Скачать 1.41 Mb.
|
Методические рекомендации по изучению ОПД.Ф.6 Литература для студентов, обучающихся по специальности 071401.65 Социально-культурная деятельность 1.1 Автор: доцент кафедры литературы МГПУ Борисов Б.Н., к.фил.н., доцент кафедры литературы МГПУ Гафаров Р.М., к.фил.н., доцент кафедры литературы Иванова Л.Л., к.фил.н., доцент кафедры литературы Пожидаева О.В. 1.3 Пояснительная записка УМК “Литература” составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Он включает следующие разделы: пояснительную записку, краткое содержание дисциплины, перечень тем для самостоятельного изучения, методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов. Программа курса построена в строгой логической и хронологической последовательности, в ней отражен современный подход к историко-литературному процессу. УМК включает программы по «Истории древнерусской литературы», «Истории русской литературы ХVIII века», «Истории русской литературы ХIХ века», «Истории русской литературы ХХ века», «Современной отечественной литературе». При составлении программы учтен опыт программ дисциплин предметной подготовки. Цели курса: - сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о русской литературе второй трети Х1Х столетия, - показать ее связь с мировым литературным процессом, предшествующей и последующей отечественной литературой. Задачи курса: - дать представление о своеобразии историко-литературного процесса XI- ХХ столетия, творчестве ведущих писателей этого периода; - уделить внимание характеристике разных аспектов содержания и поэтики ключевых произведений названного периода в развитии русской литературы; - обратить внимание на возможность анализа творчества отдельных писателей в аспекте проблем традиций и новаторства, преемственности в развитии литературы; -уделить внимание формированию у студентов опыта самостоятельного осмысления литературных явлений, аналитического прочтения текстов. Студенты должны также знать биографии крупнейших писателей, содержание наиболее значительных произведений в их творчестве Студенты должны владеть следующими умениями и навыками: -уметь рассматривать литературный процесс в контексте эпохи; - уметь анализировать произведения, относящиеся к разным жанрам; - обрести навык концептуального, а не эмпирически-описательного подхода к литературным явлениям эпохи; -уметь пользоваться критической литературой по выбранной или предложенной теме, проблеме курса; -грамотно выстраивать самостоятельные сообщения на практических занятиях на заданную тему. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.6.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ 0071401 Социально-культурная деятельность
1.6.2 Содержание разделов дисциплины Древнерусская литература -Литература Древней Руси. Возникновение, общая характеристика, своеобразие, периодизация -Древнейшее летописание. «Повесть временных лет», время и причины написания. Стиль монументального историзма в летописи. Литературный этикет в летописи. -Торжественное и учительное красноречие. -Агиография. Жития Бориса и Глеба. Абстрагированность в житиях. -«Слово о полку Игореве». История открытия, авторство. Споры вокруг памятника, своеобразие поэтики. - Повести о нашествии монголо-татар на Русь - «Хождение Афанасия Никитина за три моря»,своеобразие памятника. -«Повесть о Петре и Февронии» литература XVI века. Публицистика XVI века Переписка Ивана грозного с Курбским. - Литература XVII века. «Житие протопопа Аввакума», его идейно-художественное своеобразие. -Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть. «Повесть о Савве Грудцине», «Повесть о Горе-злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве». -Демократическая сатира и смеховая литература. «Калязинская челобитная», «Повесть о Фоме и Ереме», «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке». Русская литература XVIII века - Литература Петровской поры. Барокко в литературе Петровского времени. Развитие виршевой поэзии. Зарождение любовной лирики. Развитие театрального искусства: «школьная драма», репертуар театра на Красной площади. Прозаические повести. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском». Новый герой в контексте новой российской истории. -Предклассицизм. Творчество Ф. Прокоповича. Эстетические воззрения Ф. Прокоповича. Трагедокомедия «Владимир». Антиох Кантемир. Сатирическое творчество писателя. Взгляды на судьбы русской поэзии в «Письме Харитона Макентина». - Классицизм – ведущее направление второй трети XYIII века. Социально – политические, философские, эстетические предпосылки становления направления. Рационализм, нормативность, иерархичность как основные признаки классицизма. Своеобразие классицизма в России. - В.К. Тредиаковский. «Езда в остров Любви» как выражение новых взглядов на литературу. Реформа стихосложения в «Новом и кратком способе…». Поэзия Тредиаковского: пейзажная лирика, оды, идиллия, басни. Героическая поэма «Телемахида». - М.В. Ломоносов. Продолжение стихотворной реформы в «Письме о правилах российского стихотворства». Основные темы, образы од Ломоносова. Поэма «Пётр Великий». Теория «Трёх штилей». -А.П. Сумароков. Одическое творчество Сумарокова. Отношение к ломоносовской реформе стихосложения и ломоносовскому творчеству. «Эпистола о стихотворстве» как программа русского классицизма. Трагедийное творчество А.П. Сумарокова. «Хорев» - конфликт, характеры, идейное содержание. «Гамлет» как пример обращения к наследию Шекспира. «Димитрий Самозванец»: своеобразие творческой манеры, комедийное творчество Сумарокова. Тресотиниус «Рогоносец по воображению». Басни, эпиграммы, сатиры. - Демократизация литературы в 60-70-е годы 18 века. Развитие журналистики. Журнальная деятельность Н.И. Новикова. -Развитие прозаических жанров. Романы Ф. Эмина. Предпосылки сентиментальной прозы («Письма Эрнеста и Доравры»). Темы, герои сказок М. Чулкова. -Развитие драматургии. Политическая трагедия в творчестве Я.Б. Княжнина «Комическая опера». «Анюта» Попова. -Сентиментализм – направление конца 18 века. Предпосылки, основные черты направления. Творчество Н.М. Карамзина. «Письма русского путешественника». Журнальная деятельность Карамзина. «Московский журнал». Альманахи «Аглая», «Аониды», «Бедная Лиза», «Марфа – посадница». -Творчество А.Н. Радищева. «Дневник одной недели». «Житие Фёдора Васильевича Ушакова». История политического взросления юноши. Политическая программа Радищева в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске…». Композиция, сюжет, герой, идейное содержание романа «Путешествие из Петербурга в Москву». Оценка эпохи в оде «Осьмнадцатое столетие». - Прозаическое творчество И.А. Крылова. Журнал «Почта духов». Повесть «Каиб». Герой, идейное содержание, эстетическая позиция автора. Комедийное творчество И.А. Крылова. «Урок дочкам». «Подщипа». Русская литература XIX века -Общая характеристика литературы первой трети 19 века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Деятельность «Беседы» и «Арзамаса». Характеристика романтизма как литературного направления -Литературное творчество В.А. Жуковского. -Литературное творчество декабристов. Поэзия, проза. -Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. Статья В.Белинского «Горе от ума» сочинение А.Грибоедова. И.А. Гончаров о комедии Грибоедова. Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. -Романтическая поэма, ее жанровые особенности, ее место в творчестве А.С. Пушкина. -Трагедия «Борис Годунов» - свидетельство исторического мышления поэта. -История создания романа «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Образы главных героев. Калейдоскопичность в изображении разных сторон и национальной жизни, и душевной жизни отдельных людей. 8-ая и 9-ая статья из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Белинского. -Пушкинская проза. Цикл «Повестей Белкина» - предощущение литературы нового качества. Философское, социальное, литературное содержание цикла. «Капитанская дочка» - стремление к осмыслению объективных законов исторического развития. -Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта. Основные поэмы и драмы Лермонтова – романтика. «Песня про купца Калашникова» - образец реалистической поэмы в творчестве Лермонтова. В.Белинский «Стихотворения Лермонтова». Проза М.Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»). Идейно-тематическое богатство романа «Герой нашего времени». В.Белинский о романе «Герой нашего времени». -Творческий путь Н.В. Гоголя. Проблема творческого метода в циклах «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя. Комедия «Ревизор», ее социальное и субстанциальное содержание. Значение «Развязки «Ревизора» в понимании идейного содержания комедии. «Женитьба», «Игроки». Их место в творчестве Гоголя. Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя. Замысел и воплощение: поэма «Мертвые души». Художественно-выразительные средства в обрисовке образов помещиков и чиновничества. Композиция первого тома поэмы. Образ Чичикова, история деградации человека. Проблема второго тома «Мертвых душ». Идейное содержание сохранившихся глав второго тома. Место «Выбранных мест» в раскрытии авторского взгляда. В.Белинский о поэме. «Письмо к Гоголю». |