Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой
__Отечественной истории__
д.и.н., профессор Юрьев А.И. Решение заседания
кафедры Протокол № _9_
«_29_» ___03_____2012_г.
Программа модуля «Политические партии и движения в современной России»
Направление: 030600 История
Магистерская программа:
«Европа и Россия в новое и новейшее время: исторические пути развития»
Составитель: _ ст. преп. Копоть Е.М.
Москва-2012
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Цель: изучения курса «Политические партии и движения в современной России» является этапом формирования целостного представления о содержании, динамике, направленности и этапах политического и социально-экономического развития российской цивилизации в период конца XX -начала XXI вв., ее особенностях, способности понимать и анализировать политические и исторические источники и литературу, в том числе применять эти знания в своей профессиональной деятельности в условиях новых политических реалий российской действительности. Задачи:
Изучить содержание вопросов учебной программы, рекомендованную в ходе изучения курса литературу;
Выявить место и роль России и ее нардов в политической и социально-экономической истории мировой цивилизации;
Определить факторы своеобразия и особенности развития российского политического процесса;
Установить ключевые события и даты в истории политической системы России в новейшее время, а также связи между данным периодом и предыдущими периодами отечественной истории;
Обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям по профилю.
В результате изучения модуля «Политические партии и движения в современной России» должны знать:
факторы своеобразия и особенности российского исторического процесса;
основные этапы политическая и социально-экономической истории России конца XX -начала XXI вв.;
персоналии деятелей, внесших вклад в создание политического поля современной России;
дискуссионные проблемы становления российской многопартийной системы.
По окончании изучения курса должны уметь:
оперировать понятиями и категориями политологической и исторической науки;
раскрывать причинно-следственную связь событий и явлений истории, давать им объективную оценку;
владеть современными методами поиска, обработки и использования учебной и научной информации, навыками самостоятельной работы с источниками и литературой;
аргументировано и логично раскрывать ту или иную проблему модуля в письменной (реферат, доклад) или в устной форме;
применять специфические знания и общенаучные принципы в ходе изучения других модулей.
В результате изучения курса обучающийся по магистерской программе должен иметь представление о:
предмете и функциях исторической науки, политологии, политического анализа, социологии;
теории и методологии исторического познания;
источниках исторического знания и приемах работы с ними.
Должны владеть навыками:
понимание исторического развития России;
понимание диалектики закономерности и случайности, общего и особенного в историческом процессе;
понимание объективных социально-экономических процессов и роли субъективных факторов в историческом процессе.
Объем в ЗЕ: __________3________________________________________________
Время изучения: курс______I___________семестр___________2-й______________
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Политическая и социально-экономическая история России в новейшее время __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Политология, Правоведение ___
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ.
способен использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально-значимых проектов
способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в т.ч. в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - анализ причинно-следственных, структурных, функциональных, временных и иных связей и взаимозависимостей исторических, социальных, экономических событий, явлений, процессов, их объективной значимости;
- овладение логическими операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям);
- обладание комплексом коммуникативно-диалоговых умений (активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, способность излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- применение в работе комплекса знаний, лежащих в основе современной историко-гуманитарной картины мира, отражающих сущность и особенности объектов и явлений социальной действительности в соответствии с содержанием тех или иных гуманитарных, социальных и экономических дисциплин;
- участие в организации управленческой деятельности в органах государственного управления;
- способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ. Формы освоения ОМ: Инновационные формы учебной работы:
Метод анализа ситуаций (case-study).
Проектный метод.
Метод мозгового штурма.
Активные методы обучения:
Решение ситуационных задач.
Дебаты.
Тематическая дискуссия.
Проблемный семинар.
Ролевая игра.
Формы контекстного обучения:
Лекция как форма контекстного обучения.
Деловая игра как форма контекстного обучения.
Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности: Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора.
2 уровень сложности: Дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
3 уровень сложности: Деловая и ролевая игра, например, судебное разбирательство или заседание экспертной группы. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| ПКИстМ-01–01;
ПКИстМ-01-6; ПКИстМ-01- 24
| Тема 1
Политическая партия: сущность, цели, функции, классификация
| Конспект
| Задания, выявляющие знание фактов (тесты с закрытой формой задания), конспектирование,
| Рабочая тетрадь
| устный опрос, тест, самостоятельное исследование студентов
| ПКИстМ-01–01;
ПКИстМ-01-6; ПКИстМ-01- 24
| Тема 2
Становление партий и многопартийности в России в 90-е годы XX века.
| Конспект
| Задания, выявляющие знание фактов (тесты с закрытой формой задания), конспектирование,
| устный опрос, тест, самостоятельное исследование студентов
| ПКИстМ-01–01;
ПКИстМ-01-6; ПКИстМ-01- 24
| Тема 3
Парламентские политические партии России в первое десятилетие XXI века
| Конспект
| Задания, выявляющие знание фактов (тесты с закрытой формой задания), конспектирование,
| устный опрос, тест, самостоятельное исследование студентов устный опрос, тест, самостоятельное исследование студентов
| ПКИстМ-01–01;
ПКИстМ-01-6; ПКИстМ-01- 24
| Тема 4
Феномен партии власти в российской политической системе.
| Конспект
| Задания, выявляющие знание фактов (тесты с открытой формой задания), synectis
| Рабочая тетрадь
| устный опрос, тест, самостоятельное исследование студентов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем модуля и виды учебной работы
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Исторический / История
| «Политические партии и движения в современной России»
| Лекции
| 4
| 30
| 2
| Практические/семинарские
| 8
| 30
| 2
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
|
2
| Общий объем часов по дисциплине
| 72
|
| 2
|
Содержание модуля Разделы модуля и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела ОМ
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
| 1.
| Политическая партия: сущность, цели, функции, классификация
| информационная, проблемная лекция и лекция контекстного типа
| проблемное п/з, системный семинар, дискуссия
| дискуссия
| 2.
| Становление партий и многопартийности в России в 90-е годы XX века
| информационная, проблемная лекция и лекция контекстного типа
| проблемное п/з, системный семинар, дискуссия
| дискуссия
| 3.
| Парламентские политические партии России в первое десятилетие XXI века
| информационная, проблемная лекция и лекция контекстного типа
| проблемное п/з, системный семинар, дискуссия
| дискуссия
| 4.
| Феномен партии власти в российской политической системе.
| информационная, проблемная лекция и лекция контекстного типа
| проблемное п/з, системный семинар, дискуссия
| дискуссия
|
Содержание разделов ОМ
№ п/п
| Наименование раздела ОМ
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Политическая партия: сущность, цели, функции, классификация.
| Политический статус и функции партии; Сущность политических партий. Подходы к определению сущности политических партий. Цели политической партии. Социальные функции партии. Теоретические функции партии. Идеологические функции партии. Политические функции партии. Организационные функции партии. Партии в структурном отношении. Классификация политических партий. (С. Коэн, М. Дюверже, Ж. Блондель, Р.-Ж. Шварценберг)
| Тема 1. Политическая партия: сущность, цели, функции, классификация (2 ч.).
| Тема 1.
Политическая идеология: сущность, функции, уровни (2 ч.).
| 2.
| Становление партий и многопартийности в России в 90-е годы XX века
| Классификация политических партий России:
1. Партии коммунистической ориентации.
2. Партии социал-демократической ориентации.
3. Партии либерально-демократической ориентации.
4. Партии национально-патриотической и националистической ориентации.
5. Конфессиональные, или религиозные партии.
6. Монархические партии; выступали за возрождение в России монархии.
7. Экологические партии.
8. Маргинальные, или внесистемные партии.
«Многопартийность» в России в 1994-1999 гг. Наиболее крупные партии - КПРФ, «Яблоко», ЛДПР.
Типология политических партий и характеристика многопартийности в России в 90-е годы XX века
| Тема 2. Становление партий и многопартийности в России в 90-е годы XX века. (2 ч.)
| Тема 2. Политическая власть в России: проблема легитимности. (2 ч.).
| 3.
| Парламентские политические партии России в первое десятилетие XXI века
| Ведущие политические партии России и их деятельность в Государственной думе в начале XXI века. Программные установки и позиции КПРФ, ЛДПР, «Яблока» и «Союза правых сил». Деятельность парламентских фракций в Госдуме 3-го созыва. Политические партии в борьбе за депутатские мандаты IV и V Государственной Думы.
|
| Тема 3. Парламентские политические партии России в первое десятилетие XXI века (2 ч.)
| 4.
| Феномен партии власти в российской политической системе.
| «Партия власти»: теоретический аспект. "Партия власти": понятие, сущность. Институциональные предпосылки создания «партии власти» в России. Первые проекты создания «партии власти» в 90-е годы. "Наш дом - Россия". «Отечество - вся Россия». «Единство». Становление партии «Единая Россия».
|
| Тема 4. Феномен партии власти в российской политической системе (2 ч.)
|
Основные понятия Календарно-тематический план
Факультет исторический
Календарно-тематическое планирование по модулю «Политические партии и движения в современной России»
Форма обучения _____очная_______
Курс______I________
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| История
| Политическая партия: сущность, цели, функции, классификация
| 20
| 2
| 2
|
| 16
| февраль
| Становление партий и многопартийности в России в 90-е годы XX века
| 16
| 2
| 2
|
| 12
| март
| Парламентские политические партии России в первое десятилетие XXI века
| 22
|
| 2
|
| 20
| апрель
| Феномен партии власти в российской политической системе
| 14
|
| 2
|
| 12
| май
|
Организация самостоятельной работы
График самостоятельной работы очной формы обучения
Факультет исторический
Специальность/ направление: / история
Курс __I__
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| ноябрь
| декабрь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| История
| Многопартийность и партийные системы
| метод «Мозаика»
|
|
|
| р
| *
|
|
|
|
| Сущность политической идеологии
| доклады, дискуссия
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
| Функции политической идеологии
| доклады, дискуссия
|
|
|
| *
| **
|
|
|
|
| Консерватизм как политическая идеология
| «Сократический диалог»
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
| Типология политических партий и характеристика
многопартийности в России в 90-е годы XX века
| «Сократический диалог»
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Партии и многопартийность в СССР на завершающем
этапе его существования
| доклады, дискуссия
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Избирательный процесс в России
| доклады, дискуссия
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Избирательные системы, применявшиеся на выборах
в Российской Федерации
| доклады, дискуссия
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
| Участие политических партий и движений
в президентских выборах 1996 года
| доклады, дискуссия
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
| Становление партии «Единая Россия»
| метод «Мозаика»
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
| Ведущие политические партии России и их деятельность в Государственной Думе в начале XXI века
| доклады, дискуссия
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
| Феномен политической оппозиции в литературе
| доклады, дискуссия
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
| Партийно-политическая оппозиция в современной России
| доклады, дискуссия
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
| Будущее партийной системы в России
| доклады, дискуссия
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
| Место «Единой России» в политической модернизации
и создании реально действующей партийной системы
| доклады, дискуссия
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля
Основная литература
Дарендорф Р. Дорога к себе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. 1990. № 9.
Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.
Елисеев С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России: Конспект лекций. СПб., 2000.
Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен (о понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии) // Политические исследования. 1993. № 2.
Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996.
Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000. С.345-378.
Политический процесс: вопросы теории. М., Луч. 1994.
Политический процесс в России: современные тенденции и исторический контекст. М., 1995.
Современный политический процесс в России. М., 1998.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.
Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.3. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб., 2003.
Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России / / Общественные науки и современность. 1996. № 4.
Шутов А.Ю. Типология политических процессов // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Социально-политические исследования. 1994. № 2.
Артамонов В. Катастрофы в истории российской государственности // Общественные науки и современность. 1994. № 3.
Верт Н. История советского государства. 1900—1991гг. М., 1992.
Волков Ю., Лубский А., Макаренко В., Харитонов Е. Легитимность политической власти: Методологические проблемы и российские реалии. М., 1996.
Ефимов В.И. Власть в России. М. , 1996.
Оболонский А.В. Драма российской политической истории: Система против личности. М., 1994.
Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Гардарики, 2001.
Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А. Кислицын. Ростов н/Д., 1998.
Согрин В. Политическая история современной России. 1985—2001: От Горбачева до Путина. М., 2001.
Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.1. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб., 2003.
Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
Щербинин А.И. Через полицеизм к тоталитаризму // Полис. 1994. № 1.
Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право 1997.№3.
Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделение властей и защите прав и свобод человека / / Государство и право. 1997. № 8.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996.
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Котелевская И.В.Современный парламент // Государство и право. 1997. №3.
Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах // Политические исследования. 1997. № 3.
Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Гардарики, 2001.
Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия ис-полнительной и законодательной власти // Политические исследования. 1996. №1.
Согрин В. Политическая история современной России. 1985—2001: От Горбачева до Путина. М., 2001.
Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.1. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб., 2003.
Чиркан В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.
Дополнительная литература
1. Гаман О.В. Региональные элиты современной России как субъекты политического процесса//Вестник МГУ. № 45. Сер. 18. 1995. С. 22—32.
2. Кузьмин А.С., Мелвин Н.Дж.> Нечаев В.Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыттипологизации // Полис. 2002. № 3.
3. Лапина Н. Региональные элиты России. М., 1997.
4. Лапина Н.Ю. Стратегия региональных элит: экономика, модели власти, политический выбор. М., 2000.
5. Магомедов А.К. Политические элиты российской провинции // МЭиМО. 1994. № 4.
6. Нечаев В. Региональные политические системы в постсоветской России // Pro et contra. 2000. №1.
7. Политика в регионах: губернаторы и группы влияния / Под ред. Р. Туровского. М., 2002.
8. Политические процессы в регионах России / Под ред. Р. Туровского. М., 1998.
9. Россия регионов: трансформация политических режимов / Под ред. В. Гельмана, С. Рыженкова, М., 2000.
10. Афанасьев М.Н. Изменения в механизме функционирования правящих региональных элит// Полис. 1994. № 6. С. 59-66.
11. Бадовский Д.В., Шутов А.Ю. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия // Кентавр. 1995. № 6.
12. Барзилов С., Чернышев А. Новые номенклатурные кланы: реальность провинциальной политики // Свободная мысль. 1999. № 5.
13. Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1995—1997. Электоральная статистика. М., 1997.
14. Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
1997— 2000. Электоральная статистика. М., 2001.
15. Галлямов Р. Политические элиты российских республик: особенности трансформации в постсоветский период // Полис. 1998. № 2.
16. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита — определение основных понятий // Полис. 2000. №3.
17. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. М., 1998.
18. Гельман В.Я. Региональные режимы: завершение трансформации? // Свободная мысль. 1996. №9.
19. Гельман В.Я. Сообщество элит и пределы демократизации: Нижегородская область //Полис. 1999. №1.
20. Гржейщак СЕ. Региональное политическое лидерство в современной России: институциональный аспект // Общественные науки и современность. 2000. № 1.
21. Журавлев А.Н. Политические предпочтения региональной элиты накануне избирательных кампаний // Власть. 1999. № 5.
22. Идиатуллина К.С. Региональное политическое лидерство в России: пути эволюции. Казань, 1997.
23. Лавров А., Кузнецова О. Экономическая политика регионов: "либеральная" и "консервативная" модели // Полития. 1997. № 1. С. 57—64 .
24. Магомедов А.К. Корпорация "Калмыкия" — выражение идеологии правящей элиты //МЭиМО. 1995.Х» 12.
25. Магомедов А.К. Краснодарский край в условиях геополитической и локальной конкуренции политических сил // Полис. 1999. № 5.
26. Магомедов А.К. Локальные элиты и идеология регионализма в новейшей России: сравнительный анализ. Ульяновск, 1998.
27. Макаренко Б.И. Губернаторские "партии власти" как новый общественный феномен // Политая. 1998. № 1.
28. Макаркин А.В. Региональные политические элиты: смена поколений // Политая. 1998. № 1.
29. Новиков А., Чернышов А. и др. Особенности политико-идеологических процессов в российской провинции. М., 1997.
30. Петров Н.В. Выборы представительных органов власти регионов // МЭиМО. 1995. № 3, № 4.
31. Политический альманах России 1995 / Под ред. М. Макфола, Н. Петрова. М., 1995. 32. Политический альманах России 1997 / Под ред. М. Макфола, Н. Петрова. М., 1998. 33. Политический процесс в регионах России (заочный круглый стол) // Полис. 1998. № 2.
34. Понеделков А. Политико-административная элита: генезис и проблемы ее становления в современной России. М., 1995.
35. Попова Е.В. Проблемные измерения электоральной политики в России: губернаторские выборы в сравнительной перспективе // Полис. 2001. № 3.
36. Самые влиятельные люди России 2003. М., 2004.
37. Слепцов Н.С, Куколев И.В., Рыскова Т.М. Лидеры российских регионов: испытание плебисцитом // Социологические исследования. 1998. № 7.
38. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2000.
39. Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе / Под ред. А. Мельвиля. М., 1997.
40. Чернышов А.Г. Политическое самоопределение регионов: типы и тенденции // Полис. 1998. №2. |