Скачать 135.57 Kb.
|
Министерство образования и науки Республики Бурятия. МАОУ «Мысовская средняя общеобразовательная школа №56» МО «Кабанский район» _____________________________________________________________ Сфера употребления производных предлогов и их роль в речи. Исследовательский проект по русскому языку Выполнила: Жамойцина Дарья Станиславовна, учащаяся 7 класса Руководитель: Иванова Лидия Аркадьевна, учитель русского языка и литературы Бабушкин 2012 Содержание Вступление…………………………………………………………… с. 3 Глава I. Определение предлога как части речи…………………... с. 4 Глава II. Употребление в речи некоторых предлогов……………. с. 5 Глава III. Сфера употребления производных предлогов………….. с. 6 – 8 Глава IV. Использование производных предлогов в романе М. Булгакова «Белая гвардия»…………………………………………….. с. 9 – 10 Глава V. Производные предлоги – интересный пласт лексики…… с. 11 Список используемой литературы…………………………………… с. 12 Приложения……………………………………………………………. с. 13 – 16 Рецензия………………………………………………………………… с. 17 Вступление Изучая морфологию, я узнала, что самостоятельные части речи сами могут вступать в отношения с другими словами. Есть в русском языке и служебные части речи. Служебные… А можно ли обойтись без них? Допустим, можно. Тогда как обозначить отношение к месту, к совместимости, к приблизительности, цели, причине и другие сложные отношения? Появилась идея – исследовать роль, например, предлогов в различных стилях речи. Возникла проблема – как пользоваться предлогами, когда, какова их сфера употребления и их роль в речи. В связи с этим возникла гипотеза: без предлогов обойтись невозможно. Цель данного проекта – доказать, что производные предлоги – интересный, продуктивный материал для лингвистического исследования. Помочь достичь цели должны следующие задачи: 1) найти литературу по данному вопросу; 2) проанализировать имеющиеся сведения в различных источниках (деловые бумаги, устная речь, художественная литература, интернет – ресурсы); Решить задачи помогли методы:
Глава I. Определение предлога как части речи. Итак, предметом нашего исследования является предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании, а значит в предложении. Как же пользоваться предлогами? Какова речь, насыщенная предлогами? Какова функция предлогов вообще и производных, в частности? Сфера их употребления? Глава II. Употребление в речи некоторых предлогов. Приступая к работе над данной темой, мы занялись поиском литературы по данному вопросу и выяснили, что есть сведения об образовании и правописании производных предлогов, но о сфере их употребления сведений почти нет. Тогда мы начали работу с наблюдения. Первым делом мы провели наблюдения за речью учащихся, за речью участников различных проектов на телевидении и пришли к выводу, что в устной речи отличается особое пристрастие, особенно непроизводным, и употребляются они не всегда к месту. Нередки случаи, когда необходимую зависимость между словами можно выразить без помощи предлога, но говорящий всё – таки им пользуется, например: оперировать с этими данными; высокие показатели по успеваемость учащихся; стали придатком к организации; наметить путь к устранению недостатков; подготовка инструкторов по физкультуре; связана на крючке; обсуждаем о том; доказывать о необходимости; мы гордимся за таких людей и т. п. Глава III. Употребление производных предлогов. Особенно осторожно нужно употреблять производные предлоги. Часты ошибки в употреблении предлогов благодаря, вопреки, согласно, которые употребляются только с дательным, а не родительным падежом. Не следует употреблять предлог благодаря тогда, когда речь идёт о причинах, вызывающих отрицательные последствия: «Благодаря снежным заносам движение прервано». К удивлению, мы заметили, что речь, насыщенная производными предлогами, теряет лёгкость, пластичность и поэтому воспринимается затруднённо. Особенно утяжеляют речь производные предлоги в связи, по мере, вследствие, в продолжение, в течение, в заключение, по причине и .т д. и ещё: в речи школьников они почти не встречаются. А вот деловому, канцелярскому стилю они свойственны и образуют канцелярские обороты, штампы, которые употребляются в деловых бумагах: заявлениях, протоколах, постановлениях и т. п. Например: в связи с отъездом; по причине болезни; согласно статье Конституции и т. п. Вывод, который мы сделали: пользоваться предлогами, в том числе и производными, следует лишь в тех случаях, когда обойтись без них невозможно. Чтобы речь не была сухой, невыразительной, нужно уметь заменять канцелярские обороты средствами иного стиля. Например: В течение часа – целый час, весь час, полный час. Согласно договору – как договаривались, по договорённости. Вследствие (ввиду) болезни – из–за болезни, по болезни. В течение урока (=на уроке) будь внимателен. Был предложен текст для анализа и задание: найти обороты с производными предлогами, заменить их средствами другого стиля. Исправленный текст записать (приложение 1) Эта работа показала, как сделать текст более лёгким и выразительным. Интересны упражнения на подбор предлогов – антонимов, предлогов – синонимов, это расширяет словарный запас, вызывает интерес к предмету. Например, синонимичны предлоги, производные и непроизводные, о – про – относительно – насчёт, но сфера их употребления разная: о – нейтрален, про – свойственен разговорному стилю, относительно – книжному, насчёт – канцелярско – разговорному. Проводилась работа с Толковым словарём Ожегова С.И., в котором нужно было найти производные предлоги, например, от слов цель, счёт, основание, основа, причина, линия и другие, выделить пометы, которые фиксируют характер употребления таких предлогов в деловой сфере языка (приложение 2). Интересно было самостоятельно искать в Интернете предложения с производными предлогами, наблюдать за речью ведущих «Вестей» и др. Мы убедились, что производные предлоги, действительно, употребляются в книжной речи, в официально – деловом стиле. С удивлением узнала, что производные предлоги являются одним из основных средств связи между предложениями в тексте*: «Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, прочитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы.» (Ф. Искандер) _______________________________________________________________ *ГИА – 9 под редакцией Н.А. Сениной. Русский язык. 9 класс, подготовка к государственной итоговой аттестации – 2011. Учебно – методическое пособие. Легион – М, Ростов – на – Дону, 2010. Глава IV. Использование производных предлогов в романе М. Булгакова «Белая гвардия»* Мы задались вопросом, используют ли писатели в своих произведениях производные предлоги, на сколько часто и с какой целью. Сначала просмотрели произведения, помещённые в учебнике – хрестоматии для 7 класса под редакцией Коровиной, но примеров не нашли. Во время поисков нужного материала прочитали о том, что в романе М. Булгакова «Белая гвардия» производные предлоги довольно часто употребляются автором. уже чтение первых глав романа подтвердила правильность этого суждения. Мы увидели, что предлог несмотря на часто используется автором. Уступительный характер этого предлога подчёркивает крепость традиций в доме Турбинных, особый мир этой семьи, куда в страшное, неспокойное время стремятся их друзья – офицеры. Автор пишет: «… на столе чашки с нежными цветами, скатерть, несмотря на пушки и всё это томление…, бела и крахмальна… на столе в матовой вазе голубые гортензии и две мрачных знойных розы, утверждающих красоту и прочность жизни…» Дух сопротивления подчёркивается в таком предложении: «Сотни тысяч винтовок, закопанных в землю, упрятанных в клунях и каморах и не сданных, несмотря на скорые на руку военно – полевые немецкие суды, порки шомполами…» Производный предлог в течение подчёркивает хроникальность событий: «… в течение часов, в течение немногих часов линяли глаза…» Булгаков использует разные производные предлоги, указывающие на разные отношения: под угрозой расстрела. В виду начинающихся событий, вследствие этого, при помощи гувернёра, по поводу происходящего, вместо тенора, касательно военных действий, мимо развороченных ям, сообразно с делами и т. п. – и в речи рассказчика, и в прямой речи персонажей, и в описании, и в рассуждении, и в повествовании. Предлоги утяжеляют речь, как бы замедляют действия, подчёркивают официальный характер сведений, напоминают сводки, указывают на безудержный разгул зла. Глава V. Производные предлоги – интересный пласт лексики. Такая поисковая работа помогает не только видеть производные предлоги, но и закрепить их правописание, использовать в собственной речевой практике. Таким образом, исследование позволяет сделать вывод: производные предлоги необходимы в нашей речи, но и злоупотреблять ими не стоит. Значит, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась в ходе работы над проектом. Список использованной литературы.
Справочник для учащихся. М., «Просвещение», 1984.
русского языка. М., «Просвещение», 1964.
1973.
6. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Москва, «Дрофа» 2009 Сайты: Приложения. Приложение № 1 Текст В связи с наступившими каникулами мы выехали в лагерь. В течение всего дня мы заняты работой. Зато в продолжение вечера мы могли почитать книгу. По мере устройства дел у нас всё больше остаётся свободного времени. Отдых в виде экскурсий и прогулок очень полезен. Приложение № 2 Ожегов С.И. Словарь русского языка Цель с целью чего или в целях чего С целью выкупа Линия по линии (направление чьей – нибудь деятельности) По линии профкома Причина по причине чего – нибудь (=вследствие чего – нибудь) по причине болезни Основа в основе чего? Быть главным, основным в чём – нибудь в основе теории Счёт в счёт чего: относя оплату за кого – нибудь или что – нибудь, расходы к какой – нибудь статье: в счёт зарплаты Основание …на основании чего, исходя из чего – нибудь, опираясь на что – нибудь. на основании закона Вид ввиду, предлог с род. пад. Ввиду чего – нибудь (=по причине чего – нибудь) ввиду ветхости дома Приложение № 3 Интернет – ресурсы 1. По убеждению А.Ф.Кони, юрист, должен безупречно владеть нормами литературного языка, быть человеком, у которого общее образование идёт впереди специального. (5 ballov. qip. Ru / referats / preview / 81678 /2/?referat – kultura – i – normyi – rechi – yurista.) 2. Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, читая лекции: прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому необходимо владеть навыками для выступления перед публикой, а главное перед судьёй. (5 ballov. qip. Ru / referats / preview / 81678 /2/?referat – kultura – i – normyi – rechi – yurista.) 3. Согласно заключению судебно – медицинской экспертизы, смерть наступила в результате ножевого ранения в области грудной клетки. (5 ballov. qip. Ru / referats / preview / 81678 /2/?referat – kultura – i – normyi – rechi – yurista.) Приложение № 4 Примеры из книг русских писателей. 1. Благодаря длинной, чуть – чуть вьющейся шерсти в нём замещалось отдалённое сходство с белым пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. (А. Куприн. Рассказы. Барбос и Жулька. Москва, «Эскимо», 2007) 2. В течение многих дней продолжалось сильное извержение вулкана. (По В. Арсеньеву. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык 7 класс, Москва, «Просвещение» 2011) 3. В течение нескольких минут среди густого столба коричневой пыли барахтались, сплетаясь клубком, два собачьих тела. (А. Куприн. Рассказы. Барбос и Жулька. Москва, «Эскимо», 2007) 4. Бежит навстречу солнцу и теплу, которых с каждым километром пути всё больше и больше. (С. Баруздин. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык 7 класс, Москва, «Просвещение» 2011)
рта. (В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Москва, «Дрофа» 2009) Рецензия На работу «Сфера употребления производных предлогов и их роль в речи» ученицы 7 класса МАОУ «Мысовская СОШ № 56» Жамойциной Дарьи Станиславовны. Ученицей найдена интересная для исследования темы, использованы различные методы. Актуальность работы несомненна, т. к. способствует развитию орфографической зоркости и практической грамотности. Проанализирован достаточно большой материал, продемонстрировано умение работать с разными источниками, в том числе и интернет – ресурсами. Тема раскрыта, цель достигнута, решены поставленные задачи. Существенных недостатков работа не имеет и может быть рекомендована на конференцию. Руководитель /Иванова Л.А./ |
Тема: Слитное и раздельное написание производных предлогов. Различение... Цели: показать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; научить отличать производные предлоги от... | Урок русского языка в 7 классе на тему «Слитное и раздельное написание производных предлогов» ... | ||
Урок по теме: «Слитные и раздельные написания производных предлогов» Цель: формировать навык правильного написания предлогов, учить определять стилистическую принадлежность предлогов | Сказка «Ссора предлогов со всеми словами» Цели: 1 Отработка умения правильного употребления предлогов благодаря, согласно, вопреки и др | ||
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование... Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» | Урок русского языка тема Цели: познакомить с правилом слитного и раздельного написания производных предлогов, формировать умение отличать их от частей речи,... | ||
Урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов.... Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии | Урок по русскому языку: "Состав слова" Приставки и предлоги (3-й класс) Находить сходство и различие в произношении и правописании приставок и предлогов. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога... | ||
Тема Наречие. Цели ... | Методическая разработка учебного занятия. Название умк школа России Сформировать навыки употребления предлогов в речи, написания раздельно от других слов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Обобщение изученного материала о служебных частях речи; развитие у учащихся навыков употребления служебных слов в речи, закрепление... | Цель : Обобщить у детей понятия о значении предлогов и правильности... Проверить умение детей составлять предложения по заданному предлогу и схемам к ним | ||
Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Роль указательных слов... Метод по типу познавательной деятельности: частично- поисковый, исследовательский | Конспект урока русского языка в 7 классе на тему : «Правописание производных предлогов» Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных предлогов» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формирование умения разграничивать... | Стили речи Сфера употребления Муниципальное общеобразовательное учреждение Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. В. Кораблина... |