Скачать 74.47 Kb.
|
Тема: Серебряный век: лики модернизма. Тип урока: урок – исследовательский проект. Цели: 1. Образовательная: 1) Cоздать целостное представление о художественном наследии Серебряного века; 2) Закрепить навыки исследовательской работы; 3) Углубить представление о литературных направлениях рубежа веков. 2. Развивающая:
3. Воспитательная:
Оборудование: - учебник «Русская литература ХХ века» под редакцией Н.И.Сухих - раздаточный материал (таблицы) - сборники стихов поэтов Серебряного века - ноутбуки и проектор для презентации - ресурсы Интернета Задачи урока: 1. Систематизировать знания учащихся по модернистским течениям и творчеству поэтов Серебряного века с использованием метода проектов; 2. Через организацию самостоятельной исследовательской деятельности с художественными произведениями поэтов серебряного века добиться более глубокого и прочного усвоения учащимися данной темы, включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в обучении всех учащихся класса; 3.Развить чуткость восприятия поэтического слова; формировать высокие эстетические вкусы, воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать произведения искусства Ход урока: I. Слово учителя: История развивается неравномерно. Бывают «ленивые» столетия, когда почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход времени как будто ускоряется, «наверстывая» упущенное, спрессовывая события. И тогда в одну эпоху, буквально в несколько десятилетий происходит столько важного, судьбоносного, сколько в спокойные времена хватило бы на века. Рождаются и работают гении, талантливые и просто ищущие люди — но в таком количестве и с такой интенсивностью, как будто пытаются заложить основы для будущих поколений. В истории культуры также были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 1917 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами… (Ученики отвечают на поставленный вопрос. (1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894 г. – начало царствования Николая II. 1904-1905 гг. – русско-японская война. 1905-1907 гг. – первая русская революция. 1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина. 1914 г. – начало Первой мировой войны. 1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.) Учитель: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было. Все это вступало в конфликт со старым миром, прошедшей эпохой. Учебная задача: Конфликт эпох! И именно эта сложная, пограничная ситуация порождает такое неповторимое явление как «Серебряный век». Что же это: закат Российской цивилизации, кризис сознания или – выход в обновленную жизнь и искусство? Целью сегодняшнего урока является обобщение знаний о ведущих направлениях литературы рубежа веков, которые вы получили в результате совместной работы в течение двух недель над проектами. Каждая группа должна представить результаты своей работы и как можно полнее обобщить сведения о трех ведущих направлениях в поэзии рубежа веков Серебряный век - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, но прежде всего в литературе, а точнее - в поэзии. Это название предложено философом Н. Бердячевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в свете статьи Н. Оцупа "Серебряный век" русской поэзии", а окончательно вошло в оборот после публикации написанных уже в 60-е годы воспоминаний издателя журнала "Апполон" С. Маковского, озаглавленных "На Парнасе "Серебряного века". Впервые в литературном творчестве выражение "Серебряный век" было употреблено А. Ахматовой в поэме "Без героя": Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначению, По Неве или против теченья,- Только прочь от своих могил На Галерной чернела арка В Летнем только пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. Сегодня у нас заключительный урок по поэзии серебряного века. Мы подведем итог вашим исследованиям по основополагающему вопросу: Серебряный век: это ренессанс или упадок? II. Защита проектов :
III. Осмысление результатов работы (работа в чате и заполнение таблицы) IV. Рефлексия. В чем особенности творчества современников «серебряного века»? 1. В этот период создавали произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта. 2.Главное, что их объединяло: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде. «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...» (философ Н.Бердяев) 3. В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности», в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям. 4.Никогда - ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени. 5.Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы 6.Русский «серебряный век» незабываем и неповторим. 7.Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспорно одарённая личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Так что же объединяло таких разных поэтов? - Все эти поэты - современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном объединении России. - Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии. - Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения. - Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выраженным эстетическим вкусом, симпатией и антипатией. - Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему..... Стремление выразить настроение, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века. Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты «Серебряного века» сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха. Учащиеся обобщают услышанное на уроке, обмениваются мнениями, дополняют выполненные во время урока записи в таблице: что объединило поэтов в литературные течения.
V. Слово учителя. В целом неповторимость “серебряного века” видится, прежде всего, в “пограничности” сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот. «Серебряный век” — явление на редкость сложное, противоречивое, неоднозначное и кризисное во многих сферах бытия. Но “кризис” в данном случае — не “упадок”, “провал” или “тупик” в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил, сделавших возможным взлет труднопереоценимого значения. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру. Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало нашего века...” VI.Домашнее задание : 1в.Эссе «Мой серебряный век»; 2в. Представьте свое литературное направление в форме театрализованной постановки; 3в.Подготовьте провокационные вопросы к представителям двух других направлений и критические замечания в их адрес; 4в. Творческое задание: используя образ бабочки, напишите три стихотворения в духе каждого из направлений. |
Научно-исследовательский проект | Урок-проект по английскому языку 6 класс Данный урок-проект английского языка является интегрированным, на котором учащиеся применяют ранее полученные ими знания по географии.... | ||
Сфера употребления производных предлогов и их роль в речи. Исследовательский... | Исследовательский проект Область исследования: история возникновения и развития народных промыслов – русских игрушек | ||
Сетевой исследовательский проект Муниципальное общеобразовательное учреждение Судайская средняя общеобразовательная школа им. Н. Ф. Гусева | Инновационный исследовательский проект Интерпретация художественного текста как способ развития творческих способностей учащихся | ||
Исследовательский проект Действующий вулкан Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас несколько необычный урок, к нам приехали и пришли гости. Ребята, оглянитесь,... | Урок №16-17 тема: Проект Цель: Познакомить учеников с понятием «проект»... Цель: Познакомить учеников с понятием «проект» и алгоритмом работы над проектом. Выполнить свой проект – отчёт об изученном курсе... | ||
Урок Считаем области. Урок Урок Проект «Разделяй и властвуй», 2 часть (рожицы, 2 трафарета одновременно) | Урок Сколько всего областей. Урок 4 Урок 10. Проект «Разделяй и властвуй», 2 часть (рожицы, 2 трафарета одновременно) | ||
Урок Игра крестики-нолики. Урок 3 Урок 29 – 30. Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть (решение задач из тетради проектов) | «Мы будущее России» Научно-исследовательский проект Образы ученых в романах А. Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек- амфибия» стр | ||
Исследовательский проект Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук» | Научно-исследовательский познавательный проект «Хочу все знать» Лира, Дева, Скорпион, Весы, Рак. Какое название из этого списка является лишним и почему? | ||
Исследовательский лингвистический проект «Происхождение фамилий» Введение Целью работы является доказательство того, что «говорящие» фамилии являются активным художественным приёмом в творчестве А | Урок 8/18. Тема: Плотность вещества ... |