Рабочая программа
по Истории России с древнейших времен до конца XIX в. (10 класс)
(базовый уровень)
Пояснительная записка
Учебники: «История Россия с древнейших времен до конца XVII века» автор Н. С. Борисов и «История России Х\ЛН-Х1Х век» автор А. А. Левандовский.
Программа под редакцией Н. С. Борисова и А. А. Левандовского. - М.: Просвещениe, 2011год.
Предлагаемая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего полного образования по истории ( базовый уровень) и базисного учебного плана. Она обеспечивает изучение курса отечественной истории в 10 классе- курса истории России с древнейших времен до конца 19 века.
Программа рассчитана на 40 часов при двухчасовой учебной нагрузке. В связи с тем, что большинство учащихся ориентированы на сдачу ЕГЭ количество часов увеличено до 70, с целью развития у учащихся умений систематизировать, классифицировать исторические материалы, определять и сравнивать существенные черты отдельных исторических периодов, подтверждать обобщенные суждения, выводы конкретными примерами, соотносить ряды представленной информации между собой.
Особое место в реализации требований стандартов и в подготовке обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ занимают уроки обобщающего повторения по темам и разделам курса. На итоговых занятиях задания используются, как средство углубления знаний, обобщения конкретно- исторического материала, а так же как способ проверки знаний.
Программа является составной частью учебно методического комплекта по курсу история России для 10 класса общеобразовательных учреждений и отражает особенности структуры и содержания учебников для 10 класса Н.С.Борисова и «История России с древнейших времен до конца XVIIвека» и А.А.Левандовского « История России XVIII-XIXвеков».
Большое внимание в программе уделяется личностно-психологическим аспектам исторического образования, что проявляется, прежде всего в раскрытии роли крупнейших исторических деятелей, а также влияния ментальных установок народов России на ход исторического процесса. Значительное место отведено на изучение культуры.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся знаний у учащихся.
Важнейшими задачами курса являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности. Школьники должны так же освоить периодизацию Отечественной истории.
Промежуточная аттестация предусмотрена в виде тестирования как после изучения тем так и в конце полугодия. Данное календарно-тематическое планирование предусматривает разные типы уроков: это и практикумы, лабораторные уроки, исследования, конференции, семинары, которые позволят реализовать основные цели исторического образования: усвоение обучающимися определенной суммы знаний, развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Изменения: праздничный день 9 мая, первый день каникул выпали на дни проведения уроков истории, поэтому фактически проведено 67 часов .
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
№пп
| Тема урока
| Кол. часов
| Госстандарт
| Требование к уровню подготовки
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Дом. задание
| Дата план
| Дата факт
| 1
| Введение
| 1
| Значение изучения истории. Особенности истории, как науки. История России, как часть всемирной истории. Основные факторы, определяющие своеобразие русской цивилизации.: влияние природно-климатических условий, первостепенная роль государственности, особенности социальной культуры, влияние православной веры.
|
|
|
|
| 03.09
|
|
|
|
| Древнерусское государство в 9-13 веках. ( 6 часов)+1
|
|
|
|
|
|
| 2
| Восточные славяне в У1-Х1Х вв. Древнерусское государство
| 1
| Восточнославянские племенные союзы и их соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян, имущественное расслоение. Складывание государства у восточных славян. Проблемы происхождения древнерусского государства. Призвание варягов. Норманнская теорияю. Обьединение Новгорода и Киева под властью Олега.
| Объяснять смысл понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, при-родно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы Знать причины и факторы возникновения русской государственности. Иметь собственную позицию по поводу разных теорий образования Древнерусского государства
| Анализ документа. Умение соотнести сведения летописца и исторической карты
| Тюркский каганат. Волжская Бул-гария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами
| §1схема, карта
| 06.09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
| Киевская Русь
| 1
| Дань и подданство. Князья и их дружины. Торговый путь из варяг в греки. Вечевые порядки. Категории населения. Развитие норм права на Руси
| Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления князей: Олега, Игоря и княгини Ольги, Святослава, Владимира (крещение, реформы). Определять главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей до конца IX в.
| Составление таблицы «Основные направления внешней политики Киевской Руси» (с. 42). Решение исторических задач
| Развитие норм права. «Русская правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества
| §2-3
документы
| 10.09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13.09
|
| 4
| Культура Киевской Руси
| 1
| Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии
| Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения
| Обсуждение вопросов, проблем. Подготовка и рецензирование докладов самими обучающимися
| Первые русские книги: Остромирово Евангелие, Изборник Святослава и др.
| § 4
Подг. сообщ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
| Русские земли вXII-началеXIII вв.
| 1
| Усобицы. Любеческий съезд. Владимир Мономах. Распад Древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество, господин Великий Новгород. Северо-Восточная Русь
| Знать, в чем причины распада Древнерусского государства и усиление экономической и политической самостоятельности русских земель
| Сопоставить судьбу и деятельность князей феодальной эпохи
|
| § 5-6
карта
| 17.09
|
| 6
| Культура Руси XII - начала XIII вв.
| 1
| Культура Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли. Особенности архитектуры, живописи, летописания
| Умение работать с первоисточниками, их анализ
| Написать эссе на одну из предложенных тем: «Загадки и уроки: "Слова о полку Игоре-ве", "Слова Даниила Заточника"»,Загадки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском»
|
| §7
| 20.09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7-8
| Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды
-
| 2
| Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией
| Уметь анализировать исторические факты, представлять и аргументировать свою точку зрения. Понимать причины завоевания Руси татаро-монголами
| Составить таблицу «Завоевание монголо-татарс1206-1255 гг.»
| Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.
Создание Чингисханом мощной армии. Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде.
| § 8
Сообщ.
| 24.09
27.09
|
|
|
|
| Тема 2. Образование единого русского государства в 14- 15 веках. ( 3 часа)+3
|
|
|
|
|
|
| 9-10
| Усиление Московского княжества в 14 первой половине 15 веков.
| 2
| Борьба за политическую гегемонию в Северо-восточной Руси. Политические, социальные. Территориальные, географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Начало правления Дмитрия Донского. Дальнейшее усиление Москвы. Открытый вызов Орде со стороны Московского княжества. Битва на Воже. Роль православной церкви. Деятельность Митрополита Алексея и Сергия Радонежского. Куликовская битва и ее значение. Нашествие Тохтамыша и восстановление ордынского ига. Обретение автокефалии русской православное церкви.
| Понимать причины подъёма, определять главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период 14 начала 15 веков.
Знать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, политике отношений с Золотой Ордой.
Характеризовать деятельность московских князей: Даниила. Ивана.Калиты, Дмитрия донского.
Освещать причины последствий Куликовской битвы. Характеризовать Ивана 3, как князя Всея Руси. Знать сущность и особенности нового централизованного государства, объяснять причины судебной реформы Ивана3 в свете изменений социально-экономических отношений в русском обществе.
| Написать эссе на одну из тем; « Возвышение Москвы- сочетание закономерностей и случайностей»
Иван Калита- князь добрый или « подлый сердцем»»
| Образование Великого княжества Литовского.
Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси. Начало возрождения русских земель.
Внутренние миграции населения.
Церковь и консолидация русских земель.
Политика Московских князей.
| §9
Схема, сост. план
| 01.10
04.10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11-12
| Завершающий этап образования единого русского государства (вторая половина 15 – начала 16 веков)
| 2
| Начало правления Ивана3. Покорение Новгорода, битва на реке Шелони. Присоединение Твери. Продвижение на Урал и Западную Сибирь. Судебник 1497 года, его значение для укрепления единого государства.. начало формирования системы крепостного права. Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы.. Становление поместного землевладения и ее роль в становлении единого государства. Внешняя политика ивана3. Походы на Казань. Стояние на Угре. Свержение ордынского ига. Войны с Великим княжеством Литовским. Присоединение западнорусских земель. Борьба в Прибалтике. Предпосылки, причины, особенности образования русского централизованного государства. Начало складывания самодержавия.
| Понимать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Знать о зарождении национального самосознания. Обосновывать свою точку зрения , вести дискуссию. Знать о положении московских князей после смерти Дмитрия Донского ( события феодальной войны) и о преодолении внутренних и внешних препятствий на пути окончательного складывание единого государства при
Иване III.
| Обсуждение вопросов и заданий.
| Ликвидация мелких уделов и княжеств. Сущность ересей и политика Ивана III по отношению к еретикам.
| §12
эссе
| 08.10
11.10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13
| Культура Руси в 14-15 веках
| 1
| Культурное развитие русских земель и княжеств. Формирование русского , украинского, белорусского народностей. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет иконописи. Древнерусская литература. Особенности архитектуры Новгорода и Пскова. Живопись. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.
| Знать особенности русской культуры, изучаемого периода.
Основные понятия: повесть, Куликовский цикл, хождение
| Мини-тестирование
| Задонщина, Сказание о Мамаевом побоище. Роль итальянских архитекторов в развитии русского зодчества.
| §13
Сообщ.
| 15.10
|
| 14
| Обобщающий урок по теме: «Русское государство 9- 15 веках»
| 1
|
| Обобщение и систематизация знаний учащихся
|
|
|
| 18.10
|
|
|
|
| Тема 3. Россия в 16-17вв
( 6 часов)+5
|
|
|
|
|
|
| |