Решение заседания кафедры Протокол №9 «29»





Скачать 241.22 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
страница1/2
Дата публикации20.02.2015
Размер241.22 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"
Утверждаю: зав. кафедрой

_______________________

__проф. А.И. Юрьев_
Решение заседания

кафедры Протокол № _9_

«_29_» __03___2012 г.



  1. Программа модуля ФТД.2 «Этнология»


Направление: 030600 История

Магистерская программа:

«Европа и Россия в новое и новейшее время: исторические пути развития»
Составитель: __ доц. Д.Н. Сергованцев____

Москва-2012
1. Пояснительная записка
Программа образовательного модуля «Этнология» составлена в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра истории на основе компетентностного подхода к обучению. Модуль «Этнология» обладает следующими характеристиками: подготовка выпускника – магистра истории предусматривает выделение значительного времени для базовой подготовки и освоения учебного предмета в объёме, достаточном для решения специальных задач в этой области знания методами компетентностного подхода в обучении истории в рамках Концепции Современного Гуманитарного Образования (КСГО). Содержание и структура модуля определяется соблюдением принципа преемственности: практические занятия не дублируют лекционный материал, а продолжают его. Отбор материала осуществляется по принципу выявления закономерностей исторического развития, приобретающих значение и характер системных. В лекционном курсе главное место отводится теоретическим и конкретно-историческим проблемам, тогда как практические занятия ориентируют студента на чтение и анализ конкретных исторических источников. Такой подход позволяет перейти от простого изучения фактов к их осмыслению и дает возможность сформировать навыки анализа исторического процесса.
Основные цели и задачи курса.

Цель изучения модуля «Этнология» состоит в том, чтобы: дать магистрам целостное представление об этнологии как науке; стимулировать научное мышление магистров, обучить их самостоятельной работе с историческими документами; подготовить магистров к дальнейшей исследовательской работе.

Задачи изучения дисциплины «Этнология» следующие:

1. Рассмотреть этнические процессы, специфические для развития современного российского общества.

2. Дать сравнительную характеристику народов России и Европы.

3. Сравнить этногенез различных народов.

4. Рассмотреть основные этнологические проблемы развития современного российского общества.

Объем в ЗЕ: ___2__

Время изучения: Очная форма обучения. Курс__1___семестр_____2___________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

__ Политическая и социально-экономическая истории стран Европы в новое время ____________________________________ ____________

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

__ Политическая и социально-экономическая история России в новейшее время ___________________________________

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

  1. способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-ИстМ-00-И-07);

  2. способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в т.ч. в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-ИстМ-00-М-09);

  3. способен использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-ИстМ-00-И-20).

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- анализ причинно-следственных, структурных, функциональных, временных и иных связей и взаимозависимостей исторических, социальных, экономических событий, явлений, процессов, их объективной значимости;

- овладение логическими операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям);

- обладание комплексом коммуникативно-диалоговых умений (активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, способность излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- применение в работе комплекса знаний, лежащих в основе современной историко-гуманитарной картины мира, отражающих сущность и особенности объектов и явлений социальной действительности в соответствии с содержанием тех или иных гуманитарных, социальных и экономических дисциплин;

- участие в организации управленческой деятельности в органах государственного управления;

- овладение комплексом исследовательских умений для научно-исследовательской деятельности.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Инновационные формы учебной работы:

  1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

  2. Технология с применением метода проектов.

  3. Тренинговая технология.

  4. Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

  1. Групповой тренинг.

  2. Решение ситуационных задач.

  3. Деловая игра.

  4. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

  1. Лекция как форма контекстного обучения.

  2. Деловая игра как форма контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: __Тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос.

2 уровень сложности: __Имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование.

3 уровень сложности: __Курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
30/70% - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция 1



Тема1.



Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).


Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).


Рабочая тетрадь


Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 3


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа


Компетенция 1




Тема2.



Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности.


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь


Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа


Компетенция 1



Тема3.



Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности.


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь


Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 2





Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 3


Тема4.


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа


Компетенция 1




Тема5.



Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности.


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь


Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 2





Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 1


Тема6.


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 2





Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 3





Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа


Компетенция 1



Тема7.



Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности.


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь


Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 2





Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 1


Тема8.


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 2





Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа

Компетенция 3





Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, самостоятельная работа


2. Объем модуля и виды учебной работы

Очная форма обучения

Факультет /

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Исторический / 030600 – История

Этнология

Лекции

4

60

2

Практические/семинарские

8




2

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен









2


Общий объем часов по дисциплине

72









3. Содержание модуля

3.1. Разделы модуля и виды занятий

Очная форма обучения


№ п/п

Наименование раздела ОМ

Лекции

Практические занятия

Семинары

Всего аудитор-ных

Самостоятельная работа

1.

Этнология как наука

2










10

2.

Этнологические источники

2










10

3.

Основные концепции этноса в современной науке




2







10

4.

Сфера проявления этнического многообразия




2







10

5.

Традиционная культура и этническая идентичность




2







10

6.

Проблема межэтнического общения




2







10




Итого:

4

8




12

60




    1. Содержание разделов ОМ




№ п/п

Наименование раздела ОМ

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Этнология как наука

Основные понятия в этнологии.

Понятия «этнос» и «этногенез».

Народность и нация.


  1. Основные понятия в этнологии.

  2. Понятия «этнос» и «этногенез».

  3. Народность и нация.







2.

Этнологические источники

Классификация источников.

Этнологические материалы.

Методы этнологических исследований.


  1. Классификация источников.

  2. Этнологические материалы.

  3. Методы этнологических исследований.







3.

Основные концепции этноса в современной науке

Биологическая и социальная сущность этноса.

Концепция Л.Н. Гумилева.

Современные концепции этноса.





1.Биологическая и социальная сущность этноса.

2.Концепция Л.Н. Гумилева.

3.Современные концепции этноса.


4.

Сфера проявления этнического многообразия

Многообразие народов мира.

Этническая специфика.





1.Многообразие народов мира.

2.Этническая специфика.


5.

Традиционная культура и этническая идентичность

Традиционная культура.

Этническая идентичность.





1.Традиционная культура.

2.Этническая идентичность.

6.

Проблема межэтнического общения

Межэтническое общение.

Проблемы межэтнического общения




1.Межэтническое общение.

2. Проблемы межэтнического общения


Основные понятия
Этнос. Народность. Нация. Концепции этноса. Классификации этносов. Этническая карта мира. Этническое многообразие. Этногенез. Факторы и стадии этногенеза. Традиционная культура. Этническая идентичность. Межэтническое общение.



  1. Календарно-тематический план


Факультет: Исторический

Календарно-тематическое планирование по модулю:__ Этнология_

Форма обучения: __очная______

Курс____2____


направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

030600 История

Этнология как наука

2

2







10

февраль-июнь

Этнологические источники

2

2







10

февраль-июнь

Основные концепции этноса в современной науке

2




2




10

февраль-июнь

Сфера проявления этнического многообразия

2




2




10

февраль-июнь

Традиционная культура и этническая идентичность

2




2




10

февраль-июнь

Проблема межэтнического общения

2




2




10

февраль-июнь



  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет: Исторический

Направление: 030600 История

Курс __2__


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь

030600 История

Этнологические источники

Контр. работа










*













Основные концепции этноса в современной науке

Доклады на п/з










*













Национально-освободительное движение в эпоху индустриальной цивилизации

Реферат













*










Народы России

Реферат






















*

Межнациональные отношения рубежа XX-XXI вв.

Реферат
















*







Сфера проявления этнического многообразия

Доклады на п/з













*










Традиционная культура и этническая идентичность

Доклады на п/з
















*







Проблема межэтнического общения

Доклады на п/з



















*




Историко-этнологическое исследование

Реферат






















*

Развитие национального движения на рубеже XX-XXI вв.

Реферат



















*




Этническая карта мира

Реферат






















*



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск