УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ. Краснотурьинская детская хореографическая школа при разработке учебных планов образовательных программ опирается на Примерные учебные планы по видам искусства, разработанные научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ в 2003 году. Учебный план школы состоит из предметов базисного и вариативного компонентов. Базисный компонент включает в себя учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний по основным предметам:
Классический танец (2-8 классы)
Народно-сценический танец (3-8 классы)
Историко-бытовой танец (3-5 классы)
Ритмика ( 1класс)
Гимнастика (1 класс)
Слушание музыки и музыкальная грамота (1-7 классы)
История хореографического искусства ( 1-7 классы)
Музыкальная литература. (1-7 классы)
Учебные планы МОУ ДОД «Детская хореографическая школа» отличаются вариативностью по срокам обучения и по содержанию. Особенности учебных планов по срокам обучения.
Базисное обучение предполагает семилетний курс обучения. Учащиеся 8 лет зачисляются в 1 класс. В 7 классе они сдают выпускные экзамены и получают Свидетельство об окончании школы установленного образца. Учебный курс предполагает углубленное изучение классического танца.
Классы современного танца занимаются по пятилетнему учебному плану. Принимаются дети 8-10 лет. Профилирующая дисциплина – современный танец. По окончании 5 класса учащиеся получают Свидетельство об окончании школы установленного образца.
Класс ранней профессиональной ориентации. Срок обучения – 1 год. Углубленное изучение хореографических дисциплин. Подготовка к поступлению в средние и высшие учебные заведения культуры и искусства. По окончании 8 класс выдается Свидетельство об окончании класса ранней профессиональной ориентации.
Подготовительное отделение. Раннее эстетическое образование. Принимаются дети 4-6 лет. Срок обучения 2-3 года. По окончании учащиеся получают Свидетельство об окончании подготовительного отделения.
Особенности учебных планов в части содержания образования:
Общее художественно-эстетическое образование. Дети обучаются по программе «Мир искусства. Первые шаги». Учитывая возраст детей, их физические и психологические особенности и цель данного обучения, в учебный план включены предметы по разным видам искусства – хореография, музыка, изобразительное искусство. За три года обучения ребенок приобретает начальные навыки, практику, знания. Родители и сам ребенок определяются каким видом искусства ему интереснее заниматься. По окончании курса преподаватель рекомендует продолжить обучение по определенному виду искусства (в городе есть художественная и две музыкальные школы). Выпускники подготовительного обучения составляют основную часть поступающих на основное отделение.
Основное обучение. Овладение знаниями, опытом, навыками хореографического искусства, познание себя, формирование основ самостоятельной деятельности, формирование и развитие устойчивого интереса к самообразованию. На этом этапе происходит и профессиональное самоопределение. Самые талантливые дети поступают в Государственный хореографический колледж г. Перми, выбирая для себя профессию балерины.
Ранняя профессиональная ориентация. Образовательная программа повышенного уровня, углубленное изучение предметов, подготовка к продолжению обучения в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства.
Учебные планы детской хореографической школы сбалансированы и отвечают современным требованиям дополнительного образования. Учащиеся школы получают качественное хореографическое образование, объем знаний достаточный для поступления в высшие учебные заведения, минуя среднее звено. Предметы учебного плана взаимосвязаны друг с другом, обучение ведется от простого к сложному, от одной ступени обучения к другой. Объем учебных часов соответствует санитарным нормам. В школе нет домашних заданий, весь учебный материал проучивается на уроках.
Образовательный процесс в полном объеме обеспечен новаторскими программами, учебными пособиями, материально-техническими средствами, музыкальными инструментами, специально оборудованными классами, кадрами. Особенности учебного плана в части содержания образования.
Учебные программы детской хореографической школы отражают специфические потребности в начальном хореографическом образовании детей малого города Уральского региона. В учебные программы включены темы истории развития музыкальной культуры края, особенности хореографической культуры многонационального населения края.
Вместе с тем программы детской хореографической школы подчинены общим требованиям к содержанию и результату обучения, качеству подготовки выпускников в российских школах искусств и согласуются с «Примерными требованиями к содержанию образования и уровню подготовки выпускника ДШИ». Примерные требования как важная часть общих требований к содержанию образования способствуют унификации образовательных программ.
Детская хореографическая школа создает равные стартовые возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. Все это находит отражение в разработанных учебных планах.
При разработке учебных планов детская хореографическая школа ориентируется на конкретный уровень их освоения. Поэтому по одному и тому же предмету может быть несколько вариантов учебных программ (например – общее фортепиано), в которых поставлены разные задачи и прогнозируются разные результаты. В ряде случаев учебный предмет обеспечен одной программой, но в ней отражаются разные уровни ее освоения.
Приложение №1 Учебные планы образовательных программ хореографического искусства (семилетнее обучение).
№п/п
| Наименование предмета
| Количество уроков в неделю
| Итоговая аттестация
|
|
| 1кл
| 2кл
| 3кл
| 4кл
| 5кл
| 6кл
| 7кл
|
| 1.
| Классический танец
| -
| 5
| 5
| 5
| 6
| 6
| 6
| 2,5, классы
7 –выпускной экзамен
| 2.
| гимнастика
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1 класс
| 3.
| Народно-сценический танец
| -
| -
| 2
| 2
| 2
| 2
| 3
| 3,6
7 – выпускной экзамен
| 4.
| Историко-бытовой танец
| -
| -
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| 6
| 5.
| Беседы о хореографическом искусстве
| -
| -
| -
| -
| 1
| 1
| 1
| 7
| 6.
| Ритмика и танец
| 2
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 1
| 7.
| Слушание музыки и музыкальная грамота
| 1
| 1
| 1
| -
| -
| -
| -
| 3
| 8.
| Музыкальная литература
| -
| -
| -
| 1
| 1
| 1
| 1
| 7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Сценическая практика **
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 0,5
|
| 10.
| Предмет по выбору **
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 2
| 2
|
|
| Всего:
| 6,5
| 7,5
| 11,5
| 11,5
| 14,5
| 12,5
| 13,5
|
|
* Школы искусств в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана. **Индивидуальные занятия в расчете на каждого ученика.
**Перечень предметов по выбору:
Изобразительное искусство ( 1 классы) Вокал (1 классы)
Детский музыкальный театр (1 класс)
Общее фортепиано (индивидуальное обучение. 2-6 классы)
Эстрадный танец ( 3- 5 классы)
Современный танец ( 6-7 классы)
Сценическая практика (1 класс)
Примечание.
Количественный состав групп по предметам «Музыкальная литература», «История хореографического искусства», «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Ритмика и танец», «Гимнастика» в среднем 10 человек.
Количественный состав групп по предметам «Классический танец», «Историко-бытовой танец», «Народно-сценический танец» в среднем -10 человек. Занятия по этим предметам может проводится отдельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп мальчиков допускается от 4 человек)
Общее количество групп не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.
Часы преподавательской работы, предусмотренные по предмету «Сценическая практика», планируются из расчета 0,5 часа в неделю на каждого учащегося. Право распределения общего количества этих часов предоставляется школе искусств.
В целях выполнения учебного плана необходимо предусмотреть часы преподавательской работы по предметам по выбору, а также часы работы концертмейстерам:
Из расчета 100% общего количества часов, отводимых на групповыеи индивидуальные занятия по классическому танцу, народно-сценическому танцу, историко-бытовому танцу, сценической практике, ритмике, гимнастике;
Из расчета 50% общего количества часов, отводимых на групповые занятия по музыкальной литературе;
Для проведения занятий по предметам по выбору: музыкальному инструменту (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, арфы), современному танцу и т.д.
Приложение 2 Учебные планы образовательных программ ранней профессиональной ориентации
( 8 класс)
№п/п
| Наименование предмета
| Количество уроков в неделю
| Итоговая аттестация
| 1.
| Классический танец
| 6
| 8
| 2.
| Народно-сценический танец
| 4
| 8
| 3.
| Историко-бытовой танец
| 1
| 8
| 5.
| Сценическая практика ***
| 0,5
|
| 6.
| Предмет по выбору****
| 2
|
|
| Всего:
| 13,5
|
|
* школы в пределах имеющихся средств могут расширить перечень предметов и увеличить количество часов указанных дисциплин учебного плана.
**Предметы, по которым проводится итоговая аттестация, определяются школой самостоятельно.
***индивидуальные занятия в расчете на каждого учащегося.
**** современный танец
Выбор предметов учебного плана зависит от способностей и одаренности учащихся, поэтому учебный план 8 класса варьируется ежегодно. Формируются классы с углубленным изучением современного, классического или народного танца. Количество часов учебного плана также варьируется. Наиболее результативной моделью профессионального обучения мы считаем ансамбль танца. Примечание.
Количественный состав групп по предметам «Классический танец», «Историко-бытовой танец», «Народно-сценический танец» в среднем 5 человек. Занятия по этим предметам может проводится отдельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп мальчиков допускается от 2 человек)
Общее количество групп не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.
Часы преподавательской работы, предусмотренные по предмету «Сценическая практика», планируются из расчета 0,5 часа в неделю на каждого учащегося. Право распределения общего количества этих часов предоставляется школе искусств.
В целях выполнения учебного плана необходимо предусмотреть часы преподавательской работы по предметам по выбору, а также часы работы концертмейстерам:
Из расчета 100% общего количества часов, отводимых на групповыеи индивидуальные занятия по классическому танцу, народно-сценическому танцу, историко-бытовому танцу, сценической практике, ритмике, гимнастике;
Из расчета 50% общего количества часов, отводимых на групповые занятия по музыкальной литературе;
Для проведения занятий по предметам по выбору: музыкальному инструменту (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, арфы), современному танцу и т.д.
Приложение 3 Учебные планы образовательных программ хореографического искусства (классы современного танца)
№п/п
| Наименование предмета
| Количество уроков в неделю
| Итоговая аттестация
|
|
| 1кл
| 2кл
| 3кл
| 4кл
| 5кл
|
| 1.
| Современный танец
| 2
| 4
| 4
| 4
| 4
| 3,5
| 2.
| Классический танец
| -
| 2
| 2
| 2
| 3
| 3,5
| 3.
| гимнастика
| 2
| 1
| -
| -
| -
| 1
| 4.
| Слушание музыки и музыкальная грамота
| 1
| 1
| 1
|
|
| 3
| 5.
| Музыкальная литература
| -
| -
| -
| 1
| 1
| 5
| 6.
| Ритмика и танец
| 2
| 1
| -
| -
| -
|
| 7.
| Беседы о хореографическом искусстве
| -
| -
| -
| 1
| 1
| 5
| 8.
| Сценическая практика**
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 0,5
|
| 9.
| Предмет по выбору**
| 1
| 1
| 2
| 2
| 2
|
|
| Всего:
| 8,5
| 10,5
| 11,5
| 11,5
| 11,5
|
|
*выпускники 5 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения
** индивидуальные занятия в расчете на каждого учащегося
перечень предметов по выбору:
Примечание.
Количественный состав групп по предметам «Музыкальная литература», «История хореографического искусства», «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Ритмика и танец», «Гимнастика» в среднем 10 человек.
Количественный состав групп по предметам «Классический танец», «Историко-бытовой танец», «Народно-сценический танец» в среднем -10 человек. Занятия по этим предметам может проводится отдельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп мальчиков допускается от 4 человек)
Общее количество групп не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.
Часы преподавательской работы, предусмотренные по предмету «Сценическая практика», планируются из расчета 0,5 часа в неделю на каждого учащегося. Право распределения общего количества этих часов предоставляется школе искусств.
В целях выполнения учебного плана необходимо предусмотреть часы преподавательской работы по предметам по выбору, а также часы работы концертмейстерам:
Из расчета 100% общего количества часов, отводимых на групповые и индивидуальные уроки по ритмике, гимнастике, классическому танцу;
Из расчета 50% общего количества часов, отводимых на групповые занятия по музыкальной литературе.
Приложение 4 Учебный план подготовительного отделения (платные услуги).
Подготовительные группы.
№п/п
| Наименование предмета
| Количество часов в неделю
| 1.
| Ритмика и танец
| 2
| 2.
| гимнастика
| 2
| 3.
| Слушание музыки и основы музыкальной грамоты
| 1
| 4.
| Предмет по выбору: изобразительное искусство
| 1
|
| Итого:
| 6 часов
|
0 классы.
№п/п
| Наименование предмета
| Количество часов в неделю
| 1.
| Ритмика и танец
| 2
| 2.
| гимнастика
| 2
| 3.
| Слушание музыки и основы музыкальной грамоты
| 1
| 4.
| Предмет по выбору: 1.изобразительное искусство
2.сценическая практика
| 2
|
| Итого:
| 7 часов
|
Примечание.
Продолжительность урока в подготовительной группе – 35 минут, в 0 классе – 45 минут.
Для профилактики утомления детей в середине урока необходимо применять смену вида активности детей.
Перерыв между уроками – 10 минут.
Количественный состав групп в среднем 10 человек.
Перечень предметов по выбору: изобразительное искусство, постановка танцевальных номеров.
|