Исследовательский проект





Скачать 115.7 Kb.
НазваниеИсследовательский проект
Дата публикации19.05.2015
Размер115.7 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1р.п. Степное

Советского района Саратовской области


Исследовательский проект

«В каждой избушке – своя игрушка»
«В каждой избушке своя игрушка»



Работу выполнили:

учащиеся

4 «б» класса

Кочергин Андрей

Быкова Галина

Кошелева Оксана

Козорезова Любовь

Тарасова Екатерина

Руководитель:

Вартапетова Оксана Анатольевна

учитель начальных классов
2011 год

Содержание.

І. Введение.
ІІ. Основное содержание.

  1. Происхождение игрушек.

  2. Первые игрушки на Руси.

  3. Виды игрушек:

-«Керамические игрушки»

-«Деревянные игрушки»

-«Соломенные игрушки»

-«Тряпичные куклы»
4.Творческая деятельность.

5.Выводы.
ІІІ.Заключение.
ІV.Литература.

Тема исследования: «В каждой избушке – своя игрушка»

Предмет исследования: «Русские - народные игрушки».

Область исследования: история возникновения и развития народных промыслов – русских игрушек.

Актуальность исследования: Воспитание патриотизма у подрастающего поколения неразделимо с изучением истоков русского народа. Поэтому, начинать такую работу целесообразно с учащимися младшего школьного возраста. Ведь у детей еще не сформировалась своя шкала ценностей. Особенно сейчас, когда многое в нашей истории меняется и пересматривается, важно показать, что искусство, в том числе и народное творчество, незыблемо и вечно.

Цель: исследовать традиционные народные промыслы – производство «Керамических игрушек», «Тряпичных кукол», «Деревянных игрушек», «Соломенных игрушек».

Задачи:

Образовательные:

•Познакомиться с историей возникновения, видами и характерными особенностями «Керамических игрушек», «Тряпичных кукол», «Деревянных игрушек», «Соломенных игрушек».

•Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров, анализировать и сравнивать виды игрушек.

Приобщение детей к чарующему миру игрушек посредством изготовления их своими руками.

Общеучебные:

•Формировать навыки ориентации в информационном пространстве, навыки отбора и систематизации материала, навыки публичного представления работы.

Развивающие:

•Развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности, фантазию и наблюдательность.

Воспитательные:

•Воспитывать интерес к истории России, любовь к русской народной культуре.

Гипотезы:

1.Игрушки хранят в себе много тайн.

2. Игрушки не рождаются сами: их создает человек. А знаете ли вы, что, они являются частью культуры всего человечества, игрушка сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

Методы исследования: сбор, анализ информации, наблюдение, творческая деятельность.

Ход выполнения проекта:

1 этап – постановка цели.

2 этап – обсуждение возможных объектов изучения, постановка проблемных вопросов.

3 этап – обсуждение плана деятельности; определение источников информации, способов сбора, анализа и представления результатов, процедур и критериев оценки проектной деятельности.

4 этап – распределение обязанностей между членами рабочей группы.
Внеурочная деятельность

5 этап – исследование (до 5-и часов)
2-4 занятия

6 этап – изготовление традиционных русских игрушек из разных материалов
5-е занятие

7 этап – обобщение результатов и выводов, защита проектных работ
6-е занятие

8 этап – коллективное обсуждение результатов проекта, самоанализ проектной деятельности, коррекция недостатков.
Наша работа посвящена русским – народным игрушкам. В третьей четверти мы проводили исследование по теме: «В каждой избушке – своя игрушка»

«В каждой избушке своя игрушка».

На уроках изобразительного искусства и художественного труда, МХК, мы знакомились с Дымковской игрушкой, Гжельской игрушкой, Богородской игрушкой. Игрушки нас заинтересовала, и мы решили узнать: какие ещё бывают игрушки, откуда они к нам пришли, почему им дали такое название, кто делал эти игрушки?


  1. Происхождение игрушек.

Русские игрушки – только малая часть богатого культурно-исторического наследия. Они являлись посредниками между человеком и неведомыми силами природы. Через игру дети усваивают веками укоренившие традиции и жизненно важные умения, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. Игрушечные промыслы возникали в разное время и формировались в различных исторических условиях. На их развитие влияли населенность края, экономика, местонахождение. В каждой местности складывалась своя школа. У мастеров-игрушечников разных промыслов были свои секреты «потешного» ремесла, определенные приемы технического и художественного исполнения игрушек. Приобщение к декоративно-прикладному творчеству не дает угаснуть народным традициям там, где они еще сохранились; пробуждает в нас память о предках.

Древние русские игрушки ("потешки"), как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные "потешки" были в обиходе восточно-славянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый "меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен", показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками.

2.Первые игрушки на Руси.

Однако, первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается лишь в ХVII веке. Из этой записи мы узнаем, что к "цареву двору" деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском манастыре, который был в то время местом богомолья русских царей. Во время "Троицких " походов царским детям помимо сладостей покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. В северных деревнях России до XIX века сохранялся древнерусский уклад жизни, ранние традиции обработки дерева. Именно там сохранился наиболее древний вид игрушки, так называемые "панки", которые вплоть до начала XX века бытовали в северных губерниях. "Панками" назывались игрушки, вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, птиц, зверей. Само слово "панк" происходит от слова "панг", что означает "корень", "ствол". Цельность, нерасчлененность массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек. В них легко угадывается прототип - древние идолы, которые были широко распространены в дохристианские времена.

3 .Виды игрушек:

«Керамические игрушки»
Дымковская игрушка.

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти.


Каргопольская (Архангельская) игрушка.

Филимоновская игрушка (Тульская область)
Абашевская игрушка – свистулька (Пензенская область)




«Деревянные игрушки»

Богородская игрушка.

Каргопольская игрушка изготавливается из красной глины. Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красный, зеленая, черный, охристая. Иногда добавляются золотая и серебряные краски.


А вот мастера из деревни Филимоново Одоевского района Тульской области из всех детских забав предпочитали глиняные свистульки. Расписывали их цветными полосками, орнаментом в елочку, цветочек.
Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.


Наиболее прославленный в России промысел деревянной игрушки — богородский, родом из Богородского, что под Сергиевым Посадом. Сюжеты богородской деревянной

игрушки: «мужички», «ездочки» и «пастушки», кони, парные и одиночные упряжки, широкий набор птиц, зверей, среди которых любимый персонаж — медведь.

Полхов-майдановская игрушка.

Одним из широко известных промыслов расписной деревянной игрушки является Полхов-Майдан Нижегородской области. Эти яркие игрушки сразу же привлекают к себе внимание сочностью цвета, всепобеждающим оптимизмом, жизнелюбием, радостной эмоциональностью.
Городецкая игрушка

Другой старинный игрушечный промысел Нижегородской области зародился возле Городца. Эта игрушка известна под названием городецкая топорщина, и ее можно отличить по особому, на редкость выразительному стилю. Больше всего делали здешние кустари коньков в упряжке — по одному, паре, тройке, затем ставили их с возчиками на колеса и получался целый экипаж.
Федосеевская игрушка

Самобытный промысел сложился в конце XIX века в деревне Федосеево близ города Семенова, известного знаменитой хохломской росписью. Яркая раскраска, нанесенная по желтому фону — «канарейке», стала характерной для федосеевской игрушки. Игрушки здешних мастеров отличаются исключительным разнообразием типов.










Соломенные игрушки


Очень давно народные умельцы изготавливали из соломы не только бытовые изделия, но и произведения прикладного искусства. Соломенные игрушки изготавливали по всей России, где выращивали хлеб.

В народной культуре присутствуют основные три образа:

конь – символ природы,

кукла– символ человека,

птица – символ небесного мира.
Тряпичные куклы.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.




Люди под солнцем

Первая гипотеза доказана. Игрушки хранят в себе много тайн.

4.Творческая деятельность.

Проведя опрос среди детей и родителей, мы выяснили, что взрослые и дети знают различные игрушки. У некоторых они есть дома. Всем они нравится за красоту и оригинальность. Многие могут дать названия этим игрушкам. Но никто ни смог ответить, откуда пришли эти игрушки, и их отличительные особенности. Поэтому мы решили поделиться своими знаниями и впечатлениями с одноклассниками. Используя презентацию, рассказали ребятам, откуда пришли игрушки, их видах и технологии изготовления игрушек.

После нашего выступления у ребят появилось желание изготовить эти игрушки. Ребята рисовали матрёшку, свистульку, а потом расписывали их в различных стилях. Лепили из пластилина и теста игрушки. Изготавливали тряпичные и соломенные куклы.

В этом проекте нам помогали наши дорогие педагоги: Воробьёва Ю.В., Гармашова Н.Г.

И может быть, наши игрушки не получились такими красивыми, как у мастеров, но нам они дороги, ведь мы вложили в них тепло своих рук, желание творить и познавать новое.

5. Выводы по теме.

Завершив работу, мы сделали для себя следующие выводы.

1. Игрушечные промыслы возникали в разное время и формировались в различных исторических условиях в 9 веке.

2. Назывались русские игрушки ("потешки").

3. У каждой игрушки есть свой стиль, своя отличительная особенность.

4. Игрушки на Руси сопровождали всегда в праздниках и обрядах.

5. Научились изготавливать игрушки.
ІІІ. Заключение

Чем была полезна эта работа? Чему она научила?

Мы научились:

1) работать с научной литературой,

2) проводить исследования;

3) кратко излагать свои мысли устно и письменно;

4) изготавливать игрушки из разных материалов.

Конечно, нам было очень тяжело, но нам помогали наши родители и наша учительница.

Так же мы узнали, когда и где возникли игрушки. Какие бывают разнообразные виды, формы. Как различить по названиям игрушки, какими отличительными особенностями обладают они. Также мы научились изготавливать игрушки. И теперь мы может дарить их на праздники друзьям.

Но главное мы поняли, почему игрушки были дороги не только детям, но и взрослым. Русские игрушки – являлись посредниками между человеком и неведомыми силами природы.

Вторая гипотеза доказана. Игрушки не рождаются сами: их создает человек. Они являются частью культуры всего человечества, игрушка сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.



Литература:
1. Бусеева-Давыдова И. Игрушки Крутца М.: Детская литература, 1991-48 с.

2. Мир в картинках Наглядно-дидактическое пособие М.: Мозаика-Синтез; 2003- 20с.

3. Попова О.С Каплан Н.И. Русские художественные промыслы М.: Знание, 1984-90 с.

4. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования:

Пособие для учителей- М.: Просвещение, 1979.- 192с.

5. Худякова Л.Л. Ах ты, русская игрушка!// ПедСовет – 2006. - №3. – с.5-9.

6. http://www.bestreferat.ru/referat-39853.html – История русской матрёшки.

7.http://art-store.narod.ru/history.htm - История русской матрёшки.

8. http://www.dollplanet.ru/folk/matryoshka оbzor/ - Матрёшка. История любимой куклы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательский проект iconНаучно-исследовательский проект

Исследовательский проект iconСфера употребления производных предлогов и их роль в речи. Исследовательский...

Исследовательский проект iconСетевой исследовательский проект
Муниципальное общеобразовательное учреждение Судайская средняя общеобразовательная школа им. Н. Ф. Гусева
Исследовательский проект iconИнновационный исследовательский проект
Интерпретация художественного текста как способ развития творческих способностей учащихся
Исследовательский проект icon«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект
Образы ученых в романах А. Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек- амфибия» стр
Исследовательский проект iconУрок исследовательский проект
Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей...
Исследовательский проект iconИсследовательский проект
Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук»
Исследовательский проект iconНаучно-исследовательский познавательный проект «Хочу все знать»
Лира, Дева, Скорпион, Весы, Рак. Какое название из этого списка является лишним и почему?
Исследовательский проект iconИсследовательский лингвистический проект «Происхождение фамилий» Введение
Целью работы является доказательство того, что «говорящие» фамилии являются активным художественным приёмом в творчестве А
Исследовательский проект icon1. Нужно ли в составе заявки предоставлять заполненный проект соглашения...
Государственное научное учреждение всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства
Исследовательский проект iconИсследовательский проект по химии на тему: Влияние нитратов на здоровье человека
...
Исследовательский проект iconКонкурс «Азбука здорового человека\ Исследовательский проект по физике...
Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия
Исследовательский проект iconИнформационно-исследовательский проект «Волшебная астрономия»
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Исследовательский проект iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» Исследовательский проект...
Как часто в жизни мы не обращаем внимания на привычные вещи. Но, если присмотреться, то можно узнать много интересного
Исследовательский проект iconОтчет о реализации Программы развития деятельности студенческих объединений...
Мероприятие «Международный научно-исследовательский проект «Б. Н. Чичерин – русский либерал» (срок реализации ноябрь 2013 г.)
Исследовательский проект iconИсследовательский проект «Христианские традиции русской классической...
Николо – Шанга. Моу николо – Шангская средняя общеобразовательная школа имени А. А. Ковалёва. Шарьинского муниципального района,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск