Скачать 376.31 Kb.
|
КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» СОГЛАСОВАНО: протокол педагогического совета №___ от «___»___________20__ г. УТВЕРЖДАЮ: Директор школы Фефилова И. А. ______________ приказ № ___ от «___»____20__ г. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования по курсу «История современной музыки» (9-10 классы) Общеобразовательный курс Автор: Толмачева О.И. Рецензировано краевым экспертно-аналитическим центром. Председатель экспертной комиссии: Дранникова И. И. Пояснительная записка Программа «История современной музыки» рассчитана на обучение в 9-10 классах коррекционной школы для слепых и слабовидящих детей, является продолжением и логическим завершением курса музыкальной дисциплины, преподаваемой в школе по программе Д. Б. Кабалевского «Музыка 1-8 классы». Ведущая роль музыкального творчества в воспитании незрячего ребёнка закономерна, т. к. музыкальное исполнительство – наиболее доступный и естественный для слепых и слабовидящих вид художественной деятельности. Программа ориентирована на реализацию главной цели коррекционной школы – адаптировать детей в окружающем их мире, помочь приобрести знания, умения, навыки, которые дают возможность преодолеть психологический барьер отчуждения в среде зрячих людей; расширить чувственный опыт старших школьников посредством музыки, компенсируя зрительную депривацию. Необходимость в изучении раздела «История современной музыки» обусловлена психофизическими особенностями развития слабовидящих и слепых детей. Известно, что у ребёнка со зрительной патологией нарушено когнитивное, эмоционально-личностное, соматическое развитие, и требует коррекции тех недостатков, которые влияют на формирование личности. Из опыта работы выделяются следующие проблемы: - противоречия между образом жизни слабовидящего или слепого ребёнка и его возможностями; - хронический эмоциональный голод, вынужденная поверхностность чувств у части воспитанников; - дефицит неформального речевого общения со взрослыми и сверстниками; - заниженная личностная самооценка у определённой части воспитанников; - низкий уровень мотивационной сферы детей с патологией зрения; - скудность, ограниченность конкретно-чувственного, наглядно-образного опыта; - задержка развития отзывчивости на красивое в природе, живописи, музыке, в отношениях между людьми, в связи с нарушениями эмоционально-волевой сферы у детей со зрительной патологией; - скованность развития творческого потенциала ребёнка вследствие гиперопеки родителей. Содержание программы не оставляет без внимания потребности и интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности рок-творчество, является компонентом общения. А общение, как известно, - ведущий способ социализации и реабилитации подростков с патологией зрения. Данная программа создаёт условия, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности подростков с ограниченными возможностями, вооружает учащихся знаниями о современных музыкальных течениях, их сильных и негативных сторонах, их истоках, путях развития и связи с классическим искусством. Чтобы программа не превратилась в познавательно-развлекательную особенно важным является соблюдение этических норм при выборе репертуара, а так же включение в неё таких элементов, как - знакомство с языковыми единицами, терминологией, стилевыми особенностями, техническими приёмами разных жанров и направлений современной музыки. Программа предполагает использование множества разнообразных форм работы: традиционные занятия лекционного типа, эвристическая беседа, анализ музыкальных произведений, рисование под музыку, сравнительный анализ музыкально-художественных образцов, прослушивание музыки, моменты музицирования. В конце каждой четверти проводится контрольно-обобщающий урок с использованием форм и методов проверки знаний, рекомендованных для слепых и слабовидящих детей: музыкальная викторина, урок-концерт, защита рефератов. Музыкальная викторина проводится в устной форме. Примерные задания: узнать исполнителя, определить жанр произведения, стилевое направление, узнать песню по вступлению, аккомпанементу. Урок-концерт,- с исполнением изученных песен или проведением концертной программы для младших школьников. Защита рефератов, как результат самостоятельной исследовательской деятельности, проходит с демонстрацией музыкальных примеров в записи, или в собственном исполнении выступающих. Основное содержание данной программы базируется на изучении наиболее значительных музыкальных явлений, возникших вне рамок академической музыки во второй половине двадцатого века. Это наиболее яркие музыкальные стили, композиторское и исполнительское творчество выдающихся рок-музыкантов, самые значительные имена в кино-музыке, и других художественных направлениях. Отдельно необходимо отметить раздел программы, посвященный музыкальному авангарду. Этот вид искусства является уникальным достоянием современной русской и зарубежной музыкальной культуры. Ознакомление слепых и слабовидящих детей с направлениями в данной музыке способствует развитию их творческого воображения, разрушению стереотипного мышления, что немаловажно для адаптации подростков к жизни в обществе. Большое значение в коррекции эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями имеет знакомство с творчеством бардов. Авторская песня даёт возможность создать в классе атмосферу дружбы, доверия, откровения, взаимопонимания. Это серьёзные раздумья о жизни вслух, попытка рассказать о себе, о своих мыслях и чувствах. Цель программы: - формирование музыкальной культуры слепых и слабовидящих школьников, как фактор их социально-психологической адаптации. Задачи: - познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами современной музыки, историей их возникновения; - формировать навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с эстетической точки зрения на основе знаний истории и теории музыки; - содействовать процессу адаптации и интеграции в общество слепых и слабовидящих детей средствами музыкального искусства; - совершенствовать слуховое восприятие детей с патологией зрения; - воспитывать стремление детей выразить себя через искусство, развивать творческие способности. Коррекционные задачи воспитания средствами музыки, пения, танцев помогают формированию пространственного представления, моторной координации, «освобождению» речевой функции и в конечном итоге способствуют социализации личности подростков. Новое содержание музыкального просвещения для учащихся коррекционной школы требует социальных подходов к обучению. В процессе коррекции недостатков развития у детей с нарушениями зрения средствами музыкального искусства, принимаются к руководству следующие концептуальные принципы: - прежде всего - это охрана здоровья детей; - включение воспитанников в творческую деятельность только на добровольных началах, на основе их внутренних побуждений; - обеспечение разностороннего эстетического и культурологического просвещения и развития в урочное и внеурочное время; - создание ситуации востребованности интересов, знаний и умений учащихся через систему коллективных дел. Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение слепых и слабовидящих детей с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение, музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение музыки, стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной, и коллективной исследовательской деятельности. Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях выдающихся педагогов-музыкантов (Д. Кабалевского, Э. Абдуллина, Е. Критской) и получили своё реальное воплощение в практике работы учителей музыки. Метод художественного нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой музыкальное явление осваивается на разных уровнях: - понимание художественной значимости данного сочинения; - осознание нравственной проблематики музыкальных явлений, их направленности на формирование личностных установок учащихся. Метод взаимосвязи с жизнью реализуется в трёх направлениях. Первое опирается на принцип социально-исторической обусловленности искусства. Каждое музыкальное явление, рассматриваемое на уроках, раскрывается в его взаимосвязях с культурной и социальной средой, обусловившей его появление. Второе направление отражает то значение, которое имеет взаимосвязь преподавания данного предмета с реальной музыкальной жизнью. Учитель должен активно интересоваться текущими культурными событиями, конкурсами, концертными выступлениями, выпуском новой аудио- и видеопродукции. Третье направление заключается в возможности слепых и слабовидящих детей участвовать в процессе активного духовного переживания в единстве с самовыражением; выступать в конкурсах, концертах, авторских творческих вечерах. Метод диалогичности. Задачи развития критического мышления и формирования у школьников собственной эстетической и нравственной позиции по отношению к различным музыкальным явлениям требуют постоянного диалога учителя и учеников. В спорах и диспутах рождаются аргументированные доводы об эстетической ценности изучаемых музыкальных стилей, творчества авторов и исполнителей. Педагогу нужно с уважением относиться к точке зрения учащихся, даже если она противоречит его собственной. Тем не менее, необходимо стремиться к тому, чтобы позиция, которую отстаивает подросток, была именно позицией, подкреплённой эстетическими и нравственными убеждениями, являлась выражением системы эстетических ценностей формирующейся личности ребёнка. Метод наглядности. Изложение нового материала в коррекционной школе для детей с нарушением зрения предполагает обязательное использование специального наглядного материала, с помощью которого учащиеся усваивают музыкальные термины, фамилии авторов и исполнителей изучаемых произведений, названия музыкальных композиций. Каждое пособие для работы с детьми должно соответствовать тифлопедагогическим требованиям: увеличение демонстрационных и наглядных методических материалов, уменьшение или исключение цветовой гаммы на иллюстрациях, дублирование текста по Л. Брайлю. Усилия учителя направлены на творческий поиск и постоянную разработку специальных коррекционных технологий, предназначенных для развития детей с нарушением зрительных функций, совершенствование их основного анализатора – слуха, поэтому на уроке минимально используются такие виды наглядного материала, как видеозаписи. Традиционное объяснение учителем нового материала может быть заменено тематическим сообщением учащихся, творческими групповыми работами, защитой рефератов. Задача учителя заключается в том, чтобы в процессе работы у школьников развивались познавательные интересы, специальные общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности. Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебного курса. Изучение конкретных музыкальных явлений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся глубоко постигать содержание музыки, особенности её языка. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждой четверти. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение старшими школьниками общих закономерностей возникновения и развития современных музыкальных стилей и жанров. С другой стороны, они имеют обобщающий характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий. Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Программа не только предполагает изучение музыкального материала на уроках, входящих в часть учебного плана школы, но и создаёт предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся. Это посещение театров, концертных залов, музеев, центров прикладного искусства, коллективные просмотры видеофильмов по музыкальной тематике (мюзиклы, рок-оперы, музыкальные фильмы, концерты). Контроль уровня обученности: Учет и оценка деятельности учащихся ведётся на каждом уроке. Учитываются не только знания, навыки и умения, которые наиболее очевидны в результатах музыкальной деятельности, например, в исполнении произведений или высказываниях учащихся о воспринятой музыке. Особое значение приобретает увлеченность ребят, их интерес к знаниям, эмоциональная отзывчивость, работа воображения, которые важны на всех этапах деятельности на уроке. Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности коллектива и отдельных учащихся. Она стимулирует интерес и творческую инициативу ребят. Данная программа может быть использована как продолжение предмета «Музыка» в старших классах общеобразовательных, коррекционных школ, учреждений системы дополнительного образования. Учебно-тематический план: 9 класс (34 часа)
|
Учебно-тематический план 8 Содержание учебного курса 9 Учебно-методические... Программа «История современной музыки» рассчитана на обучение в 9-10 классах коррекционной школы для слепых и слабовидящих детей,... | Пояснительная записка Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.... | ||
Рабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка Изучение... Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.... | Пояснительная записка Целью Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров | ||
Пояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... | Календарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс.... | ||
«История нравов России». Пояснительная записка «Человек и общество» в 10-11 классах, в разделе «Духовные ценности современной цивилизации» или фрагментарно, в разделе «Цивилизация... | П в. История музыки подготовки специалиста по специальности 071401... Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Музыкально-теоретических дисциплин «12» декабря 2010 г. Протокол №6 | ||
Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Изучение фундаментальных... Формирование навыков проведения научных исследований, ознакомление с современной научной аппаратурой. Ознакомление с историей физики... | История, 5 Класс пояснительная записка рабочая программа «Всеобщая... Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | ||
Пояснительная записка Одной из центральных задач, стоящей перед современной... Специфика педагогической деятельности выдвигает конкретные требования и ставит учителя в достаточно жёсткие рамки. Работа учителя... | Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Пояснительная записка «История и методология химии» входит в базовую... Цель курса «История и методология химии» состоит в объединении системы химических дисциплин, составляющих основное содержание современной... | Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история.... Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история. Конец XV-XVIII в в.» 7 класс |