МОУ «Едейская средняя общеобразовательная школа имени З.П.Саввина
МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»
Рассмотрено
на заседании ШМО Протокол № _____ Рук. ШМО _________/Мохначевская М.Н./
«___» сентября 2010г.
| Согласовано
Зам. директора по УМР ____________/Евсеева Т.П./
«___» сентября 2010г.
| Утверждаю
Директор школы
__________/Барашков А.И./ «___» сентября 2010г.
|
Рабочая программа ПД
по изобразительному искусству и технологии
«Основы дизайна и дизайн одежды»
9 класс
Учитель изобразительного искусства и МХК
Зырянова Наталья Егоровна
2010-11 уч.гг
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дизайн- это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще красива.
Каждый дизайнер должен найти собственный путь решения поставленной перед ним проблемы на основании своего художественного видения, таланта и накопленного опыта. В силу этого обстоятельства, даже при одинаковых исходных задачах и материалах, два дизайнера по разному подойдут к решению одного и того же проекта. Уровень общей культуры проектировщика обязательно проявится в создаваемом образе вещи. В связи с тем что в функции общеобразовательной школы не входит решение задачи специальной подготовки, художников-дизайнеров, программа построена таким образом, чтобы у школьников сложились представления о специфике дизайна, его роли в жизни, об источниках развития, о творческой, художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства, природной среды.
Главная задача программы - приобщить школьников к пониманию художественно-организованных предметов и пространства. Развитие стремления к самостоятельной творческой работе по созданию целостной художественно-организованной среды, в зависимости от потребностей конкретного человека или от назначения создаваемых им предметов.
Целью обучения по данной программе является подготовка школьников к самостоятельному продумыванию и созданию окружения в полной гармонии со своим характером и интересами, то есть вовлечение в дизайн-деятельность, развитие стремления школьников к самосовершенствованию, что необходимо в любом виде творческой деятельности.
Материал программы включает в себя знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, декоративно- прикладным искусством.
Наиболее эффективными формами и методами работы с учащимися при изучении данной программы являются практически занятия, содержание которых должно быть направлено на поиск и самостоятельный выбор способа отображения задуманного или усовершенствованного объекта, творческий подход к решению любого задания, культуры выполняемой работы, использование рациональных приемов проектной и графической деятельности. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ.
Раздел I. История развития дизайна.
Формирование представлений об общих закономерностях развития дизайна в различные периоды истории. На примере предметного искусства Древнего Мира, Возрождения, различных стилей 16- 20 веков, якутского прикладного творчества.
Раздел II. Композиция в художественном проектировании. Понятие о композиции в дизайне. Основные средства композиции. Виды композиции- фронтальная, объемная, глубинно-пространственная. Основные категории композиции: ритм, симметрия, асимметрия, динамика, статика, контраст, нюанс.
Раздел III. Виды дизайна.
Научить различать и характеризовать виды дизайна. Виды дизайна: промышленный дизайн, фитодизайн, графический дизайн, визаж, оптический дизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды, ландшафтный дизайн, архитектурный дизайн, арт- дизайн.
Раздел IV. Изобразительно-выразительные средства дизайна. Точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорции, масса, шрифт.
Раздел У. Практические работы.
Художественное проектирование, разработка проектов, стилизация, макетирование, компьютерная графика, графическая работа.
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ.
№
| РАЗДЕЛЫ
| Количество часов в год.
| 1
| История развития дизайна
| 1
| 2
| Композиция в художественном проектировании
| 2
| 3
| Виды дизайна
| 4
| 4
| Изобразительно- выразительные средства дизайна
| 6
| 5
| Практические работы
| 22
|
| Всего
| 35
| ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА.
Раздел I. История развития дизайна.
Тема: Предметный мир в эпоху ремесленного производства.(1).
Раздел II. Композиция в художественном проектировании.
Тема: Композиция в дизайне. (1).
Ритм. (1).
Раздел III. Виды дизайна.
Тема: Биодизайн (1).
Промышленный дизайн (1).
Этапы деятельности дизайнера (1).
Книжная графика. (1).
Раздел IV. Изобразительно- выразительные средства дизайна.
Тема: Композиция из штрихов, линий «Волны», «Ветер» (2).
Теплые, холодные цвета. (2).
Шрифт. (2).
Эскиз обложки. Проект обложки к детской книжке. (2)
Раздел V. Практические работы.
Тема: Дизайн- проект карандашницы (3).
История дизайна одежды
Великие Кутюрье мира
Ведущие модельеры Республики Саха (Якутия)
Разработка серии эскизов одежды в якутском стиле. (2)
Разработка серии эскизов одежды в современном стиле. (2)
Индивидуальные творческие работы. Проекты (7)
В результате освоения данных разделов выпускники должны:
Знать:
историю возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;
средства и основные этапы преобразовательной деятельности человека при проектировании изделий, моделей, выполнении проектов; - национальную культуру, традиции и обычаи своего народа;
о закономерностях и средствах композиции. Гармония. Симметрия, асимметрия. Статика и динамика. Ритм. Оптические иллюзии;
о видах композиции;
особенности проектирования отдельных вещей; различия и характеристики видов дизайна; изобразительно- выразительные средства дизайна;
Уметь:
использовать компьютер в своей профессиональной деятельности;
выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
основные этапы стилизации;
использовать полученные знания на практических работах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гермогенов П.П. Туостан оноhуктар: дьарыктаныан ба5алаахтарга көмө. – Дьокуускай: Бичик, 2010. – 72 с.
Зайцева А.А. Дизайн своими руками. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006. – 304 с.: ил.
И.А.Потапов, А.Н.Зверева: Альбом-монография «Анна Зверева., ОАО «Иван Федоров» СПб, 2000.
Катханова Ю.Ф. Техническая графика и основы дизайна 9- 10 классы- М., «Просвещение», 1990
Кибалова Л. и др. Иллюстрированная энциклопедия моды.-
Прага.-Издательство Артия, 1986.
Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. -М.: АСТ-Астрель, 2001.
Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. — М.: Росмэн, 1997.
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) : Сборник статей. / Под. Ред. Г.Г. Неустроевой. – Я.,1999.
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI-ХП веков. - М.: ВЛАДОС,
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. — Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов- М., Издательский центр «Академия», 1990.
Фантазии от Августины Филипповой: [альбом/ сост. З.Иванова-Унарова; фот.: Дьяконов и др.]. – Якутск: Бичик, 2008. – 192 с.
Я познаю мир: Дизайн: Детская энциклопедия. - М.: Астрель, 2002.
Учебно-тематический план ПД
«Основы дизайна и дизайн одежды»
№
| Темы занятий
| Творческие задания
| По плану
| Факт.
| 1
| Вводный урок. Предметный мир в эпоху ремесленного производства.
| Найти материалы по теме
|
|
| 2
| Композиция в дизайне.
| Композиция из цветной бумаги на выбранную тему
|
|
| 3
| Ритм.
| Узор в полоске
|
|
| 4
| Биодизайн
|
|
|
| 5
| Промышленный дизайн
| Найти материалы по теме
|
|
| 6
| Этапы деятельности дизайнера
| Найти материалы по теме
|
|
| 7
| Книжная графика.
| Проект детской книжки
|
|
| 8
| Композиция из штрихов, линий
| Творческие композиции , упражнения
|
|
| 7
| Композиции на темы «Волны», «Ветер»
| Композиции в технике акварель, гуашь
|
|
| 9
| Теплые цвета
| Цветовая творческая композиция
|
|
| 10
| Холодные цвета
| Цветовая творческая композиция
|
|
| 11
| Шрифт. Основы шрифтоведения
| Творческие работы с помощью компьютера
|
|
| 12
| Композиции шрифтов
| Мини альбомы по шрифтоведении
|
|
| 13
14
| Эскиз обложки. (2).
| Придумать творческие задания: обложки к выбранным детским книгам
|
|
|
|
| 15
16
17
| Дизайн- проект карандашницы (3).
| Дизайн карандашницы.
|
|
|
|
|
|
| 18
| История дизайна одежды
|
|
|
| 20
| Великие Кутюрье мира
| Собрать материалы о творчестве Коко Шанель, В.Юдашкина, В.Зайцева
|
|
| 21
| Ведущие модельеры Республики Саха (Якутия)
| Мини-реферат
|
|
| 22
| Разработка серии эскизов одежды в якутском стиле. (2).
|
|
|
| 27
28
| Разработка серии эскизов одежды в современном стиле. (2).
| Творческие эскизы моделей 3, 5, 7
|
|
|
|
| 29
30
31
32
33
34
35
|
Индивидуальные творческие работы. Проекты
| Работа над проектом. Показ или выставка творческих работ учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |