Скачать 0.52 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой ____________________ проф. И.Г. Жиряков Решение заседания кафедры Протокол № _5_ «20» января 2011г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля «История древних цивилизаций» Направление: педагогическое образование. Профиль: История. Квалификация: бакалавр. Составители: Калмыков В.С.______________________ (должность) доцент. Москва-2011 Цель: изучения дисциплины «История Древнего Мира» состоит в том, чтобы: дать студентам целостное представление о развитии первобытного общества и древних цивилизаций Востока и Запада; стимулировать научное мышление студентов, обучить их самостоятельной работе с историческими документами; подготовить студентов к дальнейшей преподавательской деятельности в учреждениях среднего и среднего специального образования. Задачи: изучения дисциплины «История Древнего Мира» следующие:
Объем в ЗЕ: ____________8____________________________ Время изучения: курс___1_________семестр____1,2_____________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: 1. Культура античного мира_ Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Групповая принадлежность ОМ: /профессиональный ОМ . Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ. /инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Инновационные формы учебной работы:
Активные методы обучения:
Формы контекстного обучения:
(использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения) Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: Тесты с закрытой /с однозначным и многозначным выбором ответа/ и открытой формой задания; тесты на соответствие, тесты с заданиями на исключение лишнего. 2 уровень сложности: Дебаты , дискуссии, выступление на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс 3 уровень сложности: Деловая и ролевая игра, например судебное разбирательство или заседание экспертной группы. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - инструментальный кластер Краткое содержание курса Основные разделы, их краткое описание Основные понятияТемы контрольных/ курсовых работ Вопросы к экзамену Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература. Основная: Дополнительная: Краткое содержание курса Пояснительная записка Предмет является обязательной дисциплиной; относится к дисциплинам базового цикла. Требования к обязательному минимуму содержания программы подготовки выпускников до данной дисциплине (индекс – , общее количество часов – ): аннотирование, реферирование и конспектирование литературы; развитие профессиональной памяти; работа с политическими, экономическими, археологическими картами; анализ источников и литературы; составление синхронистических и диахронических, статистических и сравнительно-типологических таблиц; подготовка доклада и сообщения, умение выступать с ним, оппонировать и обсуждать другие выступления; участие в дискуссиях, круглых столах и пресс-конференциях. Основные цели и задачи курса: - История Древнего мира входит в цикл базовых учебных дисциплин и предназначена для профессиональной подготовки преподавателя истории общеобразовательных школ и других учебных заведений. - Основные цели дисциплины: раскрыть место и роль истории древнего мира во всеобщей истории, показать, с одной стороны, то общее, что роднит ее с последующими историческими эпохами, и, с другой, выявить, охарактеризовать и объяснить те особенности, которые были присущи только ей. - Решаемые задачи: 1. Научить студента работать с источниками – письменными и вещественными. Раскрыть возможности современных методов анализа источниковой информации по конкретным разделам и темам изучаемой дисциплины. 2. Научить студента работать с историографией, прежде всего, отечественной, чтобы он умел создавать поле собственной исследовательской и учебно-методической работы по истории древнего мира. 3. Раскрыть перед студентом логику, структуру и последовательность его собственного профессионального поиска. 4. Научить студента самостоятельно а) разрабатывать тематические занятия, б) готовить доклады, сообщения, рефераты по изучаемой с учащимися тематике, в) профессионально, с позиций современной исторической науки и ее ресурсных возможностей, а также образно и искусно преподавать изучаемый материал (проведение коллоквиумов, «круглых столов», «пресс-конференций», «блиц»-опросов, письменных работ и т.д.). По окончании изучения дисциплины студент должен: - знать материал изученной дисциплины в соответствии с требованиями современной высшей школы и на основе предлагаемой учебной программы, - уметь систематизировать, анализировать, обобщать, сравнивать его, а также выделять общее и особенное в истории и культуре конкретных обществ эпохи первобытности, истории Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима, - владеть а) основными научно-практическими и научно-теоретическими подходами и методами профессиональной работы историка в области истории древнего мира; б) навыками ведения тематического поиска литературы, ее аннотирования, реферирования, конспектирования, самостоятельного историографического анализа; в) основными приемами работы с научными каталогами и поисковыми системами Интернета; г) разработки собственных курсов учебной дисциплины и ее материально-технического обеспечения. Принципы отбора содержания и организации учебного материала Отбор материала основан на принципе системности, цивилизационном подходе и сравнительно-историческом методе. Системообразующим является индивид, то есть человек Древнего Востока и античного мира, изучаемый во всей совокупности его взаимосвязей – экономических, социальных, политических, культурных, религиозных и духовных и в динамике его становления и развития. Цивилизационный (или деятельностно-ценностный) подход предполагает характеристику индивида и его эволюции с точки зрения его двух основных типов – древневосточного и древнеевропейского (античного), а также основных вариантов обоих типов. Сравнительно-исторический метод используется в совокупности двух его разновидностей – метода исторического сопоставления и метода исторического противопоставления. Содержание разделов дисциплины Тематический план лекций для очной формы обучения ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Тема 1. Введение Предмет и задачи курса. Хронология и периодизация истории первобытности. Общая характеристика периодов. Источники по истории первобытного общества: археологические, этнографические, антропологические, лингвистические. Основные проблемы историографии первобытности. Основные подходы и методы научного исследования истории первобытного общества. Тема 2. Становление первобытного общества (эпоха праобщины) Основные проблемы антропогенеза, основные теории происхождения человека. Основные этапы антропогенеза и их характеристика. Основные проблемы социогенеза. Формирование и развитие первобытной стадной общины (праобщины). Расогенез и его особенности. Зарождение культуры (культурогенез). Особенности древнейшей культуры. Тема 3. Развитие и расцвет первобытного общества (эпоха родовой общины) Завершение процесса антропогенеза и становление человека разумного (homo sapiens). Эпоха раннеродовой (доземледельческой) общины: хозяйство и общественные отношения (характеристика материального производства; род, община, семья в эпоху раннеродового строя: их характеристика, соотношение и эволюция); надродовые и надобщинные институты в эпоху раннеродового строя и их характеристика (родоплеменная организация и характер управления); культура эпохи раннеродового общества по данным археологии, этнографии, лингвистики: проблема возникновения искусства и виды первобытного искусства, накопление рациональных знаний, развитие мифологии и религиозных представлений, древнейшие формы религии и их характеристика. Эпоха позднеродовой общины: переход к производящему хозяйству и его историческое значение; характеристика хозяйства и общественных отношений в эпоху позднеродовой общины (новые виды производств и их роль в первобытной экономике, развитие обмена, эволюция общинных и родовых институтов: вертикальный род, сегментация рода и общины, начало выделения домохозяйств /больших семей, большесемейных общин/); организация управления на общинно-родовом уровне, начало складывания потестарной организации в общине; характеристика надродовых и надобщинных институтов; культура эпохи позднеродовой общины (рациональные знания, искусство, мифология и религия: складывание мифологических циклов космогонического и исторического характера, формирование пантеона богов, зарождение и развитие первых культов). Тема 4. Разложение первобытного общества (эпоха первобытной соседской общины) Зарождение ремесленного производства. Зарождение частного созяйства и частной собственности. Оформление системы неравенства («господства и подчинения») внутри общинного коллектива. Переход к моногамной патриархальной семье, ее характеристика. Эволюция первобытной соседской общины в собственно соседскую. Возникновение табличной власти и появление государства (политогенез); пути перехода от потестарной организации к политической (от вождества - к государству), военно-демократический и военно-иерархический (плуто-, аристо-, теократический) пути. Войны: их сущность и роль в процессе разложения первобытнообщинного строя и складывания государства. Организация власти в переходных обществах, ее взаимодействие с общинными (догосударственными) структурами. Этнические и языковые процессы в эпоху разложения первобытного общества. Цивилизации и первобытная периферия: проблемы взаимоотношений. Культура эпохи первобытного общества: рациональные знания, письмо и письменность (виды и значение), искусство, религия и мифология, нормативное сознание. |
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г. Аннотированная... Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного... | ||
Решение заседания Кафедры Протокол №5 «20» января Цель курса «Вспомогательные исторические дисциплины» заключается в углубленном изучении отдельных сторон исторического процесса,... | Решение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол № «29» сентября 2011г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №6 «16» января 2012 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №2 «24» октября 2011г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |