Учебная дисциплина «История России»
| Цель изучения дисциплины
| - познакомить студентов с понятийным аппаратом исторической науки, ее основными исследовательскими методами, научными концепциями;
- дать студентам представление о содержании важнейших этапов отечественной истории, сущности ключевых исторических явлений и процессов
| Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
| Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3)
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4)
Способность работать с информацией из различных источников (ОК-16)
| Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
| Знать:
- объект, предмет цель и задачи учебной дисциплины;
- основные события, даты, явления и процессы Отечественной истории, ее место в контексте мировой истории;
- ключевые методологические, исторические и источниковедческие проблемы истории Отечества;
- важнейшие понятия, термины и их определения, имена, географические названия и даты, связанные с историей России;
Уметь:
- характеризовать явления и исторические процессы, изучаемые в курсе;
- вырабатывать собственную позицию в отношении изучаемых исторических проблем;
- выявлять закономерности и основные этапы в развитии событий, устанавливать причинно-следственные связи;
- ориентироваться в историческом и этнокультурном пространстве истории Отечества;
- иметь навыки сопоставления фактов истории России в контексте других знаний гуманитарного и специально профессионального характера;
Владеть:
- навыками организации самостоятельной работы;
- навыками самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее структурирования и преобразования.
| Краткая характеристикаучебной дисциплины (основные блоки и темы)
| 1. Проблемы методологии истории
2. Территория и население России с древности до наших дней
3. От Руси к России (VI –XVII вв.)
4. Российская империя (XVIII – начало XX в.)
5. Революция 1917 г. и Гражданская война
6. Советская Россия и СССР в 1920-е-1930-е гг.
7. СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенного развития
8. СССР в 1950-е – начале 1980-х гг.
9. От СССР к России (1985-1991 гг.). Современная Россия (1991-2010 гг.)
| Трудоёмкость
(з.е. / часы)
| 3/108
| Форма итогового контроля знаний
| Семестр 1 зачет
|
Учебная дисциплина «Философия»
| Цель изучения дисциплины
| дать целостное представление о философии как самостоятельной области духовной культуры и теоретических исследований.
| Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
| Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6)
Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10)
Способность к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (ОК-17)
| Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
| Знать:
- основные этапы развития и современное состояние философской мысли;
- место философии в системе современного гуманитарного знания;
- основные понятия и проблемы философских исследований
-основные концепции, родившиеся при решении наиболее значимых философских проблем
Уметь:
- анализировать философские тексты
- критически анализировать плоды чужого и собственного философского творчества
- сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения исследовательских задач
- ставить и решать собственные перспективные исследовательские задачи
Владеть:
- навыками использования фундаментальных философских категорий и знаний, необходимых для решения научно-исследовательских и практических задач;
- навыками корректного участия в философской дискуссии
- навыками планировать учебную деятельность, определять порядок самостоятельной работы, осуществлять самоконтроль учебной деятельности;
- навыками самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её.
| Краткая характеристикаучебной дисциплины (основные блоки и темы)
| 1. Предмет и метод философии. Специфика философского знания
2. Роль философии в жизни человека и общества
3. От мифа к логосу: генезис и становление философии
4. Основные этапы истории западной философии
5. Духовные основы и особенности русской философии
6. Проблема сознания в философии
7. Возможности и границы познания
8. Научное познание и знание
9. Основы онтологии
10. Научная, философская и религиозная картины мира
11. Природа и сущность человека.
12. Мотивы, нормы и ценности человеческой деятельности
13. Природа и сущность социальности
14. Общество и личность. Проблема свободы и ответственности
15. Основы философии истории
16. Проблемы и перспективы современной цивилизации
| Трудоёмкость
(з.е. / часы)
| 3/108
| Форма итогового контроля знаний
| 2 семестр, зачет
|
Учебная дисциплина «Английский язык»
| Цель изучения дисциплины
| повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально - коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.
| Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
| способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9)
владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14).
Способность к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (ОК-17)
| Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
| Студенты должны знать:
- специфику артикуляции звуков, интонации;
-основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации;
- правила чтения, транскрипции;
- дифференциацию лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная).
- свободные и устойчивые словосочетания, фразеологические единицы.
- основные способы словообразования.
- основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
- культуру и традиции страны изучаемого языка, правила речевого этикета.
Студенты должны уметь:
- читать и переводить несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности;
- вести диалогическую и монологическую речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения;
- писать частные письма, деловые письма;
- составлять аннотацию к тексту, писать реферат, составлять резюме.
Студенты должны владеть:
- минимум 4000 лексическими единицами лексики общего и терминологического характера.
- грамматическими навыками, обеспечивающими коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении.
- иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;
- способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере;
Студенты должны иметь навыки публичной речи : устное сообщение, доклад.
Студенты должны понимать диалогическую и монологическую речь в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
| Краткая характеристикаучебной дисциплины (основные блоки и темы)
| Модуль 1 Семестр 1
Грамматика: Коррективный фонетический курс, местоимения, предлоги, исчисляемые и неисчисляемые существительные, вопросительные и отрицательные предложения, временные формы в активном залоге.
Бытовая сфера общения: Путешествия.
Социально-культурная сфера общения: Традиции и обычаи в Англии. Достопримечательности Англии.
Учебно-познавательная сфера общения: Высшее образование в России. Мой Университет. История и традиции моего вуза.
Профессиональная сфера общения: История математики.
Письменная речь: письмо личного характера.
Аудирование: диалоги в бытовой сфере общения.
Модуль 2 Семестр 2
Грамматика: Модальные глаголы, степени сравнения прилагательных и наречий, временные формы в пассивном залоге.
Бытовая сфера общения: Еда, Покупки, Досуг и развлечения.
Социально-культурная сфера общения: Язык как средство межкультурного общения. Туризм в Англии
Профессиональная сфера общения: Основные математические понятия.
Письменная речь: сочинение по обозначенной тематике.
Аудирование: диалоги в бытовой сфере общения.
Модуль 3 Семестр 3
Грамматика: Инфинитив, сложное подлежащее, сложное дополнение, условные предложения.
Бытовая сфера общения: Дом, жилищные условия. Устройство городской квартиры; загородного дома.
Социально-культурная сфера общения: Спорт. Здоровье. Основы здорового образа жизни. Спортивная жизнь студентов.
Учебно-познавательная сфера общения: Высшее образование за рубежом. Студенческая жизнь в России и за рубежом.
Профессиональная сфера общения: История геометрии. Введение в аналитическую геометрию.
Аудирование: тексты по обозначенной тематике.
Письмо: заполнение форм и бланков для участия в студенческих программах.
Модуль 4 Семестр 4
Грамматика: Причастия, герундий, согласование времен, прямая и косвенная речь.
Социально-культурная сфера общения: Средства связи. Информационные технологии. Англо-говорящие страны. Трудоустройство в стране и за рубежом.
Профессиональная сфера общения: Кибернетика и информатика. Современная математика.
Аудирование: тексты по обозначенной тематике.
Письмо: Написать резюме, CV, деловые письма.
| Трудоёмкость
(з.е. / часы)
| 8/288
| Форма итогового контроля знаний
| 1-3 семестры - зачет, 4 семестр - экзамен
|
Учебная дисциплина «Макроэкономика»
| Цель изучения дисциплины
| изучение закономерностей экономического поведения макроэкономических субъектов на национальном и наднациональном уровне, на этой основе – сущности, причин и форм проявления макронестабильности в развитии, методов сокращения этой нестабильности за счет государственного регулирования.
| Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
| Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11)
Выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом (ПК-3)
Проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-4)
| Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
| После изучения данного курса студент должен знать:
- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;
- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
- принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства.
На основе изучения данного курса студент должен уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи, курсовой работы.
Студент должен владеть:
- методологией экономического исследования, специальной терминологией и навыками профессиональной аргументации;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы на макроуровне;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
| Краткая характеристикаучебной дисциплины (основные блоки и темы)
| Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики.
Тема 2. Основные макроэкономические связи и показатели в системе национальных счетов.
Тема 3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики.
Тема 4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности.
Тема 5. Основы фискальной политики.
Тема 6. Теория денег и денежного рынка.
Тема 7. Сущность, структура и значение банковской системы.
Тема 8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики.
Тема 9. Стабилизационная политика и экономический рост.
| Трудоёмкость
(з.е. / часы)
| 4 / 144
| Форма итогового контроля знаний
| Экзамен
|
Учебная дисциплина «Микроэкономика»
| Цель изучения дисциплины
| углубленное изучение студентами следующих важных проблем прикладной микроэкономики и практического ценообразования:
- отраженного в математических моделях мирового опыта оптимизации цен применительно к рынкам различных типов (как совершенно, так и несовершенно конкурентных);
- моделирования и анализа различных ценовых стратегий бизнеса;
- методов количественной оценки эффективности рыночных цен с точки зрения социального благосостояния;
- моделирования и анализа эффективности государственного регулирования цен.
| Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
| Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11)
Выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом (ПК-3)
Проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-4)
Использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ-инфраструктуры предприятий (ПК-9)
| Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
| Студент должен знать:
- математическое определение, свойства и графический способ оценки эластичности;
- математические методы и приемы количественного анализа конъюнктуры конкурентного рынка;
- математические модели целевого ценообразования для фирм, оперирующих в рыночных условиях различных типов (на совершенно и несовершенно конкурентных рынках);
- методы практических расчетов оптимальных цен для фирм, обладающих определенной рыночной властью;
- модели количественной оценки социальных потерь, связанных с монопольной (рыночной) властью;
- математические формализации концепций Парето-эффективности и оптимальной системы цен; теоремы экономики благосостояния.
Студент должен уметь:
- грамотно применять приемы и методы математического моделирования к исследованию закономерностей экономических процессов, к анализу конъюнктуры рынка и к оптимизации стратегий бизнеса;
- рассчитывать оптимальные цены при альтернативных целях фирмы, располагающей определенной рыночной властью (случаи максимизации выручки, максимизации прибыли, максимизации нормы прибыли, а также сохранение уровня чистой прибыли при увеличении объема выпуска и снижении цены с целью захвата большей доли рынка);
- математическими методами решать задачи по ценообразованию, включаемые в курсы микроэкономики второго (промежуточного) уровня.
| Краткая характеристикаучебной дисциплины (основные блоки и темы)
| 1. Математическое определение эластичности ее свойства. Графический способ оценки эластичности. Ценовая эластичность спроса. Две теоремы о влиянии колебаний цен на сбыт в зависимости от ценовой эластичности спроса.
2. Моделирование влияния налогов на рыночные цены. Формула распределения налогового бремени между продавцами и покупателями в зависимости от эластичности спроса и предложения. Оценка и прогнозирование влияния рыночной конъюнктуры на равновесные цены.
3. Математическая постановка задачи о максимизации чистой прибыли в краткосрочном периоде. Необходимое и достаточное условия максимума. Моделирование адаптивной ценовой стратегии фирмы-совершенного конкурента. Модели равновесия фирм и отрасли в коротком и длинном периодах.
4. Моделирование однородного рыночного ценообразования для нерегулируемой чистой монополии. Количественная оценка убытков при недопроизводстве и перепроизводстве. Формула практического ценообразования при рыночной власти (правило обратной эластичности). Показатель Лернера как количественная мера монопольной (рыночной) власти.
5. одели диверсификации (дискриминации) цен при рыночной власти. Идеальная и частичная диверсификации цен. Необходимые условия оптимизации цен и объемов реализации продукции на m изолированных сегментах рынка. Связь оптимальных цен с эластичностью спроса. Случай монополии, объединяющей m заводов и торгующей на n рынках.
| Трудоёмкость
(з.е. / часы)
| 4 / 144
| Форма итогового контроля знаний
| Экзамен
| |