Г. Якутска





НазваниеГ. Якутска
страница1/19
Дата публикации21.11.2014
Размер2.92 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



Музей- лаборатория как дополнительное образовательное пространство саморазвития личности в условиях МОУ «Хатасская средняя школа имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»

г. Якутска





Якутск - 2009


Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования Окружной администрации г. Якутска

Посвящается 95-летию родной школы
МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»

Музей- лаборатория как дополнительное образовательное пространство для саморазвития личности в условиях многопрофильной адаптивной сельской школы.

УДК _______

ББК _______

В ____


Утверждено научно-методическим советом

МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»
Автор-составитель

К.В. Калачева, педагог-организатор по краеведению МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»

Ответственный редактор

Л.А. Слепцова
Редакционная коллегия

Н.А. Слепцова,

А.А. Гоголева,

Л.Е. Корякина

Научный руководитель

О.П. Гаврильева, к.п.н., заместитель директора по НЭР

МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»

Администрация и педагогический коллектив МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» выражают искреннюю благодарность народному депутату Госсобрания Ил Тумэн РС (Я), выпускнику школы 1984 года, Федорову Константину Анатольевичу за издание сборника.


В книге обобщен опыт экспериментальной площадки УО АО ГО «Город Якутск» по приказу начальника УО Евсиковой Е.И. №01-10/393 от 07.07. 2006 г. МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» по проекту «Музей-лаборатория как дополнительное образовательное пространство для саморазвития личности в условиях многопрофильной адаптивной сельской школы».


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...…………

1.Михайлов В.Д. Дополнительное образовательное пространство и его

компенсаторные возможности………………………………………………………….

2.Жирков Р.И. Школа – центр духовного преобразования села……………………………….

3.Громова Г. Н. Образовательные модели МОУ «Хатасская средняя общеобразовательная школа имени П.Н. и Н.Е.Самсоновых»…………..............

4. Скурту К. В. О работе экспериментальной площадки на базе МОУ «Хатасская СОШ имени П. Н. и Н. Е. Самсоновых»………………………………………………..

5. Гаврильева О. П. Музей – лаборатория МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»………………………………………………………………………………

6.Винокурова Е.Н. Повышение качества обученности в условиях дополнительного образовательного пространства музея…………………………………………………
Глава I. Модель дополнительного образовательного пространства МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» …………………………………….
1.1. Баишева А. П. Система воспитательной работы школы как основа модели дополнительного образовательного пространства…………………………………………..

1.2. Евсеев А. Н. Историко-краеведческий музей – прототип модели музея-лаборатории школы.……………………………………………………….………………………

1.3. Калачева К. В., Евсеев А. Н. Проект “Музей-лаборатория как дополнительное образовательное пространство для саморазвития личности в условиях многопрофильной адаптивной селькой школы”………………………………………………………………….

1.4. Павлова Т.А. Школьный музей-лаборатория как эффективное средство воспитания школьников ………………………………………………………………..

1.5. Игнатьева Р.В.Система работы учителя начальной школы в дополнительном образовательном пространстве …………………………………………………………………………….

1.6. Слепцова И.Г. Привлечение к научно-исследовательской работе учащихся по иностранному языку ……………….

1.7. Гоголева А.А. Журналистика в деятельности классного руководителя ……………………

1.8. Михайлова Р.Д. Формирование межкультурного общения.

1.9. Алексеева И.В. «Иэйии»- о5о фольклорнай ансамбла ……………………………………………….

110. Слепцова Л.А., Мокрощупова А. М. Олонхо в воспитании национальной культуры детей школьного возраста …………

1.11. Мокрощупов А.В. Спорт – школа жизни ………………………………………………………

1.12. Саввинов Э. Н. Организация двигательной активности учащихся как фактор укрепления здоровья детей ……………………………………………………………………………………

1.13. Матаннанов К.К. Развитие национальных видов спорта в сельской школе ………………..

1.14. Гаврильева Е. М. Взаимодействие школьной библиотеки с семьей ………………………………

Глава II. Опыт реализации проекта “Музей-лаборатория как дополнительное образовательное пространство для саморазвития личности в условиях многопрофильной адаптивной селькой школы” МОУ “Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых”…………………………………………………………………..………
2.1. Калачева К.В. Организационно - педагогические условия создания модели дополнительного образовательного пространства школьного музея-лаборатории……………………

2.2. Калачева К.В, Баишева А.П. Программа образовательного поисково-краеведческого курса “Наследие” - один их механизмов реализации модели дополнительного образовательного пространства………………………………………………..

2.3. Божедонова А. А. Многообразие форм реализации поисково-краеведческой образовательной программы «Наследие»……………………………………………………..

2.4. Колачева А. Б. Музейно-краеведческая работа по программе «Наследие»…………..

2.5.Чепалова И.Е. Историко-краеведческая деятельность учащихся…………

2.6. Павлова Л.С. Эколого-краеведческая работа в 4 классе………………………

2. 7. Жиркова З. Г. Озеро Дьо5одой – один из объектов исследования юных экологов

Хатасской СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых …………………………………………….

2. 8. Ноева Р.П. Изучение истории родного края……………………………………………

2. 9. Антонова Т.Н. Они работали в нашей школе …………………………………….

2.10. Тен Е.Д. Формирование поликультурной личности ………………………………………..

2.11. Миронова С.С. В мир музеев………………………………………………………………

2.12. Герасимова К.Н. Саморазвитие личности через поиск и исследование………………….

2.13. Гаврильева Т.А. Профилактика дезадаптивного поведения у учащихся через влияние музейной педагогики

2.14.Софронова М.Д. Проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе .2.15.Мокрощупова А.М. Сотрудничество: «ребенок»-«родитель»-«педагог» и окружающий мир.
Глава III. Из материалов фонда школьного музея-лаборатории.

3.1. Громова З.А.,Борисова Л.С. Сведения о педагогических и ученических коллективах школы в с. Хатассы за 1915г.-1960г…………………………………………………………..

3.2. Самсонова Т.П., Божедонова А.А. Надо побеждать каждый день!................................

3.3. Громова Г.Н. Сэргэх тэрээһиннэргэ кыттыһан………………………………………….

3.4. Осипова Н. П.Связь поколений……………………………………………………………

3.5. Слепцова Н.А. Поклонимся великим тем годам…………………………………………..

3.6.Сивцева С.Н. Пришкольный участок МОУ «Хатасская СОШ имени Н.П. и Н.Е. Самсоновых»…………………………………………………………………………………….

3.7. Ноев Николай. Попов Г.А.-личность и исследователь-краевед……………………………………..

3.8. Коллектив учащихся 6 «б» класса. О двух великих и простых женщинах: Николаевой М.М. и Сивцевой Е.Е....………………………………….

3.9. Ксенофонтова Надежда. Н.А.Лугинов «Кустук» диэн сэhэнэ мин көрүүбүнэн..………………………………………………………………………

3.10.Матаннанова Анна. Биография моего дедушки П.П.Софронова в книге «Норуоту кытта». ……………………………………..

3.11. Матаннанов Прокопий. Дети войны..………………………………………………………………

3. 12. Петрова Диана. Ыаммытынан үүт уонна куурусса сымыыта …………………………..

3.13. Козлов Тимур. Хатас дьиэлэрэ. …………………………

3.14. Павлов Иннокентий. Лыжный десант длиною в 25 лет.………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………………….


Михайлов Виктор Данилович,

доктор философских наук, профессор ЯГУ им.М.К.Аммосова
Дополнительное образовательное пространство и его

компенсаторные возможности.
Вот уже много лет мы работаем в условиях реформирования системы образования. Изменения коснулись главным образом содержания образования, усиливая его практическую направленность. Следовательно, наряду с поиском ответа на вопрос «чему учить, то есть, какие знания давать», должны ответить и на другой не менее важный вопрос: «как учить».

Советская система образования всегда гордилась своим содержанием, которое было по сути знаниево-ориентированным. Школа, как средняя, так и высшая, давала очень хорошие знания, но функциональная компетентность далеко не соответствовала требованиям практики. Такое несоответсвие особенно сильно проявилось в современных условиях. Реформа образования призвана объединить то полезное, что накоплено в российской школе и того нового, что предлагает зарубежное сообщество. В связи с этим остро ставится вопрос о качестве образования. В рамках Болонского соглашения предложена целая система параметров измерения. В этой системе тестированию отводится лишь техническая роль, которая имеет смысл в сочетании с другими формами. Нам же предложено оценивать знания исключительно по тестам. Дело не в том, что тестирование не привычно для российской системы образования, а в том, что оно – дорога в никуда. С помощью тестов в принципе нельзя развивать творчество. Безусловно, кое-какие знания по тестам можно выявить, но это не те знания, которые учат рассуждать, мыслить. Самое пагубное – ориентация на тестирование вынуждает учителей перейти преимущественно к репродуктивным методам обучения. Попросту это означает «натаскивание» на тесты. Для решения сиюминутных задач тестирование пригодно, а для воспитания поколения думающих, творческих людей - сомнительно. Особенно страдают, на мой взгляд, сельские учащиеся и вот почему.

Жизнь на селе имеет свои особенности. Так, большинство семей заняты в личных подсобных хозяйствах и дети рано включаются в трудовую жизнь семьи, а сам труд имеет сезонный характер. Процесс воспитания детей протекает в относительно замкнутой социальной среде. Поэтому социализация личности объективно ограничена рамками сельского социума. Всё это снижает возможности формирования конкурентоспособной личности. Между тем уже на самом начале жизненного пути выпускник сельской школы сталкивается с серьезными проблемами по поводу продолжения образования, трудозанятости и даже в организации досуга. Раньше школа худо ли, бедно ли давала знания, умения, навыки, способствующие адаптации ко взрослой жизни. Теперь же она в основном готовит учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Правда, введение дуального обучения может быть внесет свои коррективы. Время покажет. А пока школа много полезного утратила, что требует эффективной компенсации.

При каждой школе создается система внеучебных занятий, функционирующая во внеаудиторное время. Эта система формирует дополнительное образовательное пространство, в котором компенсируется то, что не удается реализовать во время уроков. Не секрет, что существенно снизился воспитательный потенциал урока, ибо слабо удается руководствоваться принципом единства обучения и воспитания. Далее, современные технологии образования свели к минимуму речевое общение как учителей и учащихся, так и учащихся между собой. Постоянно растущий объем учебного материала не позволяет индивидуализировать обучение, что ограничивает возможности учащихся самореализоваться.

Чем разнообразнее дополнительное образовательное пространство, тем шире компенсаторные возможности и способность формировать конкурентоспособную личность. Модель дополнительного образовательного пространства Хатасской средней школы имени П.Н.и Н.Е. Самсоновых живое тому свидетельство. Ядром этой модели являются музей-лаборатория и поисково-краеведческая образовательная программа «Наследие». Кроме этих системообразующих элементов в модели представлены спортивно-оздоровительные секции, художественно-творческие объединения, библиотека, пришкольный участок и другие самодеятельные структуры взрослых и детей.

Огромным преимуществом дополнительного образовательного пространства является субъект-субъектный принцип организации деятельности, позитивная мотивационная готовность учащихся к самореализации своего «Я», а также активная самореализация в том виде деятельности, которая выбрана ими самими, разумный баланс труда и отдыха. Помимо этого в этом пространстве формируются такие качества, как позитивное мировосприятие, психологическая устойчивость, трудоспособность, самодисциплина и т.д.

Музей-лаборатория не просто передает опыт, созданный предыдущими поколениями, но и обучает человеческому поведению. В ней учащиеся воспитываются на примере своих односельчан. Чем разнообразнее ознакомление с окружающим миром в детском возрасте, тем увереннее человек будет чувствовать себя в самостоятельной жизни. В музее-лаборатории дети включаются в различные формы исследовательской деятельности, участвуют в дискуссиях, составляют проекты и защищают их. Программа «Наследие» погружает детей в прошлое и учит их мудрости жизни предшествующих поколений, обеспечивая преемственность.

Так же творчески организована работа и других структурных компонентов модели. К примеру, факультатив по иностранному языку приобщает детей к исследовательской работе, а занятия по журналистике привели к созданию корпункта. Школьная библиотека через детей вышла к родителям, секции по национальным видам спорта превратились в центр здорового образа жизни. Олонхо интегрирует все занятия по национальной культуре. Вся модель функционирует на принципе деятельного участия. Всё это позволяет сказать, что она носит инновационный характер. Действительно, в представленной модели осуществелены: моделирование педагогического процесса на основе проектной деятельности; принцип «на малом научить многому»; выбор технологий, основанных на единстве обучения и воспитания, сознания и поведения.

Главное достижение модели – компенсация всего того, что учащиеся по разным причинам не получают в учебное время. О том, как это происходит написано в представленной книге. В ней читатели найдут много интересного и полезного. Дополнительное образовательное пространство Хатасской средней школы имени П.Н. и Н.Е.Самсоновых учит в повседневном поведении хранить память о предках, воспитывает чувство долга перед близкими, учит сопереживать горестям и радостям родного села, учит деятельному добру. В конечном счете, воспитанники школы научатся строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею, быть ответственным за свой успех, справляться с возможными неудачами.

Жирков Руслан Иннокентьевич,

директор МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»

ШКОЛА - ЦЕНТР ДУХОВНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА

Наша школа - одна из старейших школ г. Якутска. Она была открыта 24 ноября 1915 года, о чем свидетельствуют архивные данные фонда Епархиального училищного совета Хатасской школы, грамоты Якутской епархии, школы, грамоты с. Багарадского родового управления Западно-Кангаласского улуса (ф. 287, о. 1. д, 105). В деле о Хатасской школе сохранились 3 рапорта лиц, непосредственно принявших участие в устройстве и организации данной школы. Заведующим состоял священник Георгий Бердянников, законоучителем - дьякон Николай Винокуров. Всего 12 учащихся, из них 3 - русских, 9 -мальчиков - 9, девочек - 3, Школа не имела своего попечителя и содержалась за счет средств и церковного прихода. Функционировала 2 года. Перерывы были вызваны разрухой гражданской войной.

И в 1923 году Хатасская школа была вновь открыта.. Школьный совет просит уездную секцию народного просвещения "войти в положение 30 детей, жаждущих образование". Далее пишут: "Ученье - свет, а неученье - тьма. Не оставляйте их без света, слепым прозреть". Учителем стал работать Семен Михайлович Евсеев. Среди учеников были Евсеева Е.С., Федоров М.Е., Федоров Н.Е., Прокопьева А.И. С 1924 года начал работать Михаил Ильич Попов. Ученики, кроме вышеназванных: Данилова A.M., Федоров М.В., Федоров И.Е. Слепцов П.Д., Прокопьев М., Емельяновы Татьяна, Анисья, Катя, Соболевы Антонина, Татьяна, Савва. Начиная с 1930 года, школа была реорганизована в начальную, но продолжали учебу немногие.

В 1930-1933 годах учителями работали Д.Ф.Охлопков (заведующий), Аргунов А.А., Слепцова В.П., Брагина Н.А., Чинягин. Учились тогда Яковлева О.А., Яковлева А.Д., Андреев А.Д., Гаврильев (погиб на войне) и другие.

В 1935-36 учебном году по ходатайству общественности наслега школа стала средней. Заведующим назначен Федоров Михаил Владимирович (впоследствии заслуженный учитель ЯАССР). Завучем был Убояровский Василий Васильевич. Учителями работали Туйканова А.В., Чинягин Н.А., Токосова И.А., и др. В эти годы в школе была организована художественная самодеятельность, дети с концертами выступали на сценах г. Якутска. Пионерскую работу возглавляла Пинигина Т.В. Активистами были Яковлева О.В., Пинигина Т.В., Борисова К.Н., Михайлова В.С., Коноева Е.П., Сивцев Т.Е., Осипова Т.Н., Прокопьев А.И., Саввин Н.Т., Михайлов К.С.

В 1938г. в местности Хоро открылся первый пионерский лагерь на 20 детей. Пионервожатая Яковлева Л.В. проводила разнообразную работу с детьми. Через год открылся второй лагерь в местности Ой-Бэс на 50 детей (вожатая Борисова К.Н.). Шумовой оркестр лагеря (руководитель Прокопьев А.И.) занял 1 место в республиканском смотре.


В 1940 г. силами жителей было построено в селе новое здание школы. Это стало событием в жизни села Хатассы. А две березы, посаженные у центрального входа под руководством биолога Л.К Яковлевой, стали своеобразным символом школы на долгие-долгие годы. С 1940 г. по 1943 г. директором Хатасской школы работал Аллахский Н.А.

В эти голы школьники собирали на фронт одежду, вещи, три раза отправляли посылки, Учителя вели работу по ликвидации безграмотности, знакомили население с положением на фронте.

После демобилизации из рядов Советской Армии в 1947 году в солдатской шинели, офицерской фуражке, в военной гимнастерке, прибыл в Хатассы вновь назченный директор школы Иванов Павел Петрович. Завучем работала Оконешникова Прасковья Ивановна (ныне заслуженный учитель ЯАССР). В те времена плодотворно работали учителя Попов М.И., Захарова У.Е., Аргунов В.Е., Тарасова А.Д., Сивцева Е.Е. и др.

В 1948 году в школу прибыла семья замечательных учителей Самсоновых: Надежды Евменьевны, Парфения Никитича, Тамары Парфеньевны. Это было началом новой жизни села, началом настоящего обучения и воспитания. Хатассы учителям Самсоновым обязаны новым высокообразованным поколением.


Коллектив школы начал проводить целенаправленную работу по педагогическому просвещению населения.. Учителя приобщались к экспериментаторской работе. Выпускники продолжали учебу в г. Якутске, они стали поступать в вузы.

С 1951 по 1958 гг. директором работал один из известных деятелей народного образования Якутии, заслуженный учитель школы РСФСР и ЯАССР П.Н.Самсонов. С 1957 года школа стала базовой школой ЯГУ.

Неизгладимый след в душе многих хатасских школьников оставили прибывшие в 50-70-е годы ХХ века из центра России молодые учителя русского языка и литературы, математики, начальных классов и иностранных, русского языков: Лебедева В.В. (Дьяконова), Сокурова Ф.Ф. (Федорова), Блинова Л.А., Доброва Л.М., Толстякова Г.И..

Многие избрали делом своей жизни педагогический труд и достигли высоких результатов. Например, Софронова М.И., Осипова Н.П., Петров И.П., Захаров И.И., Сысолятина А.С., Жирков И.И., Петрова А.И. и др.

С 1958 по 1960 годы директором школы плодотворно работал отличник народного просвещения РСФСР Дегтярев Н.И. Яркий след оставил в душе воспитанников работавший в эти годы Михайлов Марк Михайлович, учитель биологии, энтузиаст своего дела, впоследствии преподаватель ВПУ имени Н.Г. Чернышсвского.

В 1961-1969 годы работали директорами Кычкин К.П., Саввин Н.А., Старостин В.М. С 1964 года школа стала средней. Директором был назначен ветеран Великой Отечественной войны Попов Р.И. Первый выпуск состоялся в 1966 году.

Выпускники 1968 года (классный руководитель Корнилов Н.Н.), следуя призыву "IIIкола-производство-ВУЗ", остались работать в родном совхозе, основав одну из лучших традиций школы. Из них Соколова Г.М. стала главным агрономом совхоза "Хатасский", кавалером ордена "Знак Почета", избиралась депутатом Верховного Совета ЯАССР.

С 1971 года по 1977 год директором работал Горохов С.И. В эти годы была изучена история села, создан историко-краеведческий музей. Школа работала над формированием творческого коллектива через решение проблемы "Развитие личности школьника». С середины 1970-ых и в 1980-ые годы педагоги-энтузиасты: Попова Р.В., Сысолятина А.С., Иннокентьева Е.С., Малышева Л.С., Слепцова Г.С., Корякина Д.С., Осипова Н.П., Громова З.А., Борисова Л.С. и другие - вели учебно-воспитательную работу среди взрослого и детского населения по микрорайонам под руководством начальника штаба Калачевой К.В. в сотрудничестве с председателями Сельского Совета (в последствии переименованного в Администрацию села) Копыриным А.Н., Гребцовой Э.И., Мокрощуповой Е.А, Окороковым С.К., Евсеевой Е.Г. Координаторами со стороны производственных предприятий являлись парторг Софронов П.П., председатель рабочкома Чепалова Л..М., также были задействованы в пропаганде здорового образа жизни все общественные организации села.

Педагоги изучали вопросы научной организации труда учителя и учащихся. Долго и плодотворно работали учителя: Божедонов И.А., Минина З.В., Федо­рова В.Г., Горохова Е.М., Данилова А.С. Усилиями Даниловой А.С., учителя биологии, было посажено вокруг школы более 200 деревьев.

Под руководством директора школы Григорьева П.П. (1977-80 гг.) значительно укрепилась материаль­ная база, осуществлена кабинетная система обучения. Школа становит­ся базой ЯРИУУ по формированию и распространению передового педагогическою опыта. В этом деле зачинателями выступили учителя начальных классов, русского языка и литературы, иностранных языков. В селе при непосредственном содействии школы был открыт Дом пионеров (директор Калачев А.П.). А кружковцы принимали участие на российских и республиканских соревнованиях и занимали призовые места (руководители Иванов С.С. и Копырин И.В.).

Был создан известный в то время в республике ансамбль "Хомусчаан" (руководитель Татаринова Е.Н.).

Останутся в памяти многих учащихся и учителей замечательные педагоги: Татаринова Е.Н., Гаврильев П.А., Захаров И.И., посвятившие всю свою жизнь обучению и воспитанию детей. Иннокентий Захаров стал организатором и пропагандистом физкультурно-оздоровительной ра­боты и туризма. Его именем названа одна из улиц села и ДЮСШ №7. С 1980 г. по 1985 г. директором работала заслуженный учитель школы РСФСР Мордосова С.И. В эти годы улучшилась совместная деятельность школы и культурных центров села в воспитании подрастающего поколения. Педагогический коллектив работает над вопросами оптимизации и интенсификации учебно-воспита­тельного процесса. Возобновляется обучение детей с 6 лет.

Ученица Капитонова Паша была награждена медалью, ныне она Глава Администрации МО «Хатассы». Традиционными стали экскурсии в центральные города страны. Многие школьники получали образование, живя в пришкольном интернате.

С 1985г. по 1999г директором работал Антонов Л.А., заслуженный учитель РС (Я). В эти годы школа решала ряд задач по реализации основных направлений Концепции национальной школы, путей перехода в режим развития. Проделана большая работа по обновлению содержания образования школьников. С целью улучшения учебного процесса, повышения качества обучения учащихся в школе было введено дифференцированное обучение, в учебный план включены предметы по выбору, открыты классы выравнивания и классы с ускоренным темпом обучения. Серьезное внимание уделялось освоению новых учебников, программ, педагогических технологий.

В 1995 году по указу Правительства РС (Я) школе присвоены имена выдающихся педагогов республики Парфения Никитича и Надежды Евменьевны Самсоновых.

С 1999г. директором работает Жирков Р.И, отличник народного просвещения. В МОУ «Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых» г. Якутска обучаются в 34 классах-комплектах 595 учащихся. Их обучают 67 учителя. Педагогический коллектив работает творчески. Среди них 1 заслуженный учитель РФ, 19 отличников народного просвещения, 8 отличников образования РС (Я) , 3 стипендиата Фонда «Дети Саха-Азия».

В организации учебно-воспитательного процесса в нашей школе положена идея целостности. Основополагающими принципами работы школы являются гуманизация, демократизация и гуманитаризация образования. Главная цель - создание максимально благоприятных, условий для развития личности учащегося и педагога. Школа работает по следующим направлениям развития: учебно-образовательная, физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, этнокультурная, учебно-производственная, информационно-технологическая, социальная.

С 2005г. школе присвоен статус научно-исследовательской лаборатории ГОУ ИПКРО им. С.Н. Донского-II .

В 2004 году Президент РС (Я) В.А. Штыров подарил большое количество энциклопедических словарей. Семьи педагогов Самсоновой Т.П., Е.М. и С.И. Гороховых подарили родной школьной библиотеке 2000 книг.

В школе создано подсобное хозяйство. Осуществляется широкое внедрение современных образовательных технологий. Первый Президент РС (Я) Николаев М.Е. в 2007г. подарил комплект компьютерного кабинета и интерактивную доску.

Школа имеет давние традиции, например, проведение предметных недель - Недели педагогического мастерства, внутришкольные семинары. Впервые был проведен школьный конкурс «Учитель года-2000», где победила учительница биологии и химии, отличник народного просвещения Жиркова З.Г.

Создана система работы школы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся и учителей. Опытно-экспериментальная работа в школе дает возможность повысить мотивацию обучения и воспитания, обобщения передового опыта работы. Наши учителя активно включились в разработку учебно-методических пособий, учебников, новых учебных планов и программ по предметам: по раннему обучению физики, химии, биологии (Жиркова З.Г.), математики (Уваровский Н.П. и Иннокентьева Е.С.), русскому языку в национальных школах (Наумова А.К.).

Научно-методический совет школы (руководитель Гаврильева О.П.) проводит анализ научных достижений и результатов образовательного процесса. Повышение профессиональной квалификации, педагогического мастерства осуществляется через городские и внутришкольные семинары. Особое место в работе школы отводится опытнической научно-исследовательской работе учащихся. Учителя биологии и химии оборудовали учебно-опытный участок, на котором дети выращивают сельскохозяйственные культуры, проводят исследования (учителя Жиркова З.Г., Алексеева Н.И., Попов Ф.И., Сивцева С.Н.).

По экологии и биологии учащиеся ежегодно участвуют на республиканской научно-практи­ческой конференции "Шаг в будущее". В 2000г. Иванов Саша стал дипломантом республиканс­кой конференции в г. Якутске и участвовал в финале Всероссийской НПК «Шаг в будущее» и г. Москва (учитель Жиркова З.Г.), в 2005г. Хабибулина Диана участвовала в Всероссийской НПК в г. Слюдянка (Громова Г.Н.)

Школа - экспериментальная площадка федерального, республиканского, городского значения. В 2008 г. присвоен статус опорной школы по обучению якутскому языку и литературе среди общеобразовательных учреждений РС (Я).

Любая школа гордится своими выпускниками-медалистами. С 1991 года в школе 6 выпуск­ников получили золотые медали, 5 – серебряные.

В данное время открыт специальный (коррекционный) класс для решения проблемы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (учитель Громова З.А.).

Школа - участник Международного Форума ЮНЕСКО «Устойчивое развитие стран Аркти­ки и северных регионов РФ в контексте образования, науки и культуры» (июль 2006 г.).

Детский ансамбль танца «О5о саас» стал дипломантом на Всероссийском фестивале детско­го творчества в г. Краснодаре (1998г.) и лауреатом Международного конкурса в Турции (2006г.), Болгарии (2008г.). Борисов Ким - стипендиат Фонда "Бар5арыы", был неоднократным лауреатом международных конкурсов и конгресса варганистов мира. В январе 2000г. солистка танцевального ансамбля «Сюр­приз» Шилова Вика (9 класс) участвовала в Международной программе «Встречи на рубеже веков» в составе группы школьников Якутии в Японии.

Особое внимание уделяется повышению уровня воспитательной работы в школе. Вне­классная воспитательная работа с учащимися ведется и по микрорайонам (туолбэ) под деви­зом: «Школа, семьи, село - единое целое». Наибольших результатов в воспитательной работе добиваются классные руководители, умело использующие возможности школы, социума и семьи: Громова З.А., Старостина К.Н., Тен Е.Д., Миронова С.С., Игнатьева Р.В., Громова Г.Н., Божедонова А.А., Евсеев А.Н., Чепалова И.Е., Павлова Т.А., Жиркова З.Г., Ноева Р.П., Захарова В.Г., Матаннанова Я.П., Мокрощупова А.М. и многие другие.

Четвертый год идет реализация НППО в стране. Достижения школы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»:

Школа приняла участие в выставке Международного Форума ЮНЕСКО-2007 в г. Якутске. Награждены: Громова Г.Н. - заместитель директора по УВР, учитель немецкого языка, облада­тель Гранта Главы г. Якутска И.Ф. Михальчука «Общественное признание», 2006 г. и Никифоров Виталий - стипендиат Главы г. Якутска И.Ф. Михальчука, 2006 г.

Оценивая сегодняшнее состояние школы, можно отметить несколько особенностей основных ее направлений деятельности:

  • завершили первый этап ее перестройки в условиях социально-экономических преобразований, а именно: дифференциация обу­чения, диагностика состояния качества учебно-воспитательного процесса, вариативности содержания образования, разработ­ка модели школы как центра преобразования села;

  • успешно внедряются новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса с использованием современных ИКТ;

  • администрация с. Хатассы, СХПК «Хатасский» и школа на до­говорной основе со взаимными обязательствами сотрудничают в воспитании грамотного, рачительного хозяина родной земли;

  • складывается система работы по развитию ученического само­управления;

  • разработана комплексно-целевая программа развития школы на 2005-2010 гг. и модель личности выпускника «Школы развития»;

  • наблюдается стабилизация кадрового состава коллектива;

  • осуществляется раннее изучение иностранных языков, что спо­собствует оптимальной интеграции учащихся в мировую цивилизацию;

  • отмечается увеличение числа учащихся-победителей и призеров олимпиад, конкурсов, конференций и спортивных соревнований разных уровней;

  • школа стала Ресурсным центром по приоритетным направлениям развития образовательного пространства города;

  • завершается работа экспериментальной площадки УО ОА ГО «Город Якутск» по проекту «Музей-лаборатория как дополнительное образовательное пространство для саморазвития личности в многопрофильной адаптивной сельской школе», тем самым разработана модель дополнительного образовательного пространства школы, в перспективе-совершенствование системы работы по музейной педагогике;

  • создана оптимальная гуманистическая, демократическая система государственно-общественного управления школой;

  • совершенствуются содержания и технология образования, а также внедряются новые экономические механизмы в работе школы;

  • уровень знаний, умений и навыков учащихся школы соответству­ет программным требованиям, об этом свидетельствует успеш­ное поступление выпускников в вузы Республики Саха (Якутия) и России.

В данное время школа является центром духовного развития села Хатассы. Она является инициатором работы по социально-культурно­му преобразованию села.

Школа не существует без ежедневного кропотливого труда технических работников. С теплотой и благодарностью коллек­тив вспоминает Яковлеву А.Л., Афанасьеву Е.Л., Решетникову В.А., Кривошапкину А.Ф.., Исаковых, Ефимову А.К., Кириллину В.М., Ефремова A.M., Казанову М..Д, Дмитриеву Ф.А.., Мордовскую В.М., Слепцову Р.Д., Павлову B.C., Павлову Е.С.

Обеспечивают грамотное, стабильное функционирование школы ма­стера педагогического труда, талантливые учителя Громова З.А., Бори­сова Л.С., Старостина К.Н., Корякина Д.Е., Тен Е.Д., Сысолятина А.С., Наумова А.К., Калачева К.В., Жиркова З..Г., Громова Г.Н., Малышева Л.С., Иннокентьева Е.С., Дьяконова А.Н., Павлова Т.А., Миронова С.С., Иг­натьева Р.В. и другие.

Сейчас в школе заложен фундамент будущих перемен. Она являет­ся одним из инновационных объектов УО республики.

Мы верим в свое будущее. Многое при реализации намеченного зависит от лич­ной ответственности, настойчивости и инициативы каждого челове­ка. Впереди много работы, и я верю в педагогический коллектив, который имеет свои богатые традиции и способен к твор­ческой деятельности.

Громова Галина Николаевна, заместитель директора по УВР
Образовательные модели

МОУ «Хатасская средняя общеобразовательная школа имени П.Н. и Н.Е.Самсоновых».
Наша школа – школа со смешанным контингентом обучающихся, где учатся дети с повышенной мотивацией, учащиеся со средними учебными способностями, а также школьники, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из потребностей родителей, способностей и склонностей обучающихся в школе отработаны следующие образовательные модели:


Образовательные модели максимально приспособлены к индивидуальным особенностям обучающихся, к их образовательным потребностям. Обеспечивают вариативность, дифференциацию и гуманизацию образовательного процесса, создают условия для самодиагностики, самопознания, саморазвития и самореализации школьников.

Прогимназический компонент в начальных классах достигается выбором развивающих педагогических технологий, ранним обучением иностранным языкам, углубленным обучением английскому языку, совместной работой с Домом детского творчества при проведении уроков технологии.

Гимназические классы среднего звена характеризуются изучением двух иностранных языков, ранним обучением физике, химии, дифференцированным обучением математике, занятиями в кружке «Дьо5ур».

В соответствии с профессиональными интересами и намерениями старшеклассников комплектуются классы естественно-математического, социально-гуманитарного или информационно-технологического профилей. Профильное обучение реализуется за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса.

В содержательной части образовательной системы школы особое место занимает модель «Музей-лаборатория как дополнительное образовательное пространство для саморазвития личности в условиях многопрофильной адаптивной сельской школы». Данная модель базируется на принципах гуманистической психологии и педагогики, признающих личность главной ценностью, уникальной целостной системой, способной к самоактуализации и саморазвитии. Она взаимодействует с другими образовательными моделями через национально-региональный компонент, интеграцию учебных предметов и краеведения.


Скурту Клавдия Владимировна, директор Музея образования РС (Я)
Рецензия

на систему работы экспериментальной площадки УО ОА ГО «Город Якутск» (Евсикова Е.И.) по проекту «Музей – лаборатория как дополнительное образовательное пространство для саморазвития личности в условиях многопрофильной адаптивной сельской школы» (авторы: Калачева К.В.,Евсеев А.Н.) , действующей с 2005- 2006 учебного года.

Одной из отличительных черт российской системы образования стало значительное распространение в ней педагогических инноваций: от содержания предметного обучения и конкретных методик преподавания до построения моделей единого образовательного пространства на уровне микросоциума, города, района, республики и страны.

МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» имеет статус школы – лаборатории ИПКРО РС(Я) по теме «Саморазвитие личности в условиях многопрофильной адаптивной сельской школы» с 2005 – 2006 учебного года, статус экспериментальной площадки УО города Якутска по созданию дополнительного образовательного пространства школы через возможности музея – лаборатории.

Эксперимент по использованию музейной педагогики вызван процессом модернизации образовательной системы, связанной с закреплением государственных гарантий на получение качественного и доступного дополнительного образования детей по принципам природо- и культуросообразности, доступности, бесплатности формирования обученности и воспитанности учащихся в открытой образовательной среде окружающего социума, а также за счет расширения контингента участников процесса в сетевом взаимодействии.

Проект музея как дополнительного образовательного пространства реализуется через поисково – краеведческую программу учебного курса «Наследие» (авторы: Калачева К.В., Баишева А.П.) с 1 по 11 классы, где предусмотрено формирование гражданственности, патриотизма и толерантности в процессе знаниедобычи и знаниепереработки самим обучающимся с учетом социального и культурного капитала семьи, ближайшего окружения, интереса и желания его и родных выбрать такую специальность, чтобы быть успешным и востребованным на протяжении всей дальнейшей жизни. Акцент в содержании эксперимента педагогический коллектив делает на расширение и углубление исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Опыт историко-краеведческого музея-лаборатории МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» был представлен перед участниками Всероссийского совещания «О мерах по обеспечению прав детей, проживающих в малых и труднодоступных сельских поселениях, на получение качественного общего образования» в 2007 году.

Для слушателей республиканских курсов ИПКРО РС (Я) «Арктическое регионоведение. Музейная педагогика» организованы семинары по проекту экспериментальной площадки «Музей-лаборатория как дополнительное образовательное пространство для саморазвития личности в условиях многопрофильной адаптивной сельской школы» в 2007-2008, 2008-2009 уч. годах. Эксперимент по авторским проекту и программе «Наследие» в МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» (Жирков Р.И.) подтвердил целесообразность использования музейной педагогики в школах, т.к. основан на опытах Российского Центра музейной педагогики и детского творчества Санкт-Петербурга (Б.А.Столяров), Бютейдяхской научно-практической лаборатории ИПКРО РС (Я), рассматривающей музей как образовательное пространство , воспитательная среда и учреждение дополнительного образования (Шамаева А.П. Родионов К.К.) на материалах курса повышения квалификации в Российском этнографическом музее ( В.М.Грусман ) по теме «Петербургская школа музейной педагогики» (2008), также на материалах Международного летнего института повышения квалификации педагогов, организованного в июле 2008 года МО РС (Я), Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ,ИПКРО РС (Я) имени Донского-II (Чоросова О.М.), Университета Арктики, Издательства Бином, «Лаборатории знаний», Майкрософт «Партнерство в образовании» (июль, 2008).

04.03.09.
Гаврильева Оксана Павловна, к.п.н., заместитель директора по НЭР
Музей-лаборатория МОУ « Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых».
16 февраля 2006г. в МОУ «Хатасская СОШ имени П. Н. и Н.Е. Самсоновых» г. Якутска был проведен открытый конкурс перспективных инновационных образовательных проектов и программ, где предметные методические объединения учителей защитили свои проекты. Защитила свой проект по теме: «Музей–лаборатория как дополнительное образовательное пространство саморазвития личности в условиях многопрофильной адаптивной сельской школы» и педагог-организатор по краеведению Клара Васильевна Калачева.

С этого момента краеведческий музей нашей школы обрел второе дыхание. Открылся интересный, необычный музей–лаборатория, который стал научно-экспериментальной площадкой Управления образованием ГО «Город Якутск».

Научно–фондовое, научно-просветительское, научно-исследовательское, научно-методическое направления вышеназванного проекта руководствуются программой «Наследие», которая имеет следующие разделы: « Историческое наследие», «Наследие дружбы», «В буднях великих свершений», «Грани творчества», «Природное наследие», «Молодежные и детские организации», «Туризм», «Журналистика».

Продолжая традиции, обогащая наработанный опыт, совершенствуя формы работы школьного музея, музей- лаборатория создает то информационное пространство, где аккумулируются сведения, программы, планы, проекты о прошлом, настоящем и будущем села и школы.

Участвуя в различных конкурсах, олимпиадах по краеведению, которые проводит музей лаборатория, школьники собрали богатейший материал по темам: «Якутск моими глазами», «Семейная реликвия», «Удьуор утума», «Они работали в нашей школе», «История в лицах».

Немаловажную роль в дополнительном образовании детей через музей- лабораторию играет организация кружковой работы по краеведению в классах со слабой мотивацией обучения.

Плодотворно работают кружки ««Вокруг света» во 2 «б», «Туризм» в 3 «а», «Иэйии» в 8-9 классах, «Экскурсоводы-краеведы» в 6 «б», «Юные краеведы» во 2 «а», «Учимся навыкам краеведческой работы» в 7 «б», «Школа говорения» в 3 «б» и другие, которые охватывают до 167 обучающихся школы. Занимаясь в этих кружках, школьники приобщаются к навыкам поисково-исследовательской работы, расширяют свой кругозор, учатся красиво и выразительно говорить, защищать свою точку зрения, тем самым закладывается фундамент для развития саморазвивающейся, творческой личности.

И сегодня богатая экспозиция, фонды музея - лаборатории успешно используются в учебном процессе школы, а сам музей - лаборатория стал одной из «визитных карточек» школы.

Успехи научно-поисковой и научно-исследовательской работы музея – лаборатории отражены в материалах городской конференции учащихся начальных классов г. Якутска «Мир вокруг меня», республиканской очно-заочной олимпиады школьников «Историко-культурное наследие родного края», республиканских НПК «Самсоновские чтения», «Кочневские чтения», в конкурсе экскурсоводов школьных музеев, посвященных 375-летию вхождения Якутии в состав России и.т.д.

В последние годы мы вправе говорить о начальном этапе сложения «музейной педагогики» музея лаборатории Хатасской школы, которая достойно представляет себя в городе, в республике и за ее пределами. Музей-лаборатория не исчерпал все возможности дальнейшего роста. У него много планов и задумок, реализация которых приведет к новым открытиям и внедрению «живой» науки в процесс обучения сельских школьников.

Винокурова Евдокия Николаевна, заместитель директора по УВР
Повышение качества обученности в условиях дополнительного образовательного пространства музея
Образовательное пространство нашей школы совместно с музеем-лабораторией представляет собой целостную систему, которая берет на себя конструктивную роль в проблемных отношениях учащегося, улучшая перспективы изменения их в лучшую сторону.

Новым элементом системы оценки качества образования образовательного учреждения является мониторинг развития метапредметных способностей обучающихся. Под задачей метапредметного образования должны понимать формирование у школьника мышления как такового, которое может быть развернуто на любом предметном материале. Единое образовательное пространство развивает характеристики у школьников такие, как способность вести научное исследование или проектирование, способность занять содержательную позицию в диалоге, удерживать предмет обсуждения, строить взаимодействие с оппонентом, ориентироваться в ситуации неопределенности, способность осознать цель и поставить задачу, способность довести решение задачи до результата.

Очевидно, что работа музея-лаборатории решает образовательные задачи:

  • расширяет общекультурный кругозор учащихся и формирует мотивацию достижения успеха.

  • ведет за собой улучшение успехов в учебе.

Роль педагогического анализа в деле управления школой чрезвычайно велика. По итогам учебного года из имеющейся информации, собираемой в течение учебного года, выделяем и группируем в блоки необходимые для анализа данные, характеризующие состояние каждого блока, даем их качественную и количественную характеристику. Улучшение успехов в учебе показывают анализы блоков:  

  1. Уровень дидактической доступности обучения класса.

  2. «Сохранность уровня ДДО» за 2 года в разрезе одного класса.

  3. Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний учащихся по классам.

  4. Общая успеваемость детей удовлетворительного уровня обучаемости и низкого уровня обучаемости в течение года.

  5. Мониторинг качества обучения за 3 года в разрезе одного класса.

Школа реализует инновационные формы социально-педагогической работы с сельскими детьми такие, как:

    • Научно-исследовательская работа учащихся.

    • Программа патриотического воспитания.

    • Вовлечение детей в систему дополнительного образования.

    • Компьютеризация образования.

Единой целью является раскрытие внутреннего потенциала школьников села.

Концепцией дальнейшего развития школы является создание нового типа сельской школы, где создаются равные возможности для развития детей с одаренными способностями и для детей, нуждающихся в коррекционном обучении.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Якутска iconУтвержден Распоряжением Окружной администрации города Якутска от «23» ноября 2011 г
В. П. Ларионова» Городского округа «Город Якутск» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п...
Г. Якутска iconПрограмма мобу сош №1 г. Якутска на 2013 2014 учебный год г. Якутск 2013
Образовательная программа мобу сош №1 г. Якутска направлена на формирование и развитие у школьников таких ценностей как свобода личности,...
Г. Якутска iconПо личным достижениям 2010-2011 гг на республиканском, региональном,...
Экспертной комиссии Управления образования Окружной администрации города Якутска
Г. Якутска iconУрок по теме «Экология Якутска»
Урок-обобщение пройденного материала раздела №2-«Наш хрупкий мир» с элементами проектной деятельности
Г. Якутска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение – мобу национальная политехническая средняя общеобразовательная школа№2 г. Якутска ( с углубленным изучением...
Г. Якутска iconО ходе введения фгос в мобу сош №31 г. Якутска
Организация образовательной деятельности первоклассников в условиях введения фгос с 1 сентября 2012 года
Г. Якутска iconПубличный отчет работы школы за 2010 2011 уч г. Социальный паспорт школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4» Городского округа...
Г. Якутска iconОписание урока по технологии в 4 классе Кириллина Анна Георгиевна...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся...
Г. Якутска iconПамятка призывника: Справочное пособие для студентов высших учебных...
Средняя образовательная школа №29 г. Якутска Республики саха (Якутия). Окончила школу с медалью, как одна из лучших медалисток Республики...
Г. Якутска iconПубличный отчет руководителя муниципального бюджетного дошкольного...
Якутскагропромснаб» 28 декабря 1981, назывался он детское ясли-сад №82 «Колосок». В 1994 г детский сад был передан в распоряжение...
Г. Якутска iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
Г. Якутска iconДействующим законодательством Российской Федерации (п ст. 33 Закона...
«Надежда» Городского округа «Якутск» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п ст. 33 Закона...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск