Скачать 216.65 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Центр дополнительного образования детей «Пост № 1» Волгограда Утверждена методическим советом Протокол № 1 от «06» сентября 2012г Директор ____________Л.И. Глыжко «ВЕРНОСТЬ» Программа дополнительного образования детей 13– 15лет. Срок реализации 2 года Автор: Быков Дмитрий Викторович педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Волгоград 2012 ВолгоградПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПричиной, послужившей основанием для разработки данной программы, стало отсутствие в современной школе действенной системы краеведческого образования детей. Историческое краеведение – один из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у подрастающего поколения. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, местные события как проявления закономерности исторического процесса. В этой связи курс исторического краеведения является действенным практическим дополнением школьного курса истории. Программа историко-краеведческого кружка «Верность» реализуется на базе музея Боевой Славы 6-й Гвардейской танковой армии МОУ СОШ №99 Тракторозаводского района г. Волгограда. В учреждении прекрасно развита система патриотического воспитания, что обуславливает востребованность и заинтересованность в данной дополнительной образовательной программе со стороны администрации и педагогического коллектива школы. Программа рассчитана на 2 года преподавания. Возраст обучающихся – 13-15 лет. Занятия реализуются из расчета по 3 часа 2 раза в неделю, что соответствует нормам дополнительной учебной нагрузки обучающегося. Курс построен с учетом общепедагогических концептуальных идей, которые определяют главную цель образовательного процесса - развитие интереса у обучающихся к изучению прошлого своей страны, родного края, его героической военной истории. Задачи:
Программа первого года обучения рассчитана на 216 часов и включает 2 блока: Первый блок представляет собой поэтапное изучение истории родного края, а также тем, близких по содержанию (таких как «Города-побратимы»). В этом блоке также отведены часы на изучение тем «Облик Волгограда», «Исторические места города». По данным темам предусмотрены не только занятия по иллюстрациям, но и выездные занятия в музеях, прогулки и экскурсии по городу. В содержании данного блока заложены часы на изучение истории района. Второй блок посвящен военно-исторической тематике, которая в Волгограде является важной частью краеведения. Он состоит из тем, связанных с историей Великой Отечественной войны. Данный блок включает в себя несколько направлений:
Второй год обучения полностью посвящен более углубленному изучению отдельных вопросов истории города Волгограда и Волгоградской области. Этот блок рассчитан на 216 часа и состоит из нескольких направлений:
В организации образовательного процесса предусмотрен широкий спектр форм и методов обучения. Начало курса обязательно включает комплекс упражнений и тренингов, направленных на знакомство и сплочение членов кружка, формирование положительной мотивации к предстоящей совместной деятельности по достаточно сложной для детей тематике. В дальнейшем используются объяснительно-иллюстративный (экскурсия в музее), репродуктивный (составление обучающимися описаний памятных мест Волгограда), поисковый (составление обучающимися сообщений, рефератов), диспуты, дискуссии (критическое освоение широкого круга научно-популярной, справочной, исторической литературы). Немаловажным является формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской работы. Ребятам предлагается для исследования большой спектр исторических тем, при этом предпочтение отдается малоизученным сторонам истории. Выполнение работы является комплексным процессом, во время которого обучающиеся должны проанализировать имеющиеся исторические источники, найти дополнительную информацию во время работы в архивах государственных музеев Волгограда, провести интервьюирование общественности по интересующему вопросу, предложить свою точку зрения на ход исторического процесса. В процессе устной защиты своих работ у обучающихся формируются навыки публичных выступлений, совершенствуется речь, оттачивается мастерство аргументированной защиты своей точки зрения в процессе дебатов. Вспомогательным элементом в изучении довольно сложного исторического материала является разработанный дидактический материал (карточки, тексты), а так же использование активных методов обучения (ролевые игры мозговой штурм, создание проблемных ситуаций). В процессе обучения используется образовательный потенциал музеев Волгограда. Посещение выставок областного краеведческого музея, ВГМП «Сталинградская битва», мемориально-исторического музея и других позволяет обучающимся увидеть практический выход полученных теоретических знаний, оценить их уровень, а также получить отивацию к дальнейшему изучению материала. Проведение экскурсий в музеи и к памятным местам Волгограда производится самими обучающимися, что является результатом индивидуальной работы с ребятами по разработке экскурсии, использованию литературных и исторических источников. Некоторые темы реализуются в форме этапных игр. Например, тема «Твоя школа» предполагает собой выполнение ребятами заданий по сбору информации о школе и занесению её в разработанный маршрутный лист. Такая форма позволяет сформировать более тесное взаимодействие ребят с администрацией школы, педагогическим коллективом в неформальной, дружеской атмосфере. В ходе реализации программы широко используется накопленный видео фонд школы и МОУ Центр «Пост №1». Используются компьютерные технологии обучения. Формой контроля за успешностью реализации программы является то, что обучающиеся, освоившие материал, имеют возможность участвовать в городских военно-исторических чтения, городских краеведческих чтениях, региональных юношеских чтениях при ВолГУ. Освоение программы дает также теоретическую базу для участия в поисковой деятельности в составе поискового отряда «Верность», Немаловажным результатом обучения является возможность профессионального самоопределения. Опыт показывает, что многие ребята выбирают себе профессию историка, однако, если даже старшеклассник выбирает себе другую профессию, история остается для него увлечением в течение всей жизни. ОЖИДАЕМЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.К окончанию обучения по программе воспитанники должны знать:
Уметь:
Должны овладеть навыками научно-исследовательской работы. Успешно реализуются такие формы занятий, как:
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Наглядные пособия:
Видео- и аудиоматериал:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ. 1. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ БЛОК.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми, игры на сплочение коллектива. Обзор программы.
2. ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОК.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Список литературы. Литература для педагога. 1. Аргасцева С.А. и др. Битва за Сталинград. – Волгоград, ООО «Издательство Волгоград», 2003 г. 2. Артамонов Н., Смагоринский Б.. Город-герой Волгоград: экскурсии, путешествия. Справочник-путеводитель. – Волгоград, Волгоградская правда, 1982 г. 3. Битва за Сталинград. – Волгоград, НВ, 1972 г. 4. Годы и судьбы. Литературно-художественный сборник. – Волгоград, Издатель, 2000 г. 5. Город-герой Волгоград. – Волгоград, НВ, 1966 г. 6. Город гнева. Волгоград, НВ, 1983 г. 7. Гражданином быть обязан. Учебное пособие. – Москва, Издательство «Русь-РКБ», 1999 г. 8. Гундырин П.А.. Путешествие по Волгограду. – Волгоград, НВ, 1987 г. 9. Дни воинской славы России. – Волгоград, 2000 г. 10. Колесниченко В.С.. Родная земля волгоградская. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 7-10 классов. Волгоград, НВ, 1976 г. 11. Мерников А. Битва за Сталинград. – Москва, АСТ, Минск «Харвест», 2001 г. 12. Морозова Н.Т., Монахов Н.Д.. Путеводитель по Волгограду. – Волгоград, НВ, 1980 г. 13. Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Мамаев курган. Фотоальбом. – Ленинград, «Художник РСФСР», 1967 г. 14. Патриот Отечества. Ежемесячный общероссийский журнал. Москва, 2000-2003 гг. 15. Полководцы. – Москва, Роман-газета, 1995 г. 16. Последние письма с фронта. 1942 г. Сборник. Том 2. – Москва, Воениздат, 1991 г. 17. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди. 1, 2 том. Серия «Архив». – Москва, «Олма- Пресс», 2002 г. 18. Хроника огненных дней. – Волгоград, Издатель, 2002 г. Литература для обучающихся. 1. Аргасцева С.А. и др. Битва за Сталинград. – Волгоград, ООО «Издательство Волгоград», 2003 г. 2. Город-герой Волгоград. – Волгоград, НВ, 1966 г. 3. Гражданином быть обязан. Учебное пособие. – Москва, Издательство «Русь-РКБ», 1999 г. 4. Колесниченко В.С.. Родная земля волгоградская. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 7-10 классов. Волгоград, НВ, 1976 г. 5. Морозова Н.Т., Монахов Н.Д.. Путеводитель по Волгограду. – Волгоград, НВ, 1980 г. 6. Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. – Москва, Советский композитор, 1989 г. 7.Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Мамаев курган. Фотоальбом. – Ленинград, «Художник РСФСР», 1967 г. 8. Памятники и памятные места Волгограда. – Волгоград, Универсал, 1991 г. 9. Первый Пост волгоградских мальчишек. – Волгоград, НВ, 1975 г. 10. Полководцы. – Москва, Роман-газета, 1995 г. 11. Сааков Г.Н. Стоят мальчишки на Посту. – Москва, Советская Россия, 1983 г. 12. Хроника огненных дней. – Волгоград, Издатель, 2002 г. 13. Царицын – Сталинград – Волгоград. Фотоальбом. – Волгоград, Издатель, 2000 г. Литература. 1. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодёжи. – Москва, Международная педагогическая академия, 2000 г. 2. Вырщиков А.Н., Бузский М.П.. Патриотическое воспитание. Методологический аспект. – Волгоград, Издатель, 2001 г. 3. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. Составитель Белова В.В. – Москва , информационно-методический центр, 1997 г. 4. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. – Волгоград, Перемена, 1999 г. 5. Патриот Отечества. Ежемесячный общероссийский журнал. Москва, 2000-2003 гг. 6. Программы лауреатов V всероссийского конкурса авторских программ для дополнительного образования детей. – Москва, ГОУЦРСДОД, 2003 г. 7. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. \ Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, В.В. Марущенко. М. 1999г. 8. Чуйков В.И., Рябов Б.С. Великая Отечественная (фотоальбом), М.: «Планета», - 1982 . 9. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди.: В 2 кн.- М.:, 2002. 10. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996. 11. Великая Отечественная война. Энциклопедия., М. 1985. 12. Царицын. Сталинград. Волгоград. Четыре века истории. Волгоград, 1997. 13. Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы. - М.: ДОСААФ, 1989. 14. Самсонов A.M. Сталинградская битва. М.:1968. 15. Сталинград: уроки истории. \ под редакцией В.И. Чуйкова. М.,: 1980. Ю.Самойлов Г.П., Супрун В.И. Царицынские картинки: воеводы и коменданты. Волгоград, 2002.. 16. Морозова Н.Т. Путеводитель по Волгограду. Волгоград, 1980. 17. Гундырин П.А. путешествие по Волгограду. Волгоград, 1987. 18. Почетные граждане Волгограда. Волгоград, 1988. 14.Советские вооруженные силы. М.: 1978. |
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной... | О проведении историко-краеведческого конкурса рефератов Настоящие Положение определяет порядок организации и проведения историко-краеведческого конкурса учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных... | ||
Классный час диспут "Что значит быть патриотом сегодня?" Оборудование: компьютерная презентация, видеосюжеты, музыкальное оформление, фотовыставка, выставка работ историко-краеведческого... | Программа школьного краеведческого кружка | ||
Пояснительная записка Программа кружка направлена на познание окружающей... Формирование активной экологической позиции на основе использования краеведческих знаний | Программа краеведческого кружка «Капельки» Технология привлечения школьников в исследовательскую деятельность средствами краеведения | ||
Информационная карта историко-краеведческого музея Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» | Программа дополнительного образования краеведческого кружка «Следопыт» Юридический адрес: 433 122 Ульяновская область Вешкаймский район с. Стемасс ул. Центральный массив д. 4 | ||
Отчёт о работе краеведческого музея моу сош «№66» ... | Заседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме Обозначить два образа Кавказа и показать роль Ставрополья в истории «погибельного» и «цветущего» Кавказа | ||
Название: «Страницы прошлого листая» С этим нельзя не согласиться. За основу проекта взята идея изучение истории родного края, в ходе поисково исследовательской деятельности... | Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого... Целостное описание библиотечного опыта инновационной деятельности для внесения в краевую базу данных | ||
Руководитель историко краеведческого музея В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность,... | Региональный конкурс методических разработок по организации детской... Учитель истории и обществознания I категории, руководитель школьного историко-краеведческого музея «Исток» | ||
Образовательная программа «История родного края» «История города Буинска и Буинского района» Автор: Н. И. Казакова, учитель истории мбоу сош №1г. Буинска, краевед района, пдо, руководитель школьного краеведческого кружка «Эхо... | Программа дополнительного образования Главной задачей историко-краеведческого курса является стремление пробудить у ребят интерес и любовь к своему Отечеству, «малой Родине»,... |