Программа историко-краеведческого кружка «Верность»





Скачать 216.65 Kb.
НазваниеПрограмма историко-краеведческого кружка «Верность»
Дата публикации20.11.2014
Размер216.65 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
Муниципальное образовательное учреждение

Центр дополнительного образования детей

«Пост № 1» Волгограда
Утверждена методическим советом

Протокол № 1 от «06» сентября 2012г

Директор ____________Л.И. Глыжко

«ВЕРНОСТЬ»

Программа дополнительного образования детей 13– 15лет.

Срок реализации 2 года

Автор:

Быков Дмитрий Викторович

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Волгоград 2012

Волгоград




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Причиной, послужившей основанием для разработки данной программы, стало отсутствие в современной школе действенной системы краеведческого образования детей. Историческое краеведение – один из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у подрастающего поколения. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, местные события как проявления закономерности исторического процесса. В этой связи курс исторического краеведения является действенным практическим дополнением школьного курса истории.

Программа историко-краеведческого кружка «Верность» реализуется на базе музея Боевой Славы 6-й Гвардейской танковой армии МОУ СОШ №99 Тракторозаводского района г. Волгограда. В учреждении прекрасно развита система патриотического воспитания, что обуславливает востребованность и заинтересованность в данной дополнительной образовательной программе со стороны администрации и педагогического коллектива школы.

Программа рассчитана на 2 года преподавания. Возраст обучающихся – 13-15 лет. Занятия реализуются из расчета по 3 часа 2 раза в неделю, что соответствует нормам дополнительной учебной нагрузки обучающегося.

Курс построен с учетом общепедагогических концептуальных идей, которые определяют главную цель образовательного процесса - развитие интереса у обучающихся к изучению прошлого своей страны, родного края, его героической военной истории.

Задачи:

  • Формирование интеллекта и общей культуры обучающихся;

  • Развить потребности личности обучающегося к познанию и творчеству средствами историко-краеведческой деятельности;

  • Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

  • Сформировать и развить у обучающихся социально значимые ценности, гражданственности и патриотизма.


Программа первого года обучения рассчитана на 216 часов и включает 2 блока:

Первый блок представляет собой поэтапное изучение истории родного края, а также тем, близких по содержанию (таких как «Города-побратимы»). В этом блоке также отведены часы на изучение тем «Облик Волгограда», «Исторические места города». По данным темам предусмотрены не только занятия по иллюстрациям, но и выездные занятия в музеях, прогулки и экскурсии по городу. В содержании данного блока заложены часы на изучение истории района.

Второй блок посвящен военно-исторической тематике, которая в Волгограде является важной частью краеведения. Он состоит из тем, связанных с историей Великой Отечественной войны. Данный блок включает в себя несколько направлений:

  • непосредственно события Великой Отечественной войны (военные действия 1941-1945 годов; их характер раскрывается не только в общем контексте событий, но и на примере одной воинской части – истории 6-й Гвардейской танковой армии). Изучение данной темы предусматривает работу на базе музея боевой славы 6 Гвардейской танковой армии МОУ СОШ № 99;

  • характеристика экипировки, вооружения, обмундирования воюющих сторон (создание у обучающихся более целостного представления о Великой Отечественной войне).

Второй год обучения полностью посвящен более углубленному изучению отдельных вопросов истории города Волгограда и Волгоградской области. Этот блок рассчитан на 216 часа и состоит из нескольких направлений:

  • сословия дореволюционного Царицына (здесь будут рассмотрены жизнь и быт жителей нашего края);

  • образование и культурная жизнь города (это направление посвящено изучению и посещению различных культурных центров города: музеев, театров и т.д.);
    история районов города и области (этот блок тем рассматривает историю и настоящее всех уголков нашего края, а также различных исторических мест, включая улицы города);

  • учреждения дополнительного образования, детское и молодежное движение (здесь особое внимание будет уделено истории и настоящему детских об


В организации образовательного процесса предусмотрен широкий спектр форм и методов обучения. Начало курса обязательно включает комплекс упражнений и тренингов, направленных на знакомство и сплочение членов кружка, формирование положительной мотивации к предстоящей совместной деятельности по достаточно сложной для детей тематике. В дальнейшем используются объяснительно-иллюстративный (экскурсия в музее), репродуктивный (составление обучающимися описаний памятных мест Волгограда), поисковый (составление обучающимися сообщений, рефератов), диспуты, дискуссии (критическое освоение широкого круга научно-популярной, справочной, исторической литературы).

Немаловажным является формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской работы. Ребятам предлагается для исследования большой спектр исторических тем, при этом предпочтение отдается малоизученным сторонам истории. Выполнение работы является комплексным процессом, во время которого обучающиеся должны проанализировать имеющиеся исторические источники, найти дополнительную информацию во время работы в архивах государственных музеев Волгограда, провести интервьюирование общественности по интересующему вопросу, предложить свою точку зрения на ход исторического процесса. В процессе устной защиты своих работ у обучающихся формируются навыки публичных выступлений, совершенствуется речь, оттачивается мастерство аргументированной защиты своей точки зрения в процессе дебатов.

Вспомогательным элементом в изучении довольно сложного исторического материала является разработанный дидактический материал (карточки, тексты), а так же использование активных методов обучения (ролевые игры мозговой штурм, создание проблемных ситуаций).

В процессе обучения используется образовательный потенциал музеев Волгограда. Посещение выставок областного краеведческого музея, ВГМП «Сталинградская битва», мемориально-исторического музея и других позволяет обучающимся увидеть практический выход полученных теоретических знаний, оценить их уровень, а также получить отивацию к дальнейшему изучению материала.

Проведение экскурсий в музеи и к памятным местам Волгограда производится самими обучающимися, что является результатом индивидуальной работы с ребятами по разработке экскурсии, использованию литературных и исторических источников.

Некоторые темы реализуются в форме этапных игр. Например, тема «Твоя школа» предполагает собой выполнение ребятами заданий по сбору информации о школе и занесению её в разработанный маршрутный лист. Такая форма позволяет сформировать более тесное взаимодействие ребят с администрацией школы, педагогическим коллективом в неформальной, дружеской атмосфере.

В ходе реализации программы широко используется накопленный видео фонд школы и МОУ Центр «Пост №1». Используются компьютерные технологии обучения.

Формой контроля за успешностью реализации программы является то, что обучающиеся, освоившие материал, имеют возможность участвовать в городских военно-исторических чтения, городских краеведческих чтениях, региональных юношеских чтениях при ВолГУ. Освоение программы дает также теоретическую базу для участия в поисковой деятельности в составе поискового отряда «Верность»,

Немаловажным результатом обучения является возможность профессионального самоопределения. Опыт показывает, что многие ребята выбирают себе профессию историка, однако, если даже старшеклассник выбирает себе другую профессию, история остается для него увлечением в течение всей жизни.

ОЖИДАЕМЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.


К окончанию обучения по программе воспитанники должны знать:

  • основные события в истории родного города;

  • исторические места Волгограда;

  • города-побратимы Волгограда и их историю;

  • историю Тракторозаводского района,

  • почетных граждан района и города,

  • основные события В.О.В. и 2 мировой войны;

  • ход сражений В.О.В. и 2 мировой войн;

  • историю создания 6 Гвардейской танковой армии;

  • знаки отличия и вооружение воюющих сторон во 2 мировой войне;

  • выдающихся военачальников 2 мировой войны.


Уметь:

  • работать с исторической литературой и документами;

  • использовать исторические и географические карты;

  • анализировать и соотносить исторические события и явления;

  • пользоваться каталогами и справочниками;

  • работать в архивах государственных музеев;

  • разрабатывать экскурсии, писать рефераты.

Должны овладеть навыками научно-исследовательской работы.
Успешно реализуются такие формы занятий, как:

  • теоретические и практические занятия (коллективные, в подгруппах, индивидуальные);

  • беседы;

  • экскурсии;

  • творческие мастерские;

  • уроки Мужества;

  • викторины;

  • ролевые игры;

  • проблемные ситуации;

  • лекционные занятия краеведческой и военно-исторической направленности.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Наглядные пособия:

  • карта-схема города Волгограда;

  • карта Волгоградской области;

  • набор открыток с видами памятных мест Волгограда;

  • фотоальбом по истории Сталинградской битвы;

  • карта «Сталинградская битва»;

  • схема мемориального комплекса «Мамаев курган»;

  • плакаты с изображением вооружения и обмундирования Красной армии в годы Великой Отечественной войны;

  • портреты полководцев Красной армии с биографическими данными.

Видео- и аудиоматериал:

  • документальный фильм «Великая Отечественная война» из цикла «Россия. Забытые годы»;

  • документальный фильм «Сталинградская битва»;

  • фрагменты документального фильма «Обыкновенный фашизм» реж. А.Ромм;

  • документальный фильм «Танки на полях сражений Великой Отечественной войны»;

  • документальный фильм «Курская дуга»;

  • документальный фильм «Лис пустыни (Роммель)»;

  • аудиокассета «Текст объявления Великой Отечественной войны»;

  • аудиокассета «Звуки боя»;

  • аудиокассета с обращением Председателя Правительства СССР Молотова к советскому народу от 22 июня 1941 года;

  • аудиокассета «Песни военных лет»;

  • аудиокассета с песнями о войне.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ


Всего

часов


Теория


Прак-

тика

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ


3 ч.






КРАЕВЕДЧЕСКИЙ БЛОК

1. Город- труженик, город-герой

3 ч.

3ч.




2. Древнейшее прошлое нашего края

6 ч.

3ч.



3. Основание Царицына

3 ч.

3ч.




4. Царицын в 17-18 веках

6 ч.

6ч.




5. Царицын в 19 веке

3ч.

3ч.




6. Наш город в начале 20 века

3ч.

3ч.




7. Царицын в годы революции и гражданской войны.

9ч.

6ч.



8. Первые пятилетки в Сталинграде

3ч.






9. Трудовой подвиг Сталинградцев

6ч.

3ч.



10. Волгоград сегодня

6ч.

3ч.



11. Облик Волгограда

6ч.

3ч.



12. Исторические места города

6ч.

3ч.



13. Жители Волгограда – кто они?

6ч.





14. Города-побратимы

3ч.

3ч.




15. История Тракторозаводского района

6ч.

3ч.



16. Твоя школа

3ч.

3ч.



ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОК

1. Накануне войны








2. Начало В.О.В. Военные действия 1941г.

6ч.

6ч.




3. Военные действия 1941-1943г.г.

6ч.

6ч.




4. Сталинградская битва

12ч.

6ч.



5. События 1943-1944 г.г.

6ч.

6ч.




6. Военные действия 1944-1945 г.г.

6ч.

6ч.




7. Важнейшие битвы 2 мировой войны

15ч





8. История 6-ой гвардейской танковой армии

9ч.

6ч.



9. Знаки отличия Красной Армии до 1943г.

12ч.

9ч.

3ч.

10. Знаки отличия Красной Армии с 1943 г.

9ч.

6ч.



11. Знаки отличия Германской Армии и ее союзников

9ч.

6ч.



12. Вооружение и обмундирование Германской Армии и ее союзников

9ч.

6ч.



13. Вооружение и обмундирование Красной Армии и ее союзников

12ч.

9ч.

3ч.

14. Командный состав Красной Армии 1941-1945 г.г.

12ч.

9ч.

3ч.

15. Командный состав Германской Армии и ее союзников

9ч.

6ч.

3ч.

ИТОГО:

216ч

150ч

66ч


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ БЛОК.

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ:

Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми, игры на сплочение коллектива. Обзор программы.

  1. ГОРОД-ТРУЖЕНИК, ГОРОД-ГЕРОЙ: Основные вехи развития и становления Волгограда – Сталинграда - Царицына. Героические эпизоды истории. Географическое местоположение.

  2. ДРЕВНЕЙШЕЕ ПРОШЛОЕ НАШЕГО КРАЯ: Древнейшие поселения. Ямная и срубная культура. Золотая орда. Завоевание Казани и Астрахани.

  3. ОСНОВАНИЕ ЦАРИЦЫНА: Укрепление Юго-восточных границ, град Царицын. Первые упоминания о городе.

  4. царицын в 17-18 веках: Казаки. Восстание Разина. Царицынская сторожевая ЛИНИЯ. Сельское хозяйство и мануфактура в Царицыне. Торговля. Пугачев в Нижнем Поволжье.

  5. ЦАРИЦЫН В 19 ВЕКЕ: Царицын – уездный город. Дубовка. Железная дорога. Строительство судоходства. Промышленность.

  6. НАШ ГОРОД В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА: Революционное движение. Промышленность. Торговля.

  7. ЦАРИЦЫН В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: Февраль 1917 года в Царицыне. Двоевластие в Царицыне. Советы. Установление власти большевиков. Деятельность Минина и Ермана. Военные действия 1918-1919 годов.

  8. ПЕРВЫЕ ПЯТИЛЕТКИ В СТАЛИНГРАДЕ: Преодоление разрухи. Борьба с голодом. Восстановление промышленности. Сталинградская ГРЭС. Строительство. развитие образования и культурной сферы. Облик Сталинграда.

  9. ТРУДОВОЙ ПОДВИГ СТАЛИНГРАДЦЕВ: Разрушения, причиненные фашистами. Восстановление. Мирный труд. Волго-донской канал ГЭС.

  10. ВОЛГОГРАД СЕГОДНЯ: промышленное развитие. Культура, литература, творчество. Образование. Строительство.

  11. ОБЛИК ВОЛГОГРАДА: Лицо города. Памятник-ансамбль Мамаев курган. Проспекты, улицы, скверы, набережная, Волго-донской канал, ГЭС.

  12. ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА ГОРОДА: Мамаев курган. Дом Павлова, Кинотеатр «Гвардеец», Разрушенная мельница. Солдатское поле. Площадь Павших борцов. Памятники.

  13. ЖИТЕЛИ ВОЛГОГРАДА – КТО ОНИ?: Знаменитости Волгограда – М.Агашина, В.Мигуля, С.Шаврина, А.Пахмутова, П.Зайченко. Простые труженики: рабочие, учителя, врачи, чиновники.

  14. ГОРОДА-ПОБРАТИМЫ: Острава, Хиросима, Хеймиц (Карл Маркс). Связи и дары городу-герою Волгограду.

  15. ИСТОРИЯ ТЗР: Улицы. Их история. Планировка. Тракторный завод. Парки. Исторические места.

  16. ТВОЯ ШКОЛА: история МОУ СОШ №99. Педагоги работающие в школе. Учащиеся и выпускники.


2. ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОК.

  1. НАКАНУНЕ ВОЙНЫ: Международная обстановка. Планы противников. Цели и причины войны.

  2. НАЧАЛО В.О.В.: Нападение Германии. Первые неудачи. Отступление Красной Армии. Бои на Северо-западном направлении. Бои на Московском направлении. Одесса.

  3. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1941-1943 ГОДОВ: Битва за Москву, Одессу, Севастополь, Харьков. Битва за Кавказ. На подступах к Сталинграду.

  4. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА: 17 июля начало Сталинградской битвы. 23 – бомбардировка города, 14 сентября бои в городе, 19 – 23 ноября контрнаступление под Сталинградом, операция «КОЛЬЦО». Манштейн. 2 февраля капитуляция 6 армии Паулюса.

  5. СОБЫТИЯ 1943-1944 ГОДОВ: Бои за Польшу. Крупнейшие войны, операции. Корсунь - Шевченковская, Ясско-Кишиневская операции.

  6. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1944-1945 ГОДОВ: Бои в российской Пруссии, битва за Берлин, Прагу.

  7. ВАЖНЕЙШИЕ БИТВЫ 2 МИРОВОЙ ВОЙНЫ: Курская дуга. Высадка в Нормандии. Разгром Квантунской армии.

  8. ИСТОРИЯ 6-ой ГВАРДЕЙСКОЙ ТАНКОВОЙ АРМИИ: 4 Танковый корпус. Участие 6-ой Гвардейской танковой армии в боевых операциях. Военоначальники и рядовые бойцы.

  9. ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РККА ДО 1943 ГОДА: Нарукавные знаки отличия: красноармейцев, краснофлотцев, летчиков.

  10. ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РККА С 1943 ГОДА: Изменения в знаках отличия. Введение погон. Рода войск и особенности знаков отличия.

  11. ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ГЕРМАНСКОЙ АРМИИ И ЕЕ СОЮЗНИКОВ: Особенности знаков отличия в Германской армии по родам войск. Румынские знаки отличия. Итальянские знаки отличия.

  12. ВООРУЖЕНИЕ И ОБМУНДИРОВАНИЕ РККА: Тяжелое вооружение. Легкое и стрелковое оружие. Холодное оружие. Мундиры. Средства защиты и идентификации.

  13. ВООРУЖЕНИЕ И ОБМУНДИРОВАНИЕ РА И ЕЕ СОЮЗНИКОВ: Тяжелое вооружение: танки, самолеты, корабли, легкое и тяжелое стрелковое оружие. Холодное оружие. Мундиры, средства защиты и идентификации.

  14. Высший командный состав: Командующие фронтов, армий, соединений, ударных групп.

  15. КОМАНДНЫЙ СОСТАВ ГЕРМАНСКОЙ АРМИИ: Командующий групп армий. Армий. Соединений. Талантливые военачальники.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ


Всего

часов


Теория


Прак-

тика

  1. Вводное занятие








  1. Сословия дореволюционного Царицына

12ч





  1. Образование в дореволюционном Царицыне







  1. Культурная жизнь Царицына







  1. Культурная жизнь Сталинграда







  1. Культурная жизнь Волгограда

15ч





  1. Защитники нашего города







  1. Дети военного Сталинграда







  1. Районы Волгоградской области

18ч

12ч



  1. Районы города: вчера и сегодня

15ч





  1. Улицы рассказывают историю

18ч





  1. Памятники и мемориальные доски

18ч





  1. Учреждения дополнительного образования Волгограда

15ч





  1. История Поста №1 г. Волгограда







  1. Детские и молодежные организации Волгограда

18ч



12ч

  1. Поисковое движение в Волгоградской области

15ч





  1. Волгоград сегодня

18ч





Итого

216ч

114ч

102ч


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ: вводный инструктаж по технике безопасности.

  2. СОСЛОВИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ЦАРИЦИНА: Казачество, Крестьянство, Купечество, Дворянство, Рабочие, Духовенство, Служащие и интеллигенция, Мещанство. Быт и нравы сословий.

  3. ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ЦАРИЦИНЕ: Училища, Школы, Гимназии;

  4. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЦАРИЦИНА: Учреждения культуры (Библиотеки. Музеи. Выставочные залы. Театры и др.) Концертные программы.

  5. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СТАЛИНГРАДА: Учреждения культуры (Библиотеки. Музеи. Выставочные залы. Театры и др.) Концертные программы.

  6. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ВОЛГОГРАДА: Учреждения культуры (Библиотеки. Музеи. Выставочные залы. Театры и др.) Концертные программы.

  7. ЗАЩИТНИКИ НАШЕГО ГОРОДА: Военночальники. Простые защитники Сталинграда. Герои Сталинградской битвы. Биографии и судьбы.

  8. ДЕТИ ВОЕННОГО СТАЛИНГРАДА: биографии и судьбы, ветеранские и общественные организации объединяющие детей военного Сталинграда.

  9. РАЙОНЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: История образования. Развитие. Инфраструктура. Культура и быт населения.

  10. РАЙОНЫ ВОЛГОГРАДА: вчера и сегодня: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский, Красноармейский. История образования. Развитие. Инфраструктура.

  11. УЛИЦЫ РАССКАЗЫВАЮТ ИСТОРИЮ : история улиц и памятных мест города, дореволюционные названия, названия улиц в советский период, современные названия улиц и памятных мест.

  12. ПАМЯТНИКИ И МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ ВОЛГОГРАДА: Памятники и мемориальные доски: Изучение памятников по районам города. Создание культурного свода памятников.

  13. УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: учреждения ведущие военно-патриотическое воспитание (Центр «Пост №1», Центр «Качинец», ДМЦ и др.), молодежные клубы и детские объединения (клуб «Виктория», КИД, «Моя родословная» ДЮЦ г Волгограда,).

  14. ИСТОРИЯ ПОСТА №1 Г. ВОЛГОГРАДА: История создания. Первые часовые. Почетные часовые. Структура, цели и задачи учреждения.

  15. ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛГОГРАДА: История и современность. Волгоградская региональная общественная организация РСМ. Пионерская организация. Движение скаутов.

  16. ИСТОРИЯ ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: Волгоградская региональная общественная организация «Поиск». Поисковые отряды Волгограда и области.

  17. ВОЛГОГРАД СЕГОДНЯ: современный город, перспективы развития Волгограда.



Список литературы.
Литература для педагога.

1. Аргасцева С.А. и др. Битва за Сталинград. – Волгоград, ООО «Издательство Волгоград», 2003 г.

2. Артамонов Н., Смагоринский Б.. Город-герой Волгоград: экскурсии, путешествия. Справочник-путеводитель. – Волгоград, Волгоградская правда, 1982 г.

3. Битва за Сталинград. – Волгоград, НВ, 1972 г.

4. Годы и судьбы. Литературно-художественный сборник. – Волгоград, Издатель, 2000 г.

5. Город-герой Волгоград. – Волгоград, НВ, 1966 г.

6. Город гнева. Волгоград, НВ, 1983 г.

7. Гражданином быть обязан. Учебное пособие. – Москва, Издательство «Русь-РКБ», 1999 г.

8. Гундырин П.А.. Путешествие по Волгограду. – Волгоград, НВ, 1987 г.

9. Дни воинской славы России. – Волгоград, 2000 г.

10. Колесниченко В.С.. Родная земля волгоградская. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 7-10 классов. Волгоград, НВ,

1976 г.

11. Мерников А. Битва за Сталинград. – Москва, АСТ, Минск «Харвест», 2001 г.

12. Морозова Н.Т., Монахов Н.Д.. Путеводитель по Волгограду. – Волгоград, НВ, 1980 г.

13. Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Мамаев курган. Фотоальбом. – Ленинград, «Художник РСФСР», 1967 г.

14. Патриот Отечества. Ежемесячный общероссийский журнал. Москва, 2000-2003 гг.

15. Полководцы. – Москва, Роман-газета, 1995 г.

16. Последние письма с фронта. 1942 г. Сборник. Том 2. – Москва, Воениздат, 1991 г.

17. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди. 1, 2 том. Серия «Архив». – Москва, «Олма- Пресс», 2002 г.

18. Хроника огненных дней. – Волгоград, Издатель, 2002 г.
Литература для обучающихся.

1. Аргасцева С.А. и др. Битва за Сталинград. – Волгоград, ООО «Издательство Волгоград», 2003 г.

2. Город-герой Волгоград. – Волгоград, НВ, 1966 г.

3. Гражданином быть обязан. Учебное пособие. – Москва, Издательство «Русь-РКБ», 1999 г.

4. Колесниченко В.С.. Родная земля волгоградская. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 7-10 классов. Волгоград, НВ,

1976 г.

5. Морозова Н.Т., Монахов Н.Д.. Путеводитель по Волгограду. – Волгоград, НВ, 1980 г.

6. Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. – Москва, Советский композитор, 1989 г.

7.Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Мамаев курган. Фотоальбом. – Ленинград, «Художник РСФСР», 1967 г.

8. Памятники и памятные места Волгограда. – Волгоград, Универсал, 1991 г.

9. Первый Пост волгоградских мальчишек. – Волгоград, НВ, 1975 г.

10. Полководцы. – Москва, Роман-газета, 1995 г.

11. Сааков Г.Н. Стоят мальчишки на Посту. – Москва, Советская Россия, 1983 г.

12. Хроника огненных дней. – Волгоград, Издатель, 2002 г.

13. Царицын – Сталинград – Волгоград. Фотоальбом. – Волгоград, Издатель, 2000 г.
Литература.

1. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодёжи. – Москва, Международная педагогическая академия, 2000 г.

2. Вырщиков А.Н., Бузский М.П.. Патриотическое воспитание. Методологический аспект. – Волгоград, Издатель, 2001 г.

3. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. Составитель Белова В.В. – Москва , информационно-методический центр, 1997 г.

4. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. – Волгоград, Перемена, 1999 г.

5. Патриот Отечества. Ежемесячный общероссийский журнал. Москва, 2000-2003 гг.

6. Программы лауреатов V всероссийского конкурса авторских программ для дополнительного образования детей. – Москва, ГОУЦРСДОД, 2003 г.

7. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его Воору­женных Силах, традициях, морально-психологических и правовых основах воен­ной службы. \ Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, В.В. Марущенко. М. 1999г.

8. Чуйков В.И., Рябов Б.С. Великая Отечественная (фотоальбом), М.: «Планета», - 1982 .

9. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди.: В 2 кн.- М.:, 2002.

10. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996.

11. Великая Отечественная война. Энциклопедия., М. 1985.

12. Царицын. Сталинград. Волгоград. Четыре века истории. Волгоград, 1997.

13. Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы. - М.: ДОСААФ, 1989.

14. Самсонов A.M. Сталинградская битва. М.:1968.

15. Сталинград: уроки истории. \ под редакцией В.И. Чуйкова. М.,: 1980. Ю.Самойлов Г.П., Супрун В.И. Царицынские картинки: воеводы и коменданты. Волгоград, 2002..

16. Морозова Н.Т. Путеводитель по Волгограду. Волгоград, 1980.

17. Гундырин П.А. путешествие по Волгограду. Волгоград, 1987.

18. Почетные граждане Волгограда. Волгоград, 1988. 14.Советские вооруженные силы. М.: 1978.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconО проведении историко-краеведческого конкурса рефератов
Настоящие Положение определяет порядок организации и проведения историко-краеведческого конкурса учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных...
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconКлассный час диспут "Что значит быть патриотом сегодня?"
Оборудование: компьютерная презентация, видеосюжеты, музыкальное оформление, фотовыставка, выставка работ историко-краеведческого...
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconПрограмма школьного краеведческого кружка

Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconПояснительная записка Программа кружка направлена на познание окружающей...
Формирование активной экологической позиции на основе использования краеведческих знаний
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconПрограмма краеведческого кружка «Капельки»
Технология привлечения школьников в исследовательскую деятельность средствами краеведения
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconИнформационная карта историко-краеведческого музея
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconПрограмма дополнительного образования краеведческого кружка «Следопыт»
Юридический адрес: 433 122 Ульяновская область Вешкаймский район с. Стемасс ул. Центральный массив д. 4
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconОтчёт о работе краеведческого музея моу сош «№66»
...
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconЗаседание историко – краеведческого научного общества учащихся «Славяне» по теме
Обозначить два образа Кавказа и показать роль Ставрополья в истории «погибельного» и «цветущего» Кавказа
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconНазвание: «Страницы прошлого листая»
С этим нельзя не согласиться. За основу проекта взята идея изучение истории родного края, в ходе поисково исследовательской деятельности...
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconФормирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого...
Целостное описание библиотечного опыта инновационной деятельности для внесения в краевую базу данных
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconРуководитель историко краеведческого музея
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность,...
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconРегиональный конкурс методических разработок по организации детской...
Учитель истории и обществознания I категории, руководитель школьного историко-краеведческого музея «Исток»
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconОбразовательная программа «История родного края» «История города Буинска и Буинского района»
Автор: Н. И. Казакова, учитель истории мбоу сош №1г. Буинска, краевед района, пдо, руководитель школьного краеведческого кружка «Эхо...
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» iconПрограмма дополнительного образования
Главной задачей историко-краеведческого курса является стремление пробудить у ребят интерес и любовь к своему Отечеству, «малой Родине»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск