Программа школьного краеведческого кружка





Скачать 353.05 Kb.
НазваниеПрограмма школьного краеведческого кружка
страница1/4
Дата публикации27.02.2015
Размер353.05 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4
Утверждаю: Согласовано:

Директор школы ___________ Л.Г. Никитина Зам. директора по ВР________Е.И. Назарова

Приказ № ____ от _____________2012 г. «______»________________2012г.

МКОУ Перелешинская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области

ПРОГРАММА

школьного краеведческого кружка

«Туристы-краеведы» срок реализации 3 года

Возраст детей: 10 – 17 лет


на 2012-2013 учебный год


Количество часов в год- ___35______

из них:

Количество часов в неделю

резервное

время


федерального компонента

регионального компонента

школьного компонента

-

-

35

1

-



Учитель географии высшей квалификационной категории

Колганцева Галина Романовнавна

Предисловие

« Давайте каждый из нас возьмёт по маленькому участку своей земли, соберёт весь свой разум и всю свою духовность и создаст маленький-маленький, но конкретный рай. Превратит маленький кусочек Земли на большой планете в цветущий сад, материализуя свою духовность, как это сделал Бог. Если это сделают миллионы людей в разных странах, то вся земля будет цветущим садом, и не будет войн, потому что миллионы людей будут увлечены великим сотворением. И если и пойдут русские на Швейцарию или Германию, то лишь затем, чтобы насладиться созерцанием прекрасных живых оазисов, перенять опыт материализации истинной духовности... Отец и мать, реально творящие Пространство любви для своих детей, более духовны, чем самые известные мудрецы, лишь говорящие о духовности»

Владимир Мегре

С чего начинается Родина?

Дай Бог, чтобы Родина начиналась для каждого человека с родного дома и родной земли, и никто, никогда не посмел бы посягнуть на них. Родина – это сердцу милый уголок Земли, пространство родительской любви, созданное нашими предками, где мы впервые увидели свет Солнца, почувствовали ласковые руки Матери и добрый взгляд Отца, сделали свои первые шаги. Действительно, каждому так важно иметь кусочек Родины своей!

Идея направлена на изучение своей Родины, возрождение образа жизни предков, сотворения гармоничного пространства на участке Земли, на восстановление гармоничных отношений с живой природой, между людьми, а также на соединение достижений технократического мира и мира чистой природы.

Пояснительная записка.

Программа школьного краеведческого кружка «Туристы-краеведы» рассчитана на три года обучения с последующим усложнением заданий с учащимися 5 – 11 классов общеобразовательных школ и направлена на комплексное изучение природы, истории Панинского района, поселка Перелёшино. Курс включает в себя изучение истории образования района, природы, населения, хозяйства, его современное развитие, родословную народов проживающих на данной территории, мировоззрение и образ жизни предков: обряды, мифологию, традиции, культуру, быт, туристскую жизнь и туристские навыки – как неотъемлемую часть краеведческой работы, экологические проблемы района и пути решения. Результатом должно являться создание проекта школьного экологического уголка «Моя школа-зелёный оазис», где дети реализуют свои знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения и исследования родного края. Школьный экологического уголок «Моя школа-зелёный оазис» - это прообраз будущей Родины - творческой мастерской на природе, где дети изучают и создают экологически чистое пространство, возрождают традиции, культуру предков, создают лесопарковую зону, водоем, плодовый сад, огород, пчеловодческое хозяйство, игровую зону и экологическое жилище. Принципы туризма и краеведения - от веселых и загадочных путешествий и игр на природе до умения жить в природе, овладения азами туристкой техники.

В связи с этим, программа делится на 3 части:

1. Краеведение.

2. Туристические навыки.

3. Экология.

Каждый предмет в свою очередь делится на разделы:

Краеведение:

- история развития человечества;

- мировоззрение и образ жизни предков;

- история развития района;

- природа Панинского района;

- хозяйство Панинского района;

- культура Панинского района.

Туристские навыки:

- история развития туризма;

- туристические навыки;

- картография;

- основы медицинских знаний.

Экология:

- глобальные экологические проблемы;

- экологические проблемы Панинского района;

- в гармонии с природой.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, биологии, экологии, химии, ОБЖ, географии, физической культуры и другими учебными дисциплинами, что может служить основанием для проведения интегрированных уроков.

Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской, проектной деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов и т.д.

В основе программы идея: на основе результатов исследований, полученных знаний, навыков и умений создать проект - школьного экологического уголка «Моя школа-зелёный оазис» - творческой мастерской на небольшом участке земли, будущего прообраза гармоничного сосуществования природы и человека.

Цель программы:

Воспитание цельной, общественно – активной личности, гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, способной сберечь и приумножить богатства родной природы и традиции земляков.

Образовательные Задачи:

- формирование мировоззрения, способствующей гармоничному сосуществованию природы и человека;

- формирование представлений о различных сторонах жизни Панинского района;

- расширить знания, полученные на уроках географии, истории, биологии,экологии;

- ознакомление с мировоззрением и образом жизни предков.

Воспитательные задачи:

- пробудить интерес к истории своего народа, к своим корням, традициям и образу жизни предков;

- патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему краю;

- способствовать укреплению семейных связей; заинтересовать содержанием предмета и родителей;

- способствовать становлению личности;

- воспитание доброты, ответственного отношения к природе, к людям;

- способствовать формированию экологической культуры.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию навыков и умений при организации походов и экскурсий;

- способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека;

- способствовать развитию исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений;

- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;

- приобщить учащихся к научно – исследовательской деятельности.

Прогнозируемые результаты- реализация знаний , умений и навыков через:

- создание комплексного атласа Панинского района;

-участие в соревнованиях по туризму, в научно – практических конференциях, в тематических кон курсах, совершение походов и экскурсий;

-пополнение школьного музея краеведческими материалами;

- создание брошюры «Сказание о земле Панинской».

- создание творческих работ по составлению генеологического древа рода.

- оформление и конструирование национальной одежды, рецептов кухни, экологического жилища, предметов домашней утвари предков;

- создание проекта школьного экологического уголка – творческой мастерской на природе «Моя школа-зелёный оазис».

Распределение количества часов по разделам:

№п/п

Предмет

Раздел

Количество часов

1 –й год.

2 –й год.

3 –й год.

1.

Краеведение.

20ч.

История развития человечества.

3

3

3

Мировоззрение и образ жизни предков.

3

3

3

История развития Панинского района, пос. Перелешино.

4

4

4

Природа Панинского района, пос. Перелешино.

4

4

4

Хозяйство Панинского района, пос. Перелешино.

3

3

3

Культура Панинского района, пос. Перелешино.

3

3

3

11

2.

Туристические навыки

10ч.

История развития туризма

1

1

1

Туристические навыки

5

5

4

Картография

2

2

2

Основы медицинских знаний

2

2

3

3.

Экология



Глобальные экологические проблемы

2

2

1

Экологические проблемы Панинского района

2

1

2

В гармонии с природой.

1

2

2

4.

35

итого

35

35

35


Содержание программы.

Первый год обучения – «Первые шаги»

( 1 час в неделю)

Первый год обучения.

Раздел «Краеведение»

Тема 1.

Вводное занятие. История развития жизни на Земле. С чего начинается Родина? История развития жизни на Земле. Представления древних о происхождении жизни. Знакомство с гипотезами ученых. Этапы развития. Родословная человечества от Адама до наших дней. Человеческие расы и племена. Образ жизни современника. Куда движется человечество? Будущее России в наших руках.

Тема 2.

Мировоззрение и образ жизни предков. Тюрки и славяне. Боги. Духи природы. Обряды и верования. Наследие предков. Устные предания старины. Праздники. Земледелие. Быт. Наследие предков. Устные предания, священные книги, сказки, пословицы. Творческая работа «Прикаснемся к истокам»

Тема 3.

История развития Панинского района. Начало создания. Этапы становления. Развитие колхозов и совхозов. История возникновения сел района. Родовое имение помещицы Паниной, Перелешиных. История заселения территории Панинского района. Образование поселка Перелешино, села Ивановка, Ново-Александровка, с. Красное, п. Первомайский,с. Хитровка, п. Фёдоровка. Знакомство с названиями улиц поселка Перелёшино. Знакомство с историей развития родной школы, её традициями, учителями, лучшими выпускниками, которыми гордиться школа.

Выдающиеся личности района. Памятники истории. Краеведческие музеи района. Экскурсии к старожилам. Сбор информации устного творчества. Интересные достопримечательности. Исследовательская работа «Путешествие по реке времени»

Тема 4.

Природа Панинского района. Наш район, посёлок Перелешино на карте мира, России, Воронежской области. Географическое положение. Внутренние воды. Реки, озера, искусственные водоёмы района. Гидрография. Экологическое состояние водоемов. Предназначение, применение и охрана вод Панинского района. Экскурсии и походы по водным объектам района. Экологическая работа по очистке родников, искусственного водоёма (Хальзовского пруда) в посёлке Перелешино. Характеристика. Исследовательская работа по изучению искусственного водоёма.

Многообразие растительного и животного мира. Редкие и исчезающие виды. Районы распространения. Разнообразие растительности: лекарственные травы; деревья; кустарники. Свойства растений их применение в хозяйстве. Биологические ресурсы. Животный мир. Видовой состав. Повадки животных. Редкие виды. Создание Красной книги Панинского района – творческие работы учащихся. Знакомство с литературой. Экскурсии и походы по району. Составление карты и фотоальбома.

Климат. Своеобразие климата района. Температура, осадки, влажность воздушных масс. Атмосферные явления.

Тема 5.

Хозяйство Панинского района. Колхозы и совхозы. Производственные предприятия района. Земледелие, животноводство, элеватор, частное пчеловодство, рыбоводство. Ремесленные цеха.

Тема 6.

Культура Панинского района. Развитие культурной жизни района. Традиции и нравы земляков. Верования. Церкви района. Обряды, праздники. Праздник «Здравствуйте односельчане!», «Рождество», «Масленница», «Пасха». Убранства дома, двора, усадьбы. Ремесла народов, легенды и предания о людях района. Родословная района. Семейные традиции. Моя семья. Место работы родителей. Род. Родословная. Составление родословного древа. Семейный бюджет. Семейный досуг. Традиции семьи. Семейный альбом. Семейные реликвии. Праздники в семье.

История развития традиций. Улицы села. Изучение названий исчезнувших сел, улиц. Экскурсии по Панинскому району. Сбор информации: фото, видео, устное творчество. Интересные природные объекты в сопоставлении старое и новое (антропогенное воздействие на природу), изменения, происходящие на глазах, стройки, разрушения, создание карьеров.
Раздел «Туризм»

Тема 1.

Вводное занятие. Знакомство с историей возникновения туризма. Создание «Клуба путешественников». Знакомство с видами туризма. Пешеходный туризм. Велотуризм. Туристы района. Туристическая жизнь Панинского района. Знакомство с методической литературой.

Тема 2.

Азы туризма. Что такое туризм? Устав туриста. Техника безопасности при проведении походов и экскурсий. Знакомство с туристским снаряжением (личное и групповое). Рюкзак. Правила укладки рюкзака. Одежда туриста. Укладка палатки. Транспортировка группового снаряжения. Подбор снаряжения. Использование и хранение туристического снаряжения.

Тема 3.

Организация походов и экскурсий. Пешие походы. Велопоходы..Соблюдение техники безопасности при проведении походов и экскурсий. Распределение обязанностей в походах. Техника передвижений в пеших и велопоходах. Организация привалов и ночлега. Организация быта в многодневных походах.

Тема 4.

Организация проведения соревнований по туризму. Техника прохождения этапов. Навесная переправа. Маятник. Бабочка. Подъем и спуск по склону. Ромб. Прохождение болота по кочкам. Определение азимута, высоты объекта. Транспортировка пострадавшего. Разжигание костра. Вязка узлов. Спортивное снаряжение (личное и групповое ). Основная веревка. Карабины. Личная страховочная система. Техника безопасности при проведении туристических соревнований . Инструктаж. Техника прохождения этапов. Изготовление реквизитов команды. Создание эмблемы, флага, девиза.

Тема 5.

Картография. Знакомство с топографическими картами. Условные знаки. Азимут, компас. Ориентирование по азимуту, по маркированному маршруту. Съемка местности. Глазомерная съемка. Нивелирование. Определение высоты объекта, ширины реки, расстояния до объекта.

Тема 6.

Медицинская помощь. Знакомство с аптечкой. Назначение лекарств. Определение симптомов болезней. Применение лекарств. Лекарственные растения. Знакомство с лекарственными растениями Панинского района. Заготовка и хранение. Первая помощь при кровотечениях, переломах, остановке дыхания, ожогах, отравлениях, солнечном ударе, укусах насекомых, обморожениях.

Раздел «Экология»

Тема 1.

Глобальные экологические проблемы человечества . Взаимодействие природы и общества. Причины современного обострения проблем рационального природопользования. Использование и охрана растений, животных. Земельный фонд планеты. Земельные ресурсы планеты. Негативные следствия сельскохозяйственного производства. Нехватка воды, пищи, чистого воздуха. Экологические катастрофы.

Тема 2.

Экологические проблемы Панинского района .Загрязнение и пересыхание водоемов. Некачественные продукты питания. Нитраты, консерванты, генно - модифицированные продукты. Негативные следствия сельскохозяйственного производства. Нехватка воды, пищи, чистого воздуха. Основные виды загрязнения природной среды района автотранспортом: выхлопные газы, пыль, шум. Проблема мусорных отходов.

Тема 3.

В гармонии с природой. Нравственные заповеди предков. Первый шаг навстречу к природе – осознание пагубности потребительского образа жизни. Заповедывание. Основные функции охраняемых территорий. Памятники природы Панинского района. Акция «Посади деревце из семян».

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа школьного краеведческого кружка iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Программа школьного краеведческого кружка iconОбразовательная программа «История родного края» «История города Буинска и Буинского района»
Автор: Н. И. Казакова, учитель истории мбоу сош №1г. Буинска, краевед района, пдо, руководитель школьного краеведческого кружка «Эхо...
Программа школьного краеведческого кружка iconПрограмма деятельности школьного краеведческого музея Составитель:...
Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории мбоу "Нижнекулойская...
Программа школьного краеведческого кружка iconПрограмма историко-краеведческого кружка «Верность»
История родного края рассматривается как часть отечественной истории, местные события как проявления закономерности исторического...
Программа школьного краеведческого кружка iconПояснительная записка Программа кружка направлена на познание окружающей...
Формирование активной экологической позиции на основе использования краеведческих знаний
Программа школьного краеведческого кружка iconПрограмма краеведческого кружка «Капельки»
Технология привлечения школьников в исследовательскую деятельность средствами краеведения
Программа школьного краеведческого кружка iconПрограмма дополнительного образования краеведческого кружка «Следопыт»
Юридический адрес: 433 122 Ульяновская область Вешкаймский район с. Стемасс ул. Центральный массив д. 4
Программа школьного краеведческого кружка iconВыступление на областной методической конференции
Автор: Дорогобед О. И., учитель истории, руководитель школьного краеведческого музея
Программа школьного краеведческого кружка iconКлассный час диспут "Что значит быть патриотом сегодня?"
Оборудование: компьютерная презентация, видеосюжеты, музыкальное оформление, фотовыставка, выставка работ историко-краеведческого...
Программа школьного краеведческого кружка iconПрограмма развития школьного краеведческого музея «Усадьба Смоленское»
«Усадьба Смоленское» на 2013-2017 годы «Школьный музей как образовательный и социокультурный центр села Смоленское»
Программа школьного краеведческого кружка iconРегиональный конкурс методических разработок по организации детской...
Учитель истории и обществознания I категории, руководитель школьного историко-краеведческого музея «Исток»
Программа школьного краеведческого кружка iconО проведении районного краеведческого слета
Настоящее Положение определяет цели, задачи, организаторов, участников районного краеведческого слета (далее Слет), порядок рассмотрения...
Программа школьного краеведческого кружка iconО работе школьного краеведческого музея «Истоки» при Смаглеевской...
Краеведческий музей «Истоки» был открыт при школе в 2005 году к 60-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне
Программа школьного краеведческого кружка iconПрограмма кружка «Основа компьютерной грамотности»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский...
Программа школьного краеведческого кружка iconПрограмма кружка «Химия в задачах»
Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка
Программа школьного краеведческого кружка iconО проведении открытого городского эколого-геолого-краеведческого конкурса
Открытый городской эколого-геолого-краеведческий конкурс «ледниковый период» (далее – Конкурс) проводится в рамках городских массовых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск