Скачать 3.5 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО МГГУ) Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.11. ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» Утверждено на заседании кафедры истории факультета истории и социальных наук Протокол № 1 от 12.09.2011 г. Зав. кафедрой истории ___________________ (В.В. Кузь) Автор программы: Бардилева Ю.П., доцент кафедры истории, кандидат исторических наук Рецензенты:
Пояснительная записка В современном религиоведении и философии доминирует концепция, утверждающая, что каждая из религий мира является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию. Все религии являются важным компонентом единой культуры человечества. Возникнув в древности на пересечении ранней философии религии и истории, формируясь и развиваясь вместе с другими социальными науками, сегодня религиоведение – это самостоятельный комплексный междисциплинарный научный проект, исследующий религию исходя из методологических принципов и теоретических парадигм различных гуманитарных наук. Современное религиоведение включает пять научных дисциплин: историю религии, социологию религии, антропологию религии, психологию и феноменологию религии. В профессиональной подготовке студента-историка большую роль играет изучение раздела, посвященного проблемам истории мировых религий в широком понимании этого термина (т.е. изучение не только истории буддизма, христианства и мусульманства, объединяемых понятием «мировые религии», но и национально-народностных религий, ранних форм религиозного сознания). Между тем, изучение предмета «История мировых религий» невозможно без обращения к основным религиоведческим теориям, антропологическим основаниям религии, к анализу религии как общественного феномена и политико-правовым вопросам обеспечения свободы совести и толерантности в современном обществе. В последние годы многие историки и публицисты все чаще стали обращаться к проблемам взаимоотношений государства и религиозных организаций, анализируя церковную политику России и СССР в XX в. Подобный интерес закономерен: в течение семидесяти лет религиозная политика в Советском Союзе проводилась только в атеистическом направлении, для осуществления целей и задач построения «бесклассового и безрелигиозного» общества. Принижалась роль религии и религиозных объединений в России, проводились массовые репрессии священнослужителей и верующих. Сегодня ситуация изменилась. В средствах массовой информации появляется много материалов о духовном возрождении России. Но понять его истоки, его нравственную основу и необходимость можно лишь изучив историю взаимоотношений государства и религиозных объединений на протяжении многовековой истории России. В общественном сознании России с начала 1990-х гг. происходит процесс переосмысления роли религии и церкви, наблюдается отход от стереотипов упрощенного атеизма как моноидеологии духовной жизни нашего государства. Наряду с возрождением традиционных вероисповеданий укрепляются позиции нетрадиционных религиозных объединений, возникают тоталитарные секты, ориентированные, как правило, на разрушение духовных устоев и национального самосознания народа. В сферу влияния религиозных организаций в той или иной мере вовлечена значительная часть общества. Сохраняется и тенденция секуляризации, неприятия религиозного догматизма, экстремизма и фанатизма, отстаивания принципов светского мировоззрения, свободомыслия. В этих условиях существенно актуализируется задача высшей школы по обеспечению разностороннего мировоззренческого образования завтрашних учителей, способных помочь ученикам в ответственном выборе жизненной позиции, самоопределении в отношении религии. Предметом данного курса являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, история возникновения, становления и эволюции религиозных верований, взаимосвязь и взаимовлияние религий друг на друга и другие области культуры и подсистемы общества. Цели курса — дать общее теоретическое представление о характере и специфике философских, социологических, теологических и мифолого-лингвистических концепциях теории религий; показать процесс зарождения религиозных верований в обществе, факторы и условия, способствовавшие этому, различные типы и формы религий (первобытные, монотеистические и политеистические, национальные, мировые), их взаимосвязь и возможности и границы влияния на развитие общества в прошлом и на современном этапе; дать общее представление об основных этапах религиозной политики нашего государства, выявить наиболее существенные и значимые события в государственно-церковных взаимоотношениях в XX веке, определить значение религиозных организаций в современной России. Учебный курс ориентирован на решение следующих основных задач: анализ религии как социокультурного явления; изучение детерминант, структуры и исторических типов религии; раскрытие системы функций религии; знакомство с историей становления и многообразием религиозных традиций в современном мире и России; изучение правовых основ свободы совести и вероисповеданий в современной России. В результате изучения данного курса студенты должны знать: основные теоретические положения и понятия религиоведения, сущностные характеристики религии, исторические формы и типы религиозных верований, современные тенденции в сфере религии в мире и в России; уметь: анализировать роль и функции религии в жизни человека и общества, в системе культуры; характеризовать отдельные типы и формы религиозных верований, тенденции современной религиозной жизни с позиций толерантности. Данный курс адресован студентам III курса исторического факультета, в рамках обязательной профессиональной подготовки историка, обучающегося по специальности 020700 «История» (дневная форма обучения). Его изучение непосредственно связано с такими дисциплинами гуманитарного характера, как: «Философия», «Культурология», «Социология», «История». Изучение курса проходит в форме лекций и семинарских занятий, самостоятельной работы, предусматривающей подготовку докладов, сообщений, рефератов и конспектов по изучаемым темам. Основной формой текущего контроля являются семинарские занятия. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена. Программа курса «История мировых религий» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО, с опорой на программы к.пед. н. Л.С. Бахмутовой «Программа курса «История религий мира»» и к.и.н. Старостенко В.В. «Религиоведение». Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Введение. Объект и предмет учебной дисциплины. Цели и задачи изучаемого курса, его место в системе социально-гуманитарного цикла дисциплин, функции и значение изучения данной учебной дисциплины в рамках подготовки специалиста-историка. Характеристика основных разделов курса. Основные понятия и категории, методы и принципы изучаемого курса, его структура. Историографический обзор литературы, рекомендуемой для изучения курса. История преподавания религии в России, СССР и РФ. РАЗДЕЛ I. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. Тема 1.1. Понятие «религия». Теоретические представления и объяснения религии. Понятие «религия». Многообразие подходов к определению сущности религии в истории общественно-философской мысли: трактовки прошлого и современности, проблемы определения сущности религии как общественного явления. Происхождение религии. Социальные, гносеологические, психологические и исторические предпосылки религии, особенности и формы их проявления на этапах социокультурного развития человечества. Накопление теоретических знаний о религии в европейской мысли до XIX века. Натуралистические идеи о происхождении религии и ее роли в жизни общества: от Эпикура, Демокрита, Дж. Боккаччо до Хр. Г. Гейне и Ш.Ф. Дюпюи. Попытки объяснения источников религии в работах П.Гольбаха, Б.Спинозы, К.Ф. Вольнея, Г.Болинброка, Вольтера и Д. Дидро – «концепция.страха». Конвенциальная идея о происхождении религии: Секст Эмпирик, Ж.-Ж. Руссо. Идеи антропоморфизма и социоморфизма и их роль в объяснении феномена религии: Ксенофана из Колона, Эвгемера, К.А. Гельвеция. Зарождение критических установок по отношению к религии в работах Вольтера, Маришаля, Мелье, Монтеня. Идеи П. Бейля о возможности существования секулярного общества. Философские представления о религии. Д. Юм о естественной истории религии. Философия религии И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Л. Фейербах о сущности религии. Идеи и представления Ницше в контексте рассуждений о христианстве и религии в целом. Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на религию. Теологические представления и объяснения религии: работы А. Трельча, Р. Отто, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, П.Л. Бергера, Т. Лукмана. Философские и социологические концепции: социология действия о религии (М.Вебер), религия как фактор интеграции в социологии Э..Дюркгейма, понятие «чистый тип религии» в работах Г.Зиммеля, структурно-функциональный подход к религии (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Т.Парсонс и Р.К. Мертон), современные философско-религиозные антропологические концепции религии. Биологические и психологические интерпретации религии: исследования религиозного опыта в работах У.Джеймса, понимающая психология о способе познания религии (В.Дильтей) понятии и мистическом и пралогическом мышлении в религии (Л.Леви-Брюль), истолкование религии в психоанализе – З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм. Этнологические теории: анимизм как минимум религии (Э.Тайлор), о соотнесении магии и религии (Дж. Фрэзер), понятие аниматизм в работах Р.Маретта, религия в гармонической модели культуры (Б.Малиновский). Мифолого-лингвистические концепции религии: методы сравнительного языкознания в изучении религии – М.Мюллер, использование знаковых систем в изучении религии – Ф. Соссюр, К.Леви-Строс. Специфика религиозного мировоззрения. Соотношение религии, мифологии и философии. Вера и религия. Элементы и структура религии: религиозное сознание, религиозная вера, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации. Сущностные характеристики религии. Место религии в обществе. Основные социальные функции религии: компенсационная, мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, интеграционная, культуротворческая. |
И. Б. Муравьев история мировых религий Муравьев И. Б. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности... | Учебно-методический комплекс материалов к курсу «история мировых религий» «профессиональных дисциплин» по специальности/направлению 020700 «История», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... «История» (гос 2000 г.). Квалификация – «Историк, преподаватель истории». Код дисциплины: опд. Ф. 01 – «всеобщая история» (история... | Программа курса по выбору гсэ «История мировых религий» соответствует... Курс «История мировых религий» является одной из общепрофессиональных дисциплин | ||
Литература по курсу 19 Цель освоения дисциплины Цель освоения дисциплины... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине история религий Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной формы... Муравьев И. Б., Симонов С. А. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной и заочной формы... | Дисциплина б в «История стран Центральной и Восточной Европы» Познакомить студентов с историей мировых религий и базовыми сведениями по теории религий | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история древнего... Кузь владислав Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран... Кузь в. В., кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории (мгпу) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче... | Программа вступительного экзамена по программе для поступающих в... Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В история мировых религий Ооп бакалавриата, куда входят основные единицы Гуманитарно-социа-льного и экономического цикла. С такими как «Философия», «История»,... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... |