Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В.





Скачать 437.25 Kb.
НазваниеРабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В.
страница1/3
Дата публикации18.04.2015
Размер437.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3
1. Пояснительная записка

Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В.М. Кузнецова; издательство «Абрис, 2009г.»

Преподавание предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области 2012/2013 году должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

  1. Концепция краеведческого образования в Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. №01-1006);

  2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования» (Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089);

  3. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013/2014 учебный год» (Приказ министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 №04-997);

  4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г №103/3404).

Порядок введения и содержания Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Далее - ФГОС) определяется следующими документами:

  1. «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» //(Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р);

  2. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г № 986)

  3. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г №1241);

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.№1897

  5. «Ведении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо министерства образования и науки РФ от 19.04.2011г. №03-255)

  6. «О ведении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01.09.2010г.» (Приказ министерства образования и науки РФ от 29.06.2010г. №01-438).

  7. «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ министерства образования и науки РФ от 05.0610.2010г. №02-600)»

  8. Концепция краеведческого образования в Челябинской области, утвержденная (приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006)

  9. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 г. № 24/5135 (об учебно-методическом комплексе по краеведению);

  10. Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 13 мая 2010 г. № 322(о контрольно-измерительных материалах по курсу краеведения 6-9кл.);

  11. Инструктивно-методическое письмо «О реализации Концепции краеведческого образования и преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» (приложение № к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 г. № 24/5125);

  12. Учебный план МКОУ «Нижнесанарская СОШ»; Годовой календарный учебный график и расписание учебных занятий МКОУ Нижнесанарская СОШ на 2013-2014 учебный год.

Рабочая программа интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Че­лябинской области на основе федерального компонента государс­твенного стандарта общего образования с учетом возрастных осо­бенностей обучающихся 7 класса. Программа по краеведению Челябинского Южного Урала раскрывает содержание региональ­ного учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по классам и темам, определяет последовательность их изу­чения.

Программа выполняет две основные функции. Информацион­но-методическая функция позволяет всем участникам образова­тельного процесса получить представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функ­ция предусматривает выделение этапов обучения, структурирова­ние учебного материала, определение его количественных и качес­твенных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащих­ся.

Содержание программы достаточно универсально и служат ори­ентиром для учителя в условиях вариативности основного общего образования - с одной стороны и его стандартизации - с другой. Это предоставляет широкие возможности для создания рабочих календарно-тематических планов в общеобразовательных учреж­дениях. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения после­довательности изучения этого материала, а также путей формиро­вания системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие воз­можности для реализации различных подходов к построению учеб­ного курса краеведения, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Общая характеристика учебного предмета: Программа реализует идеи Концепции краеведческого образо­вания в Челябинской области и составлена на основе Примерных программ основного общего образования по краеведению. Содержание краеведческого образования отражает комплексный подход к изучению родного края. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономи­ческие, социальные и культурные факторы, формирующие и изме­няющие состояние края, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззре­ния, целостной картины среды обитания, системы научно-обосно­ванных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональ­ном, но и рациональном уровне. В основу содержания программы положено понимание краеве­дения как учебного предмета, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Челябинского Южного Урала Педагогический синтез содержания основных учебных предме­тов позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к при­родным богатствам, истории и культуре своего родного края.

Как и курс «Краеведение» в 6 классе, данный курс является интегрированным. Это логическое продолжение курсов природоведения и краеведения в 5-6 классах. Программа курса предусматривает знакомство с памятниками природного и исторического культурного наследия Челябинской области. Обязательный раздел программы по краеведению в 7 классе – «Местные достопримечательности», который предусматривает знакомство с памятниками природы, археологии, истории, культуры, мемориалами и монументами, административными зданиями и спортивными сооружениями района, области. Краеведческий материал позволяет в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.

Цели.

Главной целью краеведческого образования является воспита­ние гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и лю­бящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

  • Формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

  • Ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;

  • Развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, вузов, МОиН ЧО, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

  • стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

Ведущими принципами обучения по краеведению в 7 классе являются научность, последовательность, сбалансированность теории и практики.

Обоснование выбора учебно - методических комплексов для реализации рабочей программы: для реализации рабочей программы взята Программа по краеведению общеобразовательных учреждений Челябинской области., которая фиксирует содержание образования определенного уровня и направленности. Ведущие принципы построения Программы: научности, последовательности, сбалансированного соотношения теории и практики.

Назначение Программы:

  • для обучающихся и родителей (законных представителей) Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по краеведческому образованию, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогического коллектива Программа определяет приоритеты в содержании краеведческого образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе;

  • для администрации школы Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по краеведческому образованию.

Структура интегрированного учебного курса в 7 классе определяется тем, что краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические элементы.

В основу содержания курса положено понимание краеведения как интегрированного учебного предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Челябинского Южного Урала. Обращается пристальное внимание к субрегиональному материалу, изучению Троицкого района, п.Нижняя Санарка.

При изучении курса используется учебно-методический комплект издательства «АБРИС», включающий учебник, книгу для чтения и справочные издания, «Тетрадь юного краеведа» для Троицкого района, в школе используется дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы, в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем.

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом: при организации учебного процесса пользуются различными видами планирования, которое составляется по конкретному учебнику, в определенном классе в соответствии с программой и учебным планом образовательного учреждения.

Планируется система уроков по темам, которая основана на многостороннем анализе учебного материала темы. Образовательные цели изучения темы определяются в программе. Их назначение состоит в предвидении результатов обучения в форме теоретических фактов и умений, а также тех действий, которые ведут к их достижению в процессе воспитания, обучения и развития учащихся.

Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов для обязательного изучения краеведения на этапе основного общего образования отводится не менее 35 часов из расчёта 1 ч в неделю в 7 классе. При этом по реализации НРК отводится 5 тем (уроков) на изучение краеведения Челябинской области. Уровень освоения содержания краеведческого образования: общекультурный.

Ориентируясь на действующие в настоящее время учебники, составлено тематическое планирование, в котором содержится разбивка содержания программы на отдельные темы, определяющая количество уроков, выделяемых как на изучение глав, параграфов и пунктов учебника, так и для проведения практических работ и уроков обобщения знаний.

Тематическое планирование составлено к УМК:

  • Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 7 класс: Учебник. – Челябинск: АБРИС, 2011.

1.В этом учебнике учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

2. Все учащиеся обеспечены учебниками.

Данная линия является доработанной в соответствии с требованиями нормативных документов.

Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально – регионального компонента.

Как и курс «Краеведение» в 6 классе, данный курс является интегрированным. Это логическое продолжение курсов природоведения и краеведения в 5-6 классах. Программа курса предусматривает знакомство с памятниками природного и исторического культурного наследия Челябинской области. Обязательный раздел программы по краеведению в 7 классе – «Местные достопримечательности», который предусматривает знакомство с памятниками природы, археологии, истории, культуры, мемориалами и монументами, административными зданиями и спортивными сооружениями района, области. Краеведческий материал позволяет в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.

Изучение содержания НРК по краеведению в школе направлено на достижение следующих целей:

-более прочное усвоение содержания федерального компонента в разделах содержания федерального компонента на практико- ориентированном региональном материале;

-обеспечение доступа к информации регионального уровня и ее распространение;

-популяризация знаний современной науки на материалах своего края;

-формирование в общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона, необходимости их бережного использования;

-приобретение учащимися компетентности, необходимой для ориентирования в социальной среде своего края;

-профориентация учащихся в области применения географических знаний в своем крае.

В результате изучения НРК по краеведению учащийся должен Знать:

-специфику географического положения и административно-территориального устройства Челябинской области;

-особенности природы и хозяйства своего края;

-основную краеведческую номенклатуру;

-основные черты устройства земной поверхности своей местности;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на - региональном уровне; правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.

Уметь:

- объяснять связи между компонентами природного комплекса, отраслями хозяйства региона;

- анализировать влияние природных условий на деятельность человека и хозяйственной деятельности человека на природу; понимать суть экологических проблем и знать принципы регионального природопользования и охраны окружающей среды;

- применять простейшие приемы анализа статистических данных о хозяйстве и населении, в том числе сравнительного анализа статистических показателей в их динамике;

- оценивать место Челябинской области в территориальном разделении труда;

- составлять картосхему территориальной структуры хозяйства, внешних - экономических связей, экономико-географические характеристики форм организаций

хозяйства, мероприятий по охране и преобразованию природы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-ориентирования на местности по картам своего края, составления тематических карт и картосхем, разработки туристических маршрутов, определения местного времени;

-картографических измерений (определение географических координат, измерение расстояний и площадей, вычисление абсолютных высот);

-наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

-работы с картографическими источниками, использования географических сведений из справочников и энциклопедий.

Формы реализации НРК.

Основными формами реализации НРК в содержании краеведческого образования являются:

1.Включение разделов и тем НРК в учебные программы.

2.Внеурочная и внешкольная исследовательская, краеведческая деятельность учащихся.

При условии, что на изучение географии «Малой Родины» отводится 10-15 % учебного времени, то на ее изучение я отвожу: 5 тем (уроков) на изучение краеведения своего края, одним блоком.

На уроках краеведения при изучении НРК присутствует поисково- краеведческая и научно-исследовательская деятельность учащихся. Результатом данной работы являются написанные рефераты.

При изучении «Малой Родины» собран большой материал о нашем селе, о людях нашего села, об окрестностях села, о заповедниках Троицкого района, о лекарственных растениях нашего края, о реках и озерах Челябинской области, о народных промыслах Челябинской области.

Межпредметные связи, преемственность: главной педагогической функцией межпредметных связей является формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире. Это достигается с помощью совокупности знаний из различных дисциплин, обеспечивающей понимание жизненных явлений, места и роли человека в познании и преобразовании мира. Актуальность осуществления межпредметных связей обусловлена также современным уровнем развития образования, где новыми импульсами стимулированы процессы интеграции. Они ориентированы на создание и совершенствование интегрированных курсов, раскрывающих мир в целом.

Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются:

-усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала

- теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приемах обучения

- комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.

На уроках краеведения постоянно привлекаются сведения из смежных предметов. Различные понятия биологии, географии, истории, литературы. Задачи практического содержания - необходимое условие реализации мировоззренческого потенциала курса.

Межпредметные связи применяются в интегрированных уроках, практических занятиях межпредметного содержания, комплексных экскурсиях, межпредметных конференциях и т. д. Здесь не обойтись без сотрудничества учителей разных предметов, усилиями которых создаются и совершенствуются необходимые средства реализации межпредметных связей в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.

Крае­ведение вбирает в себя географические, биологические, экологи­ческие, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические элементы. Обращается при­стальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и повседневной жизни родного района, города, села, мик­рорайона, улицы, дома.

Используемые технологии, методы, формы работы: в преподавании курса реализуется важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в сельской школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные (ВУ), комбинированные и повторительно-обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы (ПР), уроки-экскурсии (УЭ), уроки-конференции (УК), в календарно-тематическом плане соответственно обозначенные указанными сокращениями. Основные способы освоения содержания Программы: репродуктивный и алгоритмический. Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, портфолио ученика), промежуточный контроль (контрольная работа). Ведущими принципами обучения по краеведению в 7 классе являются научность, последовательность, сбалансированность теории и практики

В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

В системе педагогического мониторинга по краеведению используются следующие виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, оценочные практические работы), промежуточный контроль (контрольная работа). На основании Устава МКОУ «Нижнесанарская СОШ» отметка (оценка) по краеведению выставляется по четвертям. Годовая контрольная работа проводится по контрольно-измерительным материалам, рекомендованным кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО, с включением заданий по местному (школьному) компоненту содержания курса.

Планируемые результаты обучения по курсу как ступень личностного и коллективного роста учащихся в краеведческом образовании представлены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся».

Организуя учебный процесс по краеведению в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное зна­чение предмета. Краеведческое образование не только формирует определенную систему специальных знаний и умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для анализа источ­ников информации; выявления причинно-следственных связей; сравнения и проектирования систем, процессов и ситуаций; оцени­вания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; соблюдения норм поведения в при­роде и обществе. Требования направлены на реализацию куль­турологического, деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися ин­теллектуальной и практической деятельности; овладение знани­ями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззрен­ческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Особенности организации учебного процесса: формы организации учебного процесса представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, индивидуальные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, домашнюю работу учащихся, семинарские занятии, экстернат, модульная, дистанционная. Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы. Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определенную дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения.

При изучении географии осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения краеведческого материала: от единичного к общему и всеобщему и от фактов к процессам и закономерностям.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно- нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе: воспитание гражданственности, патриотизма. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Обучение производится очно и в форме экстернат. Данная рабочая программа реализуется учителем первой категории с высшим образованием и стажем педагогической деятельности – 15 лет. Она направлена на обеспечение образовательных потребностей обучающихся и их родителей.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconТематическое планирование курса: краеведение 7 класс
Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений челябинской области / Под общей редакцией канд. Ист....
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconРабочая программа по курсу «Литература» предназначена для 7 класса...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
«Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной»
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconПояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconУчебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / под редакцией...
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень)...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка»
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconРабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный...
Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Базовый уровень. Под редакцией В. Я. Коровиной....
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconРабочая программа по историческому краеведению 5 класс
Курганской области», а также краеведческого блока регионального компонента рбуп для образовательных учреждений Курганской области,...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе для...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconРабочая программа по факультативу «Экология Вологодской области». Составлена учителем
«Экология Вологодской области» для 7 класса разработана на основе программы «Экология Вологодской области» Вологда, виро, 2008г....
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе...
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективные
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconРабочая программа по литературе для учащихся 9Г класса Количество часов 105
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.:...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для 7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск