Пояснительная записка
к рабочей программе курса химии для основного общего образования
8 класс
Рабочая программа составлена на основании программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2010, скорректирована с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования и примерной программы курса химии основного общего образования.
Нормативно-правовые документы на основе которых составлена рабочая программа:
Учебник:О.С.Габриелян. Химия. 8 класс: учебник для ОУ. М., Дрофа, 2011.
Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учрежденияхСанПиН 2.4.2.2821-10 (Приказ от 29 декабря 2010 г. N189).
Учебный план МАОУ СОШ № 1 г. Немана на 2015/2016 учебный год.
Основными целям данной рабочей программы являются:
Ø Освоение учащимися важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
Ø Овладение умениями наблюдать химические явления, поводить химический эксперимент, производить расчеты на основании химических формул и уравнений химических реакций;
Ø Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе поведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
Ø Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Ø Применение полученных знанийи умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Место предмета в учебном плане:
Авторская программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю, рабочая программа составлена на 105 часов в год, 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом МОУ СОШ №45 и годовым календарным графиком на 2009-2010 учебный год.
Обоснование выбора системы обучения и различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы.
В соответствии с Законом РФ « Об образовании» основной миссией МАОУ СОШ №1является:
Осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта. Обеспечение единстваобразовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.
В целях реализации данной миссии ОУ выбрана для составления рабочей программы авторская программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2010. Данная программа имеет гриф «Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта», составлена на основании примерных программ. Для реализации содержания программы имеется учебно–методический комплекс для учащихся и учителя.
Название темы
| Кол-во часов по программе
| Контрольных работ
| Практических работ
| Введение
| 6
|
|
| Тема№ 1. Атомы химических элементов
| 13
| 1
|
| Тема№ 2. Простые вещества
| 9
| 1
|
| Тема№3. Соединения химических элементов
| 16
| 1
|
| Тема№4. Изменения, происходящие с веществами
| 13
| 1
|
| Тема №5. Практикум №1 « Простейшие операции с веществом»
| 5
|
| 5
| Тема№6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
| 26
| 1
|
| Тема №7. Практикум №2 «Свойства растворов электролитов»
| 5
|
| 5
| Тема №8. Портретная галерея великих химиков.
| 6
| 1
|
| Тема №9. Повторение.
| 6
|
|
| Всего:
| 105
| 7
| 10
|
Реализация в рабочей программе обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта.
Название темы
| Обязательный минимум содержания основных образовательных прграмм
Федерального компонента государственного стандарта
| Введение
| Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строение, свойства и превращения. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе. Знаки химических элементов. Химические формулы. Проведение расчетов на основании формул: массовой доли химического
элемента в веществе.
| Тема 1. Атомы химических элементов
| Атомы и молекулы. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Закон постоянства состава. Относительная атомная и молекулярные массы. Атомная единица массы. Периодический закон и периодическая система Д.М.Менделеева. Группы и периоды системы. Строение атома. Ядро и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Строение молекул, химическая связь. Типы химической связи. Понятие о степени окисления.
| Тема 2. Простые вещества
| Простые вещества: металлы, неметаллы. Проведение расчетов количества вещества, массы или объема по количеству вещества. Количество вещества, моль. Молярная масса,
молярный объем. Качественный и количественный состав вещества. Проведение расчетов на основании химических формул: количество вещества, массы или объёма по количеству вещества.
| Тема 3. Соединения химических элементов
| Простые и сложные вещества. Понятие валентности и степень окисления. Основные классы неорганических соединений. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Проведение расчетов массовой доли растворенного вещества в растворе. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и амфорные вещества. Типы кристаллических решеток( атомная молекулярная ,ионная и металлическая). Проведение расчетов на основании формул и уравнений реакций: массовой доли растворенного вещества.
| Тема 4. Изменения, происходящие с веществами
| Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.Расчеты по химическим уравнениям (кол-во вещества, массы или объема по количеству вещества, массы или объема одного из реагентов или продуктов реакции.
| Тема 5. Практикум №1 «Простейшие операции с вещест-
вом»
| Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей, очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание, приготовление растворов. Получение кристаллов солей.
| Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
| Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Э.Д. кислот, солей, щелочей. Реакции ионного обмена. ОВР. Окислитель и восстановитель.
| Тема 7. Практикум № 2
«Свойства растворов электролитов»
| Экспериментальное изучение свойств веществ. Проведение химических реакций в растворе.
| Тема 8. Портретная галерея великих химиков.
| В данную тему включены вопросы повторения, а также итоговая контрольная работа за курс химии 8-го класса
| Тема 9. Повторение
| Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные вещества.
|
Краткое содержание рабочей программы по химии.
8 класс (105 часов, 3 часа в неделю)
Введение (6 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений^ Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле 3.*Установление простейшей формулы вещества по массовым долям.
Демострация.* Коллекции предметов – физических тел и изделий из простых и сложных веществ (алюминия и стекла).
Тема 1
Атомы химических элементов (13 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий « протон », « нейтрон », « относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периоди-ческой системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
|