4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного





Название4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного
страница1/19
Дата публикации26.08.2014
Размер2.19 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории
Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного общества на исторический вызов, который рождается стимулами к развитию и росту. Исторический вызов побуждает к росту. Ответом на вызов, общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и качественно совершенное состояние с точки зрения его структуры. Вызов, который остается бе8з ответа, повторяется вновь и вновь. Если общество не в состоянии дать творческие ответы на два или более последовательных вызова, то оно, по выводу Тойнби, утрачивает творческую силу и жизненную энергию. Результатом является надлом (кризис) цивилизации. Ответственность за него лежит, как считает Тойнби, на совести лидеров. Если “творческие личности в авангарде цивилизации, влияющие на нетворческое большинство” терпят неудачу, то общество утрачивает свой энергетический и творческий потенциал, что неизбежно ведет к надлому цивилизации. Если общество и далее не находит в себе творческой силы и жизненной энергии ответить на вновь повторяющийся вызов истории, то происходит окончательный распад цивилизации.

Постижение роли личности в истории – одна из самых противоречивых проблем исторической философии. Каждая эпоха порождает новые идеи и взгляды, находит неожиданные повороты и ракурсы. Роль личности, значения, которое она оказала на ход исторического процесса, то оценивается современниками и потомками как огромная и даже определяющая, то начинает казаться весьма незначительной. Главная причина этого заключается в некой двойственности отношений между личностью и историческим процессом, иными словами, принципиален вопрос о том, творит ли личность историю, или история формирует личность. Создавая научные теории в попытке ответить на этот вопрос, исследователи зачастую ударяются в крайности. Например, марксистский подход заключается в положении о том, что роль личности определяется организацией общества. Едва ли стоит соглашаться с явным стремлением видеть общественный закон неумолимым вечным и неизменным, сводя роль личности к непростительному минимуму. С другой стороны, не менее спорен и обратный подход, в рамках которого деяния одной личности представляются единственной причиной всех коренных исторических изменений.

Проявление любых, даже самых общих, законов истории многообразно и многовариантно. Роль самой выдающейся личности всегда есть сплав предшествующего развития, массы случайных и закономерных событий и ее собственных особенностей. Способов организации общества много, а следовательно, много и вариантов проявления личности. Иногда личность играет решающую роль. Но невозможно не заметить, что в некоторые эпохи и самые выдающиеся люди оказываются бессильными перед обстоятельствами. Роль личности зависит от множества разных причин и только «кажется, что герои творят сами из себя и что их действия создали такое состояние и такие отношения в мире, которые являются их делом и сознанием» (Гегель).

12. Становление государственности. Киевская Русь и международные контакты

IX век в истории восточных славян ознаменовался переходом к государственной организации. Возникает Древнерусское государство или Киевская Русь. По мере перехода от предгосударственной формы политической организации к другой происходило складывание признаков государственности, главными из которых являются:

- размещение жителей по территориальному признаку, а не на основе кровных уз;

- наличие публичной власти, отделенной от массы народа;

- взимание налогов на содержание публичной власти.

В IX в. самыми сильными центрами государствообразования у восточных славян являлись Киев и Новгород.

В Киеве процесс формирования признаков государственности шел интенсивнее, чем в других славянских землях. Здесь быстрее сложилась система сбора дани, раньше выделился слой военно-дружинной знати, выполняющей властные функции. Немаловажную роль играло и географическое положение – на середине торгового пути «из варяг в греки», что делало его местом стечения русских и зарубежных купцов, дипломатов, религиозных миссионеров и т.д. В силу этих обстоятельств в конечном итоге именно Киев становится столицей Древнерусского государства.

По свидетельству авторов «Повести временных лет», в середине IX в. многие из восточнославянских племен, а также обитатавшие рядом с ними неславянские племена являлись данниками своих соседей: поляне, северяне и вятичи платили дань хазарам, а чудь, меря и ильменские словене – варягам, приходившим из Скандинавии.

В 862 г. варяги были изгнаны, но начавшиеся после этого усобицы вынудили племена, обитавшие по берегам озера Ильмень, призвать на княжение представителей варяжского племени Русь Рюрика, Синеуса и Трувора, обосновавшихся соответсвенно в Новгороде, Белоозере и Изборске.

Двое дружинников Рюрика Аскольд и Дир взяли власть в Киеве, освободив полян от уплаты дани хазарам.

После смерти Рюрика в 879 г. власть в Новгороде перешла к его родственнику Олегу. В 882 г. Олег прибыл в Киев с малолетним сыном Рюрика Игорем, убил Аскольда и Дира и занял киевский престол.

Так были объединены 2 центра государствообразования – Киев и Новгород. Киев при этом был объявлен столицей и «матерью городов русских». Т.о. именно 882 г. традиционно считается датой образования Древнерусского государства.

Варяги были призваны на княжение, когда у восточных славян уже имелись признаки государственности: кровные узы уступали место территориально-политическим, формировался общественный слой с такими властными атрибутами, которые можно считать публичной властью, отделенной от народа. Варяги, несомненно, внесли определенный вклад в формирование государства у восточных славян: их приход ускорил складывание ДГ. Но они, видимо, не инициировали этот процесс, а лишь подключились к нему на одной из стадий.

Усилия первых киевских князей были прежде всего направлены на формирование территории государства и объединение восточного славянства под единой властью. Трудами Олега к Х в. в ДГ уже были объединены поляне, северяне, древляне, радимичи, словене, кривичи, вятичи, тиверцы, дулебы, хорваты, а также угорофинские племена меря и чудь. Благодаря активности Иоря, Ольги, Святослава и Владимира I к началу XI в. племенной сепаратизм был постепенно подавлен и все восточнославянские племена были объединены. В 965 г. сын Ольги и Игоря Святослав разгромил государства волжских булгар, буртасов, а затем и Хазарский каганат, основав на новых землях русские поселения. На Северном Кавказе Святослав подчинил себе ясов (аланов) и касогов (адыгов) и остров Тмутаракань на Таманском полуострове. Владимир Святославович соединил западные территории. В 981 г. в результате войны с поляками он захватывает червенские города Перемышль, Червень и др., позже утраченные Русью и вновь возвращенные в состав в 30-х гг. XI в. в княжение Ярослава Мудрого, который известен упорной борьбой за сохранение целостности государства. В первые годы правления князю пришлось усмирять восстание в Полоцкой земле, а выступление его брата, тмутараканскрого князя Мстислава, в 1024 г. привело к расколу Руси на две части, объединить которые удалось лишь в 1036 г.после смерти Мстислава. В Прибалтике, в Чудской земле был основан город Юрьев (нынешний Тарту). У середине XI в. территория ДГ простиралась от Балтийского до Черного морей и от Карпат до Камы, протяженность границ составляла около 7 тыс.км. Ручь превратилась в крупнейшее государство Европы с пестрым этническим и неоднородным социальным составом; общая численность населения составила 4 млн. человек.

Во внешнеполитической деятельности киевских князей отчетливо просматривались три направления:

  1. Развитие торговых и дипломатических отношений с Византией.

  2. Охрана торговых путей, ведших к зарубежным рынкам.

  3. 3. Защита территории от степных кочевников.

Усилении Руси беспокоили Византию, но обе стороны были заинтересованы в развитии торговли, потому торговые связи практически не прерывались, несмотря на сложность межгосударственных отношений. Русь продавала на рынках Константинополя значительную часть Дани, собираемой с подвластного населения. Центрами русско-византийской торговли были Киев, Херсонес, Переяславец, Фессалоники. Попытки Византии ущемить прав Руси неизбежно приводили к военным походам.

В 907 г. успешный поход на Царьград совершил Олег, взявший большую дань и дробившийся права беспошлинной торговли. В 911 г. он заключил с В. договор о мире и дружбе, гарантировавший беспошлинную торговлю, а также личную безопасность и сохранность имущества русских купцов, послов и наемников, служивших в византийском войске. Следующий договор стал результатом похода Игоря в 944 г.

В правление Ольги военные походы прекращаются, наступает период наращивания дипломатической активности. Княгиня посещает К. в 946 и 957 гг., приняв во время второго визита крещение.

В 967 г. Святослав вторгается в пределы славянской Болгарии, завоевав обширные и земли и сделав своей резиденцией Переяславец. Намереваясь перенести туда столицу, князь провоцирует гнев К. В 971 г. Св.осажден в крепости Доростол вынужден подписать мирный договор, оставляя Болгарию.

Владимир Святославович в 988 г. был вынужден прибегнуть к силовому давлению и предпринять поход на Херсонес (Корсунь). Конфликт был улажен после принятия Вл. христианства и женитьбе на сестре императоров Анне.

Ярослав Мудрый налаживает дипломатические связи с Европой весьма хитрыми методами. Он разворачивает мощную брачную политику, женившись на дочери короля Швеции, выдав собственных трех дочерей за норвежского, венгерского и французского королей, устроив союз сестры Доброгневы с польским королем и женив сына Изяслава на сестре последнего. Брак же другого его сына, Всеволода, с дочерью византийского императора Константина Мономаха в 1046 г. скрепил важный мирный договор.

В сферу экономических интересов Руси входил бассейн Каспийского моря. По Дону, Нижней Волге и Каспию пролегал торговый путь на Восток. После последовательного разгрома Хазарского каганата и печенегов возросла активность использования путь «из варяг в греки».

С 60-х гг. XI в. страшной напастью для начинающей распадаться после смерти Яр.Мудрого Руси становятся половецкие набеги. Спустя 18 лет мирного сокняжения его сыновья ополчились против старшего брата Изяслава, занимавшего киевский престол. Военные столкновения втягивали новы и новых участников, набирая обороты с невероятной скоростью и ослабляя Русь перед лицом половецкой опасности.

Только в 1097 г. на княжеском съезде в Любече было решено, что «каждый держит отчину свою». Главным инициатором спасительного объединения и проведения последующих съездов в 1100 и 1103 гг. являлся внук Яр.Мудрого Владимир Мономах. Победа над половцами в 1111г. временно остановила их натиск на Русь. В 1113 г. Вл.Мономах был призван на великий княжеский престол, который занимал до самой смерти в 1125 г. Ему удалось на время приостановить процесс распада ДГ, пресекая распри в княжеской среде и попытки мятежей против киевской власти. Его сын Мстислав Великий активно продолжал отцовскую политику, укрепляя государство изнутри и успешно отражая вражеские походы. Однако это были лишь временный период возрождения могущества Руси и стабилизации ее внутреннего положения.



13. Династия Рюриковичей. Норманнская теория. Проблема наследования княжеской власти

Летописный рассказ о призвании варягов послужил главным основанием «норманнской теории» происхождения восточнославянского государства, краеугольный камень которой былзаложен немецкими учеными И.Г.Байером, Г.Ф.Миллером и А.Л.Шлецером, работавшими в Академии наук в России в 30-60-гг. XVIII в. В трудах этих историков были сформулированы утверждения, ставшие впоследствии основой «норманнской теории».

  1. Слово «русь» имеет скандинавское происхождение.

  2. Скандинавской является также и династия киевских князей.

  3. Само государство восточных славян было создано норманнами.

Одним из первых оппонентов «норманнистов» стал великий русский ученый М.В.Ломоносов, пытавшийся доказать славянское происхождение не только слова «русь», но и самого Рюрика, а также опровергнуть версию об организующей роли варягов в истории Россию. Аналогичную позицию занял и один из основоположников российской исторической науки В.Н.Татищев.

С самого начала данная дискуссия из научной плоскости переходила в политическую. Зарождение НТ пришлось на период «бироновщины». Неудивительно, что многим современника и потомкам появление ее было воспринято кА стремление оправдать и «научно обосновать» засилье немцев в России.

Острый интерес к НТ снова возник в 30-50-гг. XX столетия. Тезисы «норманнистов» берут на вооружение фашистские идеологи, пытавшиеся доказать расовою неполноценность славян. Стремясь развенчать утверждения нацистов, советские историки подчас переходили грань научности, категорически отрицая всякую роль варягов в образовании ДГ, сам факт призвания их на княжение. В наши дни отечественные историки предпринимают попытки более объективно, без предвзятости, подойти к рассмотрению основных аспектов НТ. Несмотря на усилия историков, археологов, лингвистов этот вопрос до сих пор открыт. Особенно сложен вопрос о происхождении термина «русь». Существуют десятки гипотез на этот счет. Среди них – версии о топонимическом происхождении этого слова – от названия реки Рось, притока Днепра, сравнительно близко к которой был расположен Киев, и о «социальном» его происхождении, ибо, по утверждению некоторых авторов русью у славян именовались высшие слои общества. Большинство авторов все же считает, что корень термина – в названии какого-то племени. Не известно пока, какое это было племя: южное или северное, славянское или неславянское. У большей части историков не вызывает, между тем, сомнения скандинавское происхождение династии киевских князей. Историчность фигуры Рюрика в настоящее время признается в отличие от историчности его братьев – Синеуса и Трувора. Еще Байер высказал мнение, что летописец неверно перевел скандинавские выражения «сине-хус» и «тру-вор», означавшие, что Рюрик пришел «со своим домом» и «верной дружиной».

Раздел территории на уделы между наследниками и наследие верховного киевского престола в Доме Рюриковичей происходило «по старшинству». Естественно, что за место на верху родословной «лестницы» были бесконечны. Желание занять лучшее место в иерархии Дома Рюриковичей стимулировало политические амбиции князей и ожесточенную борьбу за лучший «стол». Именно эти амбиции и личное тщеславие разных членов династии порождали острые конфликты. Есть все основания полагать, что Древняя Русь фактически представляла собой раннефеодальную монархию и в этом походила на другие европейские государства того периода. В ДГ имелись центробежные, сепаратистские тенденции, стремление отдельных князей земелеобособица, полностью утратив зависимость от всякого центра. Фактически традиция междоусобных войн на Руси укрепляется, когда спустя 18 лет мирного сокняжения сыновья Ярослава Мудрого ополчились против старшего брата Изяслава, занимавшего киевский престол. В ходе этой усобицы, длившейся 20 лет, ушли из жизни ее зачинщики – Изяслав, Святослав и Всеволод, но военные столкновения только втягивали новых и новых участников, набирая обороты с невероятной скоростью и ослабляя, кроме всего прочего, Русь перед лицом половецкой опасности. Только в 1097 г. на княжеском съезде в Любече было решено, что «каждый держит отчину свою», на время успокоив кровавые распри.

15. Роль православия в русской истории. Особенности менталитета В Р. П. Ц., в ее святых русский человек всегда видел не только личных заступников, но и хранителей Русской Державы. В самые тяжелые годы нашей истории русские иерархи всегда защищали национальные интересы России. Сергей Радонежский благословил русские полки и лично в. к. Дмитрия Ивановича на смертельный бой с ордами Мамая. В годы Смутного времени церковь в лице иерархов Гермогена и Филарета, монахов Троице-Сергиевой Лавры возглавила борьбу с польско-литовскими оккупантами. В 1812 г. Р. П. Ц. активно поддерживала освободительную войну против Наполеона. И не случайно освобождение России от галлов с "двунадесяти языками" отмечается церковью в день Р. Х.- 7 января. Отметим еще одну черту русского национального характера, которая в какой- то мере сформировалась под влиянием православия. Это исключительная толерантность нашего народа к чужим верованиям и полное отсутствие представления о своей исключительности, превосходстве над другими народами, презрения к ним. Русские всегда проживали в полиэтнической среде, соседствуя с десятками больших и малых народов. Нет никаких письменных или материальных доказательств ни от эпохи Древней и Московской Руси, а так же Российской империи о межнациональных конфликтах на территории нашего Отечества. Это только Ульянов-Бланк (В.И. Ленин), у которого не было ни капли русской крови, мог писать, что Россия была "Тюрьмой народов". Поднимая Русь на борьбу с ордой, С. Радонежский призывал громить полчища Мамая, но никак не татаро-монгол, которые принесли столько горя, пролили столько крови русских людей. Национализм никогда не был составляющей русского менталитета. Немецкий ученый и дипломат Адам Олеарий, посетивший Россию в 1634, 1636 и 1647 годах, писал: " Московиты относятся терпимо и ведут сношения с представителями всех наций и религий: с лютеранами, и кальвинистами, армянами, татарами, персами и турками". В национальном вопросе русские всегда придерживались христианской догмы, сформулированной апостолом Павлом в посланиях к Колоссянам и Галатам о том, что нет ни грека, ни иудея, ни скифа, ибо все равны перед Богом.(Павел -Галатам. 3, 28; Павел- Колоссянам-3,11). Следует отметить, что Р. П. Ц. закрепляла в cознании великоросса те черты характера, которые сформировались еще в глубокой древности. Но и сама церковь четко реагировала на изменения настроений верующих. Она строила свои проповеди с учетом этих изменений. Признавая фактор обратной связи, Р. П. Ц. всегда была своевременна и актуальна. 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconЭлективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа...
Ловечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconЭлективный курс "История России в лицах" Ходакова Антонида Ивановна
Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconЭлективный курс "История России в лицах" 11 класс, 34 часа пояснительная записка
Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 01 Экономическая теория
Основная цель изучения дисциплины – провести всесторонний и аргументированный анализ взглядов экономистов – теоретиков, выработать...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconДиплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ...
Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconРабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка
Выбор определяется тем, что примерная программа составлена Министерством образования РФ в соответствии с требованиями федерального...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля...
Периодизация истории как методологическая проблема. Основные подходы и схемы периодизации истории Нового и Новейшего времени. Разные...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconМетодические рекомендации для подготовки к экзамену в форме компьютерного...
Охватывает весь объем материала того или иного предмета, что исключает фактор "лотереи" обычного экзамена, на котором может достаться...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconОсновные типы цивилизаций по альфреду тойнби
Человек, пользующийся той или иной структурой типов цивилизаций, должен иметь определенные исторические знания. Но сама систематизация...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальность темы определяется тем, что в России в течение последних лет, после распада Советского Союза, идет переосмысление многих...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Известно, что большую часть времени на уроке дети заняты обучением, а воспитание – это, прежде всего, некий пример “хорошего”, который...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Охватывает весь объем материала того или иного предмета, что исключает фактор "лотереи" обычного экзамена, на котором может достаться...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconИстории о людях с ограниченными возможностями, которые смогли преодолеть свой недуг
История Мало кто знает, что своей замечательной формой Арнольд Шварценеггер обязан неизлечимой болезни, от которой спасают только...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного icon«Национально-освободительное движение 1857-1859 г г. в Индии»
Семинарские занятия по курсу новой истории зарубежных стран (Восток) проводятся на очном отделении исторического факультета по специальностям...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного icon«Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в рамках...
Охватывает весь объем материала того или иного предмета, что исключает фактор "лотереи" обычного экзамена, на котором может достаться...
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби замечал, что движение истории определяется полнотой и интенсивностью ответа того или иного iconПрограмма дисциплины основы научных исследований. Зарубежная история....
Таким образом, содержание курса определяется современным состоянием отечественной и мировой исторической науки в области разработки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск