Пояснительная записка по истории Удмуртии 8 классРабочая программа по истории Удмуртии для 8-го класса разработана на основе примерной программы основного общего образования.Программа составлена на основе обязательного минимума исторического образования и рассчитана на 34 часа в год, по 1 уроку в неделю. М. В. Гришкина, Н. П. Лигенко, А. Н. Петров 2010 г.Учебно-методический комплект для обучающегося:Гришкина М. В. История Удмуртии. Первая половина XIX века: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2010 г. Гришкина М. В. История Удмуртии. Первая половина XIX века: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2010 г. Н. П. Лигенко, А. И. Петров История Удмуртии. Вторая половина XIX века: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2010 г. Цель программыОсновной целью программы является формирование представлений об особенностях и закономерностях исторического процесса на примере истории нашего края, конкретизация общеисторических знаний обучающихся. программа «История Удмуртии» тесно связана как с программой «История России», так и с историей соседних регионов, является составной частью исторического и краеведческого образования подготовки учащихся. Программа нацеливает учащихся на самостоятельную творческую работу, поиск новых источников и изучение памятников истории и культуры Удмуртии, что тем более важно, если учитывать включение регионально-национального компонента в систему общего образования. Тем самым преследуется решение следующих познавательных задач: ознакомление учащихся с состоянием источниковой базы по истории Удмуртии:
усвоение основного фактического материала по отдельным эпохам:
Решение поставленных задач позволит учащимся глубже осознавать материалы общеисторических специальных курсов, углубить знания и приобрести навыки анализа и обобщения материалов. Курс рассчитан на 34 часа уроков для учащихся. На занятиях рассматриваются вопросы местной истории.Оценка знаний и умений учащихся проводится в форме повторителъно-обобшающих уроков и тестов. Итоговый результат знаний в виде зачета.Требование к уровню подготовки обучающегося:После знакомства с основным содержанием курса в объеме рабочей программы учащийся ориентироваться в специальной литературе, иметь представление об особенностях природно-климатических, социально-экономических, политических факторов развития Удмуртии.Должен овладеть знанием фактического материала (основные исторические сюжеты имена, даты, статистические данные), основных положений, касающихся специфики исторического прошлого родного края.Должен уметь: раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность событий в контексте региональной и общероссийской истории, критически оценивать основные источники по истории края, синтезировать полученную информацию и применять новое знание в своей дальнейшей учебной деятельности.Методическая литература:Александров А.А. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века в Удмуртии // Очерки истории Удмуртии XIX века. Ижевск, 1996. С.82-140. Александров А.А. Ижевский завод: научно-популярный очерк истории завода. 1760 - февраль 1917 г. Ижевск, 1957. Берестова Е.М. Православная церковь в Удмуртии (вторая половина XIX - начало XX века): Социально-культурная деятельность. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. Васина Т.А. Камские заводы. Население, быт (конец XVIII - первая половина XIX в.). Ижевск: ИИЯЛ УрО РАН, 2006. 274 с. Вахрушев А.Н К вопросу о христианизации удмуртов //Проблемы аграрной истории Удмуртии. Ижевск. 1988. Волкова Л. А. Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX- начало XX века). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2003. Гришкина М.В. Крестьянство Удмуртии в XVIII веке. Ижевск, 1977. Гришкина М.В. Удмуртия в эпоху феодализма (конец XV- первая половина XIX вв.). Ижевск, 1994. Документы по истории Удмуртии ХУ-ХУП вв. / Сост. П.Н.Луппов. Ижевск: Удм. кн. изд-во, 1958. Загребин А.Е. Финны об удмуртах: Финские исследователи этнографии удмуртов XIX- первой половины XX в. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. История Удмуртии: конец XV начало XX века Под ред. К И. Куликова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в Удмуртии: Сб. док-тов и материалов / Сост. А.А. Александров. Ижевск, 1974. Крестьянская война под предводительством Степана Разина: Сб. док-тов и материалов. М., 1957. Т.2; М., 1976. Т.З. Кутявин А.Н. Удмуртское национальное движение в контексте этнокультурной и политической истории народов Волго-Камья в конце XIX- первой четверти XX в. // Этническая мобилизация во внутренней периферии: Волго-Камский регион начала XX в. Ижевск, 2000. Лаллука Сеппо. Казанская семинария учителей и пробуждение финских народов в регионе между Волгой и Уралом // Вестник Удмуртского университета. 1994. №7. Пигенко Н.П. Крестьянская промышленность Удмуртии в период капитализма. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1991. Пигенко Н.П. Купечество Удмуртии. Вторая половина XIX- начало XX века. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. Ложкин В.В. Театральное искусство Удмуртии. Ижевск, 1994. Луппов П.Н. История вятских сел //Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Киров, 1995. Т.4. История. С. 138-182.Луппов П.Н. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIXв. Ижевск, 1999.Материалы по истории Удмуртии (с древнейших времен и до середины XIX в.). Ижевск, 1995.Мерзлякова Л.В. Из истории формирования государственного аппарата Вятской губернии в первой половине XIX века // Очерки истории Удмуртии XIX века. Ижевск, 1996. С. 9-30.Мултанское дело: История и современный взгляд. Материалы научно-практической конференции. Ижевск, 2000.Никитина Г.А. Сельская община - бускелъ - в пореформенный период (1861-1900 гг.): Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1993.Фролова Г.Д. Просветители удмуртского народа: Очерки развития педагогической мысли. Ижевск: Удмуртия, 1996.Шумилов Е.Ф. Архитектура Ижевска. Ижевск: Удмуртия, 1978.Шумилов Е.Ф. Город на Иже. 1760-1945 (Любое издание).Шумилов Е.Ф. Город оружейников. 1807-1917. Ижевск, 2002.Шумилов Е.Ф. История искусства Удмуртии: Справочник. Устинов, 1986.Шумилов Е.Ф. Культура Удмуртии. Краткий очерк истории пластических искусств до 1945 года: Учеб. пособие. Ижевск, 1991.Шумилов Е.Ф. Христианство Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство: XVI - начало XX века. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2001.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ УДМУРТИИ 8 КЛАСС №
| Тема
| Кол.
час
| Изучения нового и закрепление
| Контроль
| 1
| Введение в историю Удмуртии
| 1
| 1
|
| 2
| Раздел1 Социальное и экономическое Развитие Удмуртии.
| 7
| 7
|
| 3
| Раздел2 Положение крестьянства. Нововведения в сельском хозяйстве.
| 5
| 4
| 1
| 4
| РазделЗ Культура и быт населения.
| 6
| 5
| 1
| 5
| Раздел 4 Буржуазные реформы 60-70- X гг Х1Х в.
| 3
| 3
|
| 6
| Раздел 5 Сельское хозяйство и промышленность.
| 7
| 6
| 1
| 7
| Раздел 6 Культура.
| 5
| 4
| 1
| 8
| ИТОГО
| 34
| 30
| 4
| №
| Тема урока
| Кол.
час
| Форма урока
| Ученик должен знать
| Ученик должен уметь
| Формы
контроля
| Домаш.
задание
| Дата
| Корр.
дат
| 1
| Введение в
историю
Удмуртии
| 1
| лекция
|
|
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 1 СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УДМУРТИИ (7 часов)
| 2
| Население нашего края
| 1
| комбинированный
| Дворцовые, черносошные крестьяне. Ясачные люди. Доля, стан, целовальник.
| работать с картой и текстом,
| Устный
опрос
|
|
|
| 3
| Территория и население
| 1
| комбинированный
| Берг-коллегия, горный департамент, этническая структура населения, социальная структура населения, лашманы, рекруты, «сельские обыватели»
| работать с картой и текстом,
| тест
|
|
|
| 4
| Города и городское население
| 1
| комбинированный
| Губернская реформа, купечество, горожане, интеллигенция,
| Делать выводы о причинах роста городов
| Устный
опрос
|
|
|
| 5
| Формирование крупной
промышленности
| 1
| комбинированный
| история оружейного
дела, промышленность,
мануфактурное,
металлургическое
производства,
крепостной труд,
мещане.
| Составлять устный рассказ
| тест
|
|
|
| 6
| Развитие торговли
| 1
| комбинированный
| Купечество в городе Сарапуле, купеческие гильдии, скупщики- гуртовщики, ярмарки.
|
| Устный
опрос
|
|
|
| Календарно-тематическое планирование по Истории Удмуртии 8 класс
7
| Население Удмуртии и Отечественная война 1812г
| 1
| Урок-экскурсия
| Отечественная война, мобилизация, ополчение, военнопленные.
| Уметь показывать районы боевых действий
| тест
|
|
|
|
8
| Социальное и экономическое развитие Удмуртии
| 1
| Повторительно-
обобщающий
урок
|
| Давать
сравнительные
характеристики
| Устный
опрос
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 2 ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА. НОВОВВЕДЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ (5 часов)
| 9
| Развитие сельского хозяйства и промыслов
| 1
| Урок
формирования
знаний
| Общинное землепользование, агротехнические приемы, межевание.
| Проводить
сравнительный
анализ.
| тест
|
|
|
| 10
| Крестьянское
хозяйство
| 1
| комбинированный
| Исправник,
вальдадместер,
|
| Устный
опрос
|
|
|
| 11
| Скотоводство и промыслы
| 1
| Урок
формирования
знаний
| «Медико-полицейские меры», пчеловодства, отхожие промыслы.
|
| тест
|
|
|
| 12
| Налоги и
повинности
крестьян.
Реформа удельной и государственной деревни
| 1
| комбинированный
| Рента, удельные крестьяне.
|
| Устный
опрос
|
|
|
| 13
| Положение крестьянства. Нововведение в сельском хозяйстве
| 1
| Повторительно-
обобщающий
урок
|
| Проводить сравнительный анализ.
| тест
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 3 КУЛЬТУРА И БЫТ НАСЕЛЕНИЯ (6 часов)
| 14
| Просвещение. Роль церкви в его развитии
| 1
| лекция
| Школьное, народное образования, старообрядчество, заводские, женские школы, новообращенные
| Уметь работать в контексте с понятиями и терминами.
| Устный
опрос
|
|
|
|
15
| Профессиональная
медицина
| 1
| комбинированный
| Уездная больница, заводской госпиталь, эпидемиологическая обстановка, народная медицина.
|
| тест
|
|
|
| 16
| Техническая мысль
| 1
| комбинированный
| Пудлингование, арсенал.
|
| Устный
опрос
|
|
|
| 17
| Архитектура
| 1
| комбинированный
| Архитектурный прием, классицизм.
|
| тест
|
|
|
| 18
| Быт населения
| 1
| комбинированный
| Мастеровые, айшон, сюлыка, статистика.
|
| Устный
опрос
|
|
|
| 19
| Культура и Быт населения
| 1
| Повторительно-
обобщающий
урок
|
|
| тест
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 4 БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х гг. XIX в. (З часа)
| 20
| Отмена
крепостничества в Удмуртии
| 1
| семинар
| «Уставная грамота», «Манифест».
|
| Устный
опрос
|
|
|
| 21
| Реформы местного управления и суда
| 1
| комбинированный
| Реформа,
временно обязанные, судебная система.
|
| тест
|
|
|
| 22
| Буржуазные реформы 60—70-х гг. XIX в.
| 1
| Повторительно-
обобщающий
урок
|
|
| Устный
опрос
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 5 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (7часов)
| 23
| Крестьянское и общинное землепользование Сельское хозяйство
| 1
| комбинированный
| Аренда, капитализация, социальное расслоение населения, удмуртская община, подушная подать.
|
| тест
|
|
|
| 24
| Неземледельческие занятия крестьян
| 1
| комбинированный
| Традиционные
промыслы.
|
| Устный
опрос
|
|
|
| 25
| Промышленость Торговля
| 1
|
| Мануфактура,
фабрика.
|
| тест
|
|
|
|
26
| Социально- экономическое развитие городов
| 1
| комбинированный
| Урбанизация.
|
| Устный
опрос
|
|
|
| 27
| Транспорт
| 1
| комбинированный
| Виды транспорта.
|
| тест
|
|
|
| 28
| Банковская система и предприниматели
| 1
| комбинированный
|
|
| Устный
опрос
|
|
|
| 29
| Сельское хозяйство и промышленность
| 1
| Повторительно-
обобщающий
урок
|
|
| тест
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 6 КУЛЬТУРА (5 часов)
| 30
| Просвещение
| 1
| комбинированный
| Национальная школа, земская школа,
|
| Устный
опрос
|
|
|
| 31
| Наука
| 1
| комбинированный
| научно-технический прогресс, лингвистика.
|
|
|
|
|
| 32
| Религиозная
структура
общества
| 1
| комбинированный
| Религиозная структура, язычество, мусульмане, старообрядцы, католики, лютеране, иудеи, мултанское дело.
|
| тест
|
|
|
| 33
| Литература и искусство
| 1
| комбинированный
| Гимназия, эклектика, модерн,
|
| Устный
опрос
|
|
|
| 34
| Культура
| 1
| Повторительно-
обобщающий
урок
|
|
| тест
|
|
|
| |