Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический
страница1/13
Дата публикации11.01.2015
Размер1.69 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

"Утверждаю""Утверждаю"Проректор по учебной работеЗав.кафедройМГГУ им. М.А. ШолоховаЗарубежной историиЗамолоцких Е.Г.И.Г. Жиряков_________________________________________Решение заседания кафедрыпротокол № 1 от 30.08.2012

Учебно-методический комплекс

по дисципине Б3.В4.5 История стран Востока в новое время

Факультет исторический

Направление: 050100 Педагогическое образование

Кафедра зарубежной истории

Составитель: к.и.н., доц. Лисицына Н. Н.

д.и.н., проф. В.И. Шеремет

Москва-2012.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_зарубежной истории_

_И.Г._Жиряков__

Решение заседания кафедры

Протокол № _1_

«_30_» __августа_2012_г.

Программа дисциплины «История стран Востока в новое время»

Направление:

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль: «Историческое образование»

Составители: _к.и.н.,_доц._Н.Н._Лисицына___

_д.и.н.,_проф.__В.И._Шеремет__

Москва-2012

1. Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса.

Предлагаемая программа курса «История стран Востока в новое время» рассчитана на чтение лекций, проведение практических занятий, подготовку студентами очного (дневного) и заочного отделений контрольных работ, курсовых и дипломных работ в соответствии с действующими учебными планами, на организацию самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование и по профилю «историческое образование».

Программа ориентирует на использование в системе подготовки бакалавров педагогического образования в системе педагогических вузов России. Специфика данной программы и сопровождающих ее материалов, методических указаний, вопросов для аудиторных и внеаудиторных занятий состоит в том, что она базируется на новых госстандартах третьего поколения и учитывает сложившиеся условия и традиции МГГУ им. М.А. Шолохова в организации очной (дневной) и заочной формы обучения.

Изучение курса Истории стран Востока в новое время имеет целью:

1. в тесном взаимодействии с другими предметами гуманитарного, социального и экономического и профессионального циклов содействовать подготовке высококвалифицированного специалиста – бакалавра педагогического образования по профилю «Историческое образование»;

2. обогатить слушателей современными научными представлениями и конкретными знаниями по истории стран Востока, основных закономерностей и тенденций их развития в новое и новейшее время;

3. совершенствовать навыки работы с историческими документами;

4. обучить навыкам сравнительного анализа исторического развития различных, часто крайне отличающихся регионов мира;

5. содействовать вырабатыванию и закреплению навыков и умению, необходимых будущему бакалавру педагогического образования в современной школе.

Настоящая программа имеет общую задачу: дать возможность всем студентам получить определенный базовый, отвечающий современным требованиям объем знаний о странах Востока в новое время.

Программа включает основные концептуальные разработки узловых вопросов истории крупнейших регионов мира. Вместе с тем она выявляет недостатки существующей учебной литературы по предмету, привлекает внимание студентов – будущих учителей и преподавателей среднего звена, которые будут, как мы надеемся, опираться на данную программу, к самостоятельному и дополнительному углубленному изучению поставленных автором программы вопросов по списку обобщающих и специальных работ.

Соответствующие выпуски методической литературы по новой истории Азии и Африки, которые предпринимает кафедра зарубежной истории МГГУ им. М.А. Шолохова в сотрудничестве с Отделом истории Востока ИВ РАН, создают условия для органического сочетания новейших научных взглядов российского востоковедения с классическими традициями подготовки учителя средней школы (гимназии), обладающего устойчивым и устоявшимся объемом знаний о Востоке, определенным перечнем компетенций и навыками работы с этой весьма специальной информацией в школе.

Программа и комплектующие методические материалы ориентированы на доступность изложения сложных аспектов «науки о Востоке» в среде будущих педагогов с учетом работы с профильной, в различных видах, информацией о Востоке, и перспективы внесения этих знаний в общеобразовательную школу России.

Данная программа по истории стран Востока в новое время учитывает курсы отечественной и «западной» истории. Наше стремление предотвратить выпадение данного предмета из единого ядра исторических курсов педвузов продиктовало использование сравнительных подходов и обобщающих характеристик. Это относится, прежде всего, к проблемам промышленных революций на Западе и роли Востока в становлении индустриального общества; к пониманию нелинейности в организации обществ Востока; к имагологическим и социокультурным константам, столь важным для Востока, но по идеологическим причинам, ранее опускавшимся в учебных и методических пособиях по специальности «История».

Еще одной особенностью программы является отказ как от европоцентризма, так и от «азиатизации» ряда культурно-исторических процессов нового времени («египтомания» в России, «комплекс Маугли» и «синдром Чио Чиосан» в Европе и т.д.).

В основе требований к уровню освоения содержания дисциплины лежит четкое убеждение автора в следующем.

Студент-бакалавр педагогического образования должен быть ориентирован на «проживание» в лекциях и на уроках различных эпох Востока, разных живых типов его тысячелетней культуры.

Лекции и практические занятия, также как и все виды творческой самостоятельной работы нацелены на привитие студентам сознания самоценности культуры каждого народа и на возможность представить себе всемирно-исторический процесс в целостности, во взаимосвязи Восток – Запад.

Студент должен знать:

- основные положения цивилизационного подхода к изучению Востока, что адекватно длительности изучаемого периода (XVII – начало ХХ вв.) и поливариативности типов развития социумов Востока на протяжении трех веков;

- принципы междисциплинарного проблемного подхода к изучению тем. Особое внимание уделяется человеку и его духовному развитию в процессе самостоятельного, а на исходе Нового времени – колониально-зависимого развития, интересам личности и сословно-кастовых, социальных групп, равно как и остающимся актуальными для Востока наших дней взаимоотношениям «человек – государство (центр власти)»;

- основные хронологические позиции преимущественно в сопоставлении с процессами в России и Европе;

- обязательную литературу и иметь навык поиска информации на всех видах носителей.

Студент должен уметь:

- письменно корректно изложить существо проблем, вынесенных в темы лекционных и самостоятельных работ (контрольные, рефераты и т.д.);

- применять методику поиска и анализа документов, включая архивные, а также источников для выполнения оригинальной и завершенной работы бакалавра;

- работать с серией документов и материалов в ходе практических занятий в университете и на уроках в школе;

- подготовиться и – это главное – проводить уроки, лекции, беседы и иные виды работы в школьном курсе.

Объем в ЗЕ: _3 зачетные единицы__

Время изучения:

Очное отделение: курс_3__семестр_6_

Заочное отделение: курс_4_семестр__7,8_

Взаимосвязь с другими модулями:

1. Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: __История западно-европейской цивилизации (VI – начало XVII вв.), История стран Востока в средние века, История государств Запада в новое время, Основы источниковедения_

2. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

История государств Запада в новейшее время, История стран Востока в новейшее время, таких спецкурсов как «Восточный вопрос», как основной вопрос международных отношений конца XVII – начала XIX вв., Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине ХХ века, Проблема глобализации и Восток в постколониальном мире __

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

1. Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОКМ 3.1.1)

2. Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемы (ОКМ 3.1.2)

3. Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задач (ПКПед(И)Б-05-М-02)

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Анализ сущности исторической эволюции (Ф03ПО (И)Б-03/001)

2. Установление причинно-следственных связей между историческими событиями (Ф03ПО (И)Б-03/002)

3. Развитие самостоятельности критического мышления учащихся (Ф03ПО (И)Б-03/003)

4. Формирование научного стиля речи (Ф03ПО (И)Б-03/004)

Формы освоения ОМ:

Инновационные формы учебной работы:

1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

2. Технология с применением метода проектов.

3. Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

1. Решение ситуационных задач.

2. Деловая игра.

3. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

1. Лекция как форма контекстного обучения.

2. Историческая (деловая) игра как форма контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности: __ Тесты с закрытой формой задания;

Тесты, содержащие задания на соответствие

Тесты с заданиями, устанавливающие последовательность;

Письменный опрос.

2 уровень сложности: __ Аннотирование;

Имитационное упражнение;

Конспектирование;

Реферирование;

Планирование;

Синектикс (Сравнительный анализ);

Тезирование.

3 уровень сложности: __ Контрольная работа;

Курсовая работа;

Проект.

Эссе;

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)ТемаЛекции (групповая работа)Семинарские занятия (групповая, работа по подгруппам)Практические занятия (групповая, работа по подгруппам)Самостоятельная работа (индивидуальная работа)КонтрольКомпетенция 1

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации обществаТема 1Конспекты, презентацииТесты (различные виды);

Письменный опросАннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; эссе; контрольная работаРабочая тетрадь Зачет на межсессионной аттестации. экзаменКомпетенция 2

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемыТесты (различные виды);

Письменный опросАннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; синектикс; эссе; контрольная работаРабочая тетрадьЗачет на межсессионной аттестации. экзаменКомпетенция 3

Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задачКонспекты, презентацииПланирование;

Тезирование;

Имитационные упражнения;

Эссе.Рабочая тетрадьЗачет на межсессионной аттестации. экзаменКомпетенция 1

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации обществаТема 2Конспекты, презентацииТесты (различные виды);

Письменный опросАннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; эссе; контрольная, курсовая работыРабочая тетрадь, презентацииЗачет на межсессионной аттестации. экзаменКомпетенция 2

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемыКонспекты, презентацииТесты (различные виды);

Письменный опросАннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; синектикс, эссе; контрольная, курсовая работы, проект.Рабочая тетрадь, презентацииЗачет на межсессионной аттестации. экзаменКомпетенция 3

Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задачКонспекты, презентацииПланирование;

Тезирование;

Имитационные упражнения;

Эссе; Контрольная, курсовая работы; Проект.Рабочая тетрадь, презентацииЗачет на межсессионной аттестации. экзаменКомпетенция 1

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации обществаТема 3Конспекты, презентацииТесты (различные виды);

Письменный опросАннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; эссе; контрольная, курсовая работыРабочая тетрадь, презентацииЭкзамен Компетенция 2

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемыТесты (различные виды);

Письменный опросАннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; синектикс, эссе; контрольная, курсовая работы, проект.Рабочая тетрадь, презентацииЭкзамен Компетенция 3

Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задачКонспекты, презентацииПланирование;

Тезирование;

Имитационные упражнения;

Эссе; Контрольная, курсовая работы; Проект.Рабочая тетрадь, презентацииЭкзамен Компетенция 1

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации обществаТема 4Конспекты, презентацииТесты (различные виды);

Письменный опросАннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; эссе; контрольная работаРабочая тетрадь, презентацииЭкзамен Компетенция 2

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемыТесты (различные виды);

Письменный опросРабочая тетрадь, презентацииЭкзамен Компетенция 3

Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задачКонспекты, презентацииПланирование;

Тезирование;

Имитационные упражнения;

Эссе; Контрольная, курсовая работы; Проект.Рабочая тетрадь, презентацииЭкзамен

2. Объем модуля и виды учебной работы

(по очной форме обучения)

Факультет/

направлениеНазвание модуляВид учебной работыКол-во часовСеместрАудитор

ныеСамост. работаИсторический \

Педагогическое образованиеИстория стран Востока в новое времяЛекции366Практические/семинарские27306ЛабораторныеКонсультации6Курсовые/рефераты106Контрольные работыИтоговый контроль

Экзамен56Общий объем часов по дисциплине63456

(по заочной форме обучения)

Факультет/

направлениеНазвание модуляВид учебной работыКол-во часовСеместрАудитор

ныеСамост. работаИсторический \

Педагогическое образованиеИстория стран Востока в новое времяЛекции10107,8Практические/семинарские8407,8ЛабораторныеКонсультации47,8Курсовые/рефераты127,8Контрольные работы127,8Итоговый контроль

Экзамен127,8Общий объем часов по дисциплине1890

3. Содержание дисциплины

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

(по очной форме обучения)

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УДЛекцииПрактические занятияСеминарыСамостоятельная работа1.Раздел 1. Введение82.Раздел 2. Страны Востока в период торгового колониализма и после первой промышленной революции1412163.Раздел 3. Страны Востока на рубеже XIX – ХХ в.1015144.Раздел 4. Заключение.4

(по заочной форме обучения)

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УДЛекцииПрактические занятияСеминарыСамостоятельная работа1.Раздел 1. Введение162.Раздел 2. Страны Востока в период торгового колониализма и после первой промышленной революции44203.Раздел 3. Страны Востока на рубеже XIX – ХХ в.44184.Раздел 4. Заключение.16

3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/пНаименование раздела ОМ/ УДСодержание разделаТематический план лекционных занятийТематический план практических занятий 1.Раздел 1. Введение1.Введение в предмет Новая история стран Азии и Африки.

2. Общее и особенное в развитии стран Азии и Африки в общемировых процессах в XVI – начале ХХ в. Хронологические рамки периода Новой истории стран Азии и Африки (Востока).

3. Промышленная революция в Европе и Северной Америке. Модернизация и вестернизация на Востоке. Общее и особенное.

4. Ислам. Происхождение и основные концепции. «Политический» ислам.

Основные религиозно-философские направления в Китае, на Индостане и в Юго-Восточной Азии. Их влияние на политическую ситуацию в регионе.2.Раздел 2. Страны Востока в период торгового колониализма и после первой промышленной революции1.Ближний Восток в конце XVIII – первой половине XIX века. Восточный вопрос. Реформы (низам-и джедид, танзимат) в Османской империи XVIII–XIX вв. Египетский, балканский, малоазиатский регионы. Сравнительный анализ развития.

2. Иран в политике держав Запада XVIII – конец Х1Х в.

3. Афганистан в Новое время.

4. Китай в XVII – первой половине XIX века. Вторжение Запада в Китай. Опиумные войны в Китае. Движение тайпинов.

5. Япония в Новое время. Эволюция сёгуната. Революция Мэйдзи и ее последствия во внутренней и внешней политике империи

6. Британская Индия. От великой империи Востока к «жемчужине британской короны».

7. Юго-Восточная Азия в Новое времяТЕМА 1. Освободительное движение на Востоке в середине XIX в.

Занятие 1. Национальное восстание в Индии 1857-1859 гг.

Занятие 2. Движение тайпинов в Китае.

ТЕМА 2. Восток в литературе и искусстве России и стран Европы в XIX веке. Египет и Турция. Индия и Китай.

3.Раздел 3. Страны Востока на рубеже XIX – ХХ в.1. Колониальная (торгово-промышленная и военно-финансовая) экспансия великих держав на Ближнем Востоке на рубеже XIX–XX вв. Младотурецкая революция.

2. Иран в политике держав Запада XVIII – начала ХХ в. Реформы и революция в Иране в 1840е – 1910е гг. Афганистан в Новое время.

3. Ихэтуаньское движение в Китае. Синьхайская революция. Сунь Ятсен и идеология гоминдана.

4 Подъем национального самосознания в Индии начала ХХ в.ТЕМА 1. Подъем освободительного, национально-революцион-ного движения в начале ХХ в.

Занятие 1. Младотуре-цкая революция 1908 г.

Занятие 2. Иранская революция 1905-1911 гг.

Занятие 3. Синьхайская революция 1911-1913 гг.

ТЕМА 2. Восток в литературе и искусстве России и стран Европы в начале XX веке. Египет и Турция. Индия и Китай. 4.Раздел 4. Заключение.1. Вовлечение стран Азии и Африки в мировые экономические и военно-политические планы держав 1890е–1910е годы. Первая мировая война и страны афро-азиатского мира. Распад колониальных империй на Востоке. Новые формы освободительной борьбы в Азии и Африке на рубеже Нового и Новейшего времени.

2. Обобщающая лекция.

3.3. Основные понятия

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 5 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 5 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине 5 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Запада в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическая и социально-экономическая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическое и социально-экономическое...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 2 «Проблема справедливого...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск