Скачать 0.51 Mb.
|
Базисные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по специальности «Инструментальное исполнительство» по слушанию музыки и музыкальной литературе Пояснительная записка Инновационный вариант базисных учебных планов приводит в соответствие сроки обучения по программам дополнительного образования детей с обучением по программам начального общего и среднего общего образования. Он предполагает обучение учащихся 1-4-х классов (начальный курс) по единым планам с последующей дифференциацией процесса обучения (основной и облегчённый вариант) в зависимости от проявленных ими способностей и их профессиональной ориентации. Отличительным моментом базисных учебных планов является введение регионального компонента, основанного на изучении музыкальной культуры Санкт-Петербурга. Базисные учебные планы рассчитаны на девятилетний срок обучения. В учебный план введён региональный компонент, основанный на изучении музыкально-театрального искусства Санкт-Петербурга, – предмет «Музыкальный Петербург» (6-7-е классы основного варианта базисных учебных планов). Настоящая программа состоит из следующих разделов: «Слушание музыки» - 2-й и 3-й классы. «Музыкальная литература» - 4-9-й классы. В основе программы по слушанию музыки лежат «Методические рекомендации», разработанные бюро городской методической секции преподавателей теоретических дисциплин в 2003 году. За основу Программы по музыкальной литературе взяты Программа, составленная А.И. Лагутиным и Э.С. Смирновой (М., 1981), и Программа и поурочные планы, составленные Е.Б. Лисянской (М., 1990) и рекомендованные Министерством культуры. Основная цель данных предметов – научить учеников воспринимать и понимать музыкальный язык, слушать и слышать музыкальное произведение, его форму и содержание, развивать у детей активное восприятие классической музыки, готовить будущих культурных и образованных слушателей. Общие задачи – воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, умение слышать многообразие выразительных средств; развивать эстетический вкус, восприимчивость, память, внимание, самостоятельность мышления; стимулировать творческую активность учащихся. Формы реализации задач – слушание музыки; анализ музыкального произведения и средств музыкальной выразительности; игровая форма; творческие задания. Методы реализации задач – словесный, наглядный, практический. Прогнозируемый результат – в конце года учащиеся должны знать основные темы курса, приобрести необходимые навыки и умения для изучения предметов на следующем этапе. Механизм и форма оценки результатов – в конце каждой четверти проводятся итоговые контрольные уроки в разных формах (собеседование, рассказ на заданную тему, письменная работа – рецензия или ответ на заданный вопрос, тестирование, рассказ о музыкальных впечатлениях, блиц-опрос, викторина). Оценки выставляются только положительные. Неудачные ответы, работы отдаются на доработку. Итогом годового курса могут стать конкурсы, тематические вечера, классные концерты. Виды работы – целостный анализ музыкального произведения (история создания, место в творческой биографии, жанр, идея, форма, характер каждого раздела, средства выразительности); музыкальная викторина, блиц-опрос, тестирование, рассказ о концерте, выставке, прочитанной книге; рассказ и показ произведения по специальности; работа над пополнением словарного запаса (словарь эмоций, чувств и образов); чтение литературы о музыке, творческие задания (сочинение стихов, рассказов, создание рисунков-ассоциаций) Виды внеклассной работы – самостоятельное прослушивание музыкального произведения, посещение филармонического концерта, спектакля, чтение книг о музыке и музыкантах и рассказ о своих впечатлениях; анализ собственного выступления на академическом концерте, экзамене; выпуск стенной газеты; организация и участие в классных итоговых уроках-концертах. Слушание музыки Пояснительная записка Предмет «Слушание музыки», включённый в план 2-го и 3-го классов, подготавливает детей к изучению курса «Музыкальная литература» и является важной частью музыкального образования. Музыкальный язык, как и любой другой, имеет свои особенности, и на уроках по слушанию музыки школьники учатся понимать его, знакомясь с произведениями композиторов различных эпох, школ, направлений. В процессе обучения у ребёнка пробуждается интерес к музыке, развивается восприимчивость, память, внимание, самостоятельность мышления. Учащиеся овладевают общей системой знаний и умений, необходимых для более глубокого изучения музыкальной литературы в старших классах. Основная цель предмета – развивать в детях чувство прекрасного, выработать начальные навыки и умения не только слушать, но и слышать музыку. Общие задачи: - воспитать у детей интерес и любовь к классической музыке; - воспитать умение слышать многообразие выразительных средств; - знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи; - воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания; - развивать эстетический вкус, память, внимание, самостоятельность мышления; - воспитание детей в творческой атмосфере, доброжелательной обстановке, способствующих приобретению навыков музыкально-творческой деятельности. Методические рекомендации Для выполнения всех перечисленных выше задач рекомендуется использовать следующие методы и формы обучения: - объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером); - поисково-творческие (творческие задания, пробуждающие фантазию: рассказать о прослушанном произведении; выразить с помощью рисунка свои впечатления; участие детей в обсуждении, беседах); - игровые (движения под музыку, театрализованные представления). На предмет «Слушание музыки» положен один академический час в неделю. Форма проведения занятий – групповая. Основными видами деятельности на уроке являются слушание музыкального произведения и обсуждение. Проверка знаний проводится на контрольном уроке, который включает разнообразные виды письменного и устного опроса, а также музыкальную викторину. Одним из видов урока может быть урок-концерт. В конце каждого года учащиеся должны продемонстрировать, что они усвоили содержание курса: уметь рассказать о прослушанном произведении (определить жанр, характер, средства выразительности, простейшие формы), различать музыкальные тембры, знать определённые термины. В процессе работы следует опираться на классический метод обучения – от простого к сложному. Поэтому начинать следует с «детской» музыки – с произведений, написанных специально для детей или рассказывающих о детях. Постепенно круг образов расширяется, музыкальный язык произведений усложняется. Наряду с изучением музыкальных жанров (песня, танец, опера, балет) учащиеся также знакомятся с различными музыкальными инструментами и симфоническим оркестром. Рекомендуется обязательное посещение детьми с родителями филармонических концертов и музыкальных спектаклей с последующим обсуждением их в классе. Важной особенностью уроков по слушанию музыки является возможность проявления творческого начала как у детей, так и у преподавателей, которые могут по своему усмотрению расширять круг изучаемых тем и произведений, а также использовать на уроке иные формы работы. Безусловно, в распоряжении преподавателя должна быть специальная нотная литература, фонотека, аудио- и видеоматериалы с качественной воспроизводящей аппаратурой. Учебно-тематический план 2 класс
3 класс
|
Согласовано Минобрнауки России от 30. 08. 2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным... | О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости... Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления... | ||
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального общеобразовательного... А, регистрационный 11126 от «28» февраля 2008 г. Сроком до «28» февраля 2013 г на образовательную деятельность по общеобразовательным... | Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» «Завуч начальной школы» №8, 2011г и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школа реализует в своей деятельности спектр образовательных услуг по программам: начального общего, основного общего образования,... | Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися... Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Программа реализуется в цэвд с 2004 г. Программа переработана и дополнена... Программа дополнительного образования «бумагопластика» относится к программам художественно-эстетического направления, рассчитана... | Пояснительная записка. II. Планируемые результаты освоения обучающимися... Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Смоленской области от 13. 05. 2013 №351 Об установлении требований... Администрации Смоленской области от 13. 05. 2013 №351 «Об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рф «Об образовании» ст. 28 п. 18; письмом Министерства образования Московской области от 17 апреля 2013 г. №4566-10/07 «Об установлении... | ||
Положение о школьной форме Министерства образования Сахалинской области от 29. 07. 2013 №881-од «Об утверждении единых требований к одежде обучающихся по программам... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мк РФ (2001 г.), «Примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств» мк РФ (2003 г.)... | ||
Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» Модельный стандарт качества муниципальной услуги по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего... | Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов,... Физика. Основное общее образование. Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных... | ||
Пояснительная записка общая характеристика программы В. М. Казакевича (вариант для мальчиков) и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном... | Пояснительная записка к рабочей программе курса химии для основного общего образования 8 класс Министерства образования России от 05. 03. 2004 №1089 Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального... |