Литература. 22





Скачать 226.79 Kb.
НазваниеЛитература. 22
Дата публикации19.12.2014
Размер226.79 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > История > Литература

Первобытный человек. Материальнаякультура, хозяйственная деятельность, организация.первобытного общества. Реферат – 2005г. Источник: http://www.infobalt.narod.ru/

Этот текст колонтитулов легко может быть удалён

Оглавление

Введение. 3

1. Первобытный человек. Происхождение (антропогенез). 4

2. Хозяйственная деятельность и материальная культура первобытных обществ. 6

3. Организация первобытного общества. 11

4. Культура первобытного общества. 18

Вывод. 20

Литература. 22


Введение.


Процесс очеловечения высшей породы обезьян начался более двух с половиной миллионов лет назад на обширной территории Восточ­ной Африки.

Первого человека называют «человек умелый». Новое существо отличалось от своих обезьяньих пред­ков более совершенным мозгом, выпрямленной поход­кой и особым развитием кисти руки, позволяющей дер­жать камни и палки. Чтобы выжить, древнейший человек должен был постоянно трудиться, изготовлять орудия труда.

Древнейшую историю делят на большие периоды («века») по главному материалу орудий труда. Слово «век» применяется условно и охватывает иногда сотни тысяч лет. Сначала человек делал орудия из камня, затем появились медь, бронза, железо. Первобытный человек только осваивал мир, долго накапливал опыт, и поэтому самые ранние периоды жизни людей очень велики по длительности. Ученые выделяют следующие этапы начальной истории человечества: древний камен­ный век (палеолит) - 2,5 млн.—10 тыс. лет до и. э.; средний каменный век (мезолит) — 10 тыс.—6 тыс. лет до н. э.; ионый каменный век (неолит)—6 тыс. -4— 3 тыс. лет до и. ч. (в землях с суровыми условиями жизни неолит сохранился до XVIII—XIX вв. н. э.); медно-каменный век (энеолит) —4 тыс.—3 тыс. лет до и. э.; бронзовый век—2 тыс.—1 тыс. лет до н. э.; железный век начался примерно 1 тыс. лет до н. э.

Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации исто­рии древнейшего общества. «Наиболее распространенной яв­ляется следующая: 1) первобытное человеческое стадо; 2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); 3) первобытная сосед­ская (протокрестьянская) община».1 Эпоха первобытного обще­ства завершается в момент появления первых цивилизаций.

1. Первобытный человек. Происхождение (антропогенез).


Происхождение человека (антропогенез). В современ­ной науке есть несколько теорий происхождения человека. Наиболее аргументированной является трудовая теория про­исхождения человека, сформулированная Ф. Энгельсом. Трудовая теория подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Согласно данной концепции, трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, свя­зывается с началом производства орудий труда.

Процесс антропогенеза (происхождения человека) в сво­ем развитии прошел три стадии: 1) появление антропоид­ных предков человека; 2) появление древнейших и древних людей; 3) появление человека современного типа. Антропо­генезу предшествовала интенсивная эволюция высших обе­зьян в разных направлениях. В результате эволюции воз­никло несколько новых видов обезьян, в том числе дриопи­теки. От дриопитеков происходят австралопитеки, чьи ос­танки найдены в Африке.

Австралопитеки отличались относительно большим объе­мом мозга (550—600 куб. см), хождением на. задних конеч­ностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и за­нимались охотой на мелких животных. Как и другие антро­поморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австрало­питеки жили 4 — 2 млн лет назад.

Второй этап антропогенеза связан с питекантропом («обе­зьяночеловеком») и родственными ему атлантропом и синан­тропом. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изго­товляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантро­пов был около 900 куб. см, а у синантропов — поздней формы питекантропа —1050 куб. см. Питекантропы сохранили не­которые черты обезьян — низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древ­нейшие люди жили 750—200 тыс. лет назад.

Неандерталец был следующей ступенью антропогенеза. Его называют древним человеком. Объем мозга неандерталь­ца — от 1200 до 1600 куб. см — приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отли­чие от современного человека, строение мозга было прими­тивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неан­дертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатиче­ские зоны. Жили они 250—40 тыс. лет назад. Ученые счита­ют, что предками современного человека были не все неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупи­ковую ветвь развития.

Человек современного физического типа — кроманьонец —появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высо­кого роста, с прямой походкой, имеющие резко выступаю­щий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 —1500 куб. см. назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и при­легающие районы.

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез -формирование трех человеческих рас. Европеоидная, мон­голоидная и негроидная расы могут служить примером приспособления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования про­должился и в дальнейшем.

Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматри­вать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышле­ние человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантро­пов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что позволяет с уверенностью говорить о наличии раз­витой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практикова­ли развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем.

У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциа­тивное, абстрактное мышление, появились только у крома­ньонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одно­временно с появлением кроманьонцев и началом их трудо­вой деятельности.

2. Хозяйственная деятельность и материальная культура первобытных обществ.


Присваивающее хозяйство. Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвое­ния продуктов природы, является древнейшим типом хо­зяйства. В качестве двух основных занятий людей древнос­ти можно выделить охоту и собирательство. Их соотноше­ние было неодинаковым на разных этапах развития челове­ческого общества и в разных природно-климатических ус­ловиях. Постепенно человек осваивает новые сложные фор­мы охоты — загонную охоту, ловушки и другие. Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) - рубила, скребла, остроконечни­ки. Использовались также и орудия из дерева — палки-ко­палки, дубины и копья.

В период раннеродовой общины увеличивается число ору­дий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь че­ловек научился откалывать тонкие и легкие пластины, ко­торые затем с помощью сколов и отжимной ретуши — спосо­ба вторичной обработки камня — доводились до нужной фор­мы. Новые технологии требовали меньше кремня, что спо­собствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем.

Помимо этого, новые технологии привели к созданию ряда специализированных орудий — скребков, ножей, резцов, не­больших наконечников метательных копий. Широко при­меняются кость и рог. Появляются копья, дротики, камен­ные топоры, остроги. Большую роль приобретает рыболов­ство. Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки — дощечки с упором, позволяю­щей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Про­исходит первое так называемое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины - собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.

В конце позднего палеолита наступила эпоха оледенения. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие ло­шади и северные олени. Для охоты на этих животных ши­роко использовались загонные способы, позволяющие за короткое время убить большое количество зверей. Они обес­печивали древних охотников едой, шкурами для одежды и жилищ, рогом и костью для орудий. Северный олень совер­шает сезонные кочевки — летом он передвигается в тундру, поближе к леднику, зимой — в лесную зону. Охотясь на оле­ней, люди одновременно осваивали новые земли.

С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники на оленей ушли вслед за ними вслед отступающе­му леднику, оставшиеся вынуждены были приспосабливаться к охоте на мелких животных. Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты — кремневые изделия небольших размеров, ко­торые вставлялись в деревянные или костяные орудия и I составляли режущую кромку. Такое орудие было более мно­гофункциональным, чем цельные изделия из кремня, а по остроте не уступало и металлическим изделиям.

Огромным достижением человека стало изобретение лука и стрел — мощного скорострельного оружия дальнего боя. Был изобретен также бумеранг — изогнутая метательная па­лица. В эпоху мезолита человек приручил первое животное — собаку, ставшую верным помощником на охоте. Усовер­шенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лод­ка с веслами, рыболовный крючок. Во многих местах рыбо­ловство становится основной отраслью хозяйства. Отступле­ние ледника и потепление климата приводят к повышению роли собирательства.

Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте, кочуя в поисках еды. Жилища сооружались времен­ные и небольшие. В мезолите люди продвигаются далеко на север и восток; перейдя через сухопутный перешеек, место которого в настоящее время занимает Берингов пролив, они заселяют Америку.

Производящее хозяйство. Производящее хозяйство воз­никло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной ин­дустрии — шлифования, пиления и сверления камня. Ору­дия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяеся такое орудие, как топор. Одним из важнейших изобретений неолита стала кера­мика. Изготовление и последующий обжиг глиняной посу­ды позволили человеку облегчить процедуры приготовле­ния и хранения пищи. Человек научился производить мате­риал, не встречающийся в природе — обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и тка­чества. Волокно для прядения вырабатывалось из дикорас­тущих растений, позднее — из шерсти овцы.

В эпоху неолита происходит одно из самых значитель­ных событий в истории человечества — возникновение жи­вотноводства и земледелия. Переход от присваивающего к производящему хозяйству получил наименование неолити­ческой революции. Отношения человека и природы стано­вятся принципиально иными. Теперь человек мог самостоя­тельно производить все необходимое для жизни и стал мень­ше зависеть от окружающей среды.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собира­тельства, в процессе которого человек научился ухаживать за дикими растениями в целях получения большего уро­жая. Собиратели использовали серпы с кремневыми вкла­дышами, зернотерки, мотыги. Собирательство было жен­ским занятием, поэтому земледелие было вероятно изобре­тено женщиной. По поводу места возникновения земледе­лия ученые приходят к выводу, что оно возникло сразу в нескольких очагах: в Передней Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.

Животноводство начало формироваться еще в эпоху мезо­лита, но достоянные передвижения мешали охотничьим пле­менам разводить каких-либо животных, кроме собак. Земле­делие способствовало большей оседлости человеческой популяции, облегчив, тем самым, процесс одомашнивания жи­вотных. Приручали сначала молодых животных, пойманных во время охоты. Среди первых животных, которых постигла такая участь, были козы, свиньи, овцы и коровы. Охота была мужским занятием, поэтому скотоводство также стало муж­ской прерогативой. Скотоводство возникло несколько позднее, чем земледелие, поскольку для содержания животных требо­валась прочная кормовая база; оно тоже появилось в несколь­ких очагах, независимых друг от друга.

Животноводство и земледелие на первых порах не могли конкурировать с высокоспециализированным охотничьим и рыболовным хозяйством, однако постепенно производящее хозяйство выходит на первое место в ряде регионов (прежде всего, в Передней Азии).

Земледельческие и скотоводческие хозяйства. Зем­ледельческое хозяйство наиболее интенсивно развивалось в речных долинах, особенно в странах, протянувшихся от Сре­диземноморья на западе до Китая на востоке. Развитие зем­леделия в конечном итоге привело к появлению древневос­точных очагов цивилизации.

Скотоводство развивалось в степях и полупустынях Ев­разии и Африки, а также в горной местности, где скот ле­том содержали на горных пастбищах, а зимой в долинах. Скотоводство не обеспечивало такого развития экономи­ки, как земледелие. Хозяйство, основанное на скотоводстве, давало менее стабильный прибавочный продукт. Также очень большую роль сыграл тот фактор, что для скотоводства тре­буются большие пространства, и концентрации населения в обществах такого типа, как правило, не происходит. Города у скотоводов гораздо меньше, чем в земледельческих хозяйствах, поэтому ни о какой масштабной урбанизации го­ворить нельзя.

С приручением лошади и изобретением колеса происхо­дят значительные изменения в хозяйстве скотоводов — по­является кочевое скотоводство. Кочевники передвигались по степям и полупустыням на своих повозках, сопровождая стада животных. Возникновение кочевого хозяйства в сте­пях Евразии следует отнести к концу II тыс. до н.э. Только с появлением кочевого скотоводства окончательно склады­вается скотоводческое хозяйство, не использующее земле­делия (хотя многие кочевые общества занимались обработкой земли). У кочевников в условиях изолированного от зем­леделия хозяйства возникают исключительно протогосударственные объединения, племенные протогосударства. В то время как в земледельческом обществе основной ячейкой становится соседская община, в скотоводческом обществе родовые отношения еще очень сильны и родовая община сохраняет свои позиции.

Для кочевых обществ характерна воинственность, по­скольку их члены не имели надежных источников суще­ствования. Поэтому кочевники постоянно вторгались в об­ласти земледельцев и грабили их или подчиняли. Все муж­ское население кочевников обыкновенно участвовало в вой­не, а их конное войско было очень маневренным и могло проходить большие расстояния. Быстро появляясь и столь же быстро исчезая, кочевники в своих неожиданных набе­гах добивались значительных успехов. В случае подчине­ния земледельческих обществ кочевники, как правило, сами оседали на земле.

Но не следует преувеличивать факт противостояния осед­лых и кочевых обществ и говорить о наличии постоянной войны между ними. Между земледельцами и скотоводами всегда существовали устойчивые экономические отношения, поскольку и те и другие нуждались в постоянном обмене продуктами своего труда.

3. Организация первобытного общества.


Первобытное стадо. Древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выжива­ния. Эти стада не могли быть большими — не более 20-40 человек — потому что иначе они не смогли бы прокормить­ся. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были раз­бросаны по обширным территориям и почти не контактиро­вали друг с другом. Археологически первобытное стадо со­ответствует нижнему и среднему палеолиту.

Половые отношения в первобытном стаде, по мнению ряда ученых, были неупорядочены. Такие отношения называют­ся промискуитетными. По мнению других ученых, в рам­ках первобытного стада существовала гаремная семья, и в процессе размножения здесь участвовал только вожак. Ста­до, как правило, состояло из нескольких гаремных семей.

Ранняя родовая община. Процесс превращения перво­бытного стада в родовую общину связан с ростом производи­тельных сил, сплотивших древние коллективы, а также с появлением экзогамии. Экзогамия — это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзо­гамный дуально-родовой групповой брак, при котором чле­ны одного рода могли вступать в брак только с членами дру­гого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, и наоборот. При этом мужчины имели право вступать в половую связь со всеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась.

Для того чтобы окончательно избежать возможности кро­восмешения люди прибегли к разделению рода на классы. В один класс входили мужчины (женщины) одного поколе­ния, и они могли вступать в связь только с таким же клас­сом другого рода. Постепенно устанавливается все большее количество ограничений в групповом браке, вследствие которых он становился невозможным. В результате форми­руется парный брак, который очень часто был непрочным и легко расторгался.

Дуально-родовая организация двух родов легла в основу родовой общины. Родовую общину объединяли не только брачные отношения между родами, но и производственные отношения. Ру­ководители рода выбирались на собрании всего рода. Боль­шим авторитетом пользовались самые опытные люди, кото­рые были хранителями обычаев, и их, как правило, избира­ли руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета.

В ранней родовой общине все продукты, добытые члена­ми общины, считались собственностью рода и распределя­лись между всеми ее членами. Это было необходимым усло­вием выживания для древних обществ. В коллективной соб­ственности общины находилась земля, большая часть ору­дий труда. Известно, что в племенах, находящихся на этом уровне развития, разрешалось брать без спросу и использо­вать чужие орудия и вещи.

Все люди в общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жиз­ни человека и назывался инициацией («посвящением»). Смысл обряда инициации состоит в приобщении подрост­ка к хозяйственной, общественной и идеологической жиз­ни общины.

Поздняя родовая община. Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовой общины сохранялась родовая собственность на землю. Одна­ко повышение производительности труда постепенно приво­дило к тому, что появлялся регулярный избыточный про­дукт, который общинник мог оставить себе. Эта тенденция способствовала формированию престижной экономики. Пре­стижная экономика возникла в условиях появления избы­точного продукта, который использовался в системе обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя, причем он, как правило, не нес убытков, так как существовал обычай обязательной отдачи. Обмен дарами ук­реплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал позиции вождя и родственные узы.

Вследствие высокой производительности труда общины, разрастаясь, делились на коллективы родственников по ма­теринской линии — так называемые материнские семьи. Но родовое единство еще не распалось, поскольку в случае не­обходимости семьи объединялись обратно в род. Женщины, играющие главную роль в земледелии и в доме, сильно по­теснили мужчин в материнской семье.

Парная семья постепенно укрепляла свои позиции в об­ществе (хотя известны случаи существования «добавочных» жен или мужей). Появление избыточного продукта позво­лило материально заботиться о детях. Но парная семья не имела отдельной от родовой собственности, что сдерживало ее развитие.

Позднеродовые общины объединялись во фратрии, фрат­рии — в племена. Фратрия — это первоначальный род, разде­ленный на несколько дочерних родов. Племя состояло из двух фратрий, которые являлись экзогамными брачными половинами племени.

Появление соседской общины. Неолитическая революция способствовала ради­кальному изменению образа жизни человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целенаправленному производству основных продуктов питания на базе комплексного хозяйства. В этом хозяйстве скотоводство и земледелие дополняли друг друга. Развитие комплексного хозяйства и природно-климатические условия неизбежно приводили к специализации общин — в одних переключались на скотоводство, в других на земледелие. Так произошло первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяй­ственные комплексы.

Развитие земледелия приводило к оседлости, а увеличе­ние производительности труда в благоприятных для земле­делия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке по­являются первые большие поселения, а затем и города. В городах были жилые дома, культовые постройки, мастер­ские. Позднее города появляются и в других местах. Чис­ленность населения в первых городах достигала нескольких тысяч человек.

Поистине революционные изменения произошли вслед­ствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь.

Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом — медно-каменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Только тогда, когда человек научился выплавлять желе­зо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое. Месторождения железа находятся повсеместно, но железо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обра­батывать. Поэтому человечество научилось выплавлять же­лезо через относительно долгий промежуток времени — во II тыс. до н. э. Новый металл по доступности и рабочим каче­ствам превосходил все известные тогда материалы, открыв новую эру в истории человечества — железный век.

Внедрение металлических орудий выз­вало ускорение развития земледелия, скотоводства и повы­шение производительности труда. Так, после изобретения плуга с металлическими рабочими частями появилось па­шенное земледелие, основанное на применении тягловой силы скота.

В энеолите был изобретен гончарный круг, что способ­ствовало развитию гончарного ремесла. С изобретением ткац­кого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда сопровождалось развитием обмена. В отличие от спорадически возникавшего ранее обме­на богатствами из природной среды, этот обмен уже носил эко­номический характер. Земледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои из­делия. Постепенно в обществах складыва­ются средства обмена и мерила их стоимости.

В ходе этих изменений происходит замена матриархаль­ного (материнского) рода патриархальным. Она была обус­ловлена вытеснением женщины из важнейших сфер произ­водства. На смену мотыжному земледелию приходит плуж­ное, а с плугом мог справиться только мужчина. Скотоводство, как и промысловая охота, также является типично мужским занятием. В ходе развития производящего хозяй­ства мужчина приобретает значительную власть, как в об­ществе, так и в семье. Теперь при вступлении в брак жен­щина переходила в род мужа. Счет родства осуществлялся по мужской линии, а имущество семьи наследовали дети. Появляется большая патриархальная семья - семья из не­скольких поколений родственников по отцовской линии, возглавляемая старейшим мужчиной. Внедрение железных орудий труда привело к тому, что малая семья могла сама себя прокормить. Большая патриархальная семья распада­ется на малые семьи.

Формирование прибавочного продукта и развитие обме­на явились стимулом к индивидуализации производства и возникновению частной собственности. Большие и эконо­мически крепкие семьи стремились выделиться из рода. Эта тенденция привела к замене родовой общины соседской, где родовые связи уступили место территориальным. Первобыт­ная соседская община характеризовалась сочетанием отно­шений частной собственности на двор (дом и хозяйственные постройки) и орудия труда и коллективной собственности на главное средство производства — землю. Семьи вынужде­ны были объединиться, поскольку отдельная семья была не в силах справиться со многими операциями: мелиорацией, ирригационным и подсечным земледелием.

Соседская община являлась универсальной стадией для всех народов мира на доклассовом и классовом этапе разви­тия, играя роль основной экономической ячейки общества вплоть до эпохи индустриальной революции.

Политогенез (образование государства). Необходимо отметить, что существуют разные концепции происхожде­ния государства.

Рост производительности труда привел к появлению из­лишков продуктов, которые могли отчуждаться от произво­дителей. Некоторые семьи накапливали эти излишки (пи­щевые продукты, ремесленные изделия, скот). Накопление богатств происходило, прежде всего, в семьях вождей, по­скольку вожди обладали большими возможностями, участвуя в распределении продуктов.

Первоначально это имущество уничтожалось после смер­ти владельца или использовалось в обрядах, таких, напри­мер, как «потлач», когда все эти излишки на каком-либо празднестве раздавались всем присутствующим. Рядовые общинники попадали в зависимость от человека, устраивающего потлач.

Вожди постепенно захватывают власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падает. Общество постепенно структурируется — из среды общинников выде­ляется верхушка. Сильный, богатый и щедрый, а, следова­тельно, авторитетный вождь подчинял себе слабых сопер­ников, распространяя свое влияние на соседние общины. Возникают первые надобщинные структуры, в рамках кото­рых происходит отделение органов власти от родоплеменной организации. Таким образом, появляются первые протогосударственные образования.

Появление подобных образований сопровождалось ожес­точенной борьбой между ними. Война постепенно становит­ся одним из важнейших промыслов. В связи с широким распространением войн развивается военная техника и орга­низация. Большую роль приобретают военные предводите­ли. Вокруг них формируется дружина, в состав которой вхо­дили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя в боях. В ходе походов захватывалась добыча, которая рас­пределялась между всеми воинами.

Глава протогосударства одновременно становился и глав­ным жрецом, поскольку власть предводителя в общине ос­тавалась выборной. Постепенно власть становилась пожизненной. После смер­ти вождя наибольшие шансы на успех имели члены его се­мьи. Вследствие этого власть вождя становилась наследствен­ной в рамках его семьи. Так окончательно формируется протогосударство — политическая структура общества с соци­альным и имущественным неравенством, развитым разде­лением труда и обменом, возглавляемая правителем-жре­цом, обладавшим наследственной властью.

С течением времени протогосударство расширяется по­средством завоеваний, усложняет свою структуру и превра­щается в государство. Государство отличается от протогосу­дарства большими размерами и наличием развитых инсти­тутов управления. Основные признаки государства — терри­ториальное (а не племенно-родовое) разделение населения, армия, суд, право, налоги. С появлением государства перво­бытная соседская община становится соседской общиной, которая, в отличие от первобытной, утрачивает свою само­стоятельность.

Для государства характерен феномен урбанизации, вклю­чающий в себя увеличение количества городского населе­ния, монументальное строительство, сооружение храмов, ирригационных сооружений и дорог. Урбанизация — один основных признаков становления цивилизации.

Другим важнейшим признаком цивилизации является изобретение письменности. Государству требовалось упоря­дочить экономическую деятельность, записать законы, ри­туалы, деяния правителей и многое другое. Возможно, что письменность была создана при участии жрецов. В отличие от пиктографического или веревочного письма, характерно­го для неразвитых обществ, для освоения иероглифической письменности требовалось длительное обучение. Письмен­ность являлась привилегией жрецов и знати и только с по­явлением буквенного письма стала общедоступной. Освое­ние письменности было важнейшим этапом в развитии куль­туры, поскольку письменность служит в качестве основного средства накопления и передачи знаний.

С появлением государства, письменности возникают пер­вые цивилизации. Характерные черты цивилизации: высо­кий уровень развития производящего хозяйства, наличие политических структур, внедрение металла, использование письменности и монументальные сооружения.

4. Культура первобытного общества.


В ходе своего разви­тия и в процессе трудовой деятельности человек осваивал новые знания. В первобытную эпоху знания носили исклю­чительно прикладной характер. Человек очень хорошо знал окружающий мир природы, так как сам являлся его час­тью. Основные сферы деятельности определяли области зна­ния древнего человека. Благодаря охоте он знал повадки зверей, свойства растений и многое другое. Уровень знаний древнего человека находит отражение в его языке. Так, в языке австралийских аборигенов есть 10.000 слов, среди которых почти нет абстрактных и обобщающих понятий, а только конкретные термины, обозначающие животных, ра­стения, явления природы.

Человек умел лечить болезни, ранения, накладывать шины при переломах. Древние люди применяли в лечебных целях такие процедуры, как кровопускания, массаж, компрессы. С эпохи мезолита были известны ампутация конечностей, тре­панация черепа, а чуть позже и пломбирование зубов.

Счет первобытных людей был примитивным, — считали обычно с помощью пальцев и разных предметов. Расстоя­ния измеряли посредством частей тела (ладонь, локоть, па­лец), дней пути, полета стрелы. Время исчисляли днями, месяцами, сезонами. Вопрос о происхождения искусства до сих пор сопровож­дается спорами исследователей. Среди ученых преобладает точка зрения о том, что искусство возникло как новое эф­фективное средство познания и осмысления окружающего мира. Зачатки искусства появляются еще в эпоху нижнего палеолита. На поверхности каменных и костяных изделий обнаружены насечки, орнаменты, рисунки.

В верхнем палеолите человек создает живопись, гравю­ру, скульптуру, использует музыку и танцы. В пещерах об­наружены рисунки животных (мамонтов, оленей, лошадей), выполненных в цвете с помощью черной, белой, красной и желтой красок. Пещеры с рисунками известны в Испании, Франции, России, Монголии. Найдены также графические рисунки животных, вырубленные или вырезанные на кости и камне.

В верхнем палеолите появляются статуэтки женщин с ярко выраженными половыми признаками. Появление ста­туэток связано, возможно, с культом праматери и установ­лением материнской родовой общины. Большую роль в жиз­ни первобытных людей играли песни и танцы. В основе танца и музыки лежит ритм, песни также возникли как ритмованная речь.

Пещерные и наскальные росписи поражают своим великолепием. Зачатки творческой фантазии были присущи уже неандертальцу, но именно Гомо сапиенс впервые начал создавать не только то, что полезно и необходимо, а и то, что отражало его внутренние переживания и чувства. Первобытный охотник, в минуты отдыха или готовясь к обряду, запечатлел на стенах пещер образы окружающего его мира, которые его больше всего интересовали и волновали.

Вывод.


Появление человека — огромный скачок в развитии живой природы. Чело­век возник в процессе эволюции под воздействием законов, об­щих для всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нужда­ется в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претер­певает изменения, растет, стареет, умирает. Поэтому тело чело­века, человеческий организм — область изучения биологических наук. Однако человеческий организм — это еще не человек в со­циальном смысле. Человек становится человеком только тогда, когда он развива­ется и живет в обществе. Социальная среда, в которой находятся люди, налагает на них такой большой отпечаток, что человека невозможно изучать с позиций только биологических наук.

У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями — преемствен­ность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возмож­ным благодаря развитию речи и письменности. Опыт, накоплен­ный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

На первых этапах эволюции человекоподобных существ отбор на большую при­способляемость к быстро меняющимся условиям существования имел решающее значение. Однако впоследствии способность че­ловека передавать по наследству негенетические приобретения в виде разнообразной научной, технической и культурной инфор­мации по мере возрастания объема знаний все более выводила человека из-под жесткого контроля естественного отбора и уси­ливала зависимость от общества. Человек занимает совершенно особенное положение в природе и качественно отли­чается от других организмов. Человек одновременно и биологи­ческое существо, и социальное.

Литература.




  1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990. 212 с.

  2. Буданова В.П./История мировых цивилизаций: Учебник/ Буданова В.П.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://humanities.edu.ru/  29.11.2004 11:39 

  3. Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л., 1976,- 125 с.

  4. Самыгин П. С. История. / К.С. Беликов, С. Е. Бережной, Е.В. Вдовиченков, М.Н. Крот, О.И. Рудая, С.И. Самыгин / Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 480с.

  5. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.- 245 с.




1 Самыгин П. С. История. / К.С. Беликов, С. Е. Бережной, Е.В. Вдовиченков, М.Н. Крот, О.И. Рудая, С.И. Самыгин / Серия « Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – с.-14.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература. 22 iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Литература. 22 iconЛитература чувашская литература
Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература
Литература. 22 icon“ Литература + литература”
Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1)
Литература. 22 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература. 22 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература. 22 iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики
Литература. 22 iconЛИТЕРАТУРА К КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ"
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература. 22 icon"Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература)
...
Литература. 22 iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Литература. 22 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет
Литература. 22 iconЛитература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012...
Литература. 22 iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Литература. 22 iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...
Литература. 22 iconРодная литература
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова...
Литература. 22 iconРабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
Литература. 22 iconРабочая программа педагога по курсу «Литература»
Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск