История возникновения и развития балалайки





Скачать 113.33 Kb.
НазваниеИстория возникновения и развития балалайки
Дата публикации14.11.2014
Размер113.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Сарапульская средняя общеобразовательная школа № 2

полного дня эстетического воспитания

История возникновения

и развития балалайки
Реферат

Выполнил: ученик 7 класса,

Борисов Андрей

Руководитель: Борисова Мария Николаевна,

учитель музыки Девятовской ООШ

г. Сарапул 2006

-3-

Введение

Есть еще в России не во многих, но в некоторых местах: в поселках, селах, деревнях – необыкновенные островки жизни, где сохранились старые крестьянские обычаи, старинные праздники, обряды, песни и игра на старинных русских инструментах: рожках, жалейках, гармошках, балалайках. Народ чтит старинные обычаи и обряды, поет песни. И только, к большому сожалению, игра на инструментах все дальше и дальше уходит в прошлое.

Во многих русских народных песнях упоминается балалайка:

Синтетюриха телегу продала,

А на деньги балалайку завела.

Что же это за инструмент такой, за который не жалко было продать телегу, и почему так чтимый народом инструмент в наше время не используется. Балалайка – это струнный щипковый инструмент. Чтобы проследить историю возникновения и усовершенствования балалайки, я обратился к энциклопедии и обнаружил, что информации очень мало мне стало еще более интересно, и я отправился в Интернет. Узнав много интересного, мне захотелось рассказать и другим, чтобы этот уникальный инструмент продолжал жить в быту народа, и его звуки радовали слух самого привередливого слушателя.

I. История возникновения балалайки.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так всё просто, потому что существует, по крайней мере, три версии возникновения балалайки. По одной из версий исследователя русских инструментов А.С. Фомицына говорится, что она была придумана русскими крепостными крестьянами для того, чтобы скрасить своё существование в подчинении у жестокого помещика. Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I . – СПб, 1806г. называет балалайку – мусикийским орудием с ладами, но большей части о двух струнах, как «сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом».

-4-

По другой версии происхождение балалайке приписывают татарское. Предполагается, что придумана она была во время татарского владычества. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети». Если к нему приставить типично русское окончание «ка», то получаемое слово «балаларка» уже очень близко к названию «балалайка». Если принять во внимание эту версию то получится, что инструмент возник примерно в ХIV веке. Однако, третья версия, по которой балалайка была заимствована у киргиз-кайсаков, более распространена.

Наиболее обстоятельные исследования А. С. Фаминцына в книге «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа» и Н. И. Привалова о тамбуровидных инструментах сходятся на том, что балалайка произошла от домры. Суть рассуждений А. С. Фаминцына сводится к следующему. В XVI - XVII веках в русском музыкальном обиходе, получил распространение тамбуровидный струнный щипковый инструмент с круглым кузовом и очень длинной шейкой. Это была домра, заимствованная русскими от восточных племен - выходцев из Азии. Играли на ней медиатором. На какое-то время домра сделалась излюбленным музыкальным инструментом скоморохов. Однако уже к началу XVIII века «этот инструмент совершенно забылся, вследствие того, что глубоко в жизнь русского народа не проник, так как он был чужестранного происхождения и притом занесен на Русь сравнительно недавно». Действительно, если в XVII веке домра очень часто упоминалась в различных литературных источниках, то в XVIII веке упоминаний о ней мы уже не находили. В то же время балалайка, не встречавшаяся в памятниках литературы XVII столетия, в источниках XVIII века занимает прочное мест. Установив этот исторический факт, Фаминцын пошел дальше, утверждая, что балалайка есть не что иное, как видоизмененная домра. Опорой своих рассуждений А. С. Фаминцын избрал треугольную форму кузова балалайки, считая это единственным национальным и самобытным признаком инструмента, отличающим

-5-

балалайку от азиатского тамбура. Он тщательно собрал все сведения о внешнем виде балалайки XVII - XIX веков и, несмотря на их противоречивость, пришел к следующему выводу, «народ, изготовляя сам свой инструмент, перешел от свойственной тамбуру-домре круглой формы корпуса к треугольной, как более легкой и удобной для самодельного сооружения».

Первое упоминание о балалайке в архивном документе относится к 1688 году. В нем сказано, что житель Арзамаса Савка Федоров и крестьянин Ивашка Федоров, въезжая на телеге в Яузские ворота, играли на балалайке, за что были приведены в Стрелецкий приказ, биты батогами и отправлены в ссылку. А произошло это потому, что царь Алексей Михайлович, прозванный «Тишайшим», прославился своей ненавистью к русской культуре. Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не принимала инструментальной музыки. Церковь называла все народные инструменты, а в особенности инструменты струнные «гудебными сосудами», «сосудами Диавола», «бесовскими играми». Так, по свидетельству Адама Олеария, в 1649г. был издан указ царя Алексея Михайловича, который повелевал отобрать по домам в Москве все «гудебные сосуды», изломать их, свезти за Москву-реку и там сжечь. Подобные указы были разосланы и в провинцию. Так и потерялась балалайка, да не совсем, некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трёхструнке. Время шло, царь умер, и к концу 17-го века репрессии постепенно прекратились, а в середине 18-го века балалайка стала наипопулярнейшим инструментом. На ней играли не только деревенские парни, желающие понравиться своим избранницам, но и серьезные придворные музыканты. А поспособствовал этому молодой дворянин Василий Васильевич Андреев. Однажды, путешествуя по своему имению, он услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком

-6-

русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.

Но В.В. Андреев на этом не остановился. Изучив балалайку и научившись на ней играть, он пришел к выводу, что инструмент таит в себе небывалые возможности, но нуждается в усовершенствовании, мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности

-7-

балалайки в России и даже за ее пределами. Великорусскому оркестру Андреева рукоплескала публика не только России, но и Франции, Германии, Англии, Америки. Успех был до такой степени невероятный, что и в этих странах стали организовываться кружки по обучению игры на балалайке и образовываться великорусские оркестры по образцу оркестра Андреева. Благодаря усовершенствованиям Андреева и приемам звукоизвлечения, открытых им и его последователями, балалайка превратилась в инструмент с очень широкими исполнительскими возможностями, а по богатству тембрового разнообразия балалайке нет равных. На балалайке замечательно звучат не только русские народные песни, но и переложения произведений русской и западной классики, кроме того, композиторы создали для балалайки разнообразный оригинальный репертуар.

Но в начале XIX века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары. Необычайный успех семиструнной гитары и проникновение ее во все слои русского общества объясняются резким изменением эстетических вкусов и запросов на рубеже XVIII - XIX веков. Балалайка вытесняется из городского домашнего музицирования. А с распространением гитары в деревне и «подлаживанием гитары под русскую песню» вскоре начинается процесс постепенного исчезновения балалайки и в народном музыкальном быту. Затем серьёзный ущерб популярности балалайки, был нанесен «голосистой тальянкой», широко распространившейся в России в пятидесятых годах XIX века. Конечно, балалайка не исчезла совсем из музыкального обихода русского народа, однако ее популярность продолжала падать. Из повсеместно распространенного, живого инструмента балалайка все больше превращалась в «предмет музыкальной археологии».

-8-

II. Строение балалайки.

Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка, как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейших музыкальных инструментов. "Деревенская" балалайка довольно сильно отличалась от усовершенствованной, современной. Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) — народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит из кузова с треугольной декой грифа. Делается из соснового дерева. Длина кузова с грифом равна 30 дюймам, наибольшая ширина треугольной деки в нижней ее части равна 16 дюймам, наименьшая в верхней части равна 2 дюймам. Шесть миндалевидных отверстий на верхней стороне деки, сходящихся в одном общем центре (в виде звездочки) и называются голосником. Иногда отверстия в голоснике круглы. Три колка в голове грифа служат для наматывания кишечных струн, направленных через подставку, помещаемую ниже голосника, к выступу на нижней широкой части кузова, где они закрепляются. Гриф перетянут на известном расстоянии четырьмя цветными струнами для обозначения ладов. Естественно, что балалайка, как инструмент народный, сделанный неискусной рукою, не может иметь математически верного основного тона своего резонансного ящика, что не всегда достигается даже при изготовлении скрипичных кузовов опытными мастерами. Первые две струны балалайки строятся в унисон, а 3-я в квинту. Состоит из трех главных частей. Во-первых – корпус (или как он называется по-старому – кузов), состоящий из деки (передней части) и задней части, склеенной из отдельных деревянных сегментов. Обыкновенно этих сегментов семь или шесть. Во-вторых – гриф, на котором располагаются лады и, наконец, головка – верхняя часть балалайки, где находятся механика и колки, служащие для настраивания балалайки. Игра на балалайке производится правой рукой на щипок и бряцая, потряхивая кистью, а левой
-9-

рукой прижимают струны на грифе, перебирая пальцами. Для произведения большего эффекта, балалаечник щелкает по кузову инструмента четырьмя пальцами дробью. Балалаечники часто соединяются в хоры, разъезжая по крупным ярмаркам. Хоры эти, состоят из мужчин в женщин, которые лихо пляшут под звуки балалайки и звуки хорового пения.

Особое значение при воспроизведении звука имеют струны. До конца XIX века для большинства струнных инструментов, в том числе таких популярных, как гитара и скрипка, использовались в основном жильные (кишечные) струны, которые также служили и для обвязки ладов на балалайке. Помимо жильных применялись также медные и шелковые струны, но гораздо реже. Самые качественные жильные струны привозились в Россию из-за границы – главным образом из Германии, Франции и Италии, где струнное дело было поставлено с давних времен. Позднее стали использоваться стальные струны. Технология изготовления стальных струн также пришла в Россию из Европы.

Гриф не имел металлических ладов, что создавало определённое неудобство. Впоследствии В.В. Андреев пришёл к мысли, что необходимо сделать хроматическую модель грифа, подобно грифу гитары или мандолины. Именно такой инструмент, по мнению Андреева, мог стать профессиональным, отвечающим современным требованиям исполнительского искусства.

Наряду со сведениями о привычном строении балалайки, сохранились сведения и о необычных образцах этого инструмента. Так Иван Евстафьевич Хандошкин (1747-1804) играл на балалайке с шаровидным кузовом, сделанным из тыквы. Изготовление подобных инструментов было кустарным, но как, ни странно, довольно распространено в России. Кроме того, кузов балалайки И.Е. Хандошкина был проклеен изнутри порошком битого хрусталя, отчего звук становился чистым и серебристым.
-10-

III. Балалайка в нашей деревне.

После всего того, что я узнал о балалайке, мне захотелось выяснить, сколько жителей нашей деревни умеют играть на этом инструменте. Поспрашивав, выяснил, что только одна бабушка умеет играть.

Зовут её Агния Ивановна Девятова. Ей совсем недавно исполнилось 90 лет. Она рассказала, что научилась играть на балалайке, когда ей было 15 лет.

В то время просто Агнюша, она очень любила петь. Завидовала тем, кто имел дома балалайку и умел играть на ней. Семья, в которой она жила, была очень большой, а отец умер. Приходилось много работать. Купить инструмент не было возможности. Но на вечёрках звуки балалайки подкупали, и девочка внимательно следила за игрой других, а иногда и сама пыталась что-то играть. Постепенно пришло умение. Агния стала сама часто играть на вечёрках и посиделках. Замуж вышла за гармониста, пошли дети, играть стало некогда. Но пела всегда. «Мой муж гармонист, а я песенница» - так, словами частушки, говорит про себя бабушка Агнюша.

Агния Ивановна рассказала, что балалайка особенно скрашивала жизнь во время войны. Вечерами, после работы в колхозе, вязали носки, варежки, шарфы для фронта. Играть было особо некогда, он иногда, когда выпадала возможность, возьмёт она балалайку в руки, попоёт, поплачет и становится легче, появляется надежда. Первый муж погиб в конце войны.

Сейчас Агния Ивановна уже совсем не играет, потому что нет у неё балалайки. А вот когда на юбилей привозили инструмент, сыграла и сама удивилась, что помнят ещё пальцы любимые аккорды.

На балалайке умеет играть мой брат Вова. Но больше всего он играет на гитаре, а балалайки у нас нет. Сам же я не умею играть на балалайке, но может быть, когда-нибудь научусь.

IV. Заключение.

В наше время можно видеть навязывание западной культуры, когда мы отмечаем такие праздники как «День святого Валентина», при этом забываем

-11-

свои истинные традиции. Электронные инструменты вытесняют обычные инструменты. Популярная музыка целиком и полностью завладела нашими умами и сердцами. Но росли мы на народном детском фольклоре. Я думаю, что и истинно народные инструменты забывать не следует. А особенно балалайку, так чтимую народом. И из всего изложенного следует сделать вывод, что нужно бы задуматься о будущем этого русского народного инструмента и начать повышать его популяцию, ведь даже в деревнях забыли балалайку. Замечательно поступил В.В. Андреев, раздавая её солдатам, так может быть стоит попробовать ввести игру на инструменте в школе. Играть будут не все, но даже если несколько человек освоят и полюбят игру на инструменте, будет большим вкладом в русскую культуру.

План

Введение 3

I. История возникновения балалайки 3

II. Строение балалайки 8

III. Балалайка в нашей деревне 10

IV.Заключение 10

Список используемой литературы:

1. Коринфский А.А. «Народная Русь». Смоленск, Русич, 1995г.

2. Г.М. Науменко «Фольклорная азбука», Москва, 1996г.

3. Детская энциклопедия. «Всё обо всём».

4. Статья В. Нефёдова «История возникновения балалайки».

5. Статья А.С. Фоминцина «Этот старинный инструмент».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История возникновения и развития балалайки iconУчебно-практическое пособие Дисциплина : «Менеджмент» Тема «История...
Целью данного пособия является ознакомление студентов с историей возникновения и развития менеджмента; отличительными чертами основных...
История возникновения и развития балалайки iconИсследовательский проект
Область исследования: история возникновения и развития народных промыслов – русских игрушек
История возникновения и развития балалайки iconТема: История возникновения и развития математики
Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время
История возникновения и развития балалайки iconА. Л. Плиев История возникновения и развития дактилоскопии
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3 г....
История возникновения и развития балалайки iconРабочая программа дисциплины «История возникновения и развития Тимом...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
История возникновения и развития балалайки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История возникновения и основные этапы развития классической хореографии и школы классического танца
История возникновения и развития балалайки iconРабочая программа дисциплины история экономических учений направление подготовки
Этот курс позволит специалисту ориентироваться в проблемах экономической теории и практике по мере их возникновения и развития
История возникновения и развития балалайки iconУрок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме «Логарифмы,...
Развитие познавательного интереса; создание условий для развития логического мышления
История возникновения и развития балалайки iconРабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности
Пространство существования науки. Конституирующие признаки (атрибуты) науки: объект, предмет, теории, история возникновения и развития,...
История возникновения и развития балалайки iconПримерный план История возникновения и развития политической науки....
Ильин М. В., Мервмль А. Ю., Федоров Ю. Е. Основные категории поли­тической науки // Полис. 1996, n 4
История возникновения и развития балалайки iconРеферат: История отечественной и зарубежной журналистики тема: «История...
Тема: «История возникновения и деятельности популярных отечественных печатных изданий сми»
История возникновения и развития балалайки iconИстория развития математики на примере палеолита, средних веков и нашего времени
Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения?
История возникновения и развития балалайки iconУрок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
История возникновения и развития балалайки iconУрок изучения нового материала
Цель. Закрепить определение и свойства тригонометрических функций. Назначение тригонометрических функций, необходимость их возникновения....
История возникновения и развития балалайки iconРеферат по дисциплине: «Математика» на тему: «История возникновения и развития чисел»
Первые достижения геометрии связаны с такими простыми понятиями, как прямая и окружность. Дальнейшее развитие математики началось...
История возникновения и развития балалайки icon«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)»
Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск