НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный факультет
кафедра археологии и этнографии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МАТЕРИАЛОВ К КУРСУ «ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ» Направление подготовки 030600 – История
ФГОС ВПО утвержден приказом
Минобрнауки России от 21.12.2009.г. №772 Специальность
ИСТОРИЯ Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения - очная.
Новосибирск, 2011 Аннотация
Учебно-методический комплекс к курсу «История мировых религий» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по циклу «профессиональных дисциплин» по специальности/направлению 020700 «История», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ в рамках ПНР-5.
История религий рассматривается в рамках парадигмы генезиса религии как особого феномена культуры, структурно единого, независимого от социокультурного и хронологического наполнения, терминологии, догматов, формы культовых строений и проч. Программа имеет междисциплинарный характер, создана на стыке истории, археологии и этнологии, культурной антропологии, истории и теории религий, других обществоведческих дисциплин. Полученные знания позволят студенту ориентироваться в сложнейшей религиозной, политико-культурной и иной обстановке, характеризующей специфику духовной среды различных частей света в разные периоды истории человечества, и на научной базе прогнозировать характер и направленность его развития и значения в будущем.
Учебно-методические и учебные материалы отражают современный уровень развития науки, а также авторское видение содержания и направленности развития религиозно-духовных процессов в мире. При изложении учебного материала предусматривается использование необходимых современных информационно-технических средств обеспечения учебного процесса, позволяющих студентам на более высоком уровне осваивать учебный материал.
Автор Лбова Людмила Валентиновна, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнографии Факультет гуманитарный
Кафедра археологии и этнографии
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Программа учебного курса …………………………………………………. 4
1. Цели и задачи освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины Основные образовательные технологии
и методические рекомендации ……………………………………………… 26
1. Образовательные технологии
2. Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
4. Методические обеспечение подготовки к семинарским занятиям,
докладам и практическим работам
3. Виды самостоятельной работы студентов Учебно-методическое и
информационное обеспечение дисциплины………………………………. 61 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итогам освоения дисциплины …………. 110 Приложения ………………………………………………………………….. 121 Положение о модульной балльно-рейтинговой системе на ГФ
Пример выполнение практического задания
Презентация доклада с разбором ошибок
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА 1. Цели и задачи освоения дисциплины
Учебный курс «История мировых религий» предполагает усвоение теоретических знаний и практических навыков научного анализа исторических феноменов религий мира в широком хронологическом диапазоне применительно к особенностям профессиональной деятельности в области истории, обществоведения, культурной антропологии. Основная цель - ознакомление студентов с историей возникновения и формирования основных религиозных феноменов в исторической ретроспективе, анализом преемственности идей и традиций народно - национальных религий в мировых и современных религиозных феноменах. В целом, курс ориентирован на раскрытие многообразия подходов к интерпретации канонической религиозной литературы, раскрывается значение исторического, теологического и философского осмысления роли религии, выявление важности традиции в современной культуре, дается анализ современной религиозной компаративистике. Задачи изучения дисциплины:
знание основной терминологии и понятийного аппарата, относящегося к основным религиозным конфессиям;
знание основ вероучения изучаемых религиозных феноменов, представление об основных особенностях культа, его организации и формах деятельности;
умение анализировать исторические этапы развития социума и характер религиозного феномена;
развитие способностей анализа исторических источников и научной литературы;
умение самостоятельно формулировать и аргументировать свою позицию;
приобретение навыков аналитического мышления в области изучаемого предмета;
воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере в целом;
развитие мышления, не допускающего возникновения конфликтного поведения на почве религиозной неприязни.
ретроспективное изложение истории зарождения и развития мировых религий;
рассмотрение истории мировых религий в контексте их взаимодействия с народно-национальными религиями единого с ними ареала (к примеру, эволюция буддизма осмысляется на широком диахронном фоне с привлечением материала по дравидической, ведической религиям, брахманизму, индуизму, конфуцианству, даосизму и синтоизму, а генезис христианства – с привлечением материала по иудаизму, гностицизму, эллинистическому политеизму);
формирование навыков работы с текстами религиозных источников.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Согласно требованиями учебного плана подготовки бакалавров по направлению «История», курс читается на третьем году обучения. К этому времени студенты подготовлены к восприятию содержания дисциплины после курсов всеобщей истории, археологии, этнологии, психологии, истории культуры.
Новизна и актуальность курса. Современная ориентация российского образования на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, восстановление в системе образования исторической и культурной преемственности определяют актуальность изучения в общеобразовательных учреждениях дисциплин религиоведческой направленности. Без знаний в этой области, базирующихся на научной основе, невозможно воспитание этической культуры, веротерпимости, уважения к традициям и обычаям народов России. В основе социальных технологий, которые способствуют развитию новых моделей общественного и государственного управления, организации производства, эволюции стандартов жизни, лежат результаты современных социально-гуманитарных исследований. История мировой культуры свидетельствует, что такие явления обычно предшествуют кардинальным изменениям, как на уровне отдельных стран, так и всего геополитического контекста. Признаки эволюции прослеживаются на примерах традиционных культурных институций. Актуализация религиозных факторов развития человечества во многом происходит ввиду общих цивилизационных сдвигов, где религиозно-духовный компонент играет, вероятно, самую важную роль. В наши дни прошлое и настоящее религий привлекают к себе внимание исследователей ввиду их значительного влияния на мировые процессы.
В предлагаемом учебном курсе систематически раскрыты методы философии, социологии, психологии и истории религий на основе комплексного исторического подхода, с акцентом на методах историографического, историко-сравнительного и феноменологического анализа. Программа в целом является авторской, в ней использован ряд результатов, полученных на практике в рамках знакомства с зарубежной и российской практикой. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения данной дисциплины студент должен:
иметь представление об объекте, предмете и методах соответствующей дисциплины;
понимать закономерности развития религиозных феноменов как явлений социокультурного порядка, особенностях формирования в различных исторических условиях, региональной специфики и видах (религиозных направлениях и школах), а так же современном состоянии и перспективах развития;
усвоить общетеоретические положения религиоведения, концептуальные основы описания и анализа религиозного феномена, способы организации культа и основ догматики;
знать определенную совокупность понятий и терминов, являющихся ключевыми в освоении дисциплины; владеть основным понятийно-категориальным аппаратом и методологией, разбираться в исторических типах религии и критериях классификации;
знать основные исторические факты, касающиеся трех мировых, ряда народно-национальных и родоплеменных религий, а также краткие биографии основателей мировых и некоторых народно-национальных религий (Будды, Махавиры, Лао-цзы, Кун-цзы, Моисея, Иисуса Христа и Мухаммеда);
уметь пользоваться статьями законодательства о свободе совести и вероисповеданий, составлять корректные экспертные материалы, оперировать усвоенными знаниями на практике.
иметь навыки ведения дискуссии, оперируя объективным историческим знанием
ознакомиться с необходимым минимумом текстов (фрагментов) первоисточников (Ведического канона, Авесты и Зенда, Библии, Корана, Дао-дэ-цзин, Лунь-юй, Кодзики, Пупполь-Вух и т.д. )
От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационных (тестовых) испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу текстов и документов, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также степень подготовки к промежуточным и итоговым тестам. 4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа. Используются такие формы обучения, как лекции, семинары, самостоятельная работа студентов (подготовка к тестированию, написание рефератов, подготовка докладов, мультимедиа презентаций, а так же курсовых и дипломных работ).
По некоторым темам применяются активные методы обучения в рамках учебной практики: выполнение практических заданий, анализ ситуаций, деловые игры. Аттестация осуществляется по итогам работы в течение семестра, выполнению практических и тестовых заданий на основе модульной балльно - рейтинговой системы и сдачи экзамена. Оценки по дисциплине выставляются на основании результатов изучения, демонстрируемых студентами на протяжении всего периода обучения. Итоговая оценка определяется суммой баллов, полученных студентами за различные виды работы в течение всего периода обучения, предусмотренного учебной программой. Исходя из 2-х кредитов за прослушанный курс максимально можно получить 100 баллов. Структура:
Лекции – 36 часов
Семинары – 36 часов; 8 часов теоретические вопросы, 26 часов семинары с представлением докладов по темам; экскурсия в музей 2 часа
Практическая работа – 2 часа
СРС – 36 часа
№
п/п
|
Раздел
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
|
|
|
| ЛК
| Сем
| Экс
курсия
| СРС
|
| 1
| 1.1. Теоретические проблемы религиоведения
| 2
| 1-2
1
| 4
|
2
|
|
2
| Аттестация работы на семинаре
| 2
| 1.2.
Проблема происхождения религии (историография истории религий)
| 2
| 3-6
| 8
|
|
|
| Тест 1 (модуль 1, темы тестового накопителя 1,2)
| 3
| 2.1. Первобытно-мифологический комплекс
| 2
| 2-6
7-8
|
4
| 10
|
2
| 10
| Аттестация работы на семинарах Выполнение практической работы
Доклады по темам семинара
| 4
| 2.2.
Религии в древнем мире
| 2
| 7-8
|
| 4
|
| 4
| Доклады студентов по темам семинара
| 5
| 2.3.
Религии в эпоху средневековья
| 2
| 9-12
|
| 8
|
| 8
| Доклады студентов по темам семинара
| 6
| 2.4.
Конкретно-исторические типы религиозного феномена и формирование национальных религий.
| 2
| 9-10
| 4
|
|
|
| Доклады студентов по темам семинара
Тест 2 (модуль 2, темы тестового накопителя 3,4,5,6)
| 7
| 3.1.
Буддизм
| 2
| 11
13
| 2
|
2
|
|
2
| Аттестация работы на семинаре
| 8
| 3.2.
Христианство
| 2
| 12-14
| 6
| 2
|
| 2
| Аттестация работы на семинаре
Практическая работа
| 9.
| 3.3.
Ислам
| 2
| 15-16
| 4
| 2
|
| 2
| Аттестация работы на семинаре
| 10
| 3.4.
Современные религиозные направления
| 2
| 17 - 18
| 4
| 4
|
| 4
| Аттестация работы на семинаре
Тест 3 (модуль 3, темы тестового накопителя 7, 8, 9, 10)
|
| Итоговая аттестация на зачетной неделе
| 2
| 17
|
|
|
| 2
| Итоговый тест (темы тестового наопителя 1-10, 50 вопросов)
|
|
|
|
| 36
| 36
| 2
| 36
|
|
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА МОДУЛЬ 1 Раздел 1.1. Теоретические проблемы религиоведения
|