомкам?

На стихи Никитина создано более 60 романсов и песен.


-

-Каждый человек, который читает это стихотворение, ощущает себя частичкой того великого целого, что зовётся Россией.




IX Рефлексия учебной деятельности



-Оцените свой вклад в урок, продолжите предложение:

-У кого появилось желание выучить стих- е наизусть?

X. Домашнее задание: 1 гр. - выучить отрывок наизусть,2 группа выразительно читать.






-сегодня я узнал…….

я научился…..

меня удивило….мне захотелось…

Р-родная

О-отважная

С-святая

С славная

И-известная

Я- яркая

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconКонспект урока
«Садко», показать им, как в былине отображены реальные исторические события; формировать у школьников исторические представления;...
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предметные: познакомить со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Бородино”, выяснить, как исторические события, положенные в основу, отражаются...
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconТема урока. Мотив традиции в творчестве Сергея Никитина. ( По рассказам...
Оборудование: плакаты, карточки со словами, ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconЗакономерности и этапы исторического процесса
Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха...
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconЗакономерности и этапы исторического процесса
Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха...
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconЗакономерности и этапы исторического процесса
Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха...
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconЗакономерности и этапы исторического процесса
Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха...
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconФгаоу впо «Дальневосточный федеральный университет» Олимпиада школьников...
Задание Профессия историка предполагает умение анализировать конкретные исторические события, извлекать исторические уроки, сравнивая...
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconЦель: показать на примере фильма «Иван Грозный» стремление власти...
Задачи: проанализировать исторические источники (см список литературы), посвященные этой теме, и сделать вывод
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепить знания о Земле, карте, глобусе. Познакомиться с произведением И. Никитина «Русь»
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconКто из князей крестил Русь?
Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и ответьте, с именем какого князя связаны описанные в летописи события
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показать учащимся военно-исторические события глазами их непосредственных участников
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconПлан работы по патриотическому воспитанию
...
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Читать «Белую гвардию». Письменно в тетради: какие исторические события, изображает в повести М. А. Булгаков
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconРабочая программа дисциплины история удмуртии направление подготовки «Международные отношения»
Удмуртии сквозь призму профессиональных компетенций, через профессиональные нормы оценивать исторические явления, события, процессы...
Урока: Исторические события в произведении И. С. Никитина «Русь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Определить уровень усвоения знаний учащимися пройденного материала, учащиеся должны знать даты, исторические термины, факты, события...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск