1. № темы.
| 2.Количество
часов.
| 2.Дата.
| Название темы.
| 4. Содержание урока.
|
1.
| 1
|
| Введение.
Г.И. Беленький.
«Путешествие без расстояний».
| Пространство и время в литературе. Роды и жанры литературы. Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев.
|
1.
| 19ч.+
1вн.чт.
+ 1р/р
|
| «Минувшее проходит предо мною…»
|
|
1.
| 4
1 1
|
| М.Ю. Лермонтов.
«Песня про царя Ивана Васильевича…»
Вн.чт.
М.Ю. Лермонтов. Лирика.
Р/р Реферат на тему «Лермонтов на Кавказе».
| М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество поэта. Как работал Лермонтов. О разнообразных талантах поэта. Интерес к историческому прошлому.
«Песня про царя Ивана Васильевича…» - особенности жанра поэмы. Сюжет поэмы. Фольклорная основа «Песни…». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме. Картины пира в царских палатах и кулачного боя.
Соответствие исторической действительности. Близость к произведениям устного народного творчества. Бой на Москве-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Оценка персонажей с позиций народа (гусляры). Язык поэмы. Позиция автора в поэме.
|
2.
| 2
|
| А.К. Толстой. «Василий Шибанов».
| А.К. Толстой: страницы биографии.
«Василий Шибанов». Смысл названия баллады. Историческая основа баллады.
Т.л. Баллада. Ритм и рифма в стихотворном тексте. Метафора.
Р.р. Художественный пересказ баллады или выразит. чт. наизусть.
|
3.
| 7
1
|
| Н.В. Гоголь.
«Тарас Бульба».
Р.р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
| Н.В. Гоголь: работа над повестью «Тарас Бульба».
Тарас Бульба, Остап и Андрий: характеристика героев. Образ матери. Картины степи: эмоциональность, приподнятость описания, гиперболизация.
Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Боевое товарищество Козаков. Психологические мотивы предательства Андрия. Куренной атаман Остап Бульбенко. Совещание Козаков. Речь Тараса о товариществе. Второй бой под Дубно. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-козаков. Связь описания битвы с устным народным творчеством. Гибель Тараса. Характеристика литературного героя.
Т.л. Сюжет, композиция, эпизод, антитеза, гипербола. Пейзаж. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
|
4.
| 3
|
| А.С. Пушкин
«Полтава».
| Интерес Пушкина к истории России. Н.М. Карамзин: «История государства Российского». Историческая основа поэмы «Полтава». Образы Марии, Мазепы, Кочубея. Драматургия и лиризм поэмы. Композиция поэмы. Богатство стилей. Особенности стиха поэмы. «Полтавский бой». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев.
Т.л. Сюжет, композиция, эпизод, антитеза.
|
5.
| 3
|
| Н.С. Лесков.
«Человек на часах» (1839г.)
| Н.С. Лесков: страницы биографии. К истории создания рассказа «Человек на часах» (1839г.).
Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга.
Т.л. Пейзаж. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Речевая характеристика героя.
|
II.
| 13ч.+
3 вн.чт
|
| «Художник – голос своей эпохи»
|
|
1.
| 2
2 1
|
| И.С. Тургенев.
«Бирюк».
«Щи», «Два богача», «Как хороши, как свежи были розы…», «Воробей», «Памяти Ю.П. Вревской», «Русский язык».
Вн.чт.
И.С. Тургенев. «Записки охотника».
| И.С. Тургенев. «Вся моя биография в моих сочинениях». О жизни и творчестве писателя. «Записки охотника». «Бирюк». Лингвистический анализ художественного текста. Значение «Записок охотника» в решении об отмене крепостного права в России.
Особенности жанра стихотворений в прозе. Богатство и красота русского языка. Нравственная основа человеческих взаимоотношений.
Р/р Проба пера: стихотворение в прозе.
|
2.
| 5
|
| Н.А. Некрасов.
«Железная дорога».
«Орина, мать солдатская».
«В полном разгаре страда деревенская…»
«Мороз, Красный нос» (для самостоятельного чтения).
| Н.А. Некрасов: страницы биографии. «Железная дорога».
Значение эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.
Т.л. Диалог – спор. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны». Своеобразие композиции стихотворения. Размеры стиха.
|
3.
| 2 1
|
| М.Е. Салтыков-Щедрин.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Вн.чт.
М.Е. Салтыков-Щедрин.
Сказки.
| Особенности языка «Повести…» Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Роль сатиры в обществе.
Т.л. Сатира, гротеск, абсурд.
|
4.
| 2
1
|
| А.П. Чехов.
«На мельнице»,
«Хамелеон».
Вн.чт.
А.П. Чехов. Рассказы.
| А.П. Чехов – автор юмористических рассказов. Юмористическая ситуация.
«Хамелеон» - живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Речевая характеристика героя. Сходство и различие смеха сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и рассказов Чехова.
Т.л. Юмор (развитие понятия).
Т.л. Художественная деталь (развитие понятия).
|
III.
| 3ч.+
1 вн.чт
|
| Странички поэзии. Запечатлённые мгновения.
|
|
1.
| 1
|
| Ф.И. Тютчев.
«Весенняя гроза»,
«Песок зыбучий по колени…»,
«Тихой ночью, поздним летом…»,
«Как неожиданно и ярко…».
| Выражение собственных переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.
Т.л. Метафора, сравнение, эпитет.
Анализ лирического произведения.
Р.р. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
|
2.
| 1
|
| А.А. Фет.
«Мотылёк мальчику»,
«Сосны», «Осенняя гроза».
| Чувство радости, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях.
Р.р. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
|
3.
| 1
|
| Я.П. Полонский.
«Дорога»,
«Зимний путь». Вн.чт.
Стихотворения о родной природе разных поэтов XIX века.
| Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XIX века.
Т.л. Пейзаж. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
|
IV.
| 11ч.+
1 р/р
|
| «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!»
|
|
1.
| 4
|
| Л.Н. Толстой.
«Детство». (Избранные главы).
«Отрочество». (Избранные главы).
| Л.Н. Толстой: страницы биографии. «Детство» - автобиографичное произведение. Особенность сюжета повести. Мир Николеньки Иртеньева. Николенька и дети. Отношения между детьми и взрослыми. Понимание ребёнком отношений между взрослыми. Образ рассказчика. Композиция повести. Анализ эпизодов.
|
2.
| 3
|
| Ф.М. Достоевский.
«Мальчики».
| Отношения детей и взрослых: проблема взаимопонимания.
Речь Алёши Карамазова у «Илюшиного камушка» - последнее слово писателя, обращённое к нам.
|
3.
| 4
1
|
| М. Горький.
«Детство». (Избранные главы).
Р/р Сочинение на тему «Моё детство».
| М. Горький: страницы биографии. Автобиографическая основа повести. Бабушка и дед. «Невыразимо странная жизнь». История Цыганка. Пожар. Обучение Алёши грамоте. Судьба мастера Григория Ивановича. «Свинцовые мерзости русской жизни». Вера в творческие силы народа.
Афористичность языка повести «Детство».
|
4.
|
|
| Для самостоятельного чтения:
В.А. Солоухин.
«Закон набата»,
«Мочёные яблоки».
|
|
V.
| 5 ч.
|
| Содружество искусств.
|
|
1.
| 1
|
| С.П. Шевырёв.
«Звуки». (К N.N.)
| В мире звуков и красок. Мир эмоций человека. Гармония звуков, красок, искусства исполнения.
Т.л. Размер стиха, строфика, ритм.
|
2.
| 3
|
| К.Г. Паустовский.
«Корзина с еловыми шишками».
«Исаак Левитан». (В сокращении).
«Языком поэзии».
| Краткий рассказ о писателе.
Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев.
Т.л. Пейзаж. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
|
3.
| 1
|
| А.А. Блок.
«Я никогда не понимал…».
К.Д. Бальмонт.
«Грусть».
К.М. Фофанов.
«Художник»,
«Уснули травы и волны…»
| Выражение собственных переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.
Т.л. Метафора, сравнение, эпитет.
Анализ лирического произведения.
Р.р. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
|
VI.
| 5 ч.
|
| Перекличка эпох.
|
|
1.
| 3
|
| Жан Батист Мольер.
«Мещанин во дворянстве». (Избранные сцены).
| Смысл названия комедии. Комические ситуации в пьесе. Поступки, речь г. Журдена, взаимоотношения с окружающими. Стремление к образованию. Мысль о том, что пьеса живёт только на сцене, без неё она как душа без тела.
Т.л. Комедия, характеристика героев через их поступки и речь. Как можно проследить позицию автора в пьесе.
|
2.
| 2
|
| И.А. Крылов.
«Урок дочкам».
| И.А. Крылов не только как известный баснописец, но и как комедиограф.
Смысл названия комедии. Комические ситуации в пьесе.
|
VII.
| 3ч.+
1р/р
|
| В мире фантастики и приключений.
|
|
1.
| 1
|
| Всеволод Рождественский.
«Над книгой».
| Мир книги. Смысл эпиграфа «Реальная жизнь немногим отличается от хорошей фантастической сказки». (М.Горький)
Анализ лирического произведения.
Р.р. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
|
2.
| 2
1
|
| Антуан де Сент-Экзюпери.
«Маленький принц». Р/р Сочинение-миниатюра по одному из полюбившихся афоризмов из «Маленького принца».
| Краткий рассказ о писателе.
Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.
Т.л. Понятие о притче. Понятие об афоризме.
|
3.
|
|
| Для самостоятельного чтения:
Рэй Брэдбери.
«К читателю-подростку», «Каникулы», «Земляничное окошко».
|
|
|
|
| Всего: 68 часов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|