Скачать 0.57 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»
Учебно-методический комплекс Б.3.КВ6 Нормативно-правовое обеспечение специального образования Факультет дефектологический Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Кафедра специальной педагогики и специальной психологии Составитель: Евтушенко И.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2013 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова» Утверждаю зав.кафедрой __Левченко И.Ю.______ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «__03_» __сентября_________2013__г.
«Нормативно-правовое обеспечение специального образования» Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии) Составитель: Евтушенко И.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи учебной дисциплины Цель: Учебная дисциплина направлена на изучение образовательного права как фундаментальной составляющей образования, законодательной и нормативной базы функционирования системы специального образования Российской Федерации, организационных основ структуры управления специальным образованием, механизмов и процедур управления качеством образования, а также формирование у будущих учителей-дефектологов знаний и умений для работы в специальном образовательно-правовом пространстве. Дисциплина является компонентом образовательного модуля «Курсы по выбору», и наряду с другими дисциплинами по выбору ориентирована на формирование основ теоретической и практической подготовки бакалавров специального (дефектологического) образования к дальнейшей профессиональной деятельности. Задачи: - охарактеризовать значение и роль специального образования в современном обществе; - проанализировать факторы и условия развития отечественной системы специального образования, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия; - рассмотреть основные законодательные акты по вопросам образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации, структуру и виды нормативных правовых актов, особенности их использования в образовательной практике; - рассмотреть систему государственного контроля качества специального образования в Российской Федерации, полноту нормативно-правового обеспечения, противоречия в законодательстве Российской Федерации в области образования и предпосылки для разработки Кодекса Российской Федерации об образовании; - проанализировать возможность участия государственных, государственно-общественных и общественных структур управления, функционирующих в системе специального образования Российской Федерации, в решении вопросов образовательной деятельности в соответствии с их компетенциями, предусмотренными федеральным законодательством в этой области; - проанализировать законодательные акты Российской Федерации и документы международного права по вопросам специального образования в части охраны прав и защиты интересов детей с особыми образовательными потребностями. Объем в ЗЕ: 4 кредита Время изучения: курс 5 семестр 9 Взаимосвязь с другими модулями и учебными дисциплинами: Необходимым условием обучения данной УД является успешное освоение следующих дисциплин: психология, педагогика, специальная педагогика, специальная психология, неврология, психопатология, основы нейрофизиологии и ВНД, олигофренопедагогика, психология умственно отсталого ребенка. Групповая принадлежность УД: профессиональная УД Кластерная принадлежность УД: нормативная УД Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций: Из числа общекультурных компетенций: способностью и готовностью: способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4); способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5); способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7). из числа профессиональных компетенций: общепрофессионалъными способностью и готовностью: способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию умственно отсталых детей (ОП-1); способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); в области коррекционно-педагогической деятельности: способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к умственно отсталым учащимся (ПК-1); готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с умственной отсталостью (ПК-2); способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных) школ VIII вида, так и общеобразовательных школ с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с умственной отсталостью, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения умственно отсталых учащихся (ПК-4); в области диагностико-консультативной деятельности: способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование умственно отсталых детей с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования умственно отсталых школьников на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); в области исследовательской деятельности: готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); в области культурно-просветительской деятельности: готовностью к формированию общей культуры лиц с умственной отсталостью и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с умственно отсталыми детьми и их семьями (ПК-13) Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач: Формирование у студентов умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Требования к средствам и формам освоения УД (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью дисциплины): Формы учебной работы обусловлены целью и задачами УД и включают, помимо лекций и семинарских занятий, такие формы работы, как мультимедиа-презентации, работу в малых группах, социально-педагогические тренинги, проектную деятельность, а также подготовку проектных материалов, эссе, рефератов и докладов. Практическая направленность программы отражается в сбалансированном сочетании лекционных и лабораторных занятий, а также обсуждении на семинарах практического опыта студентов и представлении ими собственных программных, проектных и презентационных материалов по направлениям своей практической деятельности. Средства обучения, используемые в УД:
Для реализации УД и получения образовательного результата необходимо соблюдение ряда условий:
Кроме того, для достижения высокого уровня освоения учебного материала, необходимым является детальное методическое обеспечение УД, что подразумевает обеспечение студентов раздаточным материалом, рекомендуемым списком литературы по каждой учебной теме, возможности использования необходимых электронных ресурсов (программных приложений, технического оборудования, электронных материалов, сетевых технологий и др.). Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью дисциплины): в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы: 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); устный и письменный опрос; классификация; ранжирование; 2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент; 3 уровень сложности: контрольная работа, эссе, проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 33/77 % - нормативный кластер Технологическая карта учебной дисциплины
|
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |