Решение заседания кафедры Протокол №9 «29»





Скачать 321.84 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
страница1/2
Дата публикации28.06.2015
Размер321.84 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова».
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _9_

«_29__» _____03______2012_г.



  1. Программа модуля ФТД 3.ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ



Направление: 030600 ИСТОРИЯ

Магистерская программа: « Европа и Россия в новое и новейшее время: исторические пути развития»

Составитель: к.и.н., доц. Никифоров Ю.А.

Москва-2012

1. Пояснительная записка
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Авторская программа содействует реализации единой концепции образования по курсу «Источниковедение», сохраняя при этом условия для вариативного построения занятий и проявления творческой инициативы преподавателей.

Программа курса разработана для студентов как необходимая часть их будущей профессиональной деятельности, связанной с изучением истории. Курс должен способствовать складыванию умению будущего магистра вести самостоятельную исследовательскую работу, формированию его свободной ориентации в источниковом материале и умения использовать источниковедческие методы по избранной проблематике.
Основные цели и задачи курса.
Цель: Основная образовательная цель данной дисциплины - формирование у студентов целостного представления о методологической и эвристической значимости источников в процессе научно-исследовательской деятельности.

  Задачи:

  1. Обеспечить усвоение студентами комплексом знаний в области теории и методологии источниковедения, соответствующим современному уровню развития исторической науки.

  2. Познакомить с основными существовавшими и сохранившимися комплексами источников, методиками работы с ними.

  3. Выработать профессиональные навыки источниковедческого анализа и синтеза.



Объем в ЗЕ: 2

Время изучения: курс 1; семестр 1

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

Междисциплинарные подходы в современной исторической науке; Политическая и социально-экономическая история стран Европы в новое время; Политическая и социально-экономическая история России в новое время

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Философия и методология истории; Формально-логический метод в исторических исследованиях; Актуальные проблемы исторических исследований;
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:

инструментальный ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
ПКИстМ -00 - И- 07 - способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК – 1);

ПКИстМ -00 - И-09 - способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно-научного и математического знания (ПК – 2);

ПКИстМ -00 - И-20 - способен использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
- Формирование у магистра умения использовать знания в области источниковедения при осуществлении экспертных и аналитических работ;

- Формирование у магистра способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно-научного и математического знания;

- Формирование у магистра способности использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы;
Формы освоения ОМ : тест, имитационное упражнение, реферирование, курсовая работа
Формы контрольных и учебных заданий:

:

1 уровень сложности: тест

2 уровень сложности: имитационное упражнение, реферирование

3 уровень сложности: эссе, проект (курсовая работа)
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
30/70 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ПКИстМ -00 - И- 07;






Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности – тест, реферирование


Задания 2 и 3 уровня сложности – реферирование, курсовая работа


Рабочая тетрадь

Опрос, проверка рабочей тетради, обсуждение рефератов, защита курсовых работ

ПКИстМ -00 - И-09;


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности - тест, реферирование

Задания 2 и 3 уровня сложности – реферирование, курсовая работа

Рабочая тетрадь

Опрос, проверка рабочей тетради, обсуждение рефератов, защита курсовых работ


ПКИстМ -00 - И-20;

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности - тест, реферирование

Задания 2 и 3 уровня сложности– реферирование, курсовая работа

Рабочая тетрадь

Опрос, проверка рабочей тетради, обсуждение рефератов, защита курсовых работ

ПКИстМ -00 - И- 07;


Раздел 2


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности - тест, реферирование


Задания 2 и 3 уровня сложности– реферирование, курсовая работа


Рабочая тетрадь

Опрос, проверка рабочей тетради, обсуждение рефератов, защита курсовых работ

ПКИстМ -00 - И-09;


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности - тест, реферирование

Задания 2 и 3 уровня сложности– реферирование, курсовая работа

Рабочая тетрадь

Опрос, проверка рабочей тетради, обсуждение рефератов, защита курсовых работ

ПКИстМ -00 - И-20;




Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности - тест, реферирование

Задания 2 и 3 уровня сложности– реферирование, курсовая работа

Рабочая тетрадь

Опрос, проверка рабочей тетради, обсуждение рефератов, защита курсовых работ

ПКИстМ -00 - И- 07;


Раздел 3


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности - тест, реферирование


Задания 2 и 3 уровня сложности– реферирование, курсовая работа


Рабочая тетрадь

Опрос, проверка рабочей тетради, обсуждение рефератов, защита курсовых работ

ПКИстМ -00 - И-09;





Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности - тест, реферирование

Задания 2 и 3 уровня сложности– реферирование, курсовая работа

Рабочая тетрадь

Опрос, проверка рабочей тетради, обсуждение рефератов, защита курсовых работ

ПКИстМ -00 - И-20;




Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности - тест, реферирование

Задания 2 и 3 уровня сложности– реферирование, курсовая работа

Рабочая тетрадь

Опрос, проверка рабочей тетради, обсуждение рефератов, защита курсовых работ


2. Объем модуля и виды учебной работы по очной форме обучения


Факультет/

Направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Исторический / 030600 ИСТОРИЯ

Источниковедение

Лекции

4

58

1

Практические/семинарские

10




1

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет










1

Общий объем часов по дисциплине

72




1

3. Содержание модуля
3.1. Разделы модуля и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары



Самостоятельная работа

1.

Раздел I.Общие проблемы источниковедения

2




4




20

2.

Раздел II. Источники по отечественной истории с X в. до середины XIX в

1




3




19

3.

Раздел III. Источники по отечественной истории второй половины XIX - начала XX вв.

1




3




19


3.2. Содержание разделов ОМ

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Раздел I.Общие проблемы источниковедения

Источниковедение и историческое познание. Определение исторического источника. Соотношение методологии источниковедения и методологии истории. Предмет и задачи источниковедения. Основные стадии работы исследователя с источником.

Введение. Предмет и задачи курса

Понятие критики источника.

Основные положения внутренней критики

Основные положения внешней критики.


2.

Раздел II. Источники по отечественной истории с X в. до середины XIX в

Формирование видового многообразия письменных источников. Берестяные грамоты. Граффити. Летописи. Летописание Киевской Руси. Летописание периода феодальной раздробленоости. Летописание Русского централизованного государства. Русские хронографы.Акты Киевской Руси и периода феодальной раздробленности. Акты Русского централизованного государства. Акты периода абсолютизма. Основные законодательные памятники XI - XII вв. Русская Правда: ее списки, редакции. Законодательство Русского централизованного государства. Законодательство абсолютной монархии. Общее делопроизводство государственных учреждений. Общее делопроизводство Русского централизованного государства. Общее делопроизводство периода абсолютной монархии. Специальные системы государственного делопроизводства. Документирование военной и административной организации господствующего класса. Писцовое делопроизводство XV - XVII вв. Экономико-географические и статистические материалы XVIII - первой половины XIX вв. Судебно-следственные материалы. Дипломатическая документация. Поместно-вотчинное делопроизводство. Древнерусская литература. Литература нового времени. Время и условия зарождения русской мемуаристики. Общие принципы изучения документов личного происхождения. Время и условия зарождения русской периодической печати. Становление повременных изданий Российской империи в XVIII в. Основные группы журналов и газет первой половины XIX в.

1.Летописи.

2.Акты.

3.Законодательные источники.

4.Делопроизводственная документация.

5.Литературные и публицистические источники.

6.Материалы личного происхождения.

7.Периодическая печать

Акты как исторический источник.

Законодательные источники.

Делопроизводственные документы как исторический источник.

Общие положения и проблемы источниковедческого анализа литературных и публицистических источников.

Материалы личного характера

3.

Раздел III. Источники по отечественной истории второй половины XIX - XX вв.

Изменения в ареале формирования русских письменных источников XIX - начала XXI вв. Воздействие экономических, политических и социокультурных процессов в обществе на эволюцию законодательства в XIX-XX вв. Место частноправовых актов в общем корпусе источников XIX-XX вв. Делопроизводственная документация государственных учреждений. Специальные системы документирования в государственном делопроизводстве. Документы общественных, политических организаций и движений. Основные направления статистики ХIХ-ХХ вв., формы статистического учета и способы сбора статистической информации на отдельных исторических этапах. Развитие периодической печати во вт.пол. ХIХ-ХХ вв. Основные тенденции развития документов личного происхождения. Основные группы мемуарной литературы второй половины Х1Х- XX вв. Развитие политических сочинений в ХIХ-ХХ вв. как самостоятельного жанра общественной мысли.

Эволюция вещественных памятников, обусловленная развитием производительных сил. Основные виды вещественных источников XIX – конце XX вв. Методы их изучения в системе различных наук и научных дисциплин: история материальной культуры, музееведение, искусствознание, история техники, промышленная археология, промышленная архитектура.


1.Законодательные акты.

2.Делопроизводственная документация.

3.Статистические источники.

4.Периодическая печать.

5.Документы личного происхождения.

Законодательные акты и делопроизводство периода 19 – 20 вв.

Статистические источники XIX-XX вв.

Периодическая печать как исторический источник в XIX-XX вв.

Документы личного характера в XIX-XX вв. как исторические источники


Основные понятия
Исторический источник, виды исторических источников, классификация исторических источников, внутренняя и внешняя критика источника, фальсификация письменный и археологических источников, и ее методы; Делопроизводственная документация государственных учреждений, документы общественных, политических организаций и движений, специальные системы документирования в государственном делопроизводстве; Основные группы журналов и газет первой половины XIX в., хронографы, летописи, граффити, берестяные грамоты.


  1. Календарно-тематический план

по очной форме обучения

Факультет ИСТОРИЧЕСКИЙ

Календарно-тематическое планирование по модулю «Источниковедение»

Форма обучения: очная

Курс 1


Направлена

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

История

Раздел I.Общие проблемы источниковедения

26

2

4




20

1 семестр

Раздел II. Источники по отечественной истории с X в. до середины XIX в

23

1

3




19

1 семестр

Раздел III. Источники по отечественной истории второй половины XIX - начала XX вв.

23

1

3




19

1 семестр
























  1. Организация самостоятельной работы студентов


График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Факультет ИСТОРИЧЕСКИЙ
Направление: История; Магистерская программа: « Европа и Россия в новое и новейшее время: исторические пути развития»
Курс 1


Направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь

История

Источниковедение и историческое познание. Определение исторического источника. Соотношение методологии источниковедения и методологии истории. Предмет и задачи источниковедения.Основные стадии работы исследователя с источником.

Тестирование.

Решение кейса.

*






















Акты как исторический источник.

Законодательные источники.

Делопроизводственные документы как исторический источник.

Общие положения и проблемы источниковедческого анализа литературных и публицистических источников.

Материалы личного характера

Тестирование;

Контрольная работа/

решение кейса.




*



















Законодательные акты и делопроизводство периода 19 – 20 вв.

Статистические источники XIX-XX вв.

Периодическая печать как исторический источник в XIX-XX вв.

Документы личного характера в XIX-XX вв. как исторические источники

Тестирование;

Контрольная работа/решение кейса.

Реферат.







*


















  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск