Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История»





Скачать 156.8 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История»
Дата публикации28.10.2014
Размер156.8 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Исторический факультет

Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»


для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра


Автор программы:

Шумилин М. В., преп., mvshumilin@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры истории идей

и методологии исторической науки «__»____________2012 г.

Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2012 г.

Председатель Н.А. Проскурякова
Утверждена УС факультета истории «__»____________2012 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «Литературные и мифологические модели в римской истории».

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС;

  • Образовательной программой направления подготовки 030600.62 «История» бакалаврской программы;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История» бакалаврской программы, утвержденным в 2010 г.

2. Цели освоения дисциплины


Курс «Литературные и мифологические модели в римской истории» посвящен различным формам взаимодействия текста и истории в литературоцентричном обществе древнего Рима и построен на подробном разборе нескольких конкретных «кейсов». Разбирая связанные с конкретными вопросами соотношения истории и мифа/литературы источники, студенты получают возможность увидеть, насколько древняя история текстуальна, и осваивают методы работы с проблематичными в этом отношении областями.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные проблемы, подходы и концепции современной науки об античности к взаимодействию между мифом, литературой и историей в античности;

  • Уметь определять формы взаимозависимости между литературными или мифологическими текстами и историей либо историческими нарративами;

  • Иметь навыки работы по сопоставлению историографических и литературных источников и объяснению их соотношения.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования

Лекции и семинары, устный анализ источника, реферат, устный зачет

способность работать с информацией из различных типов и видов источников

ПК-7

ИК-Б2.1-2.2-2.3

демонстрирует способность в равной степени успешно работать с источниками разных эпох и разных жанров

Лекции и семинары, реферат

способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации

СЛК–Б9

не допускает ошибок в интерпретации контекста изучаемых источников

Семинары, реферат

способность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации

ПК-12

ИК-Б2.1-2.2-2.3

способен самостоятельно находить необходимую для анализа источника информацию

Реферат

способность читать и понимать исторические источники, написанные на одном из древних языков

ПК-4

ИК-Б2.1-2.2-2.3

корректно интерпретирует и использует при разборе предлагаемых текстов источников получаемую историческую информацию

Семинары, устный зачет

способность ориентироваться в новых направлениях социальных и гуманитарных наук

ПК-10

ИК-Б2.1-2.2-2.3

демонстрирует знание и понимание новых направлений исторической науки при обсуждении источника

Семинары, реферат, устный зачет

способность осуществлять компьютерный анализ исторических источников (создание баз данных)

ПК-1

ИК-Б2.1-2.2-2.3

способен корректно и профессионально анализировать предлагаемый источник при помощи электронных средств

Семинары, реферат, устный зачет

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

Настоящая дисциплина является факультативом для 1-3 курсов бакалаврской программы.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Латинский язык;

  • Антиковедение.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • (Желательно) знать основы латинской грамматики;

  • Уметь работать с древними историческими источниками.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Иностранный язык 2;

  • История искусства и литературы;

  • Античное наследие в европейской культуре;

  • Философия истории;

  • Историография средневековья.

5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение

7

2





5

2

Миф вписывается в историю: Ромул и Рем

37

10

4



23

3

История использует миф: Октавиан против Марка Антония

24

7

2



15

4

Литература становится историей: Нерон

26

7

4



15

5

Литература на службе у истории: Стилихон и Клавдиан

14

4





10

Всего

108

30

10



68

6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4




Текущий

Реферат







*




устное выступление 30 минут

Итоговый

Зачет










*

устный ответ 10 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков


В реферате (устное выступление с прилагаемым текстом) студент должен показать способность прокомментировать смысл и исторический контекст источника, связанного с изучаемыми темами, ответить на вопросы на понимание, охарактеризовать его с точки зрения проблем, рассматриваемых в курсе (СК-Б6, ПК-7, СЛК-Б9, ПК-12, ПК-10, ПК-1).

На зачете студент должен показать способность ориентироваться в изученном материале и самостоятельно анализировать связанные отрывки из источников, аналогичные разбираемым на семинарах (СК-Б6, ПК-4, ПК-1, ПК-10).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7. Содержание дисциплины


Раздел 1. Введение
Античная история и литература. Контакты и конфликты между историей древнего мира и классической филологией. Ф.-А. Вольф и концепция Altertumswissenschaft. Сравнительно-мифологические и антропологические перспективы изучения античности. Неоисторицизм Стивена Гринблатта и реакция на неокритицистские подходы в изучении античности.
Литература к разделу

North J. A. Ancient History Today // A Companion to Ancient History / Ed. by A. Erskine. Malden, 2009. P. 89-98.

Pfeiffer R. History of Classical Scholarship: 1300-1850. Oxford, 1976.

Humphreys S. C. Anthropology and the Greeks. London, 1978.

The Greenblatt Reader / Ed. by M. Payne. Malden, 2005.

Grant M. Greek and Roman Historians: Information and Misinformation. London; New York, 1995.

Wiseman T. P. Clio's Cosmetics: Three Studies in Greco-Roman Literature. Leicester, 1979.
Раздел 2. Миф вписывается в историю: Ромул и Рем
Ранняя римская история и семейные легенды: случай Валерия Анциата. Разбор источников и противоречий биографии Ромула и Рема. Подходы к интерпретации сюжета. «Теория песен» Г.-Б. Нибура и сценарий основания Рима: два брата отражают двойственный состав социума. Альберт Швеглер и апелляция к религии. Теодор Моммзен: два брата оправдывают коллегиальность власти. Вильгельм Шульце и этрусская этимология имен Ромула и Рема. Пауль Кречмер и вопрос об эпониме. Йозеф Меск и теория влияния родов Ромилиев и Ремниев. Артур Розенберг: два брата – плод контаминации местной версии с греческой. Жером Каркопино: следы завоевания Рима сабинянами в V в. до н. э. «Жертвоприношение индоевропейского космического близнеца»: сравнительно-мифологическая перспектива и ее слабые места. Йоахим Классен: убийство близнеца обосновывает единоличную власть царя. Герман Штрасбургер: легенда об основании Рима создана с целью очернить Рим. Андреас Альфёльди и Тим Корнелл: бинарные основания римского общества. Питер Уайзмен: отражение борьбы патрициев и плебеев рубежа IV и III вв. до н. э.
Литература к разделу

Purcell N. Becoming Historical: The Roman Case // Myth, History and Culture in Republican Rome: Studies in Honour of T. P. Wiseman / Ed. by D. Braund and C. Gill. Exeter, 2003. P. 12-40.

Wiseman T. P. Valerius Antias and the Palimpsest of History // Wiseman T. P. Roman Drama and Roman History. Exeter, 1998. P. 75-89.

Erskine A. Troy Between Greece and Rome: Local Tradition and Imperial Power. Oxford, 2001.

Niebuhr B. G. Römische Geschichte. Bd. I. Berlin, 1811.

Schwegler A. Römische Geschichte. Bd. I. Tübingen, 1853.

Mommsen T. Die Remuslegende // Hermes. Bd. 16. 1881. S. 1-23.

Schulze W. Zur Geschichte lateinischen Eigennamen. Berlin, 1904.

Kretschmer P. Remus und Romulus // Glotta. Bd. 1. 1909. S. 288-303.

Mesk J. Die römische Gründungssage und Naevius // Wiener Studien. Bd. 36. 1914. S. 1-35.

Rosenberg A. Remus // Paulys Realencyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft. Reihe II. Hbd. I / Hgb. von W. Kroll und K. Witte. Stuttgart, 1914. Col. 597-8.

Rosenberg A. Romulus // Ibid. Col. 1074-1104.

Carcopino J. La louve de Capitole. Paris, 1925.

Harris J. R. Was Rome a Twin-Town? Cambridge, 1927.

Ward D. The Divine Twins: An Indo-European Myth in Germanic Tradition. Berkeley; Los Angeles, 1968.

Dumézil G. La religion romaine archaique. Paris, 1974.

Puhvel J. Comparative Mythology. Baltimore, 1987.

Classen C. J. Zur Herkunft der Sage von Romulus und Remus // Historia. Vol. 12. 1963. P. 447-57.

Strasburger H. Zur Sage von der Gründung Roms. Heidelberg, 1968.

Alföldi A. Die Struktur der voretruskischer Römerstaates. Heidelberg, 1974.

Cornell T. J. Aeneas and the Twins: The Development of the Roman Foundation Legend // Proceedings of the Cambridge Philological Society. Vol. 21. 1975. P. 1-32.

Wiseman T. P. Remus: A Roman Myth. Cambridge, 1995.
Раздел 3. История использует миф: Октавиан против Марка Антония
Традиционные подходы к режиму Августа. Теодор Моммзен, Рональд Сайм. Изучение языка образов власти эпохи Августа: Пауль Цанкер, Тонио Хёльшер, Эрика Симон, Карл Галински. Миф и образ в эпоху Августа. Становление Октавиана. Преемственность по отношению к Цезарю и сценарий обожествления: sidus Iulium, aedes Divi Iulii. Иконография статуарных изображений: модель Суллы и Диоскуров; модель Посейдона Лисиппа и монеты Секста Помпея. Нептун в языке образов Секста Помпея и Антон и Дионис в языке образов Марка Антония. Марк Антоний и Клеопатра как эллинистические правители. Аполлон и Август. Храмовое сторительство. Образ треножника, «бетила». Дворец Августа. Антиантонианское значение Мавзолея Августа. Отражение борьбы образов в поэзии (Вергилий, Проперций, Гораций). Дальнейшее развитие языка образов власти Августа на примере Форума Августа и статуи Августа из Прима Порта.
Литература к разделу

Zanker P. The Power of Images in the Age of Augustus. Ann Arbor, 1988.

Galinsky K. Augustan Culture: An Interpretive Introduction. Princeton, 1996.

Hölscher T. Römische Bildsprache als semantisches System. Heidelberg, 1987.

Hölscher T. Mythen als Exempel der Geschichte // Mythos in mythenloser Gesellschaft: Das Paradigma Roms / Hgb. von F. Graf. Leipzig, 1993. S. 67-87.

Simon E. Augustus: Kunst und Leben in Rom um die Zeitenwende. München, 1986.

Syme R. The Roman Revolution. Oxford, 1939.

Syme R. The Augustan Aristocracy. Oxford, 1986.

Griffin J. Latin Poets and Roman Life. London, 1986.

Poetry and Politics in the Age of Augustus / Ed. by T. Woodman and D. West. Cambridge, 1974.

Hardie P. R. Virgil’s Aeneid: Cosmos and Imperium. Oxford, 1986.

Du Quesnay I. M. Le M. Vergil’s Fifth Eclogue // Proceedings of the Virgil Society. Vol. 16. 1976/7. P. 18-41.

Drew D. L. Virgil’s Marble Temple: Georgics III. 10-39 // Classical Quarterly. Vol. 18. 1021. P. 195-202.

Kienast D. Kaiser Augustus: Princeps und Monarch. Darmstadt, 1982.

Уайзмен П. Легендарные родословные в позднереспубликанском Риме / Пер. с англ. А. В. Зарщикова, О. В. Любимовой: http://ancientrome.ru/publik/wiseman/wise01-f.htm

Coarelli F. Il Foro Romano. Vol. 2: Periodo repubblicano e augusteo. Roma, 1985.

Coarelli F. Il Campo Marzio: Dalle origini alla fine della Repubblica. Roma, 1997.

Zanker P. Forum Augustum: Das Bildprogramm. Tübingen, 1968.
Раздел 4. Литература становится историей: Нерон
Специфика нероновской манипуляции мифологией: акцент на разрушении границы между литературой и реальностью. Концепция «нероновской культуры» и связанные с ней темы. Проблема источников. «Император-актер». Грекофильская культурная политика Нерона. Смешение мифологических ролей с реальной биографией принцепса. Организация зрелищ при Нероне. Эстетика зрелищ при Нероне и последующих императорах. Тема спешки и скороспелости. Особенности нарративов о Нероне. Рассказ Светония о смерти Нерона и его возможные источники.
Литература к разделу

Champlin E. Nero. Cambridge (Massachusetts), 2003.

Reflections of Nero: Culture, History and Representation / Ed. by J. Elsner, J. Masters. Chapel Hill, 1994.

Bartsch S. Actors in the Audience. Cambridge (Massachusetts), 1994.

Sansone D. Nero’s Final Hours // Illinois Classical Studies. Vol. 18. 1993. P. 179-189.

Barthes R. Tacite et le baroque funebre // Barthes R. Essais critiques. Paris, 1991. P. 107-110.

Scheid J. La mort du tyran: Chronique de quelques morts programmées // Du châtiment dans la cite: Supplices corporels et peine de mort dans le monde antique. Rome, 1984. P. 177-190.

Braccesi L., Coppola A. Il matricida (Nerone, Agrippina e l’imitatio Alexandri) // Dialogues d'histoire ancient. Vol. 23. 1997. P. 189-194.

Sande S. Qualis artifex! Theatrical Influences on Neronian Fashion // Symbolae Osloenses. Vol. 71. 1996. P. 135-146.

Slater N. W. Nero’s Masks // Classical World. Vol. 90. 1996/1997. P. 33-40.

Brenk F. E. From rex to rana: Plutarch’s Treatment of Nero // Il protagonismo nella storiografia classica. Genova, 1987. P. 121-142.

Friedlaender L. Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms in der Zeit von Augustus bis zum Ausgang der Antonine. Leipzig, 1920-1923.

Delcourt M. Oreste et Alcméon: Étude sur la projection légendaire de matricide en Grèce. Paris, 1959.

Edwards C. The Politics of Immorality in Ancient Rome. Cambridge, 1993.

Barton C. A. The Sorrows of the Ancient Romans: The Gladiator and the Monster. Princeton, 1993.

Coleman K. M. Fatal Charades: Roman Executions Staged as Mythological Enactments // The Journal of Roman Studies. Vol. 80. 1990. P. 44-73.

Dupont F. Acteur-roi ou le théâtre dans la Roma Antique. Paris, 1985.

Wistrand M. Entertainment and Violence in Ancient Rome: The Attitudes of Roman Writers of the First Century AD. Göteborg, 1992.

Cameron A. Circus Factions: Blues and Greens at Rome and Byzantium. Oxford, 1976.
Раздел 5. Литература на службе у истории: Стилихон и Клавдиан
Проблема взаимодействия литературы и власти в античности. Искренние восхваления или «отбывание номера» и критика под маской похвалы? (Вергилий, Лукан, Стаций). Поэт как голос официальной пропаганды. Случай Клавдиана. Александрийская часть биографии Клавдиана и прибытие в Рим. «Панегирик Пробину и Олибрию» и стратегии восхваления. «Панегирик в честь третьего консульства Гонория» и дальнейшие тексты как официальная пропаганда Стилихона. Теория существования сборника «про-стилихоновских» текстов Клавдиана. Отражение деталей взаимодействия двух частей империи в «стилихоновском корпусе» Клавдиана. Классические литературные модели и их программируемая проекция на современную историю. «Против Руфина». «Против Евтропия». Реакция Аркадия и его двора.
Литература к разделу

Cameron A. Claudian: Poetry and Propaganda at the Court of Honorius. Oxford, 1970.

Cameron A. Poetry and Literary Culture in Late Antiquity // Approaching Late Antiquity. The Transformation from Early to Late Empire / Ed. by S. Swain, M. Edwards. Oxford, 2004. P. 327–354.

Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley; Los Angeles; Oxford, 1993.

Guipponi-Gineste M.-F. Claudien: Poète du monde à la cour d'Occident. Paris, 2010.

Döpp S. Zeitgeschichte in Dichtungen Claudians. Wiesbaden, 1980.

Long J. Claudian’s In Eutropium or, How, When, and Why to Slander a Eunuch. Chapel Hill; London, 1996.

Hughes I. Stilicho: The Vandal Who Saved Rome. Barnsley, 2010.

Williams S., Friell G. Theodosius: The Empire at Bay. London, 1994.

Ahl F. The Art of Safe Criticism in Greece and Rome // The American Journal of Philology. Vol. CV. 1984. P. 174–208.

Ahl F. The Rider and the Horse: Politics and Power in Roman Poetry from Horace to Statius // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. Teilbd. II.32.1. Berlin; New York, 1984. S. 40–110.

Putnam M. C. J. Horace’s Carmen saeculare: Ritual Magic and the Poet’s Art. New Haven, 2000.

The Propaganda of Power: The Role of Panegyric in Late Antiquity / Ed. by M. Whitby. Leiden; Boston; Köln, 1998.

Greek Biography and Panegyric in Late Antiquity / Ed. by T. Hägg and P. Rousseau. Berkeley; Los Angeles, 2000.

Oxford Readings in Classical Studies. Latin Panegyric / Ed. by R. Rees. Oxford, 2012.

Elsner J. Imperial Rome and Christian Triumph: The Art of the Roman Empire AD 100-450. Oxford, 1998.

Crees J. H. Claudian as an Historical Authority. Rome, 1968.

Mazzarino S. Stilicone: La crisi imperiale dopo Teodosio. Roma, 1942.

8. Образовательные технологии


Данная дисциплина преподается в форме лекций и практических занятий, посвященных разбору текстов источников и научных концепций. Студенты проделывают самостоятельно в рамках домашних заданий работу, аналогичную аудиторной.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


1. Подходы к интерпретации мифов об основании Рима

2. Как Ромил и Ром соотносятся с Ромулом и Ремом?

3. Интерпретация сюжета об убийстве Ромула Ремом в 7 эподе Горация и ее исторический контекст

4. Нарратив Фабия Пиктора о Ромуле и Реме и его источники

5. Нарративы Овидия о Ромуле и Реме и их источники

6. Аполлон и Дионис в пропаганде времени противостояния Октавиана и Марка Антония

7. Концепция Forum Augustum в Риме

8. Монеты Октавиана как инструмент пропаганды

9. Строительные программы раннего Октавиана

10. Храм Аполлона Палатинского в описании Проперция и его идеологическое содержание

11. «Щит Энея» в контексте нарративов о битве при Акции

12. Взаимодействие зрелища и реальности в правление Нерона

13. «Греческий тур» Нерона и его концепция

14. Рассказ Светония о смерти Нерона и его возможные источники

15. «Панегирик Пробину и Олибрию»: панегирические стратегии раннего Клавдиана

16. Клавдиан как панегирист Стилихона

17. Интерпретация внешней политики Евтропия в инвективе Клавдиана

18. Интерпретация политической роли Алариха в текстах Клавдиана
9.2 Темы для рефератов

1. Сюжеты об основании Рима в ранних греческих источниках

2. Реконструкции организации Луперкалий в теоретических объяснениях сюжета о Ромуле и Реме

3. Место «теории песен» Б.-Г. Нибура во взглядах Питера Уайзмена на римскую историографию

4. Реконструкции индоевропейских «близнечных мифов» в объяснении происхождения сюжета о Ромуле и Реме

5. Повествование Ликофрона об основании Рима и вопрос датировки этого текста

6. Греческое и римское в облике до-августовского Рима и на римской вилле

7. Греческие этимологии римских родовых имен в контексте республиканской борьбы за влияние

8. Деятельность монетариев в республиканском Риме

9. Иконография «Алтаря Мира» в контексте языка образов эпохи Августа

10. Эксплуатация Августом культа Lares Compitales

11. Про-августовские и «диссидентские» тексты в корпусе Проперция

12. Организация нероновского фестиваля Iuvenalia в контексте культурной политики Нерона

13. «Золотой дворец» в контексте культурной политики Нерона

14. «Аттис» Нерона в контексте теории «нероновской культуры»

15. Греческий фон панегирической деятельности Клавдиана

16. Политическая карьера и поэтическая деятельность Кира из Панополя

17. «О провидении» Синезия Киренского как исторический источник
9.3 Вопросы к зачету

На зачете студенту предлагается устно ответить на один из вопросов, приведенных в пункте 9.1 в качестве вопросов для оценки качества освоения дисциплины.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях (основанную на выполнении самостоятельной домашней работы): учитывается правильность ответов на предлагаемые вопросы. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = Ореферат

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента.

k1 = 40%;

k2 = 30%;

k3 = 30%

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если студент получил за него неудовлетворительную оценку или пропустил его.

При второй пересдаче предварительно накопленные баллы учитываются.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Основная научная литература


Bartsch S. Actors in the Audience. Cambridge (Massachusetts), 1994.

Cameron A. Claudian: Poetry and Propaganda at the Court of Honorius. Oxford, 1970.

Cameron A. Poetry and Literary Culture in Late Antiquity // Approaching Late Antiquity. The Transformation from Early to Late Empire / Ed. by S. Swain, M. Edwards. Oxford, 2004. P. 327–354.

Champlin E. Nero. Cambridge (Massachusetts), 2003.

Elsner J. Imperial Rome and Christian Triumph: The Art of the Roman Empire AD 100-450. Oxford, 1998.

Galinsky K. Augustan Culture: An Interpretive Introduction. Princeton, 1996.

Grant M. Greek and Roman Historians: Information and Misinformation. London; New York, 1995.

Hekster O. Commodus: An Emperor at the Crossroads. Amsterdam, 2002.

Hölscher T. Römische Bildsprache als semantisches System. Heidelberg, 1987.

Hölscher T. Mythen als Exempel der Geschichte // Mythos in mythenloser Gesellschaft: Das Paradigma Roms / Hgb. von F. Graf. Leipzig, 1993. S. 67-87.

North J. A. Ancient History Today // A Companion to Ancient History / Ed. by A. Erskine. Malden, 2009. P. 89-98.

Purcell N. Becoming Historical: The Roman Case // Myth, History and Culture in Republican Rome: Studies in Honour of T. P. Wiseman / Ed. by D. Braund and C. Gill. Exeter, 2003. P. 12-40.

Reflections of Nero: Culture, History and Representation / Ed. by J. Elsner, J. Masters. Chapel Hill, 1994.

Wiseman T. P. Clio's Cosmetics: Three Studies in Greco-Roman Literature. Leicester, 1979.

Wiseman T. P. Remus: A Roman Myth. Cambridge, 1995.

Wiseman T. P. Valerius Antias and the Palimpsest of History // Wiseman T. P. Roman Drama and Roman History. Exeter, 1998. P. 75-89.

Zanker P. The Power of Images in the Age of Augustus. Ann Arbor, 1988.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «формы знания в исторической ретроспективе»...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,...
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 030600....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки...
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Теория и история исторического знания» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень...
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Английский язык для начинающих 1 для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень...
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины История правовых и политических учений  для...
Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины европа в V xvii вв для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Европа в V-XVII вв.»; учебных ассистентов и студентов направления...
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История правовых и политических учений (часть...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины История искусства и литературы. Часть I для...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины История искусства и литературы. Часть I для...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины История и социология гуманитарного знания для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Философия»  для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск