«Утверждено»





Название«Утверждено»
страница1/63
Дата публикации09.11.2014
Размер9.86 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > История > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»


«Утверждено»

Решением педсовета

От 26.08.2013г

Протокол № 1

Приказ №

От 26.08.2013г

Директор школы
__________ /Н.Х.Гумаров/


Основная

образовательная программа

основного общего образования

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа поселка Мариец»

2013год

Содержание


  1. Целевой раздел




    1. Пояснительная записка




    1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной          образовательной программы основного общего образования


1.3 Система оценки достижений планируемых результатов освоения          основной образовательной программы основного общего          образования


  1. Содержательный раздел




    1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени          основного общего образования




    1. Программа отдельных учебных предметов, курсов.

      1. Русский язык

      2. Литература

      3. Английский язык

      4. Математика

      5. История

      6. Обществознание

      7. География

      8. Биология

      9. Музыка

      10. Изобразительное искусство

      11. Физическая культура

      12. Индустриальная технология

      13. Технология ведения дома

      14. Марийский (государственный) язык

      15. Татарский язык

      16. История и культура народов Марий Эл

      17. Информатика и ИКТ



    1. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени          основного общего образования.


2.4 Программа коррекционной работы.

III. Организационный раздел

3.1 Базисный учебный план основного общего образования
3.2 Система условий реализации основной образовательной программы


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ




    1. Пояснительная записка


Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»» является:

 обеспечение планируемых результатов по достижению выпускниками основной общей школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся среднего школьного возраста (подростки 11 15 лет), индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

 становление и развитие личности школьника в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при реализации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»» основной образовательной программы ООО предусматривается решением задач:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы ООО требованиям государственного образовательного стандарта;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-  установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

- определение индивидуальных особенностей и возможностей подростков 11 15 лет, закономерностей их развития для оптимизации учебно-воспитательного процесса в основной школе;

- обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, созданию необходимых условий для самореализации каждого школьника;

- формирование и развитие у школьников личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий;

- развитие и воспитание личности подростка 11 15 лет путем освоения им духовно-нравственных, гражданско-патриотических, трудовых, экологических и эстетических ценностей;

- развитие личности учащегося основной общей школы, психофизически, духовно и социально здорового человека, владеющего теоретическими и практическими умениями и навыками сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих;

- формирование на основе преемственности с начальной школой у подростка основ научной картины мира через расширение кругозора, повышение эрудиции, получение и усвоение новых знаний о человеке, природе и обществе;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей;

- организация интеллектуальных и творческих соревнований, конкурсов научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников;

- включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта участия в социальных проектах;

- профессиональная ориентация учащихся посредством сотрудничества с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования.

Решение названных задач возможно при следующих условиях:

- изменение институциональных основ деятельности педагогического коллектива школы на основе ценностей педагогики развития;

- дальнейшее формирование в школе психологического климата взаимного доверия, основанного на принципах педагогики сотрудничества;

- дальнейшее формирование развивающей информационно-образовательной среды ОУ;

-  участие школьников, их родителей (законных представителей), педагогов школы и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, формировании школьного уклада, продолжение традиций;

-  взаимодействие МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»» при реализации основной образовательной программы ООО с социальными партнёрами.
Научно-педагогические основы реализации основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»» опирается на прогрессивные психолого-педагогические теории образования классиков российской психологии:

  • общепсихологическую теорию деятельности, теорию развивающего обучения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.),

  • теорию формирования учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.),

  • теории классиков мировой психолого-педагогической мысли (Жан Пиаже и др.).

Основная образовательная программа ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»» основывается на современных дидактических принципах обучения, развития и воспитания учащихся основной школы:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения,

  • принцип природосообразности,

  • принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в обучении,

  • принцип доступности,

  • принцип научности,

  • принцип систематичности и последовательности,

  • принцип индивидуального подхода,

  • принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в обучении и др.

ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»» ориентирована на достижение ведущей цели и основного результата образования   развитие личности подростка, формирование его готовности к активной учебно-познавательной деятельности, к саморазвитию и непрерывному образованию на основе освоения универсальных учебных действий, способов познания и освоения мира.

В основе реализации ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»» лежит системно-деятельностный подход, который соответствует деятельностной парадигме образования. Методология системно-деятельностного подхода позволяет обеспечить преемственность между традиционной школой, основы которой заложили труды классиков мировой педагогики (Я.А. Коменский, А. Дистервег, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, в России – П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и новыми педагогическими системами «развивающего» обучения, связанными с именами – П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

Методология системно-деятельностного подхода предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур, уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава.

Основная образовательная программа формируется и реализуется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей двух возрастных этапов – 11 13 лет и 13—15 лет.

Переход учащегося из начальной в основную школу совпадает с началом перехода от детства к взрослости и делится на два этапа:


Первый этап подросткового развития

Второй этап подросткового развития

11—13 лет, 5—7 классы

14—15 лет, 8—9 классы

при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.


характеризуется бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний.

На этом этапе у подростка формируется обостренная, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. В этом возрасте у подростка интенсивно формируются нравственные понятия и убеждения, вырабатываются принципы, происходит моральное развитие личности.


Учащиеся основной школы по возрастным психолого-педагогическим особенностям способны осуществлять самостоятельный познавательный поиск, ставить перед собой учебные цели, осваивать и самостоятельно осуществлять контрольные и оценочные действия, проявлять инициативу в организации учебного сотрудничества, проектировать собственную учебную деятельность, строить жизненные планы.

Учащиеся основной школы способны к восприятию основ научного типа мышления, общекультурных образцов, нравственных и правовых норм, закономерностей взаимодействия с окружающим миром.

Учащиеся этого возраста способны овладеть коммуникативными средствами, способами организации учебной кооперации и сотрудничества.

Психолого-педагогические особенности школьников этого возраста позволяют развивать и усложнять формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества в направлении от элементарной классно-урочной системы к более сложной проектно-исследовательской системе, включающей лабораторные работы, семинарские и лекционные занятия.


    1. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования



Общие положения
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа посёлка Мариец»

(далее – планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – системой оценки), выступая как содержательная и критериальная основа для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки, с другой.

Система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе – государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и, прежде всего – с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся:

  • учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

  • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

  • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;

  • учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным1; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представление ее в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.;

  • учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности, например, выбора или разработки оптимального или наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т.п.;

  • учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

  • учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка развернутой коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчета, оценочного суждения, аргументированного мнения и т.п.);

  • учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;

  • учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от учащихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания2 и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.п.);

  • учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от учащихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и(или) личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;

  • учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИТК-компетентности школьников, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.

В структуре планируемых результатов выделяются:

1). Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности учащихся, в развитие их способностей. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации; а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности системы образования на федеральном и региональном уровнях.

2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется учащимся в ходе изучения каждого раздела программы.

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, какие уровни освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидаются от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся – как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся. Иными словами в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации, и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством учащихся – при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки, или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе – в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства учащихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня, служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися – как в силу повышенной сложности учебных действий для учащихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться» могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этого блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке учащихся.

Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться» могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся.

В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Утверждено» iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
«Утверждено» iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
«Утверждено» iconПоложение утверждено на заседании Ученого Совета
Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»...
«Утверждено» iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
«Утверждено» iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
«Утверждено» iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
«Утверждено» iconПоложение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании...
Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г
«Утверждено» iconРассмотрено согласовано утверждено

«Утверждено» iconРассмотрено согласовано утверждено

«Утверждено» iconРассмотрено согласовано утверждено

«Утверждено» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

«Утверждено» iconРассмотрено согласовано утверждено

«Утверждено» iconРассмотрено согласовано утверждено

«Утверждено» iconРабочая программа Изобразительное искусство
«Согласовано» «Утверждено»
«Утверждено» iconМиннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено

«Утверждено» iconУтверждено
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск