Скачать 2.17 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс по дисципине Б3.В4.5 История стран Востока в новое время Факультет исторический Направление: 050100 Педагогическое образование Кафедра зарубежной истории Составитель: к.и.н., доц. Лисицына Н. Н. д.и.н., проф. В.И. Шеремет Москва-2012. МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _зарубежной истории_ _И.Г._Жиряков__ Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_30_» __августа_2012_г. Программа дисциплины «История стран Востока в новое время» Направление: Направление: 050100 Педагогическое образование Профиль: «Историческое образование» Составители: _к.и.н.,_доц._Н.Н._Лисицына___ _д.и.н.,_проф.__В.И._Шеремет__ Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Предлагаемая программа курса «История стран Востока в новое время» рассчитана на чтение лекций, проведение практических занятий, подготовку студентами очного (дневного) и заочного отделений контрольных работ, курсовых и дипломных работ в соответствии с действующими учебными планами, на организацию самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование и по профилю «историческое образование». Программа ориентирует на использование в системе подготовки бакалавров педагогического образования в системе педагогических вузов России. Специфика данной программы и сопровождающих ее материалов, методических указаний, вопросов для аудиторных и внеаудиторных занятий состоит в том, что она базируется на новых госстандартах третьего поколения и учитывает сложившиеся условия и традиции МГГУ им. М.А. Шолохова в организации очной (дневной) и заочной формы обучения. Изучение курса Истории стран Востока в новое время имеет целью:
Настоящая программа имеет общую задачу: дать возможность всем студентам получить определенный базовый, отвечающий современным требованиям объем знаний о странах Востока в новое время. Программа включает основные концептуальные разработки узловых вопросов истории крупнейших регионов мира. Вместе с тем она выявляет недостатки существующей учебной литературы по предмету, привлекает внимание студентов – будущих учителей и преподавателей среднего звена, которые будут, как мы надеемся, опираться на данную программу, к самостоятельному и дополнительному углубленному изучению поставленных автором программы вопросов по списку обобщающих и специальных работ. Соответствующие выпуски методической литературы по новой истории Азии и Африки, которые предпринимает кафедра зарубежной истории МГГУ им. М.А. Шолохова в сотрудничестве с Отделом истории Востока ИВ РАН, создают условия для органического сочетания новейших научных взглядов российского востоковедения с классическими традициями подготовки учителя средней школы (гимназии), обладающего устойчивым и устоявшимся объемом знаний о Востоке, определенным перечнем компетенций и навыками работы с этой весьма специальной информацией в школе. Программа и комплектующие методические материалы ориентированы на доступность изложения сложных аспектов «науки о Востоке» в среде будущих педагогов с учетом работы с профильной, в различных видах, информацией о Востоке, и перспективы внесения этих знаний в общеобразовательную школу России. Данная программа по истории стран Востока в новое время учитывает курсы отечественной и «западной» истории. Наше стремление предотвратить выпадение данного предмета из единого ядра исторических курсов педвузов продиктовало использование сравнительных подходов и обобщающих характеристик. Это относится, прежде всего, к проблемам промышленных революций на Западе и роли Востока в становлении индустриального общества; к пониманию нелинейности в организации обществ Востока; к имагологическим и социокультурным константам, столь важным для Востока, но по идеологическим причинам, ранее опускавшимся в учебных и методических пособиях по специальности «История». Еще одной особенностью программы является отказ как от европоцентризма, так и от «азиатизации» ряда культурно-исторических процессов нового времени («египтомания» в России, «комплекс Маугли» и «синдром Чио Чиосан» в Европе и т.д.). В основе требований к уровню освоения содержания дисциплины лежит четкое убеждение автора в следующем. Студент-бакалавр педагогического образования должен быть ориентирован на «проживание» в лекциях и на уроках различных эпох Востока, разных живых типов его тысячелетней культуры. Лекции и практические занятия, также как и все виды творческой самостоятельной работы нацелены на привитие студентам сознания самоценности культуры каждого народа и на возможность представить себе всемирно-исторический процесс в целостности, во взаимосвязи Восток – Запад. Студент должен знать: - основные положения цивилизационного подхода к изучению Востока, что адекватно длительности изучаемого периода (XVII – начало ХХ вв.) и поливариативности типов развития социумов Востока на протяжении трех веков; - принципы междисциплинарного проблемного подхода к изучению тем. Особое внимание уделяется человеку и его духовному развитию в процессе самостоятельного, а на исходе Нового времени – колониально-зависимого развития, интересам личности и сословно-кастовых, социальных групп, равно как и остающимся актуальными для Востока наших дней взаимоотношениям «человек – государство (центр власти)»; - основные хронологические позиции преимущественно в сопоставлении с процессами в России и Европе; - обязательную литературу и иметь навык поиска информации на всех видах носителей. Студент должен уметь: - письменно корректно изложить существо проблем, вынесенных в темы лекционных и самостоятельных работ (контрольные, рефераты и т.д.); - применять методику поиска и анализа документов, включая архивные, а также источников для выполнения оригинальной и завершенной работы бакалавра; - работать с серией документов и материалов в ходе практических занятий в университете и на уроках в школе; - подготовиться и – это главное – проводить уроки, лекции, беседы и иные виды работы в школьном курсе. Объем в ЗЕ: _3 зачетные единицы__ Время изучения: Очное отделение: курс_3__семестр_6_ Заочное отделение: курс_4_семестр__7,8_ Взаимосвязь с другими модулями:
История государств Запада в новейшее время, История стран Востока в новейшее время, таких спецкурсов как «Восточный вопрос», как основной вопрос международных отношений конца XVII – начала XIX вв., Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине ХХ века, Проблема глобализации и Восток в постколониальном мире __ Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ. Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ. Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Формы освоения ОМ: Инновационные формы учебной работы:
Активные методы обучения:
Формы контекстного обучения:
Формы контрольных и учебных заданий: 1 уровень сложности: __ Тесты с закрытой формой задания; Тесты, содержащие задания на соответствие Тесты с заданиями, устанавливающие последовательность; Письменный опрос. 2 уровень сложности: __ Аннотирование; Имитационное упражнение; Конспектирование; Реферирование; Планирование; Синектикс (Сравнительный анализ); Тезирование. 3 уровень сложности: __ Контрольная работа; Курсовая работа; Проект. Эссе; Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы (по очной форме обучения)
(по заочной форме обучения)
3. Содержание дисциплины
(по очной форме обучения)
(по заочной форме обучения)
|
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по модулю 5 «История стран Востока в... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю 5 «История стран Востока в... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по дисциплине 5 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Запада в... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическая и социально-экономическая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Востока в... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в... Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран... | Учебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в... Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическое и социально-экономическое... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 2 «Проблема справедливого... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |