Решение заседания кафедры Протокол №1 «03»





Скачать 413.58 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
страница1/4
Дата публикации15.03.2015
Размер413.58 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»


«Утверждаю»




«Утверждаю»

Проректор по учебной

работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03.09.2012

Учебно-методический комплекс
Б.3.В1.3.12 Социально-бытовая ориентировка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Факультет дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Составитель: Данилова А.М., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Москва-2012

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_03__» ______сентября_____2012__г.



  1. Программа учебной дисциплины

Б.3.В1.3.12 Социально-бытовая ориентировка в специальной (коррекцион-ной) школе VIII вида

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии)
Составитель: Данилова А.М., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Москва-2012

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи учебной дисциплины

Цель: Данный курс ставит своей целью раскрыть научно-теоретические основы построения процесса преподавания Социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида, сформировать у студентов навыки анализа передового педагогического опыта, уметь работать со специальной литературой, вооружить будущих олигофренопедагогов методами научно-исследовательской работы и способами их применения на практике.

Дисциплина является одним из важных компонентов образовательного модуля «Методики обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида», и наряду с другими дисциплинами профессионального блока ориентирована на формирование основ теоретической и практической подготовки бакалавров специального (дефектологического) образования к дальнейшей профессиональной деятельности.

Задачи:

Достижению прогнозируемого результата будет способствовать решение следующих задач:

1. получение теоретических знаний студентами, развитие у них практических умений, необходимых для организации обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии;

2. овладение навыками определения и реализации содержания, методов обучения и воспитания в соответствии с потребностями, возможностями, особенностями умственно отсталого ребенка;

3. формирование умений коррекционной работы, направленной на преодоление имеющихся у детей недостатков для дальнейшей их социализации в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным обществом

Объем в ЗЕ: 4 кредита

Время изучения: курс 5 семестры 9, 10

Взаимосвязь с другими модулями и учебными дисциплинами:

Необходимым условием обучения данной УД является успешное освоение следующих дисциплин: психология, педагогика, специальная педагогика, специальная психология, олигофренопедагогика, неврология, психопатология, основы нейрофизиологии и ВНД.

Данная дисциплина является базой для изучения следующих ОМ/УД: Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях (Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Инклюзивное образование, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития, Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития); Методики обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида (Методика обучения русскому языку, Методика обучения математике, Методика обучения природоведению, Методика обучения естествознанию, Методика обучения географии, Методика обучения ручному труду, Методика обучения изобразительной деятельности, Методика обучения истории, Методика физического воспитания, Методика логопедической работы с умственно отсталыми детьми, Методика профессионально-трудового обучения,).
Групповая принадлежность УД: профессиональная УД

Кластерная принадлежность УД: инструментальная УД

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

Из числа общекультурных компетенций:

способностью и готовностью:

способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7).
из числа профессиональных компетенций:

общепрофессионалъными способностью и готовностью:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию умственно отсталых детей (ОП-1);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к умственно отсталым учащимся (ПК-1);

готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с умственной отсталостью (ПК-2);

способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных) школ VIII вида, так и общеобразовательных школ с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с умственной отсталостью, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения умственно отсталых учащихся (ПК-4);

в области диагностико-консультативной деятельности:

способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование умственно отсталых детей с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования умственно отсталых школьников на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

в области исследовательской деятельности:

готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

в области культурно-просветительской деятельности:

готовностью к формированию общей культуры лиц с умственной отсталостью и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с умственно отсталыми детьми и их семьями (ПК-13)
Дисциплина направлена на решение следующих

профессиональных задач:
Формирование у студентов умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию умственно отсталых детей;

  • изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация умственно отсталых детей как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики умственно отсталого ребенка;

  • осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения умственно отсталых школьников;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

  • психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей умственно отсталых детей;

  • консультирование умственно отсталых детей, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • оказание консультативной помощи членам семей лиц с умственной отсталостью по вопросам семейного воспитания;

  • в области исследовательской деятельности:

  • сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

  • выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

  • планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушений развития;

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей культуры умственно отсталых учащихся;

  • организация культурного пространства специальной (коррекционной) школы VIII вида;

  • взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с умственно отсталыми детьми и их семьями;

  • пропаганда толерантного отношения к умственно отсталым детям среди широкой общественности.


Требования к средствам и формам освоения УД

(в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью дисциплины):
Формы учебной работы обусловлены целью и задачами УД и включают, помимо лекций и семинарских занятий, такие формы работы, как мультимедиа-презентации, работу в малых группах, социально-педагогические тренинги, проектную деятельность, а также подготовку проектных материалов, эссе, рефератов и докладов. Практическая направленность программы отражается в сбалансированном сочетании лекционных и лабораторных занятий, а также обсуждении на семинарах практического опыта студентов и представлении ими собственных программных, проектных и презентационных материалов по направлениям своей практической деятельности.

Средства обучения, используемые в УД:

  1. Печатные (учебники, учебные и методические пособия, рабочие тетради)

  2. Электронные (сетевые образовательные ресурсы, компьютер)

  3. Аудиовизуальные (учебные фильмы на цифровых носителях, презентационные слайды)

  4. Наглядные плоскостные (настенные иллюстрации)

Для реализации УД и получения образовательного результата необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Соответствие квалификации преподавательского состава профилю преподаваемой программы, наличие у преподавателей опыта практической деятельности в изучаемой сфере;

  2. Наличие учебно-методического материала для студентов (учебных и методических публикаций и пособий, возможность доступа к библиотечным фондам (в том числе - электронным) по вопросам, включенным в содержание УД).

  3. Техническое обеспечение учебного процесса: наличие помещения, соответствующего требованиям санитарно-технических норм, пожарной безопасности и рассчитанного на учебную группу, оборудованного необходимой мебелью (столы, стулья, учебная доска), а также техническими средствами обучения (компьютер, проекционное оборудование, экран).

Кроме того, для достижения высокого уровня освоения учебного материала, необходимым является детальное методическое обеспечение УД, что подразумевает обеспечение студентов раздаточным материалом, рекомендуемым списком литературы по каждой учебной теме, возможности использования необходимых электронных ресурсов (программных приложений, технического оборудования, электронных материалов, сетевых технологий и др.).
Требования к форме контрольных и учебных заданий

(в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью дисциплины):
в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); устный и письменный опрос; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: контрольная работа, эссе, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

33/77 % - инструментальный кластер

Технологическая карта учебной дисциплины


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Лабораторные занятия (групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ок-1,ОП-1

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск