Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий
страница1/18
Дата публикации11.11.2014
Размер3.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ОПД.Ф.11. ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 030401 «История»

Утверждено на заседании

кафедры истории

факультета истории и социальных наук

Протокол № 1 от 12.09.2011 г.
Зав. кафедрой истории
___________________

(В.В. Кузь)

Автор программы: Бардилева Ю.П., доцент кафедры истории, кандидат исторических наук
Рецензенты:

  • Беляев Д.П., доцент кафедры истории, кандидат исторических наук

  • Кузь В.В., доцент кафедры истории, кандидат исторических наук


Пояснительная записка
В современном религиоведении и философии доминирует концепция, утверждающая, что каждая из религий мира является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию. Все религии являются важным компонентом единой культуры человечества. Возникнув в древности на пересечении ранней философии религии и истории, формируясь и развиваясь вместе с другими социальными науками, сегодня религиоведение – это самостоятельный комплексный междисциплинарный научный проект, исследующий религию исходя из методологических принципов и теоретических парадигм различных гуманитарных наук.

Современное религиоведение включает пять научных дисциплин: историю религии, социологию религии, антропологию религии, психологию и феноменологию религии. В профессиональной подготовке студента-историка большую роль играет изучение раздела, посвященного проблемам истории мировых религий в широком понимании этого термина (т.е. изучение не только истории буддизма, христианства и мусульманства, объединяемых понятием «мировые религии», но и национально-народностных религий, ранних форм религиозного сознания). Между тем, изучение предмета «История мировых религий» невозможно без обращения к основным религиоведческим теориям, антропологическим основаниям религии, к анализу религии как общественного феномена и политико-правовым вопросам обеспечения свободы совести и толерантности в современном обществе.

В последние годы многие историки и публицисты все чаще стали обращаться к проблемам взаимоотношений государства и религиозных организаций, анализируя церковную политику России и СССР в XX в.

Подобный интерес закономерен: в течение семидесяти лет религиозная политика в Советском Союзе проводилась только в атеистическом направлении, для осуществления целей и задач построения «бесклассового и безрелигиозного» общества. Принижалась роль религии и рели­гиозных объединений в России, проводились массовые репрессии священнослужителей и верующих. Сегодня ситуация измени­лась. В средствах массовой информации появляется много материалов о духовном возрождении России. Но понять его истоки, его нравственную основу и необходимость можно лишь изучив историю взаимоотношений государства и религиозных объединений на протяжении многовековой истории России.

В общественном сознании России с начала 1990-х гг. происходит процесс переосмысления роли религии и церкви, наблюдается отход от стереотипов упрощенного атеизма как моноидеологии духовной жизни нашего государства. Наряду с возрождением традиционных вероисповеданий укрепляются позиции нетрадиционных религиозных объединений, возникают тоталитарные секты, ориентированные, как правило, на разрушение духовных устоев и национального самосознания народа. В сферу влияния религиозных организаций в той или иной мере вовлечена значительная часть общества. Сохраняется и тенденция секуляризации, неприятия религиозного догматизма, экстремизма и фанатизма, отстаивания принципов светского мировоззрения, свободомыслия. В этих условиях существенно актуализируется задача высшей школы по обеспечению разностороннего мировоззренческого образования завтрашних учителей, способных помочь ученикам в ответственном выборе жизненной позиции, самоопределении в отношении религии.

Предметом данного курса являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, история возникновения, становления и эволюции религиозных верований, взаимосвязь и взаимовлияние религий друг на друга и другие области культуры и подсистемы общества.

Цели курса — дать общее теоретическое представление о характере и специфике философских, социологических, теологических и мифолого-лингвистических концепциях теории религий; показать процесс зарождения религиозных верований в обществе, факторы и условия, способствовавшие этому, различные типы и формы религий (первобытные, монотеистические и политеистические, национальные, мировые), их взаимосвязь и возможности и границы влияния на развитие общества в прошлом и на современном этапе; дать общее представление об основных этапах религиозной политики нашего государства, выявить наиболее существенные и значимые события в государственно-церковных взаимоотношениях в XX веке, определить значение религиозных организаций в современной России.

Учебный курс ориентирован на решение следующих основных задач: анализ религии как социокультурного явления; изучение детерминант, структуры и исторических типов религии; раскрытие системы функций религии; знакомство с историей становления и многообразием религиозных традиций в современном мире и России; изучение правовых основ свободы совести и вероисповеданий в современной России.

В результате изучения данного курса студенты должны знать: основные теоретические положения и понятия религиоведения, сущностные характеристики религии, исторические формы и типы религиозных верований, современные тенденции в сфере религии в мире и в России; уметь: анализировать роль и функции религии в жизни человека и общества, в системе культуры; характеризовать отдельные типы и формы религиозных верований, тенденции современной религиозной жизни с позиций толерантности.

Данный курс адресован студентам III курса исторического факультета, в рамках обязательной профессиональной подготовки историка, обучающегося по специальности 020700 «История» (дневная форма обучения). Его изучение непосредственно связано с такими дисциплинами гуманитарного характера, как: «Философия», «Культурология», «Социология», «История».

Изучение курса проходит в форме лекций и семинарских занятий, самостоятельной работы, предусматривающей подготовку докладов, сообщений, рефератов и конспектов по изучаемым темам. Основной формой текущего контроля являются семинарские занятия. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Программа курса «История мировых религий» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО, с опорой на программы к.пед. н. Л.С. Бахмутовой «Программа курса «История религий мира»» и к.и.н. Старостенко В.В. «Религиоведение».
Объем дисциплины и виды учебной работы


№№

Шифр

и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Труд-сть

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Самост. работа

11

030401 История

III

6

90

50

30

20




40

экзамен



Содержание дисциплины


№№, п/п

Название темы

Количество учебных часов

Всего аудит.

ЛК

СМ/ПР


Самост. работа

1

Введение.

1

1

-

-

2

РАЗДЕЛ I. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.

Тема 1.1. Понятие «религия». Теоретические представления и объяснения религии.

2

1

1

3

3

Тема 1.2. Религия как общественный феномен. Классификация религий.

2

1

1

3

4

РАЗДЕЛ II. РАННИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ И КУЛЬТА. РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ.

Тема 2.1. Первобытные религиозные верования.

2

1

1

2

5

Тема 2.3. Родоплеменные религии древности и зарождение национальных религий.

7

4

3

6

6

РАЗДЕЛ III. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ.

Тема 3.1. Индуизм.

3

2

1

2

7

Тема 3.2. Национальные религии Китая и Японии.

4

2

2

2

8

Тема 3.3. Иудаизм.

3

2

1

2

9

РАЗДЕЛ IV. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.

Тема 4.1. Буддизм.

4

2

2

2

10

Тема 4.2. Христианство.

10

6

4

8

11

Тема 4.3. Ислам.

4

2

2

4

12

РАЗДЕЛ V. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.

Тема 5.1. Краткая характеристика новых религиозных течений и тоталитарных сект.

1

1

-

1

13

РАЗДЕЛ VI. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

Тема 6.1. Языческие верования Древней Руси.

1

1




1

14

Тема 6.2. История Русской Православной Церкви.

4

2

2

2

15

Тема 6.3. Традиционные и новые религии России и государственная религиозная политика: история и современность.

2

2




2




ИТОГО: 90

50

30

20

40



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение. Объект и предмет учебной дисциплины. Цели и задачи изучаемого курса, его место в системе социально-гуманитарного цикла дисциплин, функции и значение изучения данной учебной дисциплины в рамках подготовки специалиста-историка. Характеристика основных разделов курса. Основные понятия и категории, методы и принципы изучаемого курса, его структура. Историографический обзор литературы, рекомендуемой для изучения курса. История преподавания религии в России, СССР и РФ.
РАЗДЕЛ I. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.
Тема 1.1. Понятие «религия». Теоретические представления и объяснения религии.
Понятие «религия». Многообразие подходов к определению сущности религии в истории общественно-философской мысли: трактовки прошлого и современности, проблемы определения сущности религии как общественного явления. Происхождение религии. Социальные, гносеологические, психологические и исторические предпосылки религии, особенности и формы их проявления на этапах социокультурного развития человечества.

Накопление теоретических знаний о религии в европейской мысли до XIX века. Натуралистические идеи о происхождении религии и ее роли в жизни общества: от Эпикура, Демокрита, Дж. Боккаччо до Хр. Г. Гейне и Ш.Ф. Дюпюи. Попытки объяснения источников религии в работах П.Гольбаха, Б.Спинозы, К.Ф. Вольнея, Г.Болинброка, Вольтера и Д. Дидро – «концепция.страха». Конвенциальная идея о происхождении религии: Секст Эмпирик, Ж.-Ж. Руссо. Идеи антропоморфизма и социоморфизма и их роль в объяснении феномена религии: Ксенофана из Колона, Эвгемера, К.А. Гельвеция. Зарождение критических установок по отношению к религии в работах Вольтера, Маришаля, Мелье, Монтеня. Идеи П. Бейля о возможности существования секулярного общества.

Философские представления о религии. Д. Юм о естественной истории религии. Философия религии И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Л. Фейербах о сущности религии. Идеи и представления Ницше в контексте рассуждений о христианстве и религии в целом. Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на религию.

Теологические представления и объяснения религии: работы А. Трельча, Р. Отто, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, П.Л. Бергера, Т. Лукмана.

Философские и социологические концепции: социология действия о религии (М.Вебер), религия как фактор интеграции в социологии Э..Дюркгейма, понятие «чистый тип религии» в работах Г.Зиммеля, структурно-функциональный подход к религии (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Т.Парсонс и Р.К. Мертон), современные философско-религиозные антропологические концепции религии.

Биологические и психологические интерпретации религии: исследования религиозного опыта в работах У.Джеймса, понимающая психология о способе познания религии (В.Дильтей) понятии и мистическом и пралогическом мышлении в религии (Л.Леви-Брюль), истолкование религии в психоанализе – З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм.

Этнологические теории: анимизм как минимум религии (Э.Тайлор), о соотнесении магии и религии (Дж. Фрэзер), понятие аниматизм в работах Р.Маретта, религия в гармонической модели культуры (Б.Малиновский).

Мифолого-лингвистические концепции религии: методы сравнительного языкознания в изучении религии – М.Мюллер, использование знаковых систем в изучении религии – Ф. Соссюр, К.Леви-Строс.

Специфика религиозного мировоззрения. Соотношение религии, мифологии и философии. Вера и религия. Элементы и структура религии: религиозное сознание, религиозная вера, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Сущностные характеристики религии. Место религии в обществе. Основные социальные функции религии: компенсационная, мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, интеграционная, культуротворческая.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconИ. Б. Муравьев история мировых религий
Муравьев И. Б. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconУчебно-методический комплекс материалов к курсу «история мировых религий»
«профессиональных дисциплин» по специальности/направлению 020700 «История», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
«История» (гос 2000 г.). Квалификация – «Историк, преподаватель истории». Код дисциплины: опд. Ф. 01 – «всеобщая история» (история...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconПрограмма курса по выбору гсэ «История мировых религий» соответствует...
Курс «История мировых религий» является одной из общепрофессиональных дисциплин
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconЛитература по курсу 19 Цель освоения дисциплины Цель освоения дисциплины...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история религий
Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconУчебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной формы...
Муравьев И. Б., Симонов С. А. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной и заочной формы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconДисциплина б в «История стран Центральной и Восточной Европы»
Познакомить студентов с историей мировых религий и базовыми сведениями по теории религий
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История»
Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история древнего...
Кузь владислав Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран...
Кузь в. В., кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории (мгпу)
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки»
И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconПрограмма вступительного экзамена по программе для поступающих в...
Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий»
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconРабочая программа по дисциплине В. В история мировых религий
Ооп бакалавриата, куда входят основные единицы Гуманитарно-социа-льного и экономического цикла. С такими как «Философия», «История»,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск