Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение)





Скачать 218.32 Kb.
НазваниеРабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение)
Дата публикации25.01.2015
Размер218.32 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бахчеевская основная общеобразовательная школа


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей ________________
Протокол № _____________

от «_____»__________2012 г

Принято педагогическим советом

Протокол № ____________

от «_____»_________2012 г


«Утверждаю»____________

Директор МКОУ

Бахчеевской ООШ

Богдзевич Г.Я.
Приказ № ______________

от «___»___________2012 г

Рабочая программа

по краеведению для 9 класса

(общеобразовательное обучение)

на 2012 – 2013 учебный год

Составитель: учитель истории

Сошникова Н.С.

Бахчеево 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.

Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.

В краеведении почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

Цели краеведческого образования

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

- интересовался жизнью края;

- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

- участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.

Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.

Задачи курса

Формировать знания:

- об этапах развития наследия на примере конкретных объектов;

- о жизнедеятельности жителей края на конкретных примерах;

- об уникальности наследия края и его связи с отечественным и мировым наследием на примере конкретных объектов;

- о проблемах края;

- о значимости объектов культурного наследия края для его жителей, для России

Осознание учащимися связи с наследием края;

значимости этого наследия для предыдущих поколений, для современных жителей, для России и для него лично: «Я – мой край – мое Отечество – мир»

Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.

Знание о родном крае находятся в тесном единстве, их усвоение происходит в процессе учебной и внеучебной деятельности. В старших классах учащиеся могут включаться в последующую деятельность, что предполагает работу с архивами, музейными материалами, участие в экспедициях, подготовку докладов и сообщений на конференциях, защиту рефератов.

Основные дидактические принципы

Принцип интеграции

Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.

Принцип вариативности

В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.

Принцип дифференциации и индивидуализации

Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.

Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.

Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.

Познавательное и воспитательное значение краеведения

Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Искусствоведческое краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.

Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.

Использование культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.

Различные формы краеведческого образования (научно-исследовательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.

Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами.

Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.

Второе. Важный педагогический аспект краеведения заключается в возможности быть механизмом организации воспитательной системы в школе.

Как объединяющее начало всех науккраеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования.

Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.

Количество часов по рабочему плану - всего 35; в неделю – 1 час

Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Литературное краеведение

17

2

Историческое краеведение

17

3

Итоговое обобщение и повторение

1



Содержание тем учебного курса

Литературное краеведение – 17 часов

Тема 1. М. Горький на Воронежской земле.

Странствия М. Горького по Руси. А.М. Пешков – садовник Митрофановского монастыря. М. Горький в Задонске. Воронеж в воспоминаниях и произведениях М. Горького. Улица Горького в Воронеже.

Тема 2. Е. Замятин, Б. Зайцев.

Е.Н. Замятин – воронежский гимназист. Отражение воронежских впечатлений в произведениях Е. Замятина, Б. Зайцев в Воронеже. Воронежские мотивы в романе «Путешествие Глеба», «Бесполезный Воронеж».

Тема 3. В.А. Гиляровский – король репортажа.

Летний сезон 1879 г. Очерк «Восходящая звезда». Встреча с М.Н. Ермоловой.

Тема 4. Литературный Воронеж 20-х гг. XX века.

В.И. Нарбут – поэт и редактор. Журнал «Сирена». В.М. Бахметьев о гражданской войне. И.В. Грузинов – имажинист. Литературная жизнь Воронежа 20-х гг. XX века.

Тема 5. А. Платонов в Воронеже и о Воронеже.

Платоновские адреса в Воронеже. Андрей Платонов – писатель, поэт, мелиоратор. «Ямская слобода», «Житель родного города». Встреча с Б. Шкловским. «Че-Че-О». Воронежские реалии в произведениях А. Платонова.

Тема 6. В. Маяковский, А. Серафимович.

Приезд В. Маяковского в 1926 г в Воронеж. Литературная группа «Чернозем». Встречи с Воронежскими поэтами. Путешествие А.С. Серафимовича по Дону. Пребывание Серафимовича в г. Лиски.

Тема 7. Память о С. Есенине в Воронеже.

Манифест имажинистов в журнале «Сирена». Музей С. Есенина в Воронеже. Улица Есенина. Памятник С. Есенину.

Тема 8. М.А. Шолохов в Богучаре.

Шолохов-гимназист. Памятные места в Богучаре. Отражение событий гражданской войны в Воронежской области в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Воронеж в рассказе «Судьба человека».

Тема 9. В семье единой.

Ю. Янонис, Барон Кришьянис, Машотас Пранас, Янко Есенский, С. Чурленес – Кимантайте, Максим Танк, А. Довженко в Воронеже и о Воронеже.

Тема 10. О.Э. Мандельштам и А. Ахматова в Воронеже и о Воронеже.

О. Мандельштам в Воронеже и Задонске. «Воронежские тетради» О. Мандельштама. Приезд А. Ахматовой в Воронеж. Стихи о Воронеже.

Тема 11. Великая Отечественная война в жизни и творчестве воронежских писателей.

К. Воробьев, Б. Васильев, Г. Бакланов, В. Кубанев, А.И. Шубин, О. Кожухова о Великой Отечественной войне, о героизме, подвиге, патриотизме, человеческом счастье.

Тема 12. Листая страницы прошлого.

Н. Задонский о воронежской старине. В. Кораблинов о замечательных людях земли Воронежской. Н. Задонский «Донская либерия». В. Кораблинов «Жизнь Кольцова», «Жизнь Никитина», «Падре Евфимиус».

Тема 13. А.Т. Прасолов и А.В. Жигулин.

Воронежские адреса А.Т. Прасолова. Философская лирика Прасолова. Жигулин о своем поколении. «Черные камни»  повесть о КПМ и не только о ней. «Воронеж. Родина. Любовь» А. Жигулина.

Тема 14. Литературный Воронеж во второй половине ХХ века.

Г.Н. Троепольский, О. Кретова, К.М. Гусев, В.И. Дегтев, Е.П. Дубровин, Ю.Д. Гончаров, В.Г. Гордейчев, В.В. Будаков и другие на литературной карте Воронежа.
Историческое краеведение 17 часов.

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX века.

Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии. Народническое движение в крае. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.

Деятели культуры – уроженцы Воронежского края – М.А. Веневитинов, И.А. Бунин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури, М.Е. Пятницкий и др.

Тема 2. События начала XX века в истории Воронежского края.

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае.

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии.

Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 года.

События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Начало вооруженной борьбы на Дону. Гражданская война в губернии летом 1918 – зимой 1919 гг., летом – осенью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 году Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918–1920 гг.)

Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 годы.

Восстановление и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 году в Воронежскую область. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве.

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.

Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945–1950 гг.).

Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы.

Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в г. Воронеже и области.

Достижения наших земляков в области культуры.

Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области.

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Развитие образования и культуры в Воронежской области.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать)

основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

изученные виды исторических источников;

уметь

соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;

рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
В результате изучения курса литературного краеведения ученики должны знать:

основные сведения о писателях и поэтах, которые жили и творили на территории Воронежской области;

основные села, районы, города на территории Черноземного края, связанные с именами писателей и поэтов;

улицы, учебные заведения, театры и т.п., названные в честь писателей и поэтов;

литературные памятники и мемориальные доски, установленные в честь писателей и поэтов на территории Воронежской области;

даты, адреса, основные события, связанные с местными писателями и поэтами;

литературные музеи, находящиеся на территории Воронежа и
области;

художественные произведения, в которых рассказывается о Воронеже и области.

Учащиеся должны уметь:

вписывать биографию писателя в историко-культурный контекст определенной эпохи и местности;

искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;

писать сообщения, доклады, рефераты, используя краеведческий материал;

выполнять проекты на заданную тему;

составлять свою родословную;

проводить экскурсию по литературным местам.


Учебно-методическое обеспечение
Панова В.И., Амелькин А.О. – Историческое краеведение Воронежской области.- Центр духовного возрождения Черноземного края.- Воронеж.-2012г

Баранникова М.И. – Историко-культурное краеведение.- Учебно-методическое пособие.-ВГПУ.-Воронеж.-2012г
Дополнительная литература

История.

60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. – Воронеж, 2005.

Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. – Воронеж, 1994.

Амелькин А.О. История создания русского флота / А.О. Амелькин. – Воронеж, 1997.

Богославский М.М. Петр I / М.М. Богославский. – Т. 1: Детство. Юность. Азовские походы. – М., 1990.

Винников А.З. По дорогам минувших столетий / А.З. Винников, А.Т. Синюк.

Воронеж – колыбель Российского военно-морского флота : тез.докл и собщ. республ. научн. конф., посв. 300-летию русского военно-морского флота. 16–18 мая 1996 г. – Воронеж, 1996.

Воронеж в документах и материалах. – Воронеж, 1987.

Воронеж: экономико-географическое исследование / Г.Т. Гришин, М.В. Гончаров, И.С. Шевцов и др. – Воронеж, 1986.

Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / гл. ред. О.Г. Ласунский. – Воронеж, 2006.

Воронежское кораблестроение. Указатель литературы к 300-летию Российского флота. – Воронеж, 1996.

Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. – Воронеж, 1985.

Гринько А.И. Линия ратной славы / А.В. Гринько. – Воронеж, 1988.

Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1989.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1992.

Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1973.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1982.

Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. Исторический очерк / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1996.

Историческая роль и место города Воронежа в разгроме фашистских войск в годы Великой Отечественной войны. – Воронеж, 2003.

Кононов В.И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках / В.И. Кононов. – Воронеж, 2005.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. – Воронеж, 1979.

Край наш Воронежский. К 50-летию образования области. – Воронеж, 1985.

Кретова О.К. Русский город Воронеж / О.К. Кретова. – Воронеж, 1986.

Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.

Москаленко А.Н. Славяне на Дону / А.Н. Москаленко. – Воронеж, 1981.

Навечно в памяти народной: их именами названы воронежские улицы. – Воронеж, 1980.

Очерки истории Воронежского края / под ред. Е.Г. Шуляковского. – Воронеж, 1961. Т. 1; 1967. Т. 2.

Панова В.И. История Воронежского края : учебно-методическое пособие / В.И. Панова. – Воронеж, 2004.

Прохоров В.А. Вся воронежская земля / В.А. Прохоров. – Воронеж, 1973.

Пыльнев Ю.В. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII – начало XX века / Ю.В. Пыльнев; науч. ред. А.Н. Акиньшин. – Воронеж, 1999.

Пыльнев Ю.В. Культура Воронежской области. Хроника событий 1917–1991 / Ю.В. Пыльнев, О.Ю. Ширяев. – Воронеж, 2002.

России Черноземный край. – Воронеж, 2000.

Рыбин Г.Б. Воронеж индустриальный / Г.Б. Рыбин. – Воронеж, 1985.

Топонимические предания Воронежской области / сост. Е.А. Орлова. – Воронеж, 2004.

Филоненко С.И. Крах фашистского порядка на Верхнем Дону / С.И. Филоненко. – Воронеж, 2003.

Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность / Г.А. Чесноков. – Воронеж, 1999.
Литература.

Акиньшин А. Записки старого пешехода / А. Акиньшин, О. Ласунский.  Воронеж, 2002. – 352 с.

Антюхин Г. Встречи на Воронежской земле / Г. Антюхин. – Воронеж, 1969.

Антюхин Г.В. Друзья Л.Н. Толстого. Г.А. Русанов и В.Г. Чертков / Г.В. Антюхин. – Воронеж, 1983. – 224

Антюхин Г.В. Литературное былое / Г.В. Антюхин. – Воронеж, 1987. – 287 с.

Афанасьев В. Рылеев: Жизнеописание / В. Афанасьев. – М., 1982.

Бахмут Владимир. Филосов с душой поэта / Владимир Бахмут, Анатолий Кряжников. – Воронеж, 2003. –

Воронежская историко-культурная энциклопедия. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007. – 520 с.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1982. – 311 с.

Инютин В.В. Долгий путь слова / В.В. Инютин. – Воронеж, 2007

Историко-культурное наследие Воронежа. – Воронеж, 2000. – 576 с.

Кольцов А.В. Сочинения / А.В. Кольцов. – М., 1966. – 463 с.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. – Воронеж, 1979. – 191 с.

Кононов В.И. Мемориальные доски Воронежа / В.И. Кононов. – Воронеж, 1984. – 96 с.

Кораблинов В.А. Избранное в 2 тт. Том 1. Жизнь Кольцова / В.А. Кораблинов. – М., 1982. – 335 с. Том 2. Жизнь Никитина. – 351 с.

Корниенко Н.Г. Волшебный фонарь воспоминаний / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 2000.  178 с.

Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 1982. – 311 с.

Корниенко Н.Г. Очерки по литературному краеведению / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 2007. – 76 с.

Красов В.И. Сочинения / В.И. Красов. – Архангельск, 1982. – 187 с.

Ласунский Олег. Литературная прогулка по Воронежу / Олег Ласунский. – Воронеж, 2000. – 360 с.

Русанов Г.А. и Русанов А.Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом / Г.А. Русанов и А.Г. Русанов. – Воронеж, 1972. – 280 с.

Русская провинциальная усадьба. – Воронеж, 2003. – 496 с.

Русская провинция: Записки краеведов. Вып. 1–2. – Воронеж,
1992–1995.

Серебрянский Андрей. Дни нашей жизни / Андрей Серебрянский. – Воронеж, 2001. – 106 с.

Станкевич Н.В. Избранное / Н.В. Станкевич. – М., 1982. – 256 с.

Тонков В. А.В. Кольцов / В. Тонков. – Воронеж, 1959. – 60 с.

Удодов Б.Т. Рылеев в Воронежском крае / Б.Т. Удодов. – Воронеж. – 94 с.
Материально – техническое и информационно-техническое обеспечение
Телевизор. Магнитофон. Аудиоцентр.

Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.



Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Тема урока

Дата

по пл


Дата

факт

Кол-во часов

1

Литературное

краеведение

М. Горький на Воронежской земле

5.09




1

2




Е. Замятин, Б. Зайцев

12.09




1

3




В.А. Гиляровский – король репортажа

19.09




1

4




Литературный Воронеж 20-х годов XIX века

26.09




1

5




А. Платонов в Воронеже и о Воронеже

3.10




1

6




В. Маяковский, А. Серафимович

10.10




1

7




Память о С. Есенине в Воронеже

17.10




1

8




М.А. Шолохов в Богучаре

24.10




1

9-10




В семье единой

31.10

14.11




2

11




О. Мандельштам и А. Ахматова в Воронеже и о Воронеже

21.11




1

12-13




Великая Отечественная война в жизни и творчестве Воронежских писателей

28.11

5.12




2

14




Листая страницы прошлого

12.12




1

15




А.Т. Прасолов и А.В. Жигулин

19.12




1

16-17




Литературный Воронеж во второй половине ХХ века

26.12

16.01




2

18-19

Историческое

краеведение

Воронежская губерния во второй половине XIX века

23.01

30.01




2

20-21




События начала ХХ века в истории Воронежского края

6.02

13.02




2

22-24




Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 года


20.02

27.02

6.03




3

25-26




Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930-е годы

13.03

20.03




2

27-29




Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства

3.04

10.04

17.04




3

30-31




Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы

24.04

8.05




2

32-34




Современный этап развития Воронежа и области

15.05

15.05

22.05





3

35




Итоговое обобщение.

29.05




1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа по краеведению для 8 класса (общеобразовательное обучение)

Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного...
Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К. Е., Барвенко В. Г., Иванов Г. В. Ивановский край в истории...
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа по обж 10 класса (общеобразовательное обучение) на 2011-2012 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ципьинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа по истории для 7 класса (общеобразовательное обучение)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа по истории для 11 класса (общеобразовательное обучение)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа курса по краеведению для 6 класса Составитель

Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа по технологии для 1 класса (общеобразовательное обучение)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа по учебному курсу «Историческому краеведению» для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Нижегородский край». Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных...
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа по предмету география для 8 класса индивидуальное...
Рабочая программа учебного курса география для 8 класса (индивидуальное обучение) на ступени основного общего образования составлена...
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно — методических материалов по краеведению
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской...
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано»
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть...
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Примерная программа по краеведению для 9 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),...
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Примерная программа по краеведению для 6 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),...
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Примерная программа по краеведению для 5 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),...
Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) iconРабочая программа по уче6ному предмету «Трудовое обучение» (Столярное...
Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск