Скачать 323.95 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»
ОПД.В.01 Введение в специальность Специальность олигофренопедагогика (031700) Факультет дефектологический Кафедра специальной педагогики и специальной психологии Составитель: Данилова А.М., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва 2012 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова» Утверждаю зав.кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_03__» ______сентября_____2012__г. Программа дисциплины ОПД.В.01 Введение в специальность Специальность олигофренопедагогика (031700) Составитель: Данилова А.М., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2012 Цели, задачи дисциплины Данный курс ставит своей целью раскрыть научно-теоретические основы построения процесса обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта, сформировать у студентов навыки анализа передового педагогического опыта, уметь работать со специальной литературой, вооружить будущих логопедов методами научно-исследовательской работы и способами их применения на практике. Достижению прогнозируемого результата будет способствовать решение следующих задач: 1. получение теоретических знаний студентами, развитие у них практических умений, необходимых для организации обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии; 2. овладение навыками определения и реализации содержания, методов обучения и воспитания в соответствии с потребностями, возможностями, особенностями умственно отсталого ребенка; 3. формирование умений коррекционной работы, направленной на преодоление имеющихся у детей недостатков для дальнейшей их социализации в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным обществом Содержание и структура курса отражают модель подготовки специалиста-дефектолога и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психолого-педагогического цикла и цикла дисциплин, раскрывающих анатомо-физиологические основы коррекционной педагогики (дефектологии). В плане самостоятельной работы студенты изучают специальную литературу. В лекционном курсе особое внимание уделяется тем вопросам, которые имеют принципиальное значение для понимания методологических основ предмета и творческого подхода к решению задач, стоящих перед коррекционной школой. Изучение курса осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы отечественной дефектологии и коррекционной педагогики, рассматриваются основные виды интеллектуальных и психофизических нарушений развития, которые могут возникнуть у детей как следствие различных дефектов; система, организация и методы изучения детей с различными нарушениями развития; организация коррекционного образования, воспитания и социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в создании специальных условий обучения, а также с основами коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в общеобразовательных учреждениях. На лекциях студентов знакомят с основными международными документами и законодательными актами, регламентирующими социальный статус и защиту прав детей и инвалидов; с нормативными документами, определяющими работу специальных коррекционных учреждений. Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала, подготовку реферативных сообщений по специальным категориям учащихся с дефектами развития «Умственная отсталость» и т.д.), а также анализ наблюдений за учащимися в процессе посещения образовательно-воспитательных учреждений общего и специального профиля. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения курса «Введение в специальность» студенты должны знать: По окончании курса студент должен иметь представления: ♦ об особенностях психического развития детей с интеллектуальными нарушениями; ♦ о причинах возникновения врожденных и приобретенных нарушениях интеллектуального развития лиц с интеллектуальными нарушениями; ♦ о специфике процесса обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Изучив данный курс, студент также должен: ♦ понимать, какие условия влияют на формирование ребенка с интеллектуальными нарушениями; ♦ уметь определить соотношение первичного дефекта и вторичных отклонений при умственной отсталости; ♦ учитывать, что чем дольше они разведены между собой, тем больше возможностей открывается для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания; ♦ владеть основами дифференциальной диагностики; ♦ уметь определять основные формы и методы коррекционно-вос-питательной работы, направленные на разностороннее физическое и психическое развитие детей. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Очно-заочная форма обучения (ССО)
Заочная форма обучения
Заочная форма обучения (ССО)
Тематическое планирование Очно-заочная форма обучения (ССО)
Заочная форма обучения (основной курс и ССО)
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Олигофренопедагогика - составная часть специальной (кор-рекционной) педагогики - наука о закономерностях обучения, воспитания и развития детей с нарушениями интеллекта. Понятие, предмет исследования, задачи, категориальный аппарат олигофренопедагогики (обучение, воспитание, развитие, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация, интеграция). Разделы олигофренопедагогики (общие основы олигофренопедагогики, олигофренодидактика, теория воспитания умственно отсталых детей, дошкольная олигофренопедагогика, социально-трудовая реабилитация лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью, основы управления специальным образованием, семейное воспитание лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями). История становления олигофренопедагогики и ее современное состояние. Место олигофренопедагогики в системе педагогических наук, ее связь с другими науками. Научные и методологические основы олигофренопедагогики. Ведущие направления научного поиска, актуальные проблемы и перспективы развития олигофренопедагогики. Тема 2. Научные исследования в олигофренопедагогике. Понятие о научном исследовании. Специфика научных исследований в олигофренопедагогике, требования к организации и проведению. Понятие о методах педагогического исследования, их классификации. Характеристика основных эмпирических методов познания, методов теоретического исследования, математических и статистических методов исследования. Инновационные процессы в педагогической деятельности. Взаимосвязь между педагогической наукой, исследовательской деятельностью, педагогической инновацией. Тема 3. Умственно отсталые дети, как объект изучения олигофренопедагогики. Этапы, принципы, методы психолого-медико-педагогического обследования. Организация работы ПМПК. Понятие умственной отсталости: этиология, клиника, патогенез, прогноз развития. Разграничение умственной отсталости с учетом времени наступления поражения ЦНС (олигофрения и де-менция). Современная международная классификация по степени выраженности интеллектуальной недостаточности (МКБ-10). Клинико-патогенетическая классификация умственной отсталости (по Г.Е. Сухаревой). Этиопатогенетическая классификация олигофрении (по М.С. Певзнер). Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. Педагогическая дифференциация учащихся по возможностям обучения. Контингент специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для детей с нарушением интеллекта: медицинские показания и противопоказания к приему детей в школу; характеристика состава учащихся школы. Психолого-педагогическое изучение учащихся в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида: основные подходы, принципы, этапы, методы и формы изучения школьников. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. Тема 4. Система помощи лицам с отклонениями в интеллектуальном развитии в РФ. Правовые основы специального образования в России: принципы государственной политики в области специального образования; Конституция РФ (1993); Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, ред. 1996, 1997); проект Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (1996); Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в интеллекте (1997, 2000); Концепция реформирования системы-специального образования (1999); Национальная доктрина образования в Российской Федерации и др. Система специального образования: характеристика ее структуры, компонентов, форм. Реформирование системы специального образования на современном этапе развития общества, экономики, педагогической науки и практики. Основные идеи, подходы, этапы и социально-педагогические условия осуществления реформы, их характеристика и анализ реализации. Типы и виды образовательных учреждений, оказывающих помощь детям с отклонениями в интеллектуальном развитии (дошкольные, школьные, учреждения профессионального образования). Специальная (коррекционная) школа VIII вида, как основное образовательное учреждение для детей с нарушениями интеллекта, ее структура, задачи, направления развития и совершенствования. Тема 5. Коррекционная направленность процесса обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Особенности педагогического процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Роль и место .коррекционной работы в системе образования. Различные исторические подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми детьми (Э. Сеген, М. Монтессори, О. Декроли, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев и др.). Характеристика современной системы коррекционно-педагогической работы. Значение ранней коррекционно-компенсаторной помощи для развития ребенка. Определяющая роль обучения и воспитания в развитии и преодолении имеющихся нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Методологические основы коррекционной работы. Учение Л.С.Выготского о структуре дефекта, соотношении обучения и развития, коррекции и компенсации, социальной направленности коррекционной работы. Комплексные медико-психолого-педагогические мероприятия, осуществляемые на различных этапах преодоления последствий основного дефекта. Содержание и критерии эффективности коррекционно-образовательного процесса. Тема 6. Принципы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Определение принципа обучения. Характеристика общедидактических принципов (воспитывающая и развивающая направленность обучения, научность и доступность обучения, практическая направленность обучения, систематичность и последовательность в обучении, индивидуальный и дифференцированный подходы, принципы наглядности, активности и сознательности, прочности), особенности их реализации в коррекци-онно-педагогическом процессе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта. Сущность и значение принципа коррекционной направленности как ведущего принципа обучения детей с отклонениями в развитии. Тема 7. Содержание образования в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Понятие, сущность, функции, основные принципы и подходы к его формированию. Система и взаимосвязь носителей содержания образования: государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, учебные планы, образовательные программы, учебники и учебные пособия. Требования к содержанию специального образования (коррекционная направленность обучения, его завершенность, доступность, научность, практическая направленность, систематичность, последовательность расположения учебного материала, наличие пропедевтического этапа обучения, реализация вн}'три - и межпредметных связей, вариативность требований). Характеристика учебных предметов специальной (коррекционной) школы VIII вида, их роль и место в системе образовательной и профессионально-трудовой подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью. Развитие и совершенствование содержания специального образования на современном этапе: ведущие направления, тенденции и актуальные проблемы. Тема 8. Методы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Определение методов обучения. Современные классификации методов обучения: по источнику знаний (словесные, наглядные, практические), характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый), дидактическим целям (приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, закрепления, проверки знаний, умений и навыков), ведущему виду деятельности учителя и учащихся (преподавания и учения). Характеристика методов обучения. Требования, предъявляемые к выбору и применению методов обучения. Сущность и специфика методов обучения, применяемых в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Характеристика факторов, определяющих выбор методов обучения. Тема 9. Формы организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Понятие о формах обучения. Характеристика основных и дополнительных форм организации обучения умственно отсталых школьников: урок, экскурсия, домашняя учебная работа, специальные коррекционные занятия. Требования к их организации и проведению. Структура, этапы, содержание урока. Разновидности типов урока в зависимости от основной дидактической цели. Требования, предъявляемые к оценке уровня знаний, умений и навыков учащихся. Функции оценки. Подготовка учителя к организации обучения: основные этапы работы, виды планирования, выбор форм и методов обучения. Тема 10. Труд как средство развития и социальной адаптации учащихся. Сущность трудовой подготовки учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Основные виды труда, осваиваемые учащимися специальной школы. Система трудового обучения; формы обучения различным видам труда. Типы занятий по трудовому обучению, требования к их проведению. Этапы трудового обучения. Тема 11. Воспитание умственно отсталых детей - составная часть учебно-воспитательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. Роль и значение воспитания в разностороннем развитии личности умственно отсталого ребенка, повышении уровня познавательной активности, нормализации эмоционально-поведенческих расстройств. Комплексный подход к учебно-воспитательному процессу в образовательном учреждении.. Цель, задачи воспитания умственно отсталых детей. Принципы, методы воспитания детей с нарушением интеллекта. Тема №12. Формы организации воспитательной работы. Основные виды воспитательных занятий. Организация воспитательной работы. Массовые формы работы: праздники, спартакиады, выставки и др. Система дополнительного образования (студии, секции, творческие объединения и др.). Предметные, художественные, краеведческие, технические и спортивные объединения. Роль дополнительного образования в преодолении недостатков личности воспитанников. Групповая работа. Воспитательное занятие. Внеклассное чтение. Организация игр в системе воспитательной работы. Просмотр и обсуждение телепередач. Индивидуальная воспитательная работа. Структура воспитательных мероприятий. Оборудование групповых помещений. Специфика воспитательной работы в зависимости от эмоционально-поведенческих расстройств и возрастной динамики умственно отсталых детей, различных клинических групп (возбудимые, заторможенные, соматически ослабленные и т.д.). Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам в процессе проведения занятий. Тема №13. Нравственное воспитание. Основные направления работы по нравственному воспитанию. Особенности формирования нравственных представлений и понятий. Методы нравственного воспитания. Этическая беседа: особенности содержания и проведения. Формирование нравственного поведения. Воспитание морально-волевых черт характера. Роль охранительного педагогического режима в приучении умственно отсталых детей к правильному поведению. Учёт эмоционально-волевой сферы и патологических черт характера детей в воспитании нравственного поведения. Тема №14. Трудовое воспитание. Цель, задачи трудового воспитания. Формы работы по трудовому воспитанию. Самообслуживающий труд, хозяйственно-бытовой труд, общественно-полезный труд, производительный труд, труд в процессе самостоятельной деятельности, работа в мастерских дополнительного образования, организация дежурства воспитанников. Профориентационная работа. Трудоустройство и социально-трудовая адаптация выпускников. Тема №15. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, формы и содержание эстетического воспитания. Особенности воспитания эстетических чувств, представлений, понятий, вкусов у умственно отсталых детей. Ознакомление с различными видами искусств. Развитие эстетических оценок и суждений, эстетических вкусов. Использование различных видов творческой деятельности. Художественные студии и их значение в эмоциональном развитии личности воспитанников. Организация и проведение конкурсов, выставок с целью эстетического воспитания. Оформление помещения, эстетика труда, социальных отношений. Средства эстетического воспитания. Роль эстетического воспитания в осуществлении коррекционных задач специальной школы. Взаимосвязь эстетического, нравственного, физического и трудового воспитания. Тема 16. Совместная работа педагогов специальной (коррекционной) школы VIII вида с семьей. Задачи школы в работе с родителями: общие и специфические. Методы работы педагогов с родителями: изучение семьи воспитанника, педагогическое просвещение родителей, оказание консультативной помощи практического характера и др. Формы взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционно-педагогического воспитания: индивидуальные, классно-групповые, массовые, общешкольные. Планы практических и лабораторных занятий Практические занятия по курсу «Введение в специальность» 1. Формы организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
|
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |