Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования.





НазваниеПояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования.
страница1/5
Дата публикации18.12.2014
Размер0.51 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Базисные учебные планы образовательных программ

дополнительного образования детей по специальности

«Инструментальное исполнительство»

по слушанию музыки и музыкальной литературе
Пояснительная записка

Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. Он предполагает обучение учащихся 1-4-х классов (начальный курс) по единым планам с последующей дифференциацией процесса обучения (основной и облегчённый вариант) в зависимости от проявленных ими способностей и их профессиональной ориентации. Отличительным моментом базисных учебных планов является введение регионального компонента, основанного на изучении музыкальной культуры Санкт-Петербурга. Базисные учебные планы рассчитаны на девятилетний срок обучения.

В учебный план введён региональный компонент, основанный на изучении музыкально-театрального искусства Санкт-Петербурга, – предмет «Музыкальный Петербург» (6-7-е классы основного варианта базисных учебных планов).

Настоящая программа состоит из следующих разделов:

«Слушание музыки» - 2-й и 3-й классы.

«Музыкальная литература» - 4-9-й классы.

В основе программы по слушанию музыки лежат «Методические рекомендации», разработанные бюро городской методической секции преподавателей теоретических дисциплин в 2003 году.
За основу Программы по музыкальной литературе взяты Программа, составленная А.И. Лагутиным и Э.С. Смирновой (М., 1981), и Программа и поурочные планы, составленные Е.Б. Лисянской (М., 1990) и рекомендованные Министерством культуры.

Основная цель данных предметов – научить учеников воспринимать и понимать музыкальный язык, слушать и слышать музыкальное произведение, его форму и содержание, развивать у детей активное восприятие классической музыки, готовить будущих культурных и образованных слушателей.

Общие задачи – воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, умение слышать многообразие выразительных средств; развивать эстетический вкус, восприимчивость, память, внимание, самостоятельность мышления; стимулировать творческую активность учащихся.

Формы реализации задач – слушание музыки; анализ музыкального произведения и средств музыкальной выразительности; игровая форма; творческие задания.

Методы реализации задач – словесный, наглядный, практический.

Прогнозируемый результат – в конце года учащиеся должны знать основные темы курса, приобрести необходимые навыки и умения для изучения предметов на следующем этапе.

Механизм и форма оценки результатов – в конце каждой четверти проводятся итоговые контрольные уроки в разных формах (собеседование, рассказ на заданную тему, письменная работа – рецензия или ответ на заданный вопрос, тестирование, рассказ о музыкальных впечатлениях, блиц-опрос, викторина). Оценки выставляются только положительные. Неудачные ответы, работы отдаются на доработку. Итогом годового курса могут стать конкурсы, тематические вечера, классные концерты.

Виды работы – целостный анализ музыкального произведения (история создания, место в творческой биографии, жанр, идея, форма, характер каждого раздела, средства выразительности); музыкальная викторина, блиц-опрос, тестирование, рассказ о концерте, выставке, прочитанной книге; рассказ и показ произведения по специальности; работа над пополнением словарного запаса (словарь эмоций, чувств и образов); чтение литературы о музыке, творческие задания (сочинение стихов, рассказов, создание рисунков-ассоциаций)

Виды внеклассной работы – самостоятельное прослушивание музыкального произведения, посещение филармонического концерта, спектакля, чтение книг о музыке и музыкантах и рассказ о своих впечатлениях; анализ собственного выступления на академическом концерте, экзамене; выпуск стенной газеты; организация и участие в классных итоговых уроках-концертах.

Слушание музыки

Пояснительная записка

Предмет «Слушание музыки», включённый в план 2-го и 3-го классов, подготавливает детей к изучению курса «Музыкальная литература» и является важной частью музыкального образования.

Музыкальный язык, как и любой другой, имеет свои особенности, и на уроках по слушанию музыки школьники учатся понимать его, знакомясь с произведениями композиторов различных эпох, школ, направлений. В процессе обучения у ребёнка пробуждается интерес к музыке, развивается восприимчивость, память, внимание, самостоятельность мышления. Учащиеся овладевают общей системой знаний и умений, необходимых для более глубокого изучения музыкальной литературы в старших классах.

Основная цель предмета – развивать в детях чувство прекрасного, выработать начальные навыки и умения не только слушать, но и слышать музыку.

Общие задачи:

- воспитать у детей интерес и любовь к классической музыке;

- воспитать умение слышать многообразие выразительных средств;

- знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;

- воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания;

- развивать эстетический вкус, память, внимание, самостоятельность мышления;

- воспитание детей в творческой атмосфере, доброжелательной обстановке, способствующих приобретению навыков музыкально-творческой деятельности.

Методические рекомендации

Для выполнения всех перечисленных выше задач рекомендуется использовать следующие методы и формы обучения:

- объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);

- поисково-творческие (творческие задания, пробуждающие фантазию: рассказать о прослушанном произведении; выразить с помощью рисунка свои впечатления; участие детей в обсуждении, беседах);

- игровые (движения под музыку, театрализованные представления).

На предмет «Слушание музыки» положен один академический час в неделю. Форма проведения занятий – групповая.

Основными видами деятельности на уроке являются слушание музыкального произведения и обсуждение. Проверка знаний проводится на контрольном уроке, который включает разнообразные виды письменного и устного опроса, а также музыкальную викторину. Одним из видов урока может быть урок-концерт.

В конце каждого года учащиеся должны продемонстрировать, что они усвоили содержание курса: уметь рассказать о прослушанном произведении (определить жанр, характер, средства выразительности, простейшие формы), различать музыкальные тембры, знать определённые термины. В процессе работы следует опираться на классический метод обучения – от простого к сложному. Поэтому начинать следует с «детской» музыки – с произведений, написанных специально для детей или рассказывающих о детях. Постепенно круг образов расширяется, музыкальный язык произведений усложняется. Наряду с изучением музыкальных жанров (песня, танец, опера, балет) учащиеся также знакомятся с различными музыкальными инструментами и симфоническим оркестром. Рекомендуется обязательное посещение детьми с родителями филармонических концертов и музыкальных спектаклей с последующим обсуждением их в классе.

Важной особенностью уроков по слушанию музыки является возможность проявления творческого начала как у детей, так и у преподавателей, которые могут по своему усмотрению расширять круг изучаемых тем и произведений, а также использовать на уроке иные формы работы.

Безусловно, в распоряжении преподавателя должна быть специальная нотная литература, фонотека, аудио- и видеоматериалы с качественной воспроизводящей аппаратурой.
Учебно-тематический план

2 класс



темы



Тема

Кол-во часов




I четверть




1

Игрушки. А. Лядов «Музыкальная табакерка»; Г. Свиридов «Музыкальный ящик»; П. Чайковский «Детский альбом» («Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»); Д. Шостакович «Кукла».

3

2

Пьесы-игры. В.Моцарт «Прятки»; С. Прокофьев «Пятнашки»; П. Чайковский «Игра в лошадки»; В. Ребиков «Игра в солдатики»; Шуман «Горелки».

2

3

Природа в музыке. Э. Григ «Весной»; С. Майкапар «Дождь»; С. Прокофьев «Утро», «Дождь и радуга», «Вечер»; П. Чайковский «Песня жаворонка»; А. Алябьев «Соловей»; С. Рахманинов «Весенние воды»; Р.Шуман «Зима», «Дед Мороз».

2




Заключительный урок.

1




II четверть




4

Музыкальные портреты. Э. Григ «Птичка»; Д. Кабалевский «Клоуны»; Г. Свиридов «Колдун»; С. Слонимский «Дюймовочка», «Ябедник», «Марш Бармалея»; С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»; Э. Григ «В пещере горного короля».

3

5

Сказка в музыке. С. Прокофьев «Сказочка»; П. Чайковский «Баба Яга», «Нянина сказка», Д. Шостакович «Весёлая сказка», «Грустная сказка»; М.Мусоргский «Баба Яга», «Балет невылупившихся птенцов».

3




Заключительный урок.

1




III четверть




6

Пьесы-настроения. Л. Бетховен «Весело-грустно»; А. Гречанинов «Жалоба»; Ж. Металлиди «Кискино горе»; С. Прокофьев «Раскаяние»; С. Слонимский «Горькие слёзы»; П. Чайковский «Сладкая грёза», «Болезнь куклы», «Новая кукла»; Р. Шуман «Первая утрата».

3

7

Сцены из народной жизни. В. Гаврилин «Частушка» Г. Свиридов «Парень с гармошкой»; П. Чайковский «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» из «Детского альбома», «Трепак» из балета «Щелкунчик»; И. Стравинский – Сцена из балета «Петрушка».

2

8

О чужих странах и людях. Э. Григ «В норвежском духе», «Халлинг», «Спрингданс»; Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера»; П. Чайковский «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка», танцы из балета «Щелкунчик» («Арабский», «Китайский» и др.), Р. Шуман «Чужеземец».

3

9

Шутка в музыке. И. Бах «Шутка», отрывки из «Кофейной кантаты»; Л. Моцарт «Детская симфония», Симфония-сюрприз; Д. Россини «Дуэт котов»; П. Дюка «Ученик чародея»; С. Прокофьев «Скерцо для 4-х фаготов», «Болтунья».

2




Заключительный урок.

1




IV четверть




10

Балет-сказка. П.Чайковский «Спящая красавица», «Лебединое озеро», М. Равель «Дитя и волшебство», Й. Байер «Фея кукол» (по выбору педагога)

5




Викторины, кроссворды по материалу, пройденному в течение года.

1




Контрольный урок.

1




Итого:

33



3 класс



темы

Тема

Кол-во

часов




I четверть







Повторение пройденного.

2

1.

Музыкальные жанры.

Песни И. Дунаевского, В. Соловьёва-Седого, М. Блантера, Г. Гладкова. Музыка кино (М. Таривердиев, А. Петров).

2

2

Марши.

а) детские: Ж. Бизе – Марш (Труба и барабан из сюиты «Детские игры»); С. Прокофьев – Марш из «Детской музыки»; П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»; Д. Шостакович «Марш»; Р. Шуман «Солдатский марш» из «Альбома для юношества»;

б) сказочные: М. Глинка «Марш Черномора»; С. Прокофьев – Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»; Н. Римский-Корсаков «Марш Берендея» из оперы «Снегурочка»; П. Чайковский – «Марш из балета «Щелкунчик»;

в) военные: В. Агапкин «Прощание славянки»; А. Александров «Священная война».

г) церемониальные: Марш Преображенского полка; Ф. Мендельсон «Свадебный марш»; Р.Вагнер - Марш из оперы «Лоэнгрин».

3




Заключительный урок.

1




II четверть




3

Танцы.

а) европейские: менуэт, гавот, буррэ, мазурка, полонез, лендлер, вальс, полька, тарантелла, чардаш;

б) танцы народов мира;

в) русские: камаринская, трепак, хоровод;

г) ближнего зарубежья: гопак, казачок, бульба, крыжачок, лезгинка, узундара.

5

4

Орган.

1




Заключительный урок.

1




III четверть




5

Инструменты симфонического оркестра.

Струнные смычковые.

Моцарт – Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром; К.Сен-Санс – «Лебедь», «Слон» из «Карнавала животных»;А. Шнитке – Концерт для альта; П. Чайковский – соло скрипки из балета «Лебединое озеро».


2

6

Инструменты СО. Деревянные духовые.

К. Глюк «Мелодия», П.Чайковский – симфония № 4 II ч., В. Моцарт – Концерт для гобоя с оркестром; Н. Римский-Корсаков – I песня Леля из оперы «Снегурочка», Симфоническая сюита «Шехерезада» (чч. II и III)

2

7

Инструменты СО. Медные духовые.

Д. Верди – Марш из оперы «Аида»; Р. Вагнер – «Полёт валькирий» из оперы «Валькирия»;Д. Шостакович – финал I концерта для фортепиано с оркестром; П. Чайковский – II ч. 5-й cимфонии, III ч. 6-й симфонии.

2

8

Инструменты СО. Ударные.

М. Равель – «Болеро», К. Сен-Санс – «Ископаемые» из «Карнавала животных».

1

9

Дополнительные инструменты СО. Арфа.

1

10

Симфонический оркестр. С.Прокофьев «Петя и волк».

2




Заключительный урок.

1




IV четверть




11

Оркестр народных инструментов.

2

12

Духовой оркестр.

1

13

Джаз-оркестр.

1

14

Старинные инструменты. Клавесин, клавикорд, фисгармония, виолы.

2




Контрольный урок.

1




Итого:

33
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconСогласовано
Минобрнауки России от 30. 08. 2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconО формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального общеобразовательного...
А, регистрационный 11126 от «28» февраля 2008 г. Сроком до «28» февраля 2013 г на образовательную деятельность по общеобразовательным...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconПояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России»
«Завуч начальной школы» №8, 2011г и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школа реализует в своей деятельности спектр образовательных услуг по программам: начального общего, основного общего образования,...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconПрограмма реализуется в цэвд с 2004 г. Программа переработана и дополнена...
Программа дополнительного образования «бумагопластика» относится к программам художественно-эстетического направления, рассчитана...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconПояснительная записка. II. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconСмоленской области от 13. 05. 2013 №351 Об установлении требований...
Администрации Смоленской области от 13. 05. 2013 №351 «Об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рф «Об образовании» ст. 28 п. 18; письмом Министерства образования Московской области от 17 апреля 2013 г. №4566-10/07 «Об установлении...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconПоложение о школьной форме
Министерства образования Сахалинской области от 29. 07. 2013 №881-од «Об утверждении единых требований к одежде обучающихся по программам...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мк РФ (2001 г.), «Примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств» мк РФ (2003 г.)...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconЗакон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей»
Модельный стандарт качества муниципальной услуги по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconПрограмма вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов,...
Физика. Основное общее образование. Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconПояснительная записка общая характеристика программы
В. М. Казакевича (вариант для мальчиков) и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном...
Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. iconПояснительная записка к рабочей программе курса химии для основного общего образования 8 класс
Министерства образования России от 05. 03. 2004 №1089 Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск