Технология пояснительная записка





Скачать 160.67 Kb.
НазваниеТехнология пояснительная записка
Дата публикации19.09.2014
Размер160.67 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2013 – 2014учебный год

.

Программу составила Берсенёва Г.А.

учитель начальных классов, 1 категория
2013 год

ТЕХНОЛОГИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года,годовым календарным графиком и учебным планом школы ,на основе программы под редакцией Н.М.Конышевой
Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ,календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся,нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, материально-техническое обеспечение, список литературы.
Общая характеристика учебного предмета

Уроки технологии уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:

1) возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета);

2) возможность самореализации и социальной адаптации личности (через формирование комплекса социально ценных умений и развитие творчества);

3) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе психофизиологических возможностей ребёнка и природных закономерностей развития).6

Особенность же уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение, реально взаимодействуя между собой. Другая важнейшая специфическая особенность уроков технологии состоит в их исключительном значении для формирования социально значимых умений и общей творческой направленности личности.

Фактически только на этих уроках ученики имеют возможность приобретения реального опыта практической преобразовательной деятельности, когда учатся мастерству в тех или иных видах рукоделия.

Следует отметить, что уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.

Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художественного конструирования связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям,процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля.Если содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках художественного конструирования может быть очень эффективным,если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.Развитию духовности и нравственных принципов в художе-ственно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним, и наша программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов.Предусмотренные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка.

Главная цель : углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирования их духовной культуры и всестороннего развития личности.

Основные задачи уроков технологии :

1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.

3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти,воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение классификация,обобщение и др.).

4. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование,контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.

6. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основепредметно-преобразующейдеятельности.

7. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и общеобразовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практическойдеятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.
4 КЛАСС. «СЕКРЕТЫ МАСТЕРОВ»

Главным стержнем программы четвёртого года обучения является проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла мира вещей. Знания и умения, накопленные учениками за предыдущий период, не просто дополняются; они систематизируются и обобщаются – в результате у школьников формируется более полное представление о значении продуктивной практической деятельности человека, а также более осмысленное отношение к предметному миру как части человеческой культуры.

На разнообразных примерах школьники убеждаются, что материальная среда, создаваемая людьми для своего удобства, всегда несёт в себе отпечаток конкретного исторического времени,социального опыта и духовных устремлений человека. Даже в самых простых, привычных и непритязательных вещах обязательно скрыта серьёзная информация, которая не только может пролить свет на прошлое человечества, но и позволяет многое понять в проблеме связи времён, задуматься о единстве жизни и тех силах,которые это единство поддерживают.

При этом основы понимания исторической и социальной информации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов.На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно.Форма, цвет, декор, материал – всё имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времён и продиктованы, как правило, сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах, которыми пользовался и продолжает пользоваться человек.

Мастер, творец является высшим выразителем духовной сущности вещей. Изучение и освоение мастерства имеет особый смысл. Дети довольно легко приходят к выводу, что под «секретами» мастеров подразумеваются в первую очередь не технологические тонкости ремесла, а именно мудрость Мастера, одухотворённость и гармония его деятельности. На этом фоне они совершенствуют свою практическую подготовку, приобретают новые умения.

На какой-то период ученики сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятельность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд, такой приём может показаться противоречащим общей – творческой – концепции курса, но это не так. Он использован лишь для того, чтобы более чётко и убедительно выделить мысль: «Мастер учится не только у Природы, но и у других Мастеров».

При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства – его духовно-нравственный смысл; с распространённым в различных методиках трудового обучения механическим копированием учебных образцов указанный приём не имеет ничего общего.

В итоговой части изучения курса программа предлагает ещё раз специально обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом.В соответствии с этой логикой древние традиции изготовления изделий получают новое звучание в современных условиях. В этот учебный период проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремёслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова обращаются к той историко-эстетической информации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человека.

В рабочую программу были внесены изменения. Программа дополнена часами

«Работа с компьютером». Практика работы на компьютере введена модульно.На изучение данной темы отводится 12 часов.
Место предмета в учебном плане

Авторская программа составлена без изменений,так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.В соответствии с учебным планом школы уроки технологии в 4 классе рассчитаны на 2 часа в неделю.Следовательно общее количество часов составило - 68 часов .

Общие учебные умения , навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

Результаты обучения

представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

Основное содержание

4 класс

Историческая информативность мира вещей

Понятие об исторической значимости предметной среды. История некоторых ремёсел и их культурная сущность. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов. Отражение в бытовых предметах представлений человека о единстве мира вещей и мира природы.

Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения:плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов); изготовление украшений с использованием древней магической символики.

Традиции и современность

Развитие традиционных знаний и технологий в современных условиях. Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремёслах.Рукоделие в духе народных традиций:лепка, вязание, вышивка, шитьё. Природные образы, формы и конструкции в современных художественных ремёслах.

Новые материалы и технологии

Изучение и освоение новых материалов, инструментов и способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно художественными эффектами.

32 Бисероплетение; окантовка картона, жёсткий переплёт; сложные формы из волокнистых материалов; вязание крючком; новые виды стежков и швов (петельный, «козлик»); аппликация из соломки; папьемаше; простейшие приёмы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и проч.). Сложные виды бумагопластики. Развёртки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (декоративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и развёрток в изделиях (маски, упаковки, открытки, игрушки)

Наблюдения и опыты, а также логические задачи и задания на пространственное мышление в четвёртом классе строятся в соответствии с обозначенным выше программным содержанием. Они во многом аналогичны тому, что было во 2-м и 3-м классах, но выполняются на более сложном материале.

Изучение образцов дизайна и декоративноприкладного искусства: предметы современного и старинного быта (из музейных и археологических материалов); керамика, изразцы; плетёные изделия из лозы, бересты, щепы и проч.; украшения; предметы бумажной пластики; художественные открытки, упаковка; вязаные и вышитые изделия; народная глиняная игрушка; изделия из соломки; чеканка по металлу.

УМК по технологии: учебник Н.М. Конышева Секреты мастеров для 4 класса Из «Ассоциация 21век» 2003 год

Рабочая тетрадь 1и 2 часть Н М Конышева Из «Ассоциация 21век» 2012 год

Поурочные планы по учебнику Н.М. Конышевой «Технология. Секреты мастеров» В 2010 год

Всего 34 часа в год 1 час в неделю

РЕ Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
– о том, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

– о том, что мир вещей развивается в соответствии с историческими традициями, т. е. закономерно;

– наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре бытовых вещей);

– швы (петельный и «козлик»);иметь представление:

– о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества;

– о требованиях и правилах, по которым создаётся гармоничная рукотворная среда обитания человека; о многообразии универсального дизайнерского принципа (единства в вещах функциональной целесообразности и внешней выразительности);

– о социальноисторическом и духовноэстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций;

– о гармонии окружающей предметной среды и её связи с миром природы;

– об утилитарноконструктивных и декоративнохудожественных возможностях различных материалов;

уметь:

– выполнять швы петельный и «козлик», использовать их для решения декоративнохудожественных задач;

– вязать крючком цепочку и простое полотно;

– изготавливать аппликацию из соломки; выполнять несложную чеканку по мягкому металлу;

– выполнять более сложные виды бумажной пластики;

– выполнять изделия в техниках плетения из полос и бисероплетения с учётом народных традиций;

– выполнять окантовку картонных заготовок бумагой, изготавливать жёсткий переплёт упрощённого вида;

– обрабатывать различные материалы соответствующими способами;

– творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения конкретных конс-трукторских или художественных задач;

– читать простую техникотехнологическую документацию(эскиз, чертёж, схему и проч.) и работать по ней;

– самостоятельно анализировать конструкцию изделия и воссоздавать его по образцу;

– выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию (на плоскости или в объёме) и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского или художественного плана на основе освоенных технологий работы;

– создавать образный замысел с целью передачи определённой художественноэстетической информации; воплощать мысленный образ в материале.

Нормы и критерии оценивания

Нормы оценок теоретических знаний

При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.

Оценка «5»

-  полностью усвоил учебный материал;

-  умеет изложить его своими словами;

-  самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

-  правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4»

-  в основном усвоил учебный материал;

-  допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

-  подтверждает ответ конкретными примерами;

-  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3»

-  не усвоил существенную часть учебного материала;

-  допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

-  затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

-  слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2»

-  почти не усвоил учебный материал;

-  не может изложить его своими словами;

-  не может подтвердить ответ конкретными примерами;

-  не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ
Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

Оценка «5»

-  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

-  правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

-  изделие изготовлено с учетом установленных требований;

-  полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка«4»

-  допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-  в основном правильно выполняются приемы труда;

-  работа выполнялась самостоятельно;

-  норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

-  изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

-  полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3»

-  имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-  отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

-  самостоятельность в работе была низкой;

-  норма времени недовыполнена на 15-20 %;

-  изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

-  не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «2»

-  имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации раб

-  неправильно выполнялись многие приемы труда;

-  самостоятельность в работе почти отсутствовала;

-  норма времени недовыполнена на 20-30 %;

-  изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

-  не соблюдались многие правила техники безопасности.
Перечень учебно - методического обеспечения
Для обучающихся :

1.Учебник : «Технология» 4 класс, Н.М.Конышева Смоленск « Ассоциация ХХΙ век » 2010

2.«Технология 4 класс Рабочая тетрадь »часть1 Н.М.Конышева Смоленск « Ассоциация ХХΙ век » 2010

3.«Технология 4 класс Рабочая тетрадь» часть2 Н.М.Конышева Смоленск « Ассоциация ХХΙ век » 2010
Для учителя :

1. Н.М. Конышева Программа для общеобразовательных учреждений.Технология1–4 классы Смоленск«Ассоциация XXI век» 2009.

2.Учебник:«Технология» 4 класс ., Н.М.Конышева Смоленск « Ассоциация ХХΙ век » 2010

3.«Технология 4 класс Рабочая тетрадь »часть1 и 2 Н.М.Конышева Смоленск « Ассоциация ХХΙ век » 2010

4.Приложение к журналу «Начальная школа».Поурочные разработки 4 класс 1,2,3,4четверти

Материально-техническое обеспечение
1.Поделки

2.Таблицы
Список литературы

1. Волков И. П. Учим творчеству. – М.: Просвещение, 2005

2. Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнобразования: – М.: Академия, 2007

3. Конышева Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: М.: МПСИ: Флинта, 2000.

4. Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.

5. Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальных классах. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.

6. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. –М.: Педагогика, 2006

7. Салмина Н. Г. Виды и функции материализации в обучении. – М.: Просвещение, 2009

8.Скаткин М. Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. – М.: Педагогика, 2004

9. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2008

Приложение
Первое полугодие
1.Что такое « секреты мастеров»?_______________________________________________

___________________________________________________________________________

2.Перечислить функции бытовых предметов._____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как керамика используется в архитектуре?_____________________________________

___________________________________________________________________________

4.В какой области применяется чертежно- графическая грамотность?________________

___________________________________________________________________________

5.Что такое техника « барельефа»?______________________________________________

___________________________________________________________________________
Второе полугодие
1.Почему мастерство приносило человеку уважение окружающих?__________________

___________________________________________________________________________

2.Перечислить названия швов_________________________________________________

___________________________________________________________________________

3.Назвать основные элементы жесткого переплета________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какие древние магические символы скрыты в формах игрушек?___________________

___________________________________________________________________________

5. В старину из чего изготавливали игрушки? ____________________________________

___________________________________________________________________________
Тематическое планирование



№ п\п

Название темы

Кол-во часов

Из них:

контрольные

1.

Историческая информативность мира вещей

17 час

1

2.

Традиции и современность

15 час

-

3.

Новые материалы и технологии

21час

1

4.

Проект

3 час

-

5.

Практика работы на компьютере

12час

-




ИТОГО:

68часов

2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология пояснительная записка iconПояснительная записка к курсу «Технология»
Рабочая программа учителя по курсу технология для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели)...
Технология пояснительная записка iconПояснительная записка к развернутому тематическому плану
Развернутый тематический план разработан применительно к Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология....
Технология пояснительная записка iconРабочая программа по технологии 5 класс пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд», рекомендованный Министерством образования...
Технология пояснительная записка iconРабочая программа по технологии 5 класс Пояснительная записка Цель предмета «Технология»
Цель предмета «Технология» заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать...
Технология пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа «Технология»
Реализация программы обеспечивает обязательный минимум содержания образования по технологии
Технология пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе примерной...
Сайт мо РФ www mon gov ru., учебника «Технология»: 10-11 класс под редакцией В. Д. Симоненко, М. «Вентана Граф», 2009. Программы...
Технология пояснительная записка iconРабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 6 класса...
«Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»...
Технология пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе федерального...
«Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (Агротехнология)» (под ред. В. Д. Симоненко). Программа...
Технология пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Технология пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Технология пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Технология пояснительная записка iconПояснительная записка сведения о программе
Данная программа была составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический...
Технология пояснительная записка iconРабочая программа по технологии 8-9 классы пояснительная записка
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа «Технология», разработчик – В. Д. Симоненко
Технология пояснительная записка icon2-36 01 06 «Оборудование и технология сварочного производства» Документы дипломного проекта
КП. 2-36 01 06. 001. 0837. Пз пояснительная записка курсового проекта (аналогично дп)
Технология пояснительная записка iconПояснительная записка 7 класс Сведения о программе
Данная программа была составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический...
Технология пояснительная записка iconПояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М. В., Симоненко В. Д., Самородского П. С., Синицы Н. В. «Технология 5-9...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск