Скачать 465.16 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины к.п.в. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Подготовки специалиста по специальности 071401 Социально-культурная деятельность Пояснительная записка. Цель курса – подготовка студентов к профессиональной деятельности менеджера социально-культурной деятельности, формирование целостного, системного подхода к музыкально-историческим знаниям. Личный пример лектора, ведущего курс истории музыки, творческая активность, умение обобщать отдельные факты в единое целое, связь традиций и новаторства в системе преподавания, современный аспект в раскрытии содержания курса, привлечение новой музыковедческой литературы стимулируют художественное мышление студентов, способствуют осознанию специфики музыкального искусства, формируют мировоззрение будущего менеджера. Задачи курса:
Место курса в общей системе подготовки специалиста. Курс истории музыки является дисциплиной по выбору, курс проблемный, предполагающий широкий исторический подход к изучаемым явлениям; его предметом является процесс развития музыкальной культуры. Отсюда соответствующая направленность анализа музыкальных произведений (выбор произведений для анализа и степень его углубленности определяются педагогом). Для полноценного усвоения такого курса необходима база, которую образуют культурологические и обще-гуманитарные дисциплины. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Структура курса. Основные разделы истории музыки охватывают огромный период становления и развития культуры и искусства: древности (конец IV тысячелетия до н.э. – 476 г. н.э.), средневековья (476 – 1453), Возрождения (Х1У-ХУ1 века), барокко (1600-1750), Просвещения (ХУ111 век), романтизма (Х1Х век), современности (ХХ век). Основополагающая концепция курса – взаимосвязь творчества композиторов с общеисторическим процессом, научными и культурными событиями времени. Неразрывная связь музыки с литературой и искусством позволяет систематически приобщать студентов к широким художественным обобщениям, помогает им раскрывать природу музыкальных произведений, выраженную не только в авторской конкретной сюжетной программности, но и во внепрограммных сочинениях классиков и современных композиторов. В силу крайней ограниченности учебного времени возникает необходимость соответствующего ограничения учебного материала и подчинения его единой системообразующей идее. Главное в курсе по выбору – дать менеджеру социально-культурной деятельности достаточное для его профессиональной (в частности, педагогической) деятельности знание музыкальных произведений и представление о музыкальных стилях и жанрах. Биографический материал изучается студентами самостоятельно по указанию педагога. В соответствии с учебным планом курс истории музыки изучается один семестр. Занятия проводятся в форме лекций, семинарских выступлений. В курсе истории музыки студентами применяется творческий, поисковый тип изложения учебного материала. Практические занятия проводятся в форме слушания музыки (регулярно) и семинарских занятий. В процессе освоения предмета необходима самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Она должна обеспечить подготовку к семинарским занятиям. Музыкальная литература включает сочинения композиторов, указанные в списках семинарских занятий (крупные произведения – кантатно-ораториальные, оперы, симфонии и другие циклические и одночастные сочинения изучаются по указанным фрагментам). Содержание разделов дисциплины. 1. Зарубежная музыкальная культура от древности до эпохи барокко. 1.1. Введение. Культура и искусство древности. Культура и искусство античности. Культура и искусство средневековья. Культура и искусство эпохи Возрождения. Культура и искусство эпохи барокко. 2. Зарубежная музыкальная культура эпохи Просвещения 2.1. Культура и искусство эпохи Просвещения. Инструментальная музыка. 2.2. Оперное искусство 18 века (Италия, Франция, Англия, Германия, Австрия). 3. Венская классическая школа. 3.1. Венская классическая школа: основные художественные принципы венской классической школы. Творческий путь И. Гайдна. 3.2. Творческий путь В.А.Моцарта. В.А.Моцарт и австро-немецкий оперный театр. Творческий путь Л.Бетховена. Сонаты. Симфоническое творчество Л.Бетховена. 4. Зарубежная музыкальная культура эпохи романтизма. 4.1. Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве 19 века. Творчество Ф.Шуберта. Симфонии. Фортепианное и вокальное наследие Ф.Шуберта. Творчество Ф.Мендельсона. Новые романтические жанры. Творчество Р.Шумана. Инструментальные и вокальные циклы. Французская музыкальная культура первой половины 19 века и творчество Г.Берлиоза. 4.2. Итальянская музыкальная культура первой половины 19 века и творчество Д.Россини. Польская музыкальная культура первой половины Х1Х века и творчество Ф.Шопена. Венгерская музыкальная культура первой половины 19 века и творчество Ф.Листа. Симфоническое творчество Ф.Листа. Фортепианное творчество Ф.Листа. 5. Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века. 5.1. Австро-немецкая музыкальная культура первой половины 19 века и творчество Р.Вагнера. Французская музыкальная культура второй половины 19 века. Творчество Ш.Гуно. Творчество Ж.Бизе. Творчество С.Франка. Итальянская музыкальная культура 19 века и творчество Д.Верди. 5.2. Итальянский оперный веризм. Творчество Дж.Пуччини. Чешская музыкальная культура второй половины 19 века. и творчество Сметаны, Дворжака. Норвежская музыкальная культура второй половины 19 века. Творчество Э.Грига. Фортепианное и вокальное творчество Э.Грига. Финская музыкальная культура и творчество Я.Сибелиуса. 6. Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX веков. 6.1. Французский импрессионизм. Проблемы стиля. Творческий путь К.Дебюсси. Творческий путь М.Равеля. 6.2. Австро-немецкий симфонизм рубежа 19-20 веков (Г.Малер, Р.Штраус).Австро-немецкая музыкальная культура первой половины 20 века. Чешская музыкальная культура конца 19 – первой половины 20 века. Творчество Л. Яначека. Испанская музыкальная культура конца 19 – первой половины 20 века. Творчество М. де Фальи. 7. Зарубежная музыкальная культура XX века. 7.1. Венгерская музыкальная культура первой половины 20 века. Творчество Б.Бартока. Американская музыкальная культура 19 века. Творчество Д.Гершвина. 7.2. Французская музыкальная культура конца 19– первой половины 20 века. Творчество Ф.Пуленка. Английская музыкальная культура конца 19 – первой половины 20 века. Творчество Б.Бриттена. Польская музыкальная культура 20 века. Творчество К.Пендерецкого. Заключение. Темы для самостоятельного изучения
|
Программа курса и методические указания для студентов специальности... «Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности») и направлению подготовки | Учебно-методический комплекс специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» Учебно-методический комплекс «Информатика» составлен в соответствии с требованиями профессиональной образовательной программой по... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства... О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу | ||
Школы двфу шикс Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | Школы двфу шикс Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | ||
Пояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин... «Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания... | Пояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин... «Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям... Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии мгпу, доцент | Учебно-методический комплекс дисциплины «Народная художественная культура» Направление/ специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | ||
1. общая характеристика специальности 071401 (053100) социально-культурная деятельность Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 24. 01. 2002 №181 | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | ||
Методические рекомендации для студента дисциплина «История и теория... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа для студентов направления подготовки 51. 03. 03... Содержание: умк по дисциплине Основы декоративно-прикладного искусства для студентов направления подготовки 51. 03. 03 Социально-культурная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению опд. Ф. 6 Литература для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа практик составлена на основании государственных образовательных стандартов для специальности 071401. 65 «Социально-культурная... |