Самообразования





НазваниеСамообразования
Дата публикации29.08.2014
Размер57.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Обобщение работы учителя МОУ «Калманская средняя общеобразовательная школа» Подшивайлова С. П. по теме самообразования:

«Дискуссионные уроки по истории и обществознанию как средство формирования мировоззрения старшеклассников»
Цели:

- развитие критического мышления;

- приобщение юных граждан к культуре демократического общества;

- формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.
К работе по данной теме меня подтолкнуло то, что в современном курсе исторического и обществоведческого образования затруднительно назвать материал, который не мог бы вызвать столкновения мнений. При этом надо признать, что часто дискуссии на уроках возникают стихийно, если считать дискуссией обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций, подходов, и т.д.

Что такое учебная дискуссия?

Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины, причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена идеями.

Дискуссия, пожалуй, уступает изложению по эффективности передачи информации, но удачно для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии можно выделить следующие:

а) обмен информацией;

б) поощрение разных подходов к одному и тому же предмету или явлению;

в) сосуществование различных, несовпадающих мнений и предложений;

г) возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений;

д) побуждение участников к поиску группового соглашения;
Проведение дискуссии на основе исторического материала следует начинать с постановки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае не следует формулировать его в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения данной цели или от каких действий воздержаться? Были ли возможны альтернативные действия и т. д. Учителю следует выявлять фактические ошибки, ставя под вопрос неточные высказывания и побуждая учащихся вносить поправки: «Каковы факты, свидетельствующие в пользу твоего мнения?», «После каких рассуждений ты пришел к этому выводу?»

Конечно, дискуссия не самоцель – ее предметом стоит делать действительно спорные, неоднозначные темы (таковых в истории и обществознании – множество).

Характеризуя опыт учебных дискуссий, можно выстроить следующую последовательность развития инициативы участников:

- дискуссия с преподавателем в роли ведущего;

- дискуссия с учащимся в роли ведущего;

- дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся).

Формы дискуссии.

Из опыта собственной работы я выделил бы следующие формы учебной дискуссии (хотя их, несомненно, больше, но элементы, в любом случае, повторяются):

- «круглый стол» - беседа в которой «на равных» участвуют все участники небольшой группы учащихся (обычно 5 – 6 человек), и когда происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью класса); В такой форме мы проводили урок по истории в 11 классе «Политический портрет М.С. Горбачева»;

- «симпозиум» (практически аналогичны: «форум», «дебаты», «семинар») – в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории». Так мы обобщали тему по обществознанию «Глобальные проблемы современности. Что больше всего грозит человечеству сегодня?»;

- «судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела). Так на уроках (2 ч.) «Суд над Сталиным» мы подводили итоги изучения эпохи сталинизма в СССР (сценарий урока прилагается).

Руководство ходом дискуссии.

По ходу дискуссии от учителя требуется, чтобы его участие не сводилось к директивным репликам или высказыванию собственных суждений. Основное средства в руках учителя – вопросы, побуждающие к поисковому мышлению, активному формированию и критическому осмыслению собственной точки зрения.

Продуктивность дискуссии повышается, если учитель:

- дает время, чтобы ученики могли обдумать ответы;

- избегает неопределенных, двусмысленных вопросов;

- обращает внимание на каждый ответ (не игнорирует ни одного ответа);

- изменяет ход рассуждений ученика, расширяя мысль или меняет ее направленность (например, задает вопросы типа: «Какие еще сведения можно использовать?», «Какие еще факторы могут оказывать влияние?», «Какие здесь возможны альтернативы?» и т. д.)

- уточняет, проясняет высказывания детей (например, «Ты сказал, что здесь есть сходство; сходство в чем?», «Что ты имеешь в виду, когда говоришь…?» и т. д.);

- предостерегает от чрезмерных обобщений (например: «На основании каких данных можно доказать, что это справедливо при любых условиях?», «Когда это утверждение будет верно?» и т. д.);

- побуждает учащихся к углублению мысли (например: «Итак, у тебя есть ответ; как ты к нему пришел? Как можно показать, что это верно?»)
Вопросы не единственное средство руководства дискуссией. Нередко вопрос, вместо того, чтобы стимулировать обсуждение, может остановить его; напротив, молчание учителя, пауза дает ученикам возможность подумать. Иногда необходимо разъясняющее, информативное (но краткое) высказывание учителя.

Еще один прием – предложение продолжить высказывания на данную тему. («Это очень интересно!..»)

В проведении учебной дискуссии значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому. Безусловным правилом является общее заинтересованное отношение к учащимся, когда они чувствуют, что учитель выслушивает каждого из них с равным вниманием и уважением как к личности, так и к высказываемой точке зрения.

Один из самых сложных вопросов, встающих перед ведущим дискуссию, - реакция на ошибки учащихся. Безусловное правило ведения дискуссии – воздержаться от какого бы то ни было одобрения или неодобрения. В то же время педагог не должен оставлять без внимания нелогичность рассуждений, явные противоречия, необоснованные, ничем не аргументированные высказывания. Учитель может попросить говорящего подтвердить или доказать свое утверждение, сослаться на какие-либо сведения или источники.

Важным элементом руководства обсуждением является и сосредоточение всего хода дискуссии на ее теме, фокусирование внимания и мыслей участников на обсуждаемых вопросах. Иногда в случаях отклонения от темы достаточно заметить: «Кажется, мы отошли от темы дискуссии…» В некоторых случаях необходимо сделать остановку, паузу. При продолжительном обсуждении проводится промежуточное подведение итогов дискуссии. Это делает либо сам ведущий, либо специально назначенный «протоколист». После этого класс лучше сориентируется в направлении дальнейшего обсуждения.

Подведение общего итога обсуждения учителем:

- резюме сказанного по теме;

- обзор представленных данных, фактических сведений;

- переформулирование, пересказ всех сделанных выводов;

- анализ хода обсуждения.

Требования к подведению итогов: краткость, содержательность, отражение всего спектра аргументированных мнений. В конце дискуссии общий итог это не только и не столько конец размышления над данной проблемой, сколько ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы.

Примечание: в работе использована статья «Учебная дискуссия» доктора педагогических наук, ведущего научного сотрудника Института теории образования и педагогики РАО Кларина М.В. (Москва)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самообразования iconПлан самообразования учителя мбоу сош с. Подольск димухаметовой майсары разитовны должность
Тема самообразования: «Внедрение фгос второго поколения на уроках русского языка и литературы»
Самообразования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить педагогов с различными формами самообразования в системе непрерывного повышения квалификации педагогов доу, дать...
Самообразования iconСамообразования может быть представлен в форме: доклада; реферата;...
Настоящее Положение регулирует деятельность педагогов над темами самообразования, которая является одной из основных форм методической...
Самообразования iconСамообразования

Самообразования iconСамообразования
Научно-методическая тема: Через развитие профессиональной компетенции педагога к
Самообразования iconТемы самообразования, проектов шмо учителей начальных классов на 2013 – 2014 уч год

Самообразования iconСамообразования и материалы по ней
Участие в профессиональных сообществах через сеть Интернет – 3 балла (за каждое мероприятие)
Самообразования iconСамообразования
Применение индивидуальных форм работы на уроках истории для развития коммуникативной компетентности учащихся
Самообразования iconФедерации Согласовано «Утверждаю»
Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания
Самообразования iconТема самообразования
А. Л. Табаченко. Система подготовки обучающихся к единому государственному экзамену по истории (из опыта работы)
Самообразования iconТемы самообразования педагогов на
«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Самообразования iconПлан самообразования учителя Кегерской сш
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Самообразования iconПоложение о школьном конкурсе докладов по темам самообразования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образвоания
Самообразования iconСамообразования
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Самообразования iconСамообразования
Примерные критерии для расчета стимулирующей части фонда оплаты труда учителей гбоу сош №119
Самообразования iconОтчеты учителей по теме самообразования
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск