АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
направления подготовки 080100.62 Экономика
профиль «Экономика предприятий и организаций» 1. История
Компетенции:
ОК-3
Аннотация:
В результате изучения дисциплины учащийся должен:
знать:
закономерности и этапы исторического процесса;
основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;
уметь:
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы исторической науки в профессиональной деятельности;
ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать исторические процессы и явления.
владеть:
навыками выражения своих мыслей и мнения;
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
Содержание:
Модуль 1. История как специфическая форма научного познания. Русь Древняя и средневековая: История и исторические знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси. Русская земля в период феодальной раздробленности, монголо-татарского ига и восстановления государственности (XII – XVвв.). Россия в XVI – XVII вв.
Модуль 2. Россия в новое время (XVIII в. – начало XX в.): Россия в XVIII столетии. Российская империя в первой половине XIX в. Россия во второй половине XIX в. Россия в 1900–1917 гг.
Модуль 3. Россия, СССР в новейшее время (XX в.): Россия в 1917–1920 гг. СССР на путях строительства “нового общества”. СССР в мировой войне 1939–1945 гг. Советское общество в послевоенный период.
Модуль 4. “Перестройка” в СССР (1985-1991): “Перестройка”, попытка решения проблем страны в рамках социалистического общества. Социально-экономическое и политическое положение Российской Федерации. Россия в системе международных отношений 1992-1998 гг.
Модуль 5. Современная Россия: Геополитическая ситуация после упразднения Советского Союза. Российское общество в первые годы реформ. Проблемы взаимоотношений России со странами “ближнего зарубежья”. Принятие Российской Федерации в Совет Европы. Внешняя политика и международные связи России в конце XX — начале XXI в. 2. Философия
Компетенции:
ОК-1,2
Аннотация:
Целью учебной дисциплины «Философия» является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, потребности к аналитико-философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм, составление целостного системного представления о бытии природы, общества и человека, о формах и границах познания природно-материальных, идеальных и социальных явлений и процессов. Курс философии направлен на формирование у студентов предпосылок теоретического мышления, на постижение интеллектуального и духовного опыта человечества для применения полученных знаний в профессиональной деятельности. Важным аспектом философской подготовки студентов является становление умения ориентироваться в сложных проблемах современности, созидание гуманистической культуры мышления и поведения, формирование и развитие философского мировоззрения и мироощущения.
Содержание:
Сущность философии. Антропологические основания философии. Философия Древнего Востока. Философия античной Греции. Философия Средневековья. Философия Византии и эпохи Возрождения. Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Русская философия. Западноевропейская философия конца XIX – XX веков. Проблемы бытия. Философское учение о сознании. Проблемы познания. Философское понимание общества. Духовная жизнь общества. Национализм в современном мире. Нация и этнос. Природа человека и смысл его существования. Личность. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Философия глобальности. 3. Психология
Компетенции:
ОК-9
ПК-14
Аннотация:
В результате изучения дисциплины учащийся должен:
знать:
основные психологические понятия и категории, закономерности развития психики;
основные теории и закономерности личностного развития;
уметь:
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы психологической науки в профессиональной деятельности;
анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
пользоваться современными методами психологии в анализе взаимодействия и делового общения
владеть:
навыками целостного подхода к анализу проблем человека и общества.
методами психологически грамотно строить психологическую характеристику человека в процессе взаимодействия.
Содержание:
Введение в психологию. Методы исследования в психологии. Сущность и содержание психических явлений. Психика и организм. Сознание как форма отражения человеком действительности. Чувственные формы освоения действительности. Рациональные формы освоения действительности. Психология личности. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Подходы к определению личности и установлению ее структуры. Соотношение биологического и социального. Направленность личности. Потребности. Социализация потребностей. Психология общения и межкультурные коммуникации. Социально-психологические явления в группе. Межличностное отношения. Психология малых групп. Социально-психологические характеристики личности в группе. Психологические требования к менеджеру и реализации управленческих функций. Природа конфликтов. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Психология делового общения и взаимодействия. Профессиональное общение. Стили общения. Понятие коммуникации. Межкультурная коммуникация. 4. Право
Компетенции:
ОК-5
Аннотация
В результате освоения дисциплины студент будет знать Конституцию РФ, нормативно-правовые акты в сфере гражданского, трудового, семейного, экологического, жилищного права; законодательство о защите прав потребителей и защите авторских прав; использовать знания по защите своих конституционных, гражданских, трудовых прав, создавать юридические лице самостоятельно или с другими юридическими лицами, защищать свои интересы в судах различной инстанции; владеть понятиями о федеративном устройстве государства, о гражданском правоотношении отдельных видов обязательств, трудовых отношений в коллективе, материальную ответственность, семейно-брачных отношений
Содержание:
Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации . основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. 5. Социология
Компетенции
ОК-4,11
Аннотация
В результате изучения дисциплины «Социология» бакалавр по направлению должен знать основные закономерности и формы регуляции социального поведения, виды и закономерности социальных процессов и явлений, основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, уметь понимать и анализировать социально значимые проблемы (расслоение общества, формирование социальной структуры, роль личности в обществе и т.д.), понимать и анализировать социальную политику государства, владеть методами обработки и использования социологической информации в социальной и профессиональной деятельности.
Содержание:
Социологическое знание. Уровни социологического анализа Макро- и микросоциология. Этапы развития социологии. Общество как социокультурная система. Социальная система и социальная структура. Социальные группы. Социальные институты. Национально-этнические общности и отношения. Культура и общество. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Личность как социальное существо Социализация и формирование «Я». Конформность, девиантное и деликвентное поведение. Социальные конфликты. Социальные изменения в современном мире. Методология и методы социологического исследования. 6. Иностранный язык (английский)
Компетенции:
ОК-14
Аннотация:
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
лексический минимум в объёме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);
уметь:
читать оригинальную литературу по специальности на иностранном языке для получения необходимой информации;
владеть:
навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;
навыками критического восприятия информации;
иностранным языком в объёме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.
Содержание:
Знакомство, представления. Речевой этикет. Знакомство с культурами других стран. Еда. Покупки. Социализация. Биографии знаменитых людей. Как себя вести. Путешествия. Великие открытия современности. Как найти работу. Резюме. 7. Русский язык и культура речи
Компетенции:
ОК-6.
Аннотация:
В результате изучения дисциплины учащийся должен:
знать:
основные понятия из сферы «Язык и речь»;
принципы организации языковой системы как универсальной знаковой иерархической структуры;
типы языковых единиц;
разновидности национального языка;
особенности языковой нормы;
классификацию языковых норм;
критерии различения языка и речи;
формы речи: устную и письменную;
принципы стилистической дифференциации языка;
специфику выделяемых функциональных стилей русского языка;
стилеобразующие факторы и языковые особенности функциональных стилей русского языка;
функционально-смысловые типы текста;
виды стилистических ошибок и способы их устранения;
методы и способы сбора научной информации;
историю и современные тенденции развития научного стиля;
принципы и правила жанровой организации научной речи;
правила создания квалификационной работы;
принципы и правила создания устного публичного выступления в научном стиле.
уметь:
Различать понятия «язык» и «речь»; различать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи; оценивать речевую культуру собеседника, редактировать устные и письменные тексты.
Разграничивать разговорную, жаргонную и просторечную лексику; уметь определять принадлежность текста к разновидностям национального языка; характеризовать литературный язык, связи между вариантами национальных единиц; устранить ошибку, используя правила рекомендации.
Пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка; выявлять нарушение норм русского языка в речи; квалифицировать виды норм по разным основаниям.
Анализировать речевые произведения в аспекте выраженности текстовых категорий (определять тему и основную мысль текста, разделять текст на смысловые части и т.п.); находить ошибки в построении текста.
Различать функционально-смысловые виды текста; находить ошибки в построении описаний (определений и классификаций), повествований и рассуждений
Анализировать и создавать тексты разных стилей в зависимости от сферы общения, разграничивать ситуации общения, в которых используется каждый стиль, соблюдать стилистические нормы, видеть стилевые ошибки и исправлять их
Опознавать разговорную лексику, отграничивать ее от жаргонизмов, диалектизмов, просторечных слов; вступать во взаимодействие в повседневной жизни, используя единицы языка с учётом ситуации общения.
Определять вид документа; жанр официально-делового стиля; создавать и правильно оформлять некоторые документы (объяснительная записка, расписка, заявление, служебная записка).
Анализируя тексты, указывать в них лексические и грамматические факты, характерные для официально делового стиля; выстраивать (организовывать) речь в соответствии со стилеобразующими факторами официально-делового стиля; опознавать стилевые черты в текстах официально-делового стиля; создавать письменные деловые тексты в соответствии с характерными для них стилевыми чертами.
Оценить информативность публицистического произведения, выявить позицию автора через анализ языковых средств, сопоставить позиции авторов публицистических произведений на одну тему.
Определять подстиль научного текста; характеризовать каждый подстиль; различать первичные и вторичные научные тексты
Читать и анализировать научные тексты высокого уровня сложности, создавать научные тексты (аннотация, конспект, реферат, доклад, курсовая и дипломная работы)
Различать первичный и вторичный текст; выделять в предложенном тексте реферата композиционные и лексико-грамматические особенности; владеть умениями и навыками поэтапной подготовки реферата; оформлять библиографический список.
Отбирать и организовывать информацию для создания квалификационной работы.
Выявлять и оценивать результаты своей научной деятельности, отражённой в устной и письменной форме.
владеть:
Навыком наблюдения за своей речью и речью окружающих, навыком саморефлексии и общей оценки речевой культуры собеседника.
Навыком создания коммуникативно-грамотной речи в практике общения.
Способностью использовать разные функциональные стили русского языка в практике общения; использовать любые разновидности национального языка, уместные в зависимости от коммуникативной ситуации.
Навыком соблюдения норм современного русского языка и способностью фиксировать их нарушения; способностью использования актуальной лексики современного русского языка; навыком использования нормативных словарей и справочников русского языка.
Способностью создавать тексты-описания, тексты-повествования (определения, классификации) и тексты-рассуждения; навыками использования описаний и рассуждений в различных жанрах письменной научной речи (рефератах, курсовых и дипломных работах).
Навыком создания стилистически грамотного текста с учётом сферы (ситуации) общения; владеть навыком оценки чужого и собственного текста с точки зрения соблюдения стилистических норм.
Навыками реализации стилевых черт, лексических и грамматических особенностей при создании различных типов документов; владеть общими правилами оформления различных типов документов.
Навыками реализации стилевых черт, лексических и грамматических особенностей при создании текстов официально-делового стиля; владеть клише (языковым стандартом); вносить правку в деловые тексты.
Навыком создания письменного текста на общественно значимую тему.
Навыком восприятия и создания письменных текстов с учётом характера передаваемой информации.
Способностью анализировать и создавать первичные и вторичные научные (академические) тексты в письменной форме.
Способностью создавать рефераты по одному и нескольким источникам с отсутствием или наличием оценочной части.
Методикой создания оригинального сочинения исследовательского характера.
Содержание:
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. |