Скачать 0.53 Mb.
|
Управление образования г. Хабаровска Целостное описание библиотечного опыта инновационной деятельности для внесения в краевую базу данных Конкиной Елены Юрьевны, заведующей библиотекой муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей инновационных технологий» города Хабаровска по теме: Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала «Хабар» Е.Ю. Конкина, заведующая библиотекой Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей инновационных технологий» г.Хабаровска Хабаровск 2010 Актуальность опыта Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В последние годы произошли позитивные перемены и негативные явления. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание. В российском обществе ощущается недостатки духовно-нравственного развития и гражданского воспитания. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано, что «новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося». В школьном возрасте ребенок наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Одной из задач в рамках этого направления является воспитание и образование молодежи в органичной взаимосвязи с развитием родного края. Для оптимального развития регионов необходимы высококвалифицированные специалисты, способные достигать не только эффективного результата профессиональной деятельности, но и быть приспособленными к работе в условиях данного края и знакомые с его особенностями. Решение вышеназванной задачи возлагается в первую очередь на учебные заведения и их библиотеки. Они должны прививать интерес и любовь к родному краю, способствовать развитию его уникальности, осознанию места и роли в развитии отечественной и мировой истории и культуры. У краеведения есть очень важная особенность, которую отмечает академик Д.С. Лихачев: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень». И здесь особое место занимает библиотечное краеведение. Именно оно позволяет библиотеке приобрести свой облик, сделать ее не похожей на другие, а также стимулировать учащихся в приобретении новых знаний посредством самостоятельной краеведческой исследовательской работы. Актуальность проблемы заключается в настоятельной потребности модификации краеведческой деятельности школьных библиотек. Слабая краеведческая информационная база библиотеки нашего лицея не позволяла в полной мере качественно осуществлять читательские запросы учителей и учащихся. Такое положение существенно снижает и качество краеведческого справочно-библиографического обслуживания и библиографического информирования. Таким образом, появилась настоятельная потребность ввести инновационные методы в развитие краеведения в лицейской библиотеке. Библиотека должна выступать в роли информационного центра в изучении истории края. Для этого мы разработали модель проектной деятельности учащихся по созданию историко-краеведческого журнала «Хабар». (См. приложение 2) Перед нами была поставлена цель: формирование гражданской позиции и развитие творческого потенциала лицеистов как важнейших факторов их успешной социализации. А в качестве задач определили для себя:
Проектная деятельность по созданию краеведческого журнала «Хабар» поможет учащимся лучше знать отечественную историю, воспитает патриотические чувства, гордость за русскую нацию. В своем опыте я попыталась описать инновационный подход работы краеведческой деятельности библиотеки лицея. Это новая система универсальных знаний, умений и навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Главная идея опыта и его теоретическое обоснование Краеведческая работа издавна являлась составляющей учебного процесса в общеобразовательной школе. Краеведение стало необходимым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, экологию, историю, язык, художественную литературу и т.д.). Составляя программу работы проекта, важно не упустить два момента: органичное единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края. Тематику работы мы составляли с учетом изучения истории нашего края и его перспективного развития Действенным средством активизации самостоятельной деятельности учащихся является их участие в выпуске краеведческого журнала «Хабар». Лицейские издания - это особые издания. И самый важный результат работы лицейских редакций - качественные изменения, которые происходят с теми, кто создает школьные журналы, и кто их читает. Это целая творческая лаборатория, в которой на основе самостоятельной работы и практического изучения технологического процесса создания печатного издания моделируются условия для развития творческих способностей учащихся. А также стимулирует познавательную активность, ответственность за ход и итоги коллективной работы, вырабатывает умение совместно преодолевать трудности, помогает избавляться от подростковых комплексов. В коллективной работе над лицейским журналом формируются нравственные ценности, осознается любовь к Родине. Участники проектной деятельности по созданию журнала «Хабар» - учащиеся 5-11 классов. Периодичность издания: 2 раза в год. Основные этапы проектной деятельности по созданию журнала «Хабар»: 1 этап: Аналитико-диагностический. Цель:
2 этап: Стратегический. Цель:
3 этап: Тактический. Цель:
4 этап: Деятельностный. Цель: Поэтапное внедрение проекта для издания краеведческого журнала «Хабар», корректировка замысла проекта. 5 этап: Обобщающий (коррекционный) этап Цель: Мониторинг результатов исследований для издания краеведческого журнала «Хабар»
Проектная деятельность по созданию журнала «Хабар» в лицее основывается на следующих принципах: Общедоступность Каждый ученик лицея может принять участие в создании журнала. Творческий процесс обеспечивает включение ученика в соответствии с его потребностями, способностями и уровнем подготовки. Свобода выбора Каждому школьнику обеспечивается свобода выбора направления своей деятельности, развития индивидуальности с учетом его возможностей в коллективной деятельности. Свобода и независимость развития ребенка Коллективная работа предполагает право ребенка самостоятельно реагировать на обстоятельства, самому решать свои проблемы и поступать так, как считает нужным. Каждый учащийся свободен в выборе целей и средств жизнедеятельности. Мотивация Работа в группе способствует гармоничному развитию мотивационной сферы, создает условия для формирования отношений школьника к культуре, общечеловеческим ценностям, к людям, к себе, к миру в целом. Гуманизация Проект предполагает формирование духовности, на основе общечеловеческих ценностей, мировой духовной культуры. Ответственность Все субъекты творческого коллектива принимают на себя равную ответственность за его результаты – научные консультанты и сами учащиеся. Проектная деятельность по созданию журнала «Хабар» способствует:
Технология реализации идеи Историко-краеведческая работа является одним из важных элементов воспитания подрастающего поколения. Изучение своего родного края делает познание прошлого и настоящего нашей страны более глубоким и убедительным, пробуждает творческую активность молодежи, способствует развитию у нее самостоятельного мышления. История родного края, как и вся история в целом, имеет много увлекательных страниц, но не все они могут быть с достаточной полнотой раскрыты как на уроках, так и во внеклассной работе. Учитывая это, мы стараемся предлагать такие темы, которые расскажут о неизвестных фактах, событиях по истории края. В журнале освещаются исторические события на ДВ, показывается связь прошлого, настоящего и будущего в рамках выбранной темы, проводятся исследования о жизнедеятельности людей, которые внесли вклад в развитие нашего города и ДВ. К примеру, мы изучили и осветили в своих выпусках следующие темы: 1. Территория Хабаровского края в глубокой древности. Археологические и письменные сведения о крае. 2.Исследование и освоение Дальнего Востока: Экспедиция Москвитина к берегам Тихого океана, поход С.И. Дежнева на Чукотку, поход Е.П. Хабарова на Амур, экспедиции Г.И. Невельского. 3.О людях, которые внесли большой вклад в становление и развитие нашего родного города ( М.П.Тихменев - первый почетный гражданин г. Хабаровска; В.П.Сысоев - ученый, краевед, писатель; Ю.Я. Владимиров - известный музыкант на Дальнем Востоке, А.Н. Корф -первый приамурский генерал- губернатор и др.) 4.Гражданская война на Дальнем Востоке: (А.В. Колчак - морской офицер и полярный исследователь; Бойко-Павлов- руководитель партизанского движения на Д,В. в период Гражданской войны; Волочаевская битва; Блюхер Василий Константинович, Серышев Степан Михайлович…) 5.Культурное наследие: культура народов Приамурья, архитектура г. Хабаровска, музыкальная жизнь города, музеи г. Хабаровска, литературная жизнь города. 6.Дальний Восток в Великой Отечественной войне. На боевом посту. (Коренные народы в годы ВОВ) 7.Улицы, названые в честь замечательных людей, принимавших участие в Великой Отечественной войне (М.Ф. Паньков, Е.А. Дикопольцев, В.Г. Шелест, Г.Г. Бондарь и др.) 8. История Дальневосточного военного округа (Дальневосточники- участники локальных войн) 9. Природа глазами ученых 10. История строительства церквей на Д.В. 11. История печатных СМИ в Хабаровске 12. История телерадиовещания на Д.В. 13. Россия - Китай: история отношений. 14. Развитие и становление образования на Дальнем Востоке 15. История развития театров в Хабаровском крае. 16. О вкладе дальневосточников в Великую Отечественную войну в тылу и на фронте. 17. Россия – Япония: история отношений. Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать. Выбор форм и методов краеведческой работы — важная организационная задача. В лицее проводятся следующие исследования:
Проектная деятельность учащихся над историко-краеведческим журналом «Хабар» выступает как средство для развития умения и навыков индивидуального и коллективного творческого труда. |
Название: «Страницы прошлого листая» С этим нельзя не согласиться. За основу проекта взята идея изучение истории родного края, в ходе поисково исследовательской деятельности... | Постановление от 05 мая 2012 г. N 146-пр об утверждении государственной... Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формирование у школьников российской гражданской позиции посредством Основного Закона России, содействовать формированию у... | Постановление от 07 июня 2012 г. N 186-пр об утверждении государственной... Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства... | ||
«Приспособление животных и растений Хабаровского края к условиям жизни в наших лесах» Большую часть Хабаровского края занимают лесные массивы, в основном, хвойные. Из других деревьев здесь произрастают дуб, вяз, ясень,... | Пояснительная записка Программа кружка направлена на познание окружающей... Формирование активной экологической позиции на основе использования краеведческих знаний | ||
Положение о краевом этапе Всероссийского конкурса юных инспекторов... Хабаровского края, проводится угибдд увд по Хабаровскому краю, Комитетом по молодёжной политике Правительства Хабаровского края,... | Программа историко-краеведческого кружка «Верность» История родного края рассматривается как часть отечественной истории, местные события как проявления закономерности исторического... | ||
Об утверждении государственной целевой программы Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Ученик–Учитель–Родители–Общественность» с целью формирования активной гражданской позиции ученика, адаптированного к современной... | ||
Конкурс «Судьбы человеческие» Цель: изучение военной истории наиболее героической и трагической страницы в жизни нашей страны и края. Познакомить с выдающимися... | Программа для основной школы структура Реализация этой задачи может быть осуществлена посредством систематического и комплексного изучения разных сторон жизни, быта, культуры... | ||
Правительство хабаровского края постановление В целях приведения нормативных правовых актов Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края... | О проведении историко-краеведческого конкурса рефератов Настоящие Положение определяет порядок организации и проведения историко-краеведческого конкурса учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных... | ||
Учебник Физика-8, автор Новиков В. В Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на... | Постановление От 14 октября 2009 г. N 318-пр Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на... |