Урок исследовательский проект





Скачать 74.47 Kb.
НазваниеУрок исследовательский проект
Дата публикации08.09.2013
Размер74.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Тема: Серебряный век: лики модернизма.

Тип урока: урок – исследовательский проект.
Цели:

1. Образовательная:

1) Cоздать целостное представление о художественном наследии

Серебряного века;

2) Закрепить навыки исследовательской работы;

3) Углубить представление о литературных направлениях рубежа веков.
2. Развивающая:

  1. развитие творческих способностей учащихся;

  2. развитие культуры устной речи;

  3. формирование коммуникативной компетенции учащихся.


3. Воспитательная:

  1. умение работать индивидуально и в группах;

  2. воспитание доброжелательного отношения друг к другу.


Оборудование:

- учебник «Русская литература ХХ века» под редакцией Н.И.Сухих

- раздаточный материал (таблицы)

- сборники стихов поэтов Серебряного века

- ноутбуки и проектор для презентации

- ресурсы Интернета
Задачи урока:

1. Систематизировать знания учащихся по модернистским течениям и творчеству поэтов Серебряного века с использованием метода проектов;

2. Через организацию самостоятельной исследовательской деятельности с художественными произведениями поэтов серебряного века добиться более глубокого и прочного усвоения учащимися данной темы, включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в обучении всех учащихся класса;

3.Развить чуткость восприятия поэтического слова; формировать высокие

эстетические вкусы, воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать произведения искусства


Ход урока:
I. Слово учителя: История развивается неравномерно. Бывают «ленивые» столетия, когда почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход времени как будто ускоряется, «наверстывая» упущенное, спрессовывая события. И тогда в одну эпоху, буквально в несколько десятилетий происходит столько важного, судьбоносного, сколько в спокойные времена хватило бы на века. Рождаются и работают гении, талантливые и просто ищущие люди — но в таком количестве и с такой интенсивностью, как будто пытаются заложить основы для будущих поколений.

     В истории культуры также были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 1917 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории.

       Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.?

Какие события характеризовали эпоху?

Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами… (Ученики отвечают на поставленный вопрос.  (1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894 г. – начало царствования Николая II. 1904-1905 гг. – русско-японская война. 1905-1907 гг. – первая русская революция. 1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина. 1914 г. – начало Первой мировой войны. 1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.)

Учитель: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было. Все это вступало в конфликт со старым миром, прошедшей эпохой.

Учебная задача:

Конфликт эпох! И именно эта сложная, пограничная ситуация порождает такое неповторимое явление как «Серебряный век». Что же это: закат Российской цивилизации, кризис сознания или – выход в обновленную жизнь и искусство?

Целью сегодняшнего урока является обобщение знаний о ведущих направлениях литературы рубежа веков, которые вы получили в результате совместной работы в течение двух недель над проектами. Каждая группа должна представить результаты своей работы и как можно полнее обобщить сведения о трех ведущих направлениях в поэзии рубежа веков
Серебряный век - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, но прежде всего в литературе, а точнее - в поэзии.

Это название предложено философом Н. Бердячевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в свете статьи Н. Оцупа "Серебряный век" русской поэзии", а окончательно вошло в оборот после публикации написанных уже в 60-е годы воспоминаний издателя журнала "Апполон" С. Маковского, озаглавленных "На Парнасе "Серебряного века".

Впервые в литературном творчестве выражение "Серебряный век" было употреблено А. Ахматовой в поэме "Без героя":

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначению,

По Неве или против теченья,-

Только прочь от своих могил

На Галерной чернела арка

В Летнем только пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Сегодня у нас заключительный урок по поэзии серебряного века. Мы подведем итог вашим исследованиям по основополагающему вопросу: Серебряный век: это ренессанс или упадок?
II. Защита проектов :

      1. Символисты (групповая работа оформляется в виде электронной газеты- Wikiwaal)

      2. Акмеисты (групповой проект оформлен в Prezi.com)

      3. Футуристы (используется ресурс Linoit )

III. Осмысление результатов работы (работа в чате и заполнение таблицы)

IV. Рефлексия.

В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

1. В этот период создавали произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта.

2.Главное, что их объединяло: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде.

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...» (философ Н.Бердяев)

3. В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности», в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям.


4.
Никогда - ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени.

5.Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы

6.Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.

7.Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспорно одарённая личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

Так что же объединяло таких разных поэтов?

- Все эти поэты - современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном объединении России.

- Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии.

- Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения.

- Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выраженным эстетическим вкусом, симпатией и антипатией.

- Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.....
Стремление выразить настроение, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века. Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты «Серебряного века» сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха.
Учащиеся обобщают услышанное на уроке, обмениваются мнениями, дополняют выполненные во время урока записи в таблице: что объединило поэтов в литературные течения.


Поэты:

Что их объединяет

Символисты:

Музыкальность поэзии, новое содержание искусства, внимание к звуковому составу слова, к изысканным благозвучиям, ассонансам, аллитерациям, открытие многозначности слова.

Акмеисты:

Утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века», возвращение ценностей и красоты реального мира.

Футуристы:

Отрицание «старого» искусства, утверждение нового, призванного преобразить мир;

Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество;

Новые композиционные и графические эффекты в поэзии.


V. Слово учителя.

В целом неповторимость “серебряного века” видится, прежде всего, в “пограничности” сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.

«Серебряный век” — явление на редкость сложное, противоречивое, неоднозначное и кризисное во многих сферах бытия. Но “кризис” в данном случае — не “упадок”, “провал” или “тупик” в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил, сделавших возможным взлет труднопереоценимого значения. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру.

     Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало нашего века...”

VI.Домашнее задание :

1в.Эссе «Мой серебряный век»;

2в. Представьте свое литературное направление в форме театрализованной постановки;

3в.Подготовьте провокационные вопросы к представителям двух других направлений и критические замечания в их адрес;

4в. Творческое задание: используя образ бабочки, напишите три стихотворения в духе каждого из направлений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок исследовательский проект iconНаучно-исследовательский проект

Урок исследовательский проект iconУрок-проект по английскому языку 6 класс
Данный урок-проект английского языка является интегрированным, на котором учащиеся применяют ранее полученные ими знания по географии....
Урок исследовательский проект iconСфера употребления производных предлогов и их роль в речи. Исследовательский...

Урок исследовательский проект iconИсследовательский проект
Область исследования: история возникновения и развития народных промыслов – русских игрушек
Урок исследовательский проект iconСетевой исследовательский проект
Муниципальное общеобразовательное учреждение Судайская средняя общеобразовательная школа им. Н. Ф. Гусева
Урок исследовательский проект iconИнновационный исследовательский проект
Интерпретация художественного текста как способ развития творческих способностей учащихся
Урок исследовательский проект iconИсследовательский проект Действующий вулкан
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас несколько необычный урок, к нам приехали и пришли гости. Ребята, оглянитесь,...
Урок исследовательский проект iconУрок №16-17 тема: Проект Цель: Познакомить учеников с понятием «проект»...
Цель: Познакомить учеников с понятием «проект» и алгоритмом работы над проектом. Выполнить свой проект – отчёт об изученном курсе...
Урок исследовательский проект iconУрок Считаем области. Урок
Урок Проект «Разделяй и властвуй», 2 часть (рожицы, 2 трафарета одновременно)
Урок исследовательский проект iconУрок Сколько всего областей. Урок 4
Урок 10. Проект «Разделяй и властвуй», 2 часть (рожицы, 2 трафарета одновременно)
Урок исследовательский проект iconУрок Игра крестики-нолики. Урок 3
Урок 29 – 30. Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть (решение задач из тетради проектов)
Урок исследовательский проект icon«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект
Образы ученых в романах А. Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек- амфибия» стр
Урок исследовательский проект iconИсследовательский проект
Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук»
Урок исследовательский проект iconНаучно-исследовательский познавательный проект «Хочу все знать»
Лира, Дева, Скорпион, Весы, Рак. Какое название из этого списка является лишним и почему?
Урок исследовательский проект iconИсследовательский лингвистический проект «Происхождение фамилий» Введение
Целью работы является доказательство того, что «говорящие» фамилии являются активным художественным приёмом в творчестве А
Урок исследовательский проект iconУрок 8/18. Тема: Плотность вещества
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск