Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение»





Скачать 237.22 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение»
Дата публикации10.09.2014
Размер237.22 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > История > Методическая разработка
Департамент образования г. Иркутска
МБОУ СОШ № 23

Гражданская война в Иркутске

Разработка внеклассного мероприятия
Автор – составитель:

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 23

Михалев Вячеслав Петрович

Иркутск, 2013

Аннотация

Значение изучения краеведческого материала неоспоримо велико. В рамках курса «Иркутсковедение» закладываются не только знания о прошлом своей Родины, но и происходит процесс приобщения подрастающего поколения к ценностям, традициям нашего общества.

Чем определяется актуальность выбора автором темы занятия? Изучение событий гражданской войны и революционных событий, переломных моментов в истории города, помогает нам проследить изменения которые произошли не только в жизни горожан, но и проследить изменения социальной, экономической, культурной обстановки в городе. Гражданская война и революционные события 1917—1920 гг. является одной из наиболее тяжелых страниц в истории Иркутска, изменившим во многом не только его внешний облик, но и жизнь целых поколений. Вследствие этого изучение школьниками данной темы чрезвычайно важно.

Данное занятие органично дополнит материал, изученный обучающимися по теме «Гражданская война» в курсе истории, послужит систематизации их знаний.

Автор разработки попытался создать урок, который должен быть интересен для ученика, используя различные формы работы. Одной из главных целей урока является продолжение формирования компетентности обучающихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности, чему служит работа с источниками, с иллюстративным материалом, привлечение сообщений. Ученик на уроке совершенствуют навыки анализа исторических событий, в том числе и на материале повседневной истории жизни иркутян.

Конечно же, вопрос о нравственной оценке изучаемых событий не обойден вниманием в данной разработке, ученики на урок привлекаются к беседе, позволяющей сделать выводы о ее античеловечности и антигуманности, в том числе привлекая материал художественной литературы.

Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение»  «Гражданская война в Иркутске»
Тип урока – урок изучения нового материала, 10 класс.
Цели и задачи.

1. Систематизация знаний обучающихся по теме «Гражданская война»;

2. Ученики должны научиться определять причины и особенности гражданской войны в Иркутске;

3. Продолжение формирования навыков анализа исторических событий;

4.Продолжение формирования компетентности обучающихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

5. Формирование умений анализировать материал по истории повседневности;

6. Воспитание уважения к истории своей малой Родины
Методы обучения: исследовательский, проблемно-поисковый.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

План урока

А. Организационный момент

  1. Актуализация темы, постановка проблемного вопроса

Б. Изучение новой темы

1. Лекционный материал

2. Сообщение учащегося

3. Работа в группах

4. Эвристическая беседа

В. Заключительный этап

  1. Закрепление темы путем решения проблемного вопроса, работа с иллюстрациями – тестовое задание

  2. Рефлексивно-оценочный момент. Домашнее задание.

Организационный момент.

Учитель называет тему, которой будет посвящен урок, называет цели урока, говорит о формах достижения поставленных задач.

Актуализация темы.

Беседа по вопросам:

  1. Какая политическая система утверждается в Советском государстве в 1918 году? (Однопартийная система, установление диктатуры пролетариата).

      2.   Какие слои населения были недовольны политикой большевиков?

(Крупная и мелкая буржуазия, кулаки и середняки, офицерский состав царской армии, духовенство)

     3.   Что характерно было для антибольшевистских сил в 1918 году?

(Разобщенность, дезорганизованность, потеря контроля над армией).

В ходе эвристической беседы учащиеся дают основные характеристики гражданской войны в России (Гражданская война – организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри одной страны. Особенности гражданской войны: нет точной даты начала и завершения войны, нет четких линий фронта, жесткие формы борьбы, террор, переплетение гражданской войны с антисоветской военной интервенцией.

Даем краткую нравственную характеристику гражданской войны: (Гражданская война. Это страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, отодвигаются на задний план, уступая место принципу “Кто не с нами, тот против нас”)

Изучение событий гражданской войны и революционных событий, повседневной жизни иркутян в данный период времени помогает нам проследить изменения, которые произошли не только в жизни горожан, но и проследить изменения социальной, экономической обстановки в нашем городе.

Постановка проблемного вопроса.

К весне 1919 г. Армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более 500 тысяч солдат и офицеров против 380 тысяч красноармейцев), в военном мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не менее, победу в гражданской войне, в том числе и в Иркутске одержали большевики. Почему? Какие особенности гражданской войны в Иркутске мы можем выделить?

В 1917-1918-х гг. в Иркутске существовала советская власть. В чем были особенности? В чем причины ее падения? Сообщение ученика «Советская власть в Иркутске: 1917-1918 гг.) - Приложение 1

В ходе эвристической беседы определяем основные особенности существования советской власти в Иркутске: слабая социальная и военная база новой власти, репрессивный режим, ухудшение экономического положения горожан, нестабильность их существования.

Учитель дает краткую характеристику событий в Иркутске в 1917-1920-х гг, выделяя основные моменты: свержение советов, «белые» в Иркутске и иностранные войска, деятельность большевистского подполья и Политцентра.

Работа в группах:

Ученики разделены на группы, которые получают вопросы для анализа исторического материала, по которым группа, определив докладчика, дает краткий анализ вопросов и делает соответствующие выводы по изученному материалу.

1. «Начало белого периода» в Иркутске. Отношение иркутян к вступлению белых в город. Надежды иркутян.

Постепенно к вечеру горожане стали выходить на улицы. Большая часть населения Иркутска, уставшая от произвола «диктатуры пролетариата», поддержала свержение Советов. Н.С. Романов записал по этому поводу: «Радость наполняет сердца. Завтрашний Петров день будет для иркутян днем отдыха от прожитых треволнений за время большевизма и комиссарства». В течение нескольких дней после 11 июля в городе проходили торжественные молебны, заседания, банкеты и другие акции в честь избавления от советской власти. Так, 14 июля в городском саду на берегу Ангары состоялось народное гуляние «Свобода», а 21 июля иркутяне приняли участие в крестном ходе по случаю избавления от советской власти. После отступления 11 июля 1918 г. красных войск из Иркутска гражданская власть в городе перешла к городской думе (избранной еще в 1917 г.). Губернию возглавила губернская земская управа (председатель П.Д. Яковлев). Дума и управа признали власть Временного Сибирского правительства. 13 июля Яковлев был назначен иркутским губернским комиссаром, а в мае 1919 г. — управляющим Иркутской губернией.

Смена власти привела к нормализации и заметному оживлению городской жизни Иркутска. Судя по «Летописи Иркутска» Н.С. Романова, вторая половина 1918 г. и 1919 г. в этом отношении являли собой резкий контраст периоду господства в городе «диктатуры пролетариата». Начиная с июля 1918 г. летопись пестрит сообщениями о деятельности различных общественных организаций и клубов, об открытии и работе общественных столовых, спортивных кружков, различных учебных заведений и курсов, детских площадок, выставок, спортивных соревнований.

Наиболее ярким и значительным событием в этом плане, безусловно, стало открытие Иркутского государственного университета. 27 октября 1918 г. в общественном собрании состоялось непосредственно торжественное открытие университета, а на следующий день начались занятия.

2. Дайте оценку материалов Н. Романова. Отношение иркутян к действиям белых войск.

Иркутск охватила новая волна репрессий, теперь уже со стороны белых. Уже 12 июля Н.С. Романов констатировал: «В городе происходят многочисленные аресты, в большинстве основанные лишь на доносах лиц, желающих свести свои счеты». Летописец зафиксировал несколько случаев публичных казней и уличных расправ над сторонниками Советов. Во всех учреждениях, особенно в военных, создавались комиссии по проверке политической благонадежности и выявлению лиц, сотрудничавших с Советами, которых арестовывали или увольняли. Чехословаки вообще вели себя независимо, всячески демонстрируя, что именно они являются хозяевами положения.

Иркутяне горели желанием проливать свою кровь за белых точно так же, как и за красных. Это обстоятельство вынудило местную власть 9 августа 1918 г. объявить на территории Иркутского округа мобилизацию в армию лиц 18—25 лет, имевших образовательный ценз (то есть право отсрочки от службы). Приказ вызвал в Иркутске настоящий скандал. Посыпались жалобы в Омск, где размещалось Временное Сибирское правительство, и в конце августа приказ был отменен как незаконный. Однако вскоре, 25 августа, уже само правительство объявило мобилизацию сибирского населения в Белую армию. Все эти части постоянно дислоцировались на территории округа, в том числе и в Иркутске.

3. Отношение иркутян к колчаковскому перевороту. Причины недовольства иркутян действиями правительства.

18 ноября 1918 г. в Омске — столице «белой России», произошел государственный переворот. На смену демократической Директории к власти пришел адмирал А.В. Колчак, провозглашенный «верховным правителем России» и установивший в Сибири военную диктатуру. Известие о смене власти иркутяне в своем большинстве восприняли негативно, но спокойно, каких-либо заметных протестов в городе не было. Однако постепенно в Иркутске стало нарастать отрицательное отношение к колчаковскому режиму. Этому явлению способствовало несколько причин. Прежде всего, сказывались либеральные, демократические традиции города, негативное отношение к какой-либо диктатуре, господствовавшее в среде городской общественности и интеллигенции.

Отмена любых ограничений в области частной тор­говли и предпринимательства, отказ от важнейших госу­дарственных монополий привели к неконтролируемой спекуляции товарами первой необходимости.

Ситуацию осложняла инфляция. В период Граждан­ской войны на территории бывшей Российской империи выпускалось огромное количество бумажных денежных знаков, которые появлялись по инициативе местных от­делений Сбербанка, кооперативов, фабрик и заводов, а иногда даже ресторанов, клубов, театров. Только в Иркутске разных денежных суррогатов было выпущено на сумму не менее 400 млн р Экономическое положение в губернии к началу осе­ни 1918г. было сложным. Периодически останавливалось движение пассажирских поездов. Очевидцы называли проезд по железной дороге «вагонной пыткой». «Поезда неимоверно переполнены, грязь, мерзость и холод... Пас­сажиры обмораживаются. В каждый состав включено по несколько вагонов IV класса, которые скорее похожи на ледники для покойников».

Иркутск оказался в районе военных действий, и в связи с этим у губернской администрации и городского самоуправления возникли новые задачи: помощь ране­ным и больным воинам, временное размещение прохо­дящих через Иркутск и расквартирование остающихся здесь войск, решение вопроса о подводной повинности.

Было нарушено телеграфное сообщение, с перебо­ями работали крупные промышленные объекты. В усло­виях отсутствия медикаментов разразилась эпидемия сыпного тифа. Отсутствие керосина и недостаток свечей привели к тому, что на большую часть улиц в ночное вре­мя обрушивалась абсолютная темнота. Начался разгул преступности. Критической точки достигло распространение тай­ного самогоноварения. В массовом порядке в городе от­крывались притоны, где торговали исключительно водкой и самогонкой.

Спекуляция достигла таких масштабов, что возник­ли проблемы с питьевой водой. Обычно ее доставляли специальные водовозы по регламентированной цене в 15 р. в месяц. Однако в ноябре 1918 г. цену резко подня­ли до 25 р., а в ответ на протесты обывателей и вовсе пре­кратили доставку воды. К этим проблемам добавился нескончаемый приток беженцев. Только в предместье Лисиха в бараках их проживало около 650 человек, среди которых основную мас­су составляли армяне, евреи, русские. Вследствие перепол­нения города 28 августа 1919 г. въезд в Иркутск был вос­прещен, однако приток беженцев остановлен не был

4. Как формировалась оппозиция колчаковскому режиму в Иркутске? Действия Политцентра и большевиков.

Еще с осени 1918 г. в Иркутске действовала большевистская подпольная организация. Подпольные группы сторонников Советов были оставлены в городе еще при отступлении Советов.

14 ноября 1919 г. прибыло в Иркутск и разместилось в здании Русско-Азиатского банка эвакуированное колчаковское правительство. Город встретил его враждебно. Городской голова Зицерман, руководство думы, городского и уездного земств демонстративно отказались участвовать во встрече правительства, которое ответило на это арестами городских и земских деятелей. В ответ Иркутская городская дума на заседании 26 ноября 1919 г. в присутствии консульского корпуса публично потребовала создания в Сибири «однородной социалистической власти», опирающейся на земства и города, а также на «классовые организации» рабочих и крестьян. Это был открытый вызов правительству Колчака.

8 декабря 1919 г. в Иркутске на основе Земского политического бюро был сформирован Политический центр как орган руководства будущим восстанием, для непосредственной подготовки восстания при Политцентре был создан военный штаб, который возглавили штабс-капитан Калашников. Антиколчаковское восстание началось в ночь с 20 на 21 декабря 1919 г. в Черемхово. Иркутску предстояло вновь пережить тревожные дни.

Вечером 24 декабря восстал 53-й Сибирский полк в Глазково. В течение ночи повстанцы заняли все Глазково, включая вокзал. 25 декабря повстанцы заняли станции Иннокентьевская и Батарейная, где располагались склады с большим количеством вооружения, боеприпасов и снаряжения. Одновременно Калашников стал формировать из восставших народно-революционную армию «Политцентра», командующим которой он был назначен. К исходу 25 декабря ее численность составляла около 2,5 тыс. человек. Большевики в этот же день создали в Глазково свой штаб рабоче-крестьянских дружин.

После начала восстания колчаковское правительство объявило Иркутск на осадном положении. Сохранившие ему верность воинские части под руководством начальника гарнизона генерала Е.Г. Сычева заняли оборону в центре города, ожидая подхода семеновских и японских войск. 26 декабря при посредничестве управляющего губернией Яковлева начались переговоры между представителями Политцентра и колчаковского правительства. Они проходили в гостинице «Модерн», однако вскоре были прерваны, поскольку правительство получило сведения, что к Иркутску приближаются семеновские и японские войска. Одновременно на вокзале в поезде главнокомандующего войсками интервентов в Сибири французского генерала М. Жанена состоялись переговоры интервентов и представителей правительства, на которых обсуждалась военно-политическая ситуация вокруг Иркутска. В ходе переговоров было решено объявить нейтральной полосу железной дороги от Красноярска до станции Мысовая на Байкале и передать ее под контроль чехословацких войск. 28 декабря утром колчаковские части начали активные действия против повстанцев в центре города.

Выступления групп. В ходе анализа исторического материала ученики приходят к выводу о причинах отсутствия авторитета колчаковского правительства у горожан, экономических проблемах и деятельности оппозиционных сил.

Лекционный материал. Учитель дает обобщенную информацию о падении колчаковского правительства и установлении советской власти. (Приложение 2)

Работа с историческим источником:

Используя материалы документов определите несколько причин поражения белого движения.

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919г.: «1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдёт… - расстреливать десятого.

2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество отбирать в пользу казны.

3. За добровольное снабжение разбойников не только оружие, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество обираться в пользу казны.

4. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».

Белые правительства не выступали открыто за возвращение к старым порядкам. Они выдвинули лозунг непредрешения будущего общественного строя России, который должны определить Учредительное собрание или Земский собор. Признавая необходимость решения аграрного и рабочего вопросов, белые правительства пытались разработать компромиссные законопроекты. Однако в целом им так и не удалось выработать четкой позиции по этим и другим острейшим проблемам.

Заключительный этап урока.

На заключительном этапе урока происходит закрепление темы путем решения проблемного вопроса, поставленного в начале урока. Предлагается проанализировать следующие высказывания по данной проблеме:

А) «Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло» (историк-белоэмигрант И. Солоневич).

Б) «Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 миллионов русских не хотят «белых», а хотят «красных», то бесцельно помогать «белым»» (английский генерал Нокс, помощник Колчака).

Учащиеся высказывают свое мнение.

В итоге, делается вывод о том, что победу в гражданской войне одержали «красные» (большевики). Это произошло благодаря поддержке большей части населения, прежде всего крестьянства, а также из-за разобщенности и отсутствия цельности «белого» движения, ошибках их политики, в том числе и в Иркутске, а также решительности и организованности большевиков.
Для закрепления и обобщения материала учитель предлагает работу с иллюстративным материалом. Работа продолжается в группах. Задание: Расположите иллюстрации в хронологическом порядке, объясните свой выбор. На работу отводится не более 5 минут. Выступления групп и анализ ответов.


А.

Б.




В.

Г.


Ученики должны распределить иллюстрации следующим образом: В-Б-А-Г, что соответствует хронологии гражданской войны в Иркутске (декабрьские бои 1917 г., вступление белых в город, колчаковский переворот, вступление Красной армии в Иркутск в1920 г.)

Общая рефлексия. В чём же состоит трагизм Гражданской войны? Для беседы по этой темы мы проанализируем стихотворение М. Цветаевой. В результате беседы еще раз остановимся на трагичности событий гражданской войны, ее безнравственной сущности.

Все рядком лежат

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат

Где свой, где чужой

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила.

В заключение, учитель обращается к ребятам с вопросом: «Решили ли мы поставленную в начале урока проблему?»

Обобщает высказывания ребят, дает оценку работе класса и отдельных учащихся, благодарит за плодотворную работу.

                       

Приложение 1:

1. Материалы для сообщения ученика «Советская власть в Иркутске в 1917-1918 гг.)

Гражданская война и революционные события 1917—1920 гг. является одной из наиболее тяжелых страниц в истории Иркутска. В Иркутске с 1917 года, с момента революционного взрыва политическое противоборство стало постепенно обостряться. Основной причиной этого явления было неблагоприятное для новой власти соотношение политических сил. В Сибири накануне Октябрьской революции насчитывалось всего лишь около 5 тыс. большевиков. Особенно непростое положение сложилось в Иркутске, где разместились общесибирские органы советской власти — Центральный исполнительный комитет Советов Сибири, или Центросибирь, и город на время стал сибирской «столицей». Из всех крупных сибирских городов Иркутск был одним из наименее «пролетарских». В зажиточном городе было немало недовольных советской властью лиц и установление советской власти в Иркутске вызвало негативную реакцию всех их противников. Толчком к началу организованного сопротивления Советам послужил разгон большевиками Всероссийского Учредительного собрания. В начале 1918 г. в Иркутске, как и по всей Сибири, начинает складываться антисоветская подпольная организация.

В этих сложных условиях советская власть в Иркутске могла держаться и функционировать только с помощью военной силы. Ее опорой стали отряды Красной гвардии. Повседневная жизнь иркутянина в указанный период времени немыслима без «военного оттенка», любой горожанин непосредственно встречался с представителями «силовиков» разных политических мастей. Поскольку в Иркутске было невозможно найти необходимое количество рекрутов для Красной гвардии, Центросибирь стянула в город красногвардейские отряды из других сибирских городов и поселков.

Другой опорой советской власти в Иркутске и по всей Сибири стали военнопленные стран германского блока. Так, в 1917 в Иркутском лагере (около станции Иннокентьевская) — 8,8 тыс. человек. В них содержались немцы, венгры, австрийцы, чехи, словаки, сербы, хорваты, турки, многие из которых Октябрьскую революцию восприняли как возможность обрести личную свободу. Центросибирь широко использовала эти настроения для пропаганды идей революции среди военнопленных. Опираясь на военную силу, Центросибирь и Иркутский Совет повели планомерное наступление на своих политических оппонентов, уничтожая старые органы власти, учреждая новые порядки.

Для борьбы с политическими противниками советская власть применяла обычные приемы и методы: обыски, аресты, закрытие газет, реквизиции, конфискации. Активная полицейско-политическая деятельность Центросибири и Иркутского Совета вызывала растущее недовольство у значительной части населения города. Недовольны были многие, к примеру, духовенство – закрытием духовных учебных заведений, 28 января 1918 г. все учителя города выразили негативное отношение к советской власти, приняв решение о бойкоте большевиков. Это недовольство усугублялось тем обстоятельством, что власти оказались не в состоянии поддерживать в Иркутске элементарный правопорядок. Город наводнили преступники всех мастей, группы и отряды вооруженных анархистов (подчинявшихся Центросибири фиктивно), которые бесчинствовали и терроризировали население. Попытки Советов как-то обуздать преступность эффекта почти не давали. Иркутский летописец Н.С. Романов в это время все чаще и чаще фиксировал грабежи, убийства, налеты и тому подобные преступления. Жизнь обывателя стала непредсказуемой и опасной.

В такой атмосфере Иркутск и встретил начало Гражданской войны. Крупномасштабная война в России началась 25 мая 1918 г. с мятежа чехословацкого корпуса. К этому времени части корпуса общей численностью более 35 тыс. человек растянулись вдоль железной дороги от Пензы до Владивостока. К началу мятежа непосредственно в Иркутске стоял один эшелон чехословацких войск, в котором находилось около 600 человек под командой капитана Померанцева. Еще два эшелона общей численностью около 1 тыс. человек стояли на станции Иннокентьевская.

После поражения под Нижнеудинском Центросибирь 27 июня приняла решение о частичной эвакуации из Иркутска на восток наиболее ценного имущества. 2 июля город был объявлен на осадном положении и началась официальная эвакуация учреждений Центросибири в Верхнеудинск.

В первую декаду июля Иркутск переживал очень тревожные дни: осадное положение, эвакуация Советов, бесконечные обыски и реквизиции, всевозможные слухи. В городе бесчинствовали уголовные банды и отряды анархистов, от которых не отставала и часть населения. Н.С. Романов 4 июля свидетельствовал: «Видел панику на маньчжурке [аналог современного «шанхая».] при слове «анархисты едут». Вот побежали-то, я подумал, что бомбу бросили, а это от слова «анархист»... Магазины почти все закрыты. На базарах утром торговали. У продовольственных лавок, конечно, хвосты».

«В городских строениях Лисихи помещались казармы красноармейцев, но за последние дни они все уехали, оставив часть своего имущества. Окрестные жители занялись ограблением зданий Лисихи, увозят крыши, вьюшки и тому подобное. Имеющиеся там трое караульных ничего не могут сделать с похитителями» (запись за 5 июля).

«Отступая, большевистские войска разграбили в Иннокентьевском продовольственные склады и часть жителей поселка. В городе обыски, забирают все» (запись за 9 июля).

В такой обстановке жители были столь напуганы нестабильностью, что окна домов занавешивали так, чтобы не было видно света. Жителям было запрещено выходить на улицы с 19.00 до 8.00. Магазины и базары практически не ра­ботали. Люди старались по возможности запастись продо­вольствием, питьевой водой, керосином, свечами.

Наступление белых сил началось 9 июля. 11 июля 1918 г. отряд Пепеляева достиг Иркутска, а отряд Ушакова занял станцию Иннокентьевская. Город был сдан красными без боя, если не считать небольшой перестрелки в районе вокзала и попытки сжечь понтонный мост через Ангару.

В ночь с 10 на 11 июля большевики оставили Иркутск. Сдавая позиции, летом 1918 г. большевики вывезли из учреждений Государственного банка и Государственного казначейства буквально все наличные деньги. Только из Иркутска было вывезено 49 873 092 р. Таким образом, си­бирские города были обречены на бюджетный дефицит.

В городе прошли открытые грабежи. Для наведения порядка члены анти­большевистского подполья организовали добровольные дружины для патрулирования улиц. В середине дня через Знаменский мост в город вошли части Сибирской армии при поддержке чехословаков. Из «Дневника» И.И. Сереб­ренникова мы знаем, что часа в 2 дня народ громкими кри­ками «ура» встречал на Большой улице первых вступив­ших в город партизан отряда Красильникова. Ликование было большое, «ведь это входили в город войска Времен­ного Сибирского правительства». Они проезжали по ули­цам торжественно и чинно, на хороших лошадях.

Взятие Иркутска имело большое военно-политическое и психологическое значение как для противников, так и для сторонников советской власти. Город был не только самым крупным населенным пунктом в Восточной Сибири, но и официальной столицей советской власти в Сибири. В момент смены власти Иркутск замер в ожидании развязки. «В городе по улицам совершенно никто не ходит, — отмечал Н.С. Романов, — все боятся. Глядя на эти пустынные улицы, можно подумать, что в городе прошло моровое поветрие».

Приложение 2

Лекционный материал учителя «Падение колчаковского режима»
2 января 1920 г. консульский дипломатический корпус Иркутска в ультимативной форме потребовал отвода от города семеновских войск и переговоров между правительством и Политцентром при своем посредничестве. Этому требованию предшествовал вооруженный инцидент 1 января на станции Байкал между семеновскими и чехословацкими войсками, в результате которого имелись убитые и раненые, а Иркутск на некоторое время лишился телеграфной связи с внешним миром. Повлияли на позицию интервентов и угрозы партизан вывести из строя железную дорогу в случае помощи колчаковскому правительству в Иркутске.

В тот же день, 2 января, между противоборствующими сторонами было заключено перемирие на 24 часа, которое затем несколько раз продлевалось. Таким образом, интервенты вольно или невольно спасли Иркутск от дальнейших разрушений и жертв. Переговоры проходили при посредничестве Жанена, причем интервенты явно симпатизировали Политцентру. колчаковских войсках началось массовое дезертирство, их остатки вместе с генералом Сычевым, забрав заложников, спешно покинули город в направлении Лиственичного. Ушел из города и отряд семеновских войск. Получив сообщение об этом, представители Политцентра расторгли перемирие и прервали переговоры. В течение вечера и ночи на 5 января войска повстанцев, почти не встречая сопротивления, полностью заняли Иркутск. Власть перешла к Политцентру.

Победа иркутского восстания имела большое военно-политическое значение для общего хода Гражданской войны в Сибири и ее скорейшего окончания. Она ознаменовала собой крах белого движения в регионе.

В целом декабрьско-январские бои 1919—1920 гг. Иркутск перенес гораздо легче, чем бои 1917 г. Жертв и разрушений было значительно меньше, поскольку по требованию интервентов стороны довольно мало использовали артиллерию, а бои не отличались интенсивностью и ожесточенностью. Более оптимистично были настроены и жители города. Многие из них воспринимали происходившее как нечто нереальное, даже как некое развлечение. Например, 30 декабря во время боя в Глазково за Ангарой Н.С. Романов записал: «Публики любопытных на берегу много».

5 января 1920 г. была опубликована декларация Политцентра о взятии власти на территории от Красноярска до Иркутска. Политцентр переехал в бывшую резиденцию колчаковского правительства — Русско-Азиатский банк. Большевики заняли здание «Гранд-отеля» на Большой улице, где разместились Сибирский и Иркутский губернский комитеты РКП(б) и Центральный штаб рабоче-крестьянских дружин.

7 января был опубликован манифест Политцентра, являвшийся его программным документом. В нем Колчак, Семенов и другие видные белогвардейцы объявлялись «врагами народа», говорилось о восстановлении политических и гражданских свобод, а также о необходимости ареста и предания суду лиц, виновных в установлении реакции в Сибири. Однако реализовать эту программу Политцентру не пришлось. Его власть оказалась скоротечной.

Наиболее сложными для Политцентра стали взаимоотношения с местными коммунистами. Практически с самого первого дня, с 5 января, иркутская организация РКП(б) взяла открытый курс на захват власти под видом ее передачи Советам. К городу были подтянуты крупные силы партизан, поддерживавших лозунг установления советской власти. Большевики всячески демонстрировали свою независимость.

18 января японские войска покинули Иркутск. В этот же день во время похорон жертв восстания состоялись митинги и манифестации за Советы. На следующий день по приказу Ширямова в город вошли 1500 партизан. Был создан Иркутский ревком (ВРК — военно-революционный комитет). В этих условиях Политцентр потребовал от большевиков либо оказать ему поддержку, либо взять власть. На обращение Политцентра коммунисты уклончиво ответили, что 25 января в Иркутске будет созван Совет рабочих и солдатских депутатов, который и решит вопрос о власти. Однако большевики не стали ждать созыва Совета. Они разработали план свержения Политцентра в случае его сопротивления и 20 января потребовали передать власть ревкому. Политцентр был вынужден уступить.

21 января 1920 г. вечером в присутствии представителей интервентов состоялась передача власти от Политцентра Иркутскому ВРК. Ревком обязался созвать 25 января Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, беспрепятственно пропустить на восток чехословацкие войска при условии передачи золотого запаса и, наконец, обеспечить личную неприкосновенность представителям демократии, боровшимся против Колчака. 25 января собрался Совет, в котором преобладали большевики (346 депутатов из 543). Совет одобрил действия ревкома. 29 января был избран исполком Совета во главе с Ширямовым, но одновременно сохранен ВРК как чрезвычайный орган власти.

Во время описываемых событий в Иркутске в ночь с 6 на 7 февраля 1920 г. были расстреляны бывший «верховный правитель России» адмирал А.В. Колчак и последний премьер-министр его правительства В.Н. Пепеляев. Их тела утопили в проруби в Ангаре.

В ночь с 1 на 2 марта 1920 г. Иркутск покинул последний эшелон чехословацких войск. Их уход подвел черту под интервенцией. Через несколько дней, 7 марта, в город торжественно вступили части 30-й дивизии 5-й Красной Армии, получившей название Иркутской. Для встречи Красной Армии на Тихвинской площади была сооружена триумфальная арка.


Литература:

1.Иркутск в панораме веков. Очерк истории города. Иркутск,2003.

2.Иркутск. Очерк по истории города. Иркутск,1971.

3. Интернет-ресурс: «Иркутск в годы гражданской войны»(irkpedia.ru)

4. История Земли Иркутской / сост. д.и.н. Рабецкая З.И. - Иркутск, Вост.- Сиб. кн. издат, 2003.

5. Новиков И. Иркутск в огне гражданской войны. «Земля Иркутская»2001.

6. Н.Романов. Летопись города Иркутска за 1902-1924.гг-Иркутск, 1994г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка урока «Альдегиды и кетоны»
Формат (рекомендуемый) разработки урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка урока в 4 классе по курсу «оркм и сэ» на тему: «Священные сооружения»
Сформировать понятие «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка урока по курсу: «технология. Технический труд»
Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Технология обработки металла»
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно – методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка открытого урока по курсу
Главная познавательная задача – довести до осознания ребятами мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми...
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка открытого урока по междисциплинарному курсу...
Председатель жюри: Цуркан А. А. – председатель ООО «Совет директоров учреждений профессионального образования Тверской области»
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка урока по курсу «Иркутсковедение» iconМетодическая разработка урока по курсу: “духовного краеведения подмосковья”...
Неслышное эхо молча ушедших русских деревенек юго – востока московии”. / Сб историко – краеведческих очерков. Составитель и оформитель...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск