Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала





НазваниеФормирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала
страница1/5
Дата публикации19.02.2015
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
Управление образования г. Хабаровска



Целостное описание библиотечного опыта инновационной деятельности для внесения в краевую базу данных
Конкиной Елены Юрьевны,

заведующей библиотекой муниципального общеобразовательного

учреждения «Лицей инновационных технологий»

города Хабаровска
по теме:
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала

«Хабар»


Е.Ю. Конкина, заведующая библиотекой

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Лицей инновационных технологий» г.Хабаровска

Хабаровск

2010
Актуальность опыта

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В последние годы произошли позитивные перемены и негативные явления. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание. В российском обществе ощущается недостатки духовно-нравственного развития и гражданского воспитания. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано, что «новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося».

В школьном возрасте ребенок наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Одной из задач в рамках этого направления является воспитание и образование молодежи в органичной взаимосвязи с развитием родного края. Для оптимального развития регионов необходимы высококвалифицированные специалисты, способные достигать не только эффективного результата профессиональной деятельности, но и быть приспособленными к работе в условиях данного края и знакомые с его особенностями. Решение вышеназванной задачи возлагается в первую очередь на учебные заведения и их библиотеки. Они должны прививать интерес и любовь к родному краю, способствовать развитию его уникальности, осознанию места и роли в развитии отечественной и мировой истории и культуры. У краеведения есть очень важная особенность, которую отмечает академик Д.С. Лихачев: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень». И здесь особое место занимает библиотечное краеведение. Именно оно позволяет библиотеке приобрести свой облик, сделать ее не похожей на другие, а также стимулировать учащихся в приобретении новых знаний посредством самостоятельной краеведческой исследовательской работы.

Актуальность проблемы заключается в настоятельной потребности модификации краеведческой деятельности школьных библиотек. Слабая краеведческая информационная база библиотеки нашего лицея не позволяла в полной мере качественно осуществлять читательские запросы учителей и учащихся. Такое положение существенно снижает и качество краеведческого справочно-библиографического обслуживания и библиографического информирования. Таким образом, появилась настоятельная потребность ввести инновационные методы в развитие краеведения в лицейской библиотеке. Библиотека должна выступать в роли информационного центра в изучении истории края. Для этого мы разработали модель проектной деятельности учащихся по созданию историко-краеведческого журнала «Хабар». (См. приложение 2)

Перед нами была поставлена цель: формирование гражданской позиции и развитие творческого потенциала лицеистов как важнейших факторов их успешной социализации.

А в качестве задач определили для себя:

  • изучить существующие теоретические исследования и практические разработки по вопросу краеведения в школе с использованием информационно-компьютерных технологий;

  • включить лицеистов во внеурочную проектную деятельность посредством создания журнала «Хабар»;

  • привить учащимся навыки исследовательской деятельности с использованием компьютерных технологий;

  • сформировать творческий коллектив детей и взрослых в условиях проектной деятельности;

  • обучить поиску, отбору и критической оценке информации;

  • развивать умения пользоваться различными видами каталогов и поисковых систем Интернет;

  • формировать навыки журналистской деятельности;

  • создать банк данных краеведческой тематики.

Проектная деятельность по созданию краеведческого журнала «Хабар» поможет учащимся лучше знать отечественную историю, воспитает патриотические чувства, гордость за русскую нацию. В своем опыте я попыталась описать инновационный подход работы краеведческой деятельности библиотеки лицея. Это новая система универсальных знаний, умений и навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Главная идея опыта и его теоретическое обоснование

Краеведческая работа издавна являлась составляющей учебного процесса в общеобразовательной школе. Краеведение стало необходимым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, экологию, историю, язык, художественную литературу и т.д.). Составляя программу работы проекта, важно не упустить два момента: органичное единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края. Тематику работы мы составляли с учетом изучения истории нашего края и его перспективного развития c:\documents and settings\владелец\рабочий стол\333\dsc08669.jpg

Действенным средством активизации самостоятельной деятельности учащихся является их участие в выпуске краеведческого журнала «Хабар». Лицейские издания - это особые издания. И самый важный результат работы лицейских редакций - качественные изменения, которые происходят с теми, кто создает школьные журналы, и кто их читает. Это целая творческая лаборатория, в которой на основе самостоятельной работы и практического изучения технологического процесса создания печатного издания моделируются условия для развития творческих способностей учащихся. А также стимулирует познавательную активность, ответственность за ход и итоги коллективной работы, вырабатывает умение совместно преодолевать трудности, помогает избавляться от подростковых комплексов. В коллективной работе над лицейским журналом формируются нравственные ценности, осознается любовь к Родине. c:\documents and settings\владелец\рабочий стол\333\dsc08691.jpg

Участники проектной деятельности по созданию журнала «Хабар» - учащиеся 5-11 классов.

Периодичность издания: 2 раза в год.
Основные этапы проектной деятельности по созданию журнала «Хабар»:
1 этап: Аналитико-диагностический.

Цель:

  • определить уровень функционирования и развития основных направлений деятельности лицея с целью создания коллектива учащихся, для издания краеведческого журнала «Хабар»;

  • определить перечень проблем для издания краеведческого журнала «Хабар»;

  • приобрести все необходимое техническое оборудование для издательской деятельности;

  • изучить индивидуальные особенностей личности учащихся, выявить познавательные и профессиональные интересы, определить индивидуальный стиль познавательной деятельности с целью осуществления индивидуального подхода, максимальной эффективности деятельности, профилактики и предупреждения конфликтных и проблемных ситуаций, связанных со спецификой общения.


2 этап: Стратегический.

Цель:

  • определить проблемы и результаты проведенных исследований для издания краеведческого журнала «Хабар»;

  • определить стратегию исследований для издания краеведческого журнала «Хабар»;



3 этап: Тактический.

Цель:

  • создать творческие группы по основным направлениям реализации проектной деятельности лицея;

  • разработать механизмы по реализации проекта исследований для издания краеведческого журнала «Хабар»;

  • начать формирование мониторинга результативности внедрения проекта;

  • создать условия для психологического развития и повышения психо - логической компетентности учащихся.



4 этап: Деятельностный.
Цель:

Поэтапное внедрение проекта для издания краеведческого журнала «Хабар», корректировка замысла проекта.
5 этап: Обобщающий (коррекционный) этап

Цель:

Мониторинг результатов исследований для издания краеведческого журнала «Хабар»

  • определение положительных результатов, выявление проблем и анализ причин их возникновения;

  • тиражирование позитивного опыта.


Проектная деятельность по созданию журнала «Хабар» в лицее основывается на следующих принципах:

Общедоступность

Каждый ученик лицея может принять участие в создании журнала. Творческий процесс обеспечивает включение ученика в соответствии с его потребностями, способностями и уровнем подготовки.

Свобода выбора

Каждому школьнику обеспечивается свобода выбора направления своей деятельности, развития индивидуальности с учетом его возможностей в коллективной деятельности.

Свобода и независимость развития ребенка

Коллективная работа предполагает право ребенка самостоятельно реагировать на обстоятельства, самому решать свои проблемы и поступать так, как считает нужным. Каждый учащийся свободен в выборе целей и средств жизнедеятельности.
Мотивация

Работа в группе способствует гармоничному развитию мотивационной сферы, создает условия для формирования отношений школьника к культуре, общечеловеческим ценностям, к людям, к себе, к миру в целом.

Гуманизация

Проект предполагает формирование духовности, на основе общечеловеческих ценностей, мировой духовной культуры.

Ответственность

Все субъекты творческого коллектива принимают на себя равную ответственность за его результаты – научные консультанты и сами учащиеся.
Проектная деятельность по созданию журнала «Хабар» способствует:

  • обучению учащихся самостоятельно добывать информацию, осуществлять выбор и нести за нее ответственность;

  • изучению истории родного края, знакомству с выдающимися личностями, общению со сверстниками;

  • экскурсии, интервью и беседы – все это оставляет глубокий след в сознании учащихся, формирует и обогащает их представления о жизни, воспитывает их в духе любви к Отечеству;

  • использованию элементов научно-исследовательского метода в краеведении, с помощью которого лицеисты сами учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Задача руководителя заключается только в активизации и организации самостоятельной деятельности учащихся.



Технология реализации идеи
Историко-краеведческая работа является одним из важных элементов воспитания подрастающего поколения. Изучение своего родного края делает познание прошлого и настоящего нашей страны более глубоким и убедительным, пробуждает творческую активность молодежи, способствует развитию у нее самостоятельного мышления. История родного края, как и вся история в целом, имеет много увлекательных страниц, но не все они могут быть с достаточной полнотой раскрыты как на уроках, так и во внеклассной работе. Учитывая это, мы стараемся предлагать такие темы, которые расскажут о неизвестных фактах, событиях по истории края. В журнале освещаются исторические события на ДВ, показывается связь прошлого, настоящего и будущего в рамках выбранной темы, проводятся исследования о жизнедеятельности людей, которые внесли вклад в развитие нашего города и ДВ. К примеру, мы изучили и осветили в своих выпусках следующие темы:

1. Территория Хабаровского края в глубокой древности. Археологические и письменные сведения о крае.

2.Исследование и освоение Дальнего Востока: Экспедиция Москвитина к берегам Тихого океана, поход С.И. Дежнева на Чукотку, поход Е.П. Хабарова на Амур, экспедиции Г.И. Невельского.

3.О людях, которые внесли большой вклад в становление и развитие нашего родного города ( М.П.Тихменев - первый почетный гражданин г. Хабаровска; В.П.Сысоев - ученый, краевед, писатель; Ю.Я. Владимиров - известный музыкант на Дальнем Востоке, А.Н. Корф -первый приамурский генерал- губернатор и др.)

4.Гражданская война на Дальнем Востоке:

(А.В. Колчак - морской офицер и полярный исследователь; Бойко-Павлов- руководитель партизанского движения на Д,В. в период Гражданской войны; Волочаевская битва; Блюхер Василий Константинович, Серышев Степан Михайлович…)

5.Культурное наследие: культура народов Приамурья, архитектура г. Хабаровска, музыкальная жизнь города, музеи г. Хабаровска, литературная жизнь города.

6.Дальний Восток в Великой Отечественной войне. На боевом посту.

(Коренные народы в годы ВОВ)

7.Улицы, названые в честь замечательных людей, принимавших участие в Великой Отечественной войне (М.Ф. Паньков, Е.А. Дикопольцев, В.Г. Шелест, Г.Г. Бондарь и др.)

8. История Дальневосточного военного округа

(Дальневосточники- участники локальных войн)

9. Природа глазами ученых

10. История строительства церквей на Д.В.

11. История печатных СМИ в Хабаровске

12. История телерадиовещания на Д.В.

13. Россия - Китай: история отношений.

14. Развитие и становление образования на Дальнем Востоке

15. История развития театров в Хабаровском крае.

16. О вкладе дальневосточников в Великую Отечественную войну в тылу и на фронте.

17. Россия – Япония: история отношений.

Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать.

Выбор форм и методов краеведческой работы — важная организационная задача. В лицее проводятся следующие исследования:

  • Изучение фактов или событий по документам архивов, экспонатам музеев, первоисточникам.

  • Поиск непосредственных участников или свидетелей различных исторических событий с целью сбора интересующих данных.

  • Встречи с непосредственными участниками событий и их родственниками, записи рассказов, фотографирование и видеосъемки мест исторических событий.

  • Обработка писем, воспоминаний, документов, фотографий, рассказов, записанных и полученных во время встреч со старожилами, сопоставление полученного материала с архивными документами и литературными источниками.

Проектная деятельность учащихся над историко-краеведческим журналом «Хабар» выступает как средство для развития умения и навыков индивидуального и коллективного творческого труда.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconНазвание: «Страницы прошлого листая»
С этим нельзя не согласиться. За основу проекта взята идея изучение истории родного края, в ходе поисково исследовательской деятельности...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconПостановление от 05 мая 2012 г. N 146-пр об утверждении государственной...
Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование у школьников российской гражданской позиции посредством Основного Закона России, содействовать формированию у...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconПостановление от 07 июня 2012 г. N 186-пр об утверждении государственной...
Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала icon«Приспособление животных и растений Хабаровского края к условиям жизни в наших лесах»
Большую часть Хабаровского края занимают лесные массивы, в основном, хвойные. Из других деревьев здесь произрастают дуб, вяз, ясень,...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconПояснительная записка Программа кружка направлена на познание окружающей...
Формирование активной экологической позиции на основе использования краеведческих знаний
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconПоложение о краевом этапе Всероссийского конкурса юных инспекторов...
Хабаровского края, проводится угибдд увд по Хабаровскому краю, Комитетом по молодёжной политике Правительства Хабаровского края,...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconПрограмма историко-краеведческого кружка «Верность»
История родного края рассматривается как часть отечественной истории, местные события как проявления закономерности исторического...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconОб утверждении государственной целевой программы
Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Ученик–Учитель–Родители–Общественность» с целью формирования активной гражданской позиции ученика, адаптированного к современной...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconКонкурс «Судьбы человеческие»
Цель: изучение военной истории наиболее героической и трагической страницы в жизни нашей страны и края. Познакомить с выдающимися...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconПрограмма для основной школы структура
Реализация этой задачи может быть осуществлена посредством систематического и комплексного изучения разных сторон жизни, быта, культуры...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconПравительство хабаровского края постановление
В целях приведения нормативных правовых актов Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconО проведении историко-краеведческого конкурса рефератов
Настоящие Положение определяет порядок организации и проведения историко-краеведческого конкурса учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconУчебник Физика-8, автор Новиков В. В
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Формирование гражданской позиции лицеистов на примерах истории прошлого и современной жизни Хабаровского края посредством создания историко-краеведческого журнала iconПостановление От 14 октября 2009 г. N 318-пр
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск