Решение заседания кафедры Протокол №9 «29»





Скачать 311.17 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
страница1/2
Дата публикации29.06.2015
Размер311.17 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова».
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _9_

«_29__» ____03_______2012_г.



  1. Программа модуля М.2. КВ.3. ПРОБЛЕМЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ


Направление: 030600 ИСТОРИЯ

Магистерская программа: « Европа и Россия в новое и новейшее время: исторические пути развития»

Составитель: к.и.н., доц. Никифоров Ю.А.

Москва-2012
1. Пояснительная записка
Программа образовательного модуля «ПРОБЛЕМЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ» составлена в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра на основе компетентносного подхода к обучению. Содержание и структура модуля определяется соблюдением принципа преемственности: практические занятия не дублируют лекционный материал, а продолжают его. Отбор материала осуществляется по принципу выявления закономерностей исторического развития, приобретающих значение и характер системных. В лекционном курсе главное место отводится теоретическим и конкретно-историческим проблемам, тогда как практические занятия ориентируют студента на чтение и анализ  конкретный исторических источников. Такой подход позволяет перейти от простого изучения фактов к их осмыслению и дает возможность сформировать навыки анализа исторического процесса.
Основные цели и задачи курса
Цель:
Объем в ЗЕ: 4

Время изучения: 2 курс, 3 семестр
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
Философия и методология истории; Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании; Междисциплинарные подходы в современной исторической науке; Политическая и социально-экономическая история России в новое время, Политическая и социально-экономическая история России в новешейй время
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Политические партии и движения в современной России; Историография и специальные исторические дисциплины; Актуальные проблемы исторических исследований; Запад и Россия в международных отношениях.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
- способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК – 1); ПК-ИстМ-00-И-07;

- способен применять современные методы и методики исследования (ПК-5); ПК-ИстМ-00-И-11;

- способен к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК – 21); ПК-ИстМ-00-И-27;

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Ф03ИстМ-01: Знает приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, программы и учебные пособия по истории, используемые в современной высшей школе;

Ф04ИстМ-01: Обладает комплексом коммуникативно-диалоговых умений (активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, способность излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Ф06ИстМ-01: Владеет комплексом коммуникативно-диалоговых умений (активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, способность излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Формы освоения ОМ: лекция, лабораторное занятие, семинар, дискуссия, дебаты
Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности: тест, устный/письменный опрос;

2 уровень сложности: аннотирование, реферирование, конспектирование, имитационное упражнение;

3 уровень сложности: курсовая работа/проект, эссе
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ПК-ИстМ-00-И-07;

ПК-ИстМ-00-И-11;

ПК-ИстМ-00-И-27;


Темы

Конспекты, презентации


Задания

2 и 3 уровня сложности:


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях


ПК-ИстМ-00-И-07;

ПК-ИстМ-00-И-11;

ПК-ИстМ-00-И-27;

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях


ПК-ИстМ-00-И-07;

ПК-ИстМ-00-И-11;

ПК-ИстМ-00-И-27;

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях



2. Объем модуля и виды учебной работы


Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Исторический

Проблемы фальсификации в отечественной истории

Лекции

8

120

3

Практические/семинарские

16







Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет









3

Общий объем часов по дисциплине

144









3. Содержание модуля
3.1. Разделы модуля и виды занятий по очной форме обучения


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары

Всего аудитор-ных

Самостоятельная работа

1.

История и социальная память

2




4

6

24

2.

Фальсификация истории: постановка проблемы

2




2

4

24

3.

Ключевые проблемы новейшей истории России в контексте проблемы фальсификации







6

6

24

4

Приоритетные задачи современной системы массового исторического образования в контексте проблемы фальсификации истории

2




2

4

24

5


Учебник истории и историческая политика современного российского государства

2




2

4

24



3.2. Содержание разделов ОМ


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

История и социальная память

Материалы данного раздела посвящены обсуждению вопроса о взаимосвязи исторической науки и социальной памяти. Рассматриваются механизмы формирования социальной памяти и роль профессиональной историографии. До последнего времени историческая наука участвовала в этом процессе. Популяризаторы истории не покушались на социальную память. В современном мире механизмы воздействия на общественное сознание претерпели существенные изменения. Новейшие технические средства позволяют воздействовать на социальную память без участия сообщества профессиональных историков. Политизация истории, использование аргументов от истории в арсенале текущей политики вкупе с современными техническими достижениями создают предпосылки для радикального воздействия на социальную память.

1.Социальная память

2.История и историческое сознание

3. Профессиональная и популярная история

4. История и социальная память

5. Разрушение социальной памяти


1. Социальная память

2. История и историческое сознание

3. Профессиональная и популярная история

4. История и социальная память

5. Разрушение социальной памяти


2.

Фальсификация истории: постановка проблемы

Указ Президента России о создании комиссии по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России: основное содержание. Природа и функциями исторического знания. Границы при реконструкции прошлого.

Разница между естественными науками и историей. Мировоззренческие, национальные, социальные предпочтения историка. История как разновидность литературного творчества: за и против. Псевдонаучные построения в области истории. Негативное отношение фальсификаторов к «официальной» науке. Реакция на критику. Стремление переложить бремя доказательств на оппонентов. Прогресс научных знаний – одно из наиболее ярких и несомненных проявлений развития человечества. Преемственность в развитии научного знания. «Фальсификация» истории как сознательный отказ от стремления к истинному описанию прошлого. Вненаучные цели фальсификаторов: внушение читателю каких-то идеологических или политических идей, пропаганда определенного отношения к прошлым событиям или вообще разрушение исторической памяти.

1. Природа и функции исторического знания. Границы при реконструкции прошлого.

2. Мировоззренческие, национальные, социальные предпочтения историка.

3. Псевдонаучные построения в области истории.

4. «Фальсификация» истории как сознательный отказ от стремления к истинному описанию прошлого.

5. Цели фальсификаторов истории.

1. Природа и функции исторического знания. Границы при реконструкции прошлого.

2. Мировоззренческие, национальные, социальные предпочтения историка.

3. Псевдонаучные построения в области истории.

4. «Фальсификация» истории как сознательный отказ от стремления к истинному описанию прошлого.

5. Цели фальсификаторов истории.

3.

Ключевые проблемы новейшей истории России в контексте проблемы фальсификации

Материалы данной лекции призваны сориентировать будущего магистра в содержании современных дискуссий вокруг некоторых наиболее спорных и актуальных проблем истории России ХХ века. Внимание акцентировано, прежде всего, на тех вопросах, относительно которых в современной историко-публицистической литературе и СМИ существует наибольший разброс мнений. В то же время, усилиями ряда научных коллективов и отдельных ученых-историков в исследовании этих вопросов достигнут определенный прогресс, что позволяет в целом ряде случаев успешно противостоять процессу политизации и искажения истории.




1. Революция 1917 г.

2. Понятие «Голодомора» 1932-1933 гг.

3. Репрессии в СССР.

4. Происхождение Второй мировой войны

5. Актуальные и дискуссионные проблемы Великой Отечественной войны

6. Причины «холодной войны»

7. Интерпретация политической истории России начала XXI в.

4.

Приоритетные задачи современной системы массового исторического образования в контексте проблемы фальсификации истории

Массовое историческое образование в современном мире представляет собой основу формирования национальной и общегражданской идентичности, без чего невозможно обеспечить стабильное суверенное развитие государства. Ни в одной стране мира политическая элита не может отказаться от трансляции через массовое историческое образование определенной системы оценок и представлений относительно исторического прошлого своей страны.

Признание зависимости массового исторического образования от государственной политики не означает отказа от стремления к достоверному, правдивому описанию прошлого. Действительно устойчивое историческое самосознание народа может быть основано только на объективном историческом знании. Искажение прошлого, замалчивание отдельных его страниц, отказ от его моральной оценки закладывают мину замедленного действия под настоящее и будущее страны.

Приоритетной задачей системы массового исторического образования является не только обеспечение информационного потока научно обоснованного исторического знания, но и формирование чувства сопричастности российского гражданина к своей стране и ее истории, уважения к предкам и принятие на себя моральной ответственности за настоящее и будущее России.


1. Взаимосвязь социальной памяти, массового исторического образования и государственной политики;

2. Задачи массового исторического образования в современном мире;

3. Каким образом достижения исторической науки помогают ориентироваться в содержании курса и ответственно подходить к отбору содержания учебного материала


1. Взаимосвязь социальной памяти, массового исторического образования и государственной политики;

2. Задачи массового исторического образования в современном мире;

3. Каким образом достижения исторической науки помогают ориентироваться в содержании курса и ответственно подходить к отбору содержания учебного материала


5.

Учебник истории и историческая политика современного российского государства

В данном разделе курса показано, что учебная литература не только отражает действующий уровень знаний, состояние профессиональной историографии и массового сознания, но и представляет собой одну из основ социализации школьников, формирования у них ценностных ориентаций. Через школьные учебники истории политическая система предлагает своим юным гражданам такой вариант исторических и политических знаний, который позволит ученикам без существенных проблем и психологических барьеров идентифицировать себя со страной, ее прошлым и настоящим. Учебники также показывают, какие цели обучения ставит перед собой существующая система образования, какие способы используются для достижения этих целей.

1.Принципы анализа и критерии оценки учебной литературы по истории.

2.Необходимость ценностно-мировоззренческого фундамента для учебников истории.

3.Вопрос о связи между государственническим подходом и политической позицией.

4.Методы реализации ценностно-мировоззренческого потенциала учебников по истории.

5.Лозунг деидеологизации учебников истории и последствия его реализации.

6.Проблема вариативности учебников истории.

1.Принципы анализа и критерии оценки учебной литературы по истории.

2.Необходимость ценностно-мировоззренческого фундамента для учебников истории.

3.Вопрос о связи между государственническим подходом и политической позицией.

4.Методы реализации ценностно-мировоззренческого потенциала учебников по истории.

5.Лозунг деидеологизации учебников истории и последствия его реализации.

6.Проблема вариативности учебников истории.

Основные понятия
Социальная память. Общественное сознание. Историческая политика. Политика памяти. Историческая реконструкция. Объективность. Фальсификация истории. Политизация истории. Интерпретация. Вариативность.



  1. Календарно-тематический план

Факультет ИСТОРИЧЕСКИЙ

Календарно-тематическое планирование по модулю ««ПРОБЛЕМЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»»

Форма обучения - очная

Курс 2
1. Разделы модуля и виды занятий по очной форме обучения


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары

Всего аудитор-ных

Самостоятельная работа

1.

История и социальная память

2




4

6

24

2.

Фальсификация истории: постановка проблемы

2




2

4

24

3.

Ключевые проблемы новейшей истории России в контексте проблемы фальсификации







6

6

24

4

Приоритетные задачи современной системы массового исторического образования в контексте проблемы фальсификации истории

2




2

4

24

5

Учебник истории и историческая политика современного российского государства

2




2

4

24


  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет ИСТОРИЧЕСКИЙ

Направление: 030600 ИСТОРИЯ

Курс 2


Направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр













Педагогическое образование/история




Тестирование; опрос;

Решение кейсов;

Контрольная работа; реферат







*



















Тестирование; опрос;

Решение кейсов;

Контрольная работа; реферат







*



















Тестирование; опрос;

Решение кейсов;

Контрольная работа; реферат







*



















Тестирование; опрос;

Решение кейсов;

Контрольная работа; реферат







*



















Тестирование; опрос;

Решение кейсов;

Контрольная работа; реферат







*


















  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск