Скачать 226.79 Kb.
|
Первобытный человек. Материальнаякультура, хозяйственная деятельность, организация.первобытного общества. Реферат – 2005г. Источник: http://www.infobalt.narod.ru/ Этот текст колонтитулов легко может быть удалён Оглавление Введение. 3 1. Первобытный человек. Происхождение (антропогенез). 4 2. Хозяйственная деятельность и материальная культура первобытных обществ. 6 3. Организация первобытного общества. 11 4. Культура первобытного общества. 18 Вывод. 20 Литература. 22 Введение.Процесс очеловечения высшей породы обезьян начался более двух с половиной миллионов лет назад на обширной территории Восточной Африки. Первого человека называют «человек умелый». Новое существо отличалось от своих обезьяньих предков более совершенным мозгом, выпрямленной походкой и особым развитием кисти руки, позволяющей держать камни и палки. Чтобы выжить, древнейший человек должен был постоянно трудиться, изготовлять орудия труда. Древнейшую историю делят на большие периоды («века») по главному материалу орудий труда. Слово «век» применяется условно и охватывает иногда сотни тысяч лет. Сначала человек делал орудия из камня, затем появились медь, бронза, железо. Первобытный человек только осваивал мир, долго накапливал опыт, и поэтому самые ранние периоды жизни людей очень велики по длительности. Ученые выделяют следующие этапы начальной истории человечества: древний каменный век (палеолит) - 2,5 млн.—10 тыс. лет до и. э.; средний каменный век (мезолит) — 10 тыс.—6 тыс. лет до н. э.; ионый каменный век (неолит)—6 тыс. -4— 3 тыс. лет до и. ч. (в землях с суровыми условиями жизни неолит сохранился до XVIII—XIX вв. н. э.); медно-каменный век (энеолит) —4 тыс.—3 тыс. лет до и. э.; бронзовый век—2 тыс.—1 тыс. лет до н. э.; железный век начался примерно 1 тыс. лет до н. э. Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации истории древнейшего общества. «Наиболее распространенной является следующая: 1) первобытное человеческое стадо; 2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); 3) первобытная соседская (протокрестьянская) община».1 Эпоха первобытного общества завершается в момент появления первых цивилизаций. 1. Первобытный человек. Происхождение (антропогенез).Происхождение человека (антропогенез). В современной науке есть несколько теорий происхождения человека. Наиболее аргументированной является трудовая теория происхождения человека, сформулированная Ф. Энгельсом. Трудовая теория подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Согласно данной концепции, трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, связывается с началом производства орудий труда. Процесс антропогенеза (происхождения человека) в своем развитии прошел три стадии: 1) появление антропоидных предков человека; 2) появление древнейших и древних людей; 3) появление человека современного типа. Антропогенезу предшествовала интенсивная эволюция высших обезьян в разных направлениях. В результате эволюции возникло несколько новых видов обезьян, в том числе дриопитеки. От дриопитеков происходят австралопитеки, чьи останки найдены в Африке. Австралопитеки отличались относительно большим объемом мозга (550—600 куб. см), хождением на. задних конечностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и занимались охотой на мелких животных. Как и другие антропоморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австралопитеки жили 4 — 2 млн лет назад. Второй этап антропогенеза связан с питекантропом («обезьяночеловеком») и родственными ему атлантропом и синантропом. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изготовляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантропов был около 900 куб. см, а у синантропов — поздней формы питекантропа —1050 куб. см. Питекантропы сохранили некоторые черты обезьян — низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древнейшие люди жили 750—200 тыс. лет назад. Неандерталец был следующей ступенью антропогенеза. Его называют древним человеком. Объем мозга неандертальца — от 1200 до 1600 куб. см — приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отличие от современного человека, строение мозга было примитивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неандертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатические зоны. Жили они 250—40 тыс. лет назад. Ученые считают, что предками современного человека были не все неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупиковую ветвь развития. Человек современного физического типа — кроманьонец —появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высокого роста, с прямой походкой, имеющие резко выступающий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 —1500 куб. см. назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и прилегающие районы. На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез -формирование трех человеческих рас. Европеоидная, монголоидная и негроидная расы могут служить примером приспособления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования продолжился и в дальнейшем. Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматривать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышление человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантропов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что позволяет с уверенностью говорить о наличии развитой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практиковали развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем. У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциативное, абстрактное мышление, появились только у кроманьонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одновременно с появлением кроманьонцев и началом их трудовой деятельности. 2. Хозяйственная деятельность и материальная культура первобытных обществ.Присваивающее хозяйство. Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвоения продуктов природы, является древнейшим типом хозяйства. В качестве двух основных занятий людей древности можно выделить охоту и собирательство. Их соотношение было неодинаковым на разных этапах развития человеческого общества и в разных природно-климатических условиях. Постепенно человек осваивает новые сложные формы охоты — загонную охоту, ловушки и другие. Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) - рубила, скребла, остроконечники. Использовались также и орудия из дерева — палки-копалки, дубины и копья. В период раннеродовой общины увеличивается число орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь человек научился откалывать тонкие и легкие пластины, которые затем с помощью сколов и отжимной ретуши — способа вторичной обработки камня — доводились до нужной формы. Новые технологии требовали меньше кремня, что способствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем. Помимо этого, новые технологии привели к созданию ряда специализированных орудий — скребков, ножей, резцов, небольших наконечников метательных копий. Широко применяются кость и рог. Появляются копья, дротики, каменные топоры, остроги. Большую роль приобретает рыболовство. Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки — дощечки с упором, позволяющей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Происходит первое так называемое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины - собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети. В конце позднего палеолита наступила эпоха оледенения. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие лошади и северные олени. Для охоты на этих животных широко использовались загонные способы, позволяющие за короткое время убить большое количество зверей. Они обеспечивали древних охотников едой, шкурами для одежды и жилищ, рогом и костью для орудий. Северный олень совершает сезонные кочевки — летом он передвигается в тундру, поближе к леднику, зимой — в лесную зону. Охотясь на оленей, люди одновременно осваивали новые земли. С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники на оленей ушли вслед за ними вслед отступающему леднику, оставшиеся вынуждены были приспосабливаться к охоте на мелких животных. Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты — кремневые изделия небольших размеров, которые вставлялись в деревянные или костяные орудия и I составляли режущую кромку. Такое орудие было более многофункциональным, чем цельные изделия из кремня, а по остроте не уступало и металлическим изделиям. Огромным достижением человека стало изобретение лука и стрел — мощного скорострельного оружия дальнего боя. Был изобретен также бумеранг — изогнутая метательная палица. В эпоху мезолита человек приручил первое животное — собаку, ставшую верным помощником на охоте. Усовершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок. Во многих местах рыболовство становится основной отраслью хозяйства. Отступление ледника и потепление климата приводят к повышению роли собирательства. Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте, кочуя в поисках еды. Жилища сооружались временные и небольшие. В мезолите люди продвигаются далеко на север и восток; перейдя через сухопутный перешеек, место которого в настоящее время занимает Берингов пролив, они заселяют Америку. Производящее хозяйство. Производящее хозяйство возникло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной индустрии — шлифования, пиления и сверления камня. Орудия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяеся такое орудие, как топор. Одним из важнейших изобретений неолита стала керамика. Изготовление и последующий обжиг глиняной посуды позволили человеку облегчить процедуры приготовления и хранения пищи. Человек научился производить материал, не встречающийся в природе — обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и ткачества. Волокно для прядения вырабатывалось из дикорастущих растений, позднее — из шерсти овцы. В эпоху неолита происходит одно из самых значительных событий в истории человечества — возникновение животноводства и земледелия. Переход от присваивающего к производящему хозяйству получил наименование неолитической революции. Отношения человека и природы становятся принципиально иными. Теперь человек мог самостоятельно производить все необходимое для жизни и стал меньше зависеть от окружающей среды. Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе которого человек научился ухаживать за дикими растениями в целях получения большего урожая. Собиратели использовали серпы с кремневыми вкладышами, зернотерки, мотыги. Собирательство было женским занятием, поэтому земледелие было вероятно изобретено женщиной. По поводу места возникновения земледелия ученые приходят к выводу, что оно возникло сразу в нескольких очагах: в Передней Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Америке. Животноводство начало формироваться еще в эпоху мезолита, но достоянные передвижения мешали охотничьим племенам разводить каких-либо животных, кроме собак. Земледелие способствовало большей оседлости человеческой популяции, облегчив, тем самым, процесс одомашнивания животных. Приручали сначала молодых животных, пойманных во время охоты. Среди первых животных, которых постигла такая участь, были козы, свиньи, овцы и коровы. Охота была мужским занятием, поэтому скотоводство также стало мужской прерогативой. Скотоводство возникло несколько позднее, чем земледелие, поскольку для содержания животных требовалась прочная кормовая база; оно тоже появилось в нескольких очагах, независимых друг от друга. Животноводство и земледелие на первых порах не могли конкурировать с высокоспециализированным охотничьим и рыболовным хозяйством, однако постепенно производящее хозяйство выходит на первое место в ряде регионов (прежде всего, в Передней Азии). Земледельческие и скотоводческие хозяйства. Земледельческое хозяйство наиболее интенсивно развивалось в речных долинах, особенно в странах, протянувшихся от Средиземноморья на западе до Китая на востоке. Развитие земледелия в конечном итоге привело к появлению древневосточных очагов цивилизации. Скотоводство развивалось в степях и полупустынях Евразии и Африки, а также в горной местности, где скот летом содержали на горных пастбищах, а зимой в долинах. Скотоводство не обеспечивало такого развития экономики, как земледелие. Хозяйство, основанное на скотоводстве, давало менее стабильный прибавочный продукт. Также очень большую роль сыграл тот фактор, что для скотоводства требуются большие пространства, и концентрации населения в обществах такого типа, как правило, не происходит. Города у скотоводов гораздо меньше, чем в земледельческих хозяйствах, поэтому ни о какой масштабной урбанизации говорить нельзя. С приручением лошади и изобретением колеса происходят значительные изменения в хозяйстве скотоводов — появляется кочевое скотоводство. Кочевники передвигались по степям и полупустыням на своих повозках, сопровождая стада животных. Возникновение кочевого хозяйства в степях Евразии следует отнести к концу II тыс. до н.э. Только с появлением кочевого скотоводства окончательно складывается скотоводческое хозяйство, не использующее земледелия (хотя многие кочевые общества занимались обработкой земли). У кочевников в условиях изолированного от земледелия хозяйства возникают исключительно протогосударственные объединения, племенные протогосударства. В то время как в земледельческом обществе основной ячейкой становится соседская община, в скотоводческом обществе родовые отношения еще очень сильны и родовая община сохраняет свои позиции. Для кочевых обществ характерна воинственность, поскольку их члены не имели надежных источников существования. Поэтому кочевники постоянно вторгались в области земледельцев и грабили их или подчиняли. Все мужское население кочевников обыкновенно участвовало в войне, а их конное войско было очень маневренным и могло проходить большие расстояния. Быстро появляясь и столь же быстро исчезая, кочевники в своих неожиданных набегах добивались значительных успехов. В случае подчинения земледельческих обществ кочевники, как правило, сами оседали на земле. Но не следует преувеличивать факт противостояния оседлых и кочевых обществ и говорить о наличии постоянной войны между ними. Между земледельцами и скотоводами всегда существовали устойчивые экономические отношения, поскольку и те и другие нуждались в постоянном обмене продуктами своего труда. 3. Организация первобытного общества.Первобытное стадо. Древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выживания. Эти стада не могли быть большими — не более 20-40 человек — потому что иначе они не смогли бы прокормиться. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были разбросаны по обширным территориям и почти не контактировали друг с другом. Археологически первобытное стадо соответствует нижнему и среднему палеолиту. Половые отношения в первобытном стаде, по мнению ряда ученых, были неупорядочены. Такие отношения называются промискуитетными. По мнению других ученых, в рамках первобытного стада существовала гаремная семья, и в процессе размножения здесь участвовал только вожак. Стадо, как правило, состояло из нескольких гаремных семей. Ранняя родовая община. Процесс превращения первобытного стада в родовую общину связан с ростом производительных сил, сплотивших древние коллективы, а также с появлением экзогамии. Экзогамия — это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, и наоборот. При этом мужчины имели право вступать в половую связь со всеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась. Для того чтобы окончательно избежать возможности кровосмешения люди прибегли к разделению рода на классы. В один класс входили мужчины (женщины) одного поколения, и они могли вступать в связь только с таким же классом другого рода. Постепенно устанавливается все большее количество ограничений в групповом браке, вследствие которых он становился невозможным. В результате формируется парный брак, который очень часто был непрочным и легко расторгался. Дуально-родовая организация двух родов легла в основу родовой общины. Родовую общину объединяли не только брачные отношения между родами, но и производственные отношения. Руководители рода выбирались на собрании всего рода. Большим авторитетом пользовались самые опытные люди, которые были хранителями обычаев, и их, как правило, избирали руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета. В ранней родовой общине все продукты, добытые членами общины, считались собственностью рода и распределялись между всеми ее членами. Это было необходимым условием выживания для древних обществ. В коллективной собственности общины находилась земля, большая часть орудий труда. Известно, что в племенах, находящихся на этом уровне развития, разрешалось брать без спросу и использовать чужие орудия и вещи. Все люди в общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жизни человека и назывался инициацией («посвящением»). Смысл обряда инициации состоит в приобщении подростка к хозяйственной, общественной и идеологической жизни общины. Поздняя родовая община. Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовой общины сохранялась родовая собственность на землю. Однако повышение производительности труда постепенно приводило к тому, что появлялся регулярный избыточный продукт, который общинник мог оставить себе. Эта тенденция способствовала формированию престижной экономики. Престижная экономика возникла в условиях появления избыточного продукта, который использовался в системе обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя, причем он, как правило, не нес убытков, так как существовал обычай обязательной отдачи. Обмен дарами укреплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал позиции вождя и родственные узы. Вследствие высокой производительности труда общины, разрастаясь, делились на коллективы родственников по материнской линии — так называемые материнские семьи. Но родовое единство еще не распалось, поскольку в случае необходимости семьи объединялись обратно в род. Женщины, играющие главную роль в земледелии и в доме, сильно потеснили мужчин в материнской семье. Парная семья постепенно укрепляла свои позиции в обществе (хотя известны случаи существования «добавочных» жен или мужей). Появление избыточного продукта позволило материально заботиться о детях. Но парная семья не имела отдельной от родовой собственности, что сдерживало ее развитие. Позднеродовые общины объединялись во фратрии, фратрии — в племена. Фратрия — это первоначальный род, разделенный на несколько дочерних родов. Племя состояло из двух фратрий, которые являлись экзогамными брачными половинами племени. Появление соседской общины. Неолитическая революция способствовала радикальному изменению образа жизни человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целенаправленному производству основных продуктов питания на базе комплексного хозяйства. В этом хозяйстве скотоводство и земледелие дополняли друг друга. Развитие комплексного хозяйства и природно-климатические условия неизбежно приводили к специализации общин — в одних переключались на скотоводство, в других на земледелие. Так произошло первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы. Развитие земледелия приводило к оседлости, а увеличение производительности труда в благоприятных для земледелия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке появляются первые большие поселения, а затем и города. В городах были жилые дома, культовые постройки, мастерские. Позднее города появляются и в других местах. Численность населения в первых городах достигала нескольких тысяч человек. Поистине революционные изменения произошли вследствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь. Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом — медно-каменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Только тогда, когда человек научился выплавлять железо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое. Месторождения железа находятся повсеместно, но железо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обрабатывать. Поэтому человечество научилось выплавлять железо через относительно долгий промежуток времени — во II тыс. до н. э. Новый металл по доступности и рабочим качествам превосходил все известные тогда материалы, открыв новую эру в истории человечества — железный век. Внедрение металлических орудий вызвало ускорение развития земледелия, скотоводства и повышение производительности труда. Так, после изобретения плуга с металлическими рабочими частями появилось пашенное земледелие, основанное на применении тягловой силы скота. В энеолите был изобретен гончарный круг, что способствовало развитию гончарного ремесла. С изобретением ткацкого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства. Общественное разделение труда сопровождалось развитием обмена. В отличие от спорадически возникавшего ранее обмена богатствами из природной среды, этот обмен уже носил экономический характер. Земледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои изделия. Постепенно в обществах складываются средства обмена и мерила их стоимости. В ходе этих изменений происходит замена матриархального (материнского) рода патриархальным. Она была обусловлена вытеснением женщины из важнейших сфер производства. На смену мотыжному земледелию приходит плужное, а с плугом мог справиться только мужчина. Скотоводство, как и промысловая охота, также является типично мужским занятием. В ходе развития производящего хозяйства мужчина приобретает значительную власть, как в обществе, так и в семье. Теперь при вступлении в брак женщина переходила в род мужа. Счет родства осуществлялся по мужской линии, а имущество семьи наследовали дети. Появляется большая патриархальная семья - семья из нескольких поколений родственников по отцовской линии, возглавляемая старейшим мужчиной. Внедрение железных орудий труда привело к тому, что малая семья могла сама себя прокормить. Большая патриархальная семья распадается на малые семьи. Формирование прибавочного продукта и развитие обмена явились стимулом к индивидуализации производства и возникновению частной собственности. Большие и экономически крепкие семьи стремились выделиться из рода. Эта тенденция привела к замене родовой общины соседской, где родовые связи уступили место территориальным. Первобытная соседская община характеризовалась сочетанием отношений частной собственности на двор (дом и хозяйственные постройки) и орудия труда и коллективной собственности на главное средство производства — землю. Семьи вынуждены были объединиться, поскольку отдельная семья была не в силах справиться со многими операциями: мелиорацией, ирригационным и подсечным земледелием. Соседская община являлась универсальной стадией для всех народов мира на доклассовом и классовом этапе развития, играя роль основной экономической ячейки общества вплоть до эпохи индустриальной революции. Политогенез (образование государства). Необходимо отметить, что существуют разные концепции происхождения государства. Рост производительности труда привел к появлению излишков продуктов, которые могли отчуждаться от производителей. Некоторые семьи накапливали эти излишки (пищевые продукты, ремесленные изделия, скот). Накопление богатств происходило, прежде всего, в семьях вождей, поскольку вожди обладали большими возможностями, участвуя в распределении продуктов. Первоначально это имущество уничтожалось после смерти владельца или использовалось в обрядах, таких, например, как «потлач», когда все эти излишки на каком-либо празднестве раздавались всем присутствующим. Рядовые общинники попадали в зависимость от человека, устраивающего потлач. Вожди постепенно захватывают власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падает. Общество постепенно структурируется — из среды общинников выделяется верхушка. Сильный, богатый и щедрый, а, следовательно, авторитетный вождь подчинял себе слабых соперников, распространяя свое влияние на соседние общины. Возникают первые надобщинные структуры, в рамках которых происходит отделение органов власти от родоплеменной организации. Таким образом, появляются первые протогосударственные образования. Появление подобных образований сопровождалось ожесточенной борьбой между ними. Война постепенно становится одним из важнейших промыслов. В связи с широким распространением войн развивается военная техника и организация. Большую роль приобретают военные предводители. Вокруг них формируется дружина, в состав которой входили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя в боях. В ходе походов захватывалась добыча, которая распределялась между всеми воинами. Глава протогосударства одновременно становился и главным жрецом, поскольку власть предводителя в общине оставалась выборной. Постепенно власть становилась пожизненной. После смерти вождя наибольшие шансы на успех имели члены его семьи. Вследствие этого власть вождя становилась наследственной в рамках его семьи. Так окончательно формируется протогосударство — политическая структура общества с социальным и имущественным неравенством, развитым разделением труда и обменом, возглавляемая правителем-жрецом, обладавшим наследственной властью. С течением времени протогосударство расширяется посредством завоеваний, усложняет свою структуру и превращается в государство. Государство отличается от протогосударства большими размерами и наличием развитых институтов управления. Основные признаки государства — территориальное (а не племенно-родовое) разделение населения, армия, суд, право, налоги. С появлением государства первобытная соседская община становится соседской общиной, которая, в отличие от первобытной, утрачивает свою самостоятельность. Для государства характерен феномен урбанизации, включающий в себя увеличение количества городского населения, монументальное строительство, сооружение храмов, ирригационных сооружений и дорог. Урбанизация — один основных признаков становления цивилизации. Другим важнейшим признаком цивилизации является изобретение письменности. Государству требовалось упорядочить экономическую деятельность, записать законы, ритуалы, деяния правителей и многое другое. Возможно, что письменность была создана при участии жрецов. В отличие от пиктографического или веревочного письма, характерного для неразвитых обществ, для освоения иероглифической письменности требовалось длительное обучение. Письменность являлась привилегией жрецов и знати и только с появлением буквенного письма стала общедоступной. Освоение письменности было важнейшим этапом в развитии культуры, поскольку письменность служит в качестве основного средства накопления и передачи знаний. С появлением государства, письменности возникают первые цивилизации. Характерные черты цивилизации: высокий уровень развития производящего хозяйства, наличие политических структур, внедрение металла, использование письменности и монументальные сооружения. 4. Культура первобытного общества.В ходе своего развития и в процессе трудовой деятельности человек осваивал новые знания. В первобытную эпоху знания носили исключительно прикладной характер. Человек очень хорошо знал окружающий мир природы, так как сам являлся его частью. Основные сферы деятельности определяли области знания древнего человека. Благодаря охоте он знал повадки зверей, свойства растений и многое другое. Уровень знаний древнего человека находит отражение в его языке. Так, в языке австралийских аборигенов есть 10.000 слов, среди которых почти нет абстрактных и обобщающих понятий, а только конкретные термины, обозначающие животных, растения, явления природы. Человек умел лечить болезни, ранения, накладывать шины при переломах. Древние люди применяли в лечебных целях такие процедуры, как кровопускания, массаж, компрессы. С эпохи мезолита были известны ампутация конечностей, трепанация черепа, а чуть позже и пломбирование зубов. Счет первобытных людей был примитивным, — считали обычно с помощью пальцев и разных предметов. Расстояния измеряли посредством частей тела (ладонь, локоть, палец), дней пути, полета стрелы. Время исчисляли днями, месяцами, сезонами. Вопрос о происхождения искусства до сих пор сопровождается спорами исследователей. Среди ученых преобладает точка зрения о том, что искусство возникло как новое эффективное средство познания и осмысления окружающего мира. Зачатки искусства появляются еще в эпоху нижнего палеолита. На поверхности каменных и костяных изделий обнаружены насечки, орнаменты, рисунки. В верхнем палеолите человек создает живопись, гравюру, скульптуру, использует музыку и танцы. В пещерах обнаружены рисунки животных (мамонтов, оленей, лошадей), выполненных в цвете с помощью черной, белой, красной и желтой красок. Пещеры с рисунками известны в Испании, Франции, России, Монголии. Найдены также графические рисунки животных, вырубленные или вырезанные на кости и камне. В верхнем палеолите появляются статуэтки женщин с ярко выраженными половыми признаками. Появление статуэток связано, возможно, с культом праматери и установлением материнской родовой общины. Большую роль в жизни первобытных людей играли песни и танцы. В основе танца и музыки лежит ритм, песни также возникли как ритмованная речь. Пещерные и наскальные росписи поражают своим великолепием. Зачатки творческой фантазии были присущи уже неандертальцу, но именно Гомо сапиенс впервые начал создавать не только то, что полезно и необходимо, а и то, что отражало его внутренние переживания и чувства. Первобытный охотник, в минуты отдыха или готовясь к обряду, запечатлел на стенах пещер образы окружающего его мира, которые его больше всего интересовали и волновали. Вывод.Появление человека — огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претерпевает изменения, растет, стареет, умирает. Поэтому тело человека, человеческий организм — область изучения биологических наук. Однако человеческий организм — это еще не человек в социальном смысле. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в обществе. Социальная среда, в которой находятся люди, налагает на них такой большой отпечаток, что человека невозможно изучать с позиций только биологических наук. У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями — преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию речи и письменности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру. На первых этапах эволюции человекоподобных существ отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся условиям существования имел решающее значение. Однако впоследствии способность человека передавать по наследству негенетические приобретения в виде разнообразной научной, технической и культурной информации по мере возрастания объема знаний все более выводила человека из-под жесткого контроля естественного отбора и усиливала зависимость от общества. Человек занимает совершенно особенное положение в природе и качественно отличается от других организмов. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное. Литература.
1 Самыгин П. С. История. / К.С. Беликов, С. Е. Бережной, Е.В. Вдовиченков, М.Н. Крот, О.И. Рудая, С.И. Самыгин / Серия « Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – с.-14. |
Литература по психологии,классичес Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:... | Литература чувашская литература Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература | ||
“ Литература + литература” Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства | Литература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11... Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики | ||
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ" ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА | "Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература) ... | ||
Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет | ||
Литература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012... | Рабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература.... Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных... | ||
Список бесплатных электронных библиотек Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,... | Родная литература Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова... | ||
Рабочая программа учебного предмета: «Литература» «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,... | Рабочая программа педагога по курсу «Литература» Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование... |