Скачать 0.56 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волосовская средняя общеобразовательная школа №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-7 классы 2013-2014 учебный год Количество часов в неделю: 1 ч. Количество часов за год: 34 ч. Учитель: Пронина Татьяна Алексеевна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе: - Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; - Программы, разработанной под руководством и редакцией Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011; Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует: - развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; - воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; - освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; - овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); - формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика). Учебный курс предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» 5 класс. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – 34 часа Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции. Формирование художественных знаний, умений, навыков у учащихся 5 класса. Учащиеся должны знать: - истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; - особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов); - семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); - несколько народных художественных промыслов России; Учащиеся должны уметь: - пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан, Жостово и др.) - различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века); - различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.); - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора. В процессе практической работы на уроках учащиеся должны: - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения; - уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); - умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи); - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Учебный курс предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» 6 класс. «Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часа Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Формирование художественных знаний, умений и навыков у учащихся 6 класса Учащиеся должны знать: - о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека; - о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи; - о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; - основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта; - ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве; - особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта; - основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве; - о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; - о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа. Учащиеся должны уметь: - пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; - видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; - создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; - активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. Учебный курс предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» 7 класс. «Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часа В планировании сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству. Задачи:
Формирование художественных знаний, умений и навыков у учащихся 7 класса Учащиеся должны знать: - о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения; - о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах; -о процессе работы художника над картиной; - о композиции как целостности и образном строе произведения; - о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; - о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории; - о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми; - о роли художественной иллюстрации; - наиболее значимый ряд великих произведений ИЗО на исторические и библейские темы в отечественном искусстве. уметь: - применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению; - владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне; - развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни; - получить творческий опыт в построении тематических композиций; - получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры. Учебный методический комплекс Учебники: 5 класс - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева Н. А., Островская О. В.); 6 класс - «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.), 7 класс – «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.), Методическая литература: Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 2008. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 2008. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2011. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 2008. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 2008. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 2008. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 2008. Тематическое планирование
Приложение 1 к рабочей программе по изобразительному искусству и художественному труду 5 класс 2013-2014 уч. год Развернутое тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» 5 класс (34 часов, 1 час в неделю) |
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный... Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России,... | Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный... | ||
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена... Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Авторы программы:-Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершова, Н.... | Рабочая программа по изо 2 класса, по программе Б. М. Неменского... Программа. Государственная программа «изобразительное искусство и художественный труд»Б. М. Неменский | ||
Рабочая программа изобразительное искусство 6 класс Срок реализации:... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | Рабочая программа изобразительное искусство 7 класс Срок реализации:... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | ||
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России,... | Рабочая программа изобразительное искусство 5 класс Срок реализации:... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | ||
Рабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) изобразительное искусство Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской... | Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство... | ||
Пояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе... Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2005) и рассчитано на 35 часов в учебный год... | Рабочая программа по (предмету) Изобразительное искусство и художественный труд Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ильинка | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса на 2014-2015... Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса на 2014-2015... Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной... | ||
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное... Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», Б. М. Неменский,... | Рабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе... Рф «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента апн ссср,... |