Программа дисциплины чикагская школа в социологии





Скачать 481.31 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины чикагская школа в социологии
страница1/4
Дата публикации16.02.2015
Размер481.31 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3   4
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины
«ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ»

для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра
Автор: доцент, к.с.н. Николаев В.Г. (vnik1968@yandex.ru)


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Ледяев В.Г. Покровский Н.Е.

«_____» __________________ 2008 г. «--» -------- 2008 г.
Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь

Рыжова А.В.

« ____» ___________________2008 г.

Москва, 2008

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




АВТОР ПРОГРАММЫ


Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ Николаев Владимир Геннадьевич.
АННОТАЦИЯ

«Чикагская школа в социологии» – одна из специальных дисциплин направления «Социология». Курс является факультативным и логически соединяется в первую очередь с такими общеобязательными дисциплинами, как «История социологии» и «Современные социологические теории». Курс предназначен для подробного ознакомления студентов с основными теоретическими и эмпирическими достижениями чикагской социологической традиции. Значимость материала курса определяется тем, что данная традиция – одна из самых живучих и плодотворных в истории социологической науки. Теоретическая глубина и изощренность сочетаются в ней с эмпирическими исследованиями, многие из которых стали классическими и до сих пор входят в списки литературы по разным курсам, читаемым в университетах мира. Будучи одной из наиболее влиятельных традиций в социологии ХХ в., чикагская традиция во многом повлияла и продолжает влиять на облик современной социологии. Ознакомление с этой традицией, с различными социологиями, получившими развитие в ее рамках, и с тем, как эти социологии друг с другом связаны, может оказать помощь студентам в понимании природы теоретической и эмпирической работы в социологии, логики исторического развития социологии в ХХ столетии, проблем современной теоретической и эмпирической социологии, а также расширить их общую профессиональную эрудицию и ознакомить с рядом теоретических и эмпирических инструментов, которые они могли бы применить в своей последующей профессиональной деятельности.

В курсе дается всестороннее рассмотрение чикагской социологической традиции, излагаются ее теоретико-методологические основания, дается обзор некоторых основных эмпирических исследований. Хронологические рамки рассмотрения данной традиции в курсе: 20-е – 60-е годы ХХ в. (такие позднейшие развития чикагской социологии, как «grounded theory» А. Стросса, теории девиации, социология повседневности Э. Гоффмана, социология «миров искусства» Г.С. Беккера, в курсе не затрагиваются, поскольку входят в содержание других читаемых курсов). Курс включает 12 тем.

Аналогичные курсы в других российских университетах не читаются.

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ

Предполагается, что студенты, участвующие в курсе, предварительно прослушали курс «История социологии» и имеют представление о развитии социологии в ХХ в. и о месте чикагской социологической традиции в историко-социологическом процессе.
ЦЕЛЬ КУРСА:

Дать студентам углубленное представление о чикагской социологической традиции, ее специфике, основных представителях, разных теоретических подходах, сформировавшихся в ее рамках, основных типах эмпирических исследований в этой традиции и их связи с соответствующими теоретическими (понятийными) «рамками».
ЗАДАЧИ КУРСА:

  • дать целостное и систематическое представление о теоретико-методологических основаниях чикагской социологии, «формальных» и «содержательных аспектах» чикагского социологического теоретизирования;

  • соотнести чикагскую социологическую традицию с другими влиятельными подходами и традициями в социологии ХХ века;

  • представить основные теоретические (концептуальные) подходы, сформировавшиеся в чикагской социологической традиции, и показать их связь друг с другом;

  • представить обзор основных направлений эмпирических исследований, проводимых социологами в рамках чикагской социологической традиции, и подробно рассмотреть некоторые ключевые исследования;

  • рассмотреть на примере эмпирических исследований Чикагской школы возможности развития теоретически ориентированной эмпирической социологии и эмпирически «заземленной» социологической теории;

  • показать на примере Чикагской школы возможные способы применения классики как ресурса для истолкования современных социальных проблем.


В результаты изучения курса студенты должны:

  • знать и правильно интерпретировать основные теоретические подходы, понятия и методологические принципы Чикагской школы,

  • иметь представление о тематике эмпирических исследований Чикагской школы и различных методах, применявшихся в этих исследованиях,

  • овладеть элементарными навыками применения обсуждаемых в курсе понятийных схем и моделей для истолкования современных проблем и ситуаций.

СТРУКТУРА КУРСА

Курс включает 12 тем. Тема 1 задает общий контекст для всего курса: в ней дается общий обзор чикагской традиции («Чикагской школы») в социологии, рассматриваются исторический, институциональный и интеллектуальный контекст ее становления, ее ключевые персонажи и их связи друг с другом. Темы 2 и 3 посвящены основоположникам чикагской социологической традиции (У. Томасу и Р.Э. Парку). В теме 4 рассматривается такая важная составляющая чикагской социологической традиции, как «человеческая экология», анализируются основные ее версии в их историческом развитии. Темы 5 и 6 посвящены рассмотрению чикагских городских исследований: рассматривается общий смысл чикагских городских исследований, дается их обзор и характеристика, в качестве иллюстрации для подробного рассмотрения берется исследование «Гетто» Л. Вирта. Темы 7, 8 и 9 затрагивают другие важные направления чикагских эмпирических исследований 20-х – 30-х годов: исследования «маргинальности», криминологические исследования и исследования «прессы» и «новостей» (как образец раннечикагской «социологии знания»). В темах 10-12 рассматриваются идеи и исследования ключевых представителей «Второй Чикагской школы» (Г. Блумера и Э.Ч. Хьюза). Тема 10 посвящена методологическим и теоретическим аспектам блумеровского «символического интеракционизма», тема 11 – «интерпретативной институциональной экологии» Э.Ч. Хьюза. В теме 12 затрагивается такое важное направление в чикагских эмпирических исследованиях 50-х – 60-х годов, как социология работы и профессий.

Занятия проводятся в интерактивном режиме. Между лекциями и семинарскими занятиями не проводится резкой границы. Студенты должны приходить на занятия, прочитав рекомендованную по соответствующей теме основную литературу (возможно, также дополнительную). Любой лекционный тезис может служить основанием и поводом для содержательной дискуссии.

В течение курса студент должен подготовить оригинальную письменную работу (список рекомендуемых тем приводится ниже, в соответствующем разделе программы; возможны также и другие темы, но только по согласованию с преподавателем). В конце курса проводится «мини-конференция», на которой студенты представляют результаты своих письменных работ в форме доклада или презентации. По каждой работе проводится краткое обсуждение.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины чикагская школа в социологии icon2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии
Целями освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I» являются следующие
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Анализ данных в...
«Анализ данных в социологии»: познакомился с основными направлениями анализа данных в социологии, осуществляемых с помощью математических...
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconПримерной программы наименование дисциплины: История зарубежной социологии...
Целью дисциплины является ознакомление с историей социологии как науки, основными фигурами и направлениями в социологической мысли...
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»
Цель освоения дисциплины – изучить социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе, показать структуру...
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconВысшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа...
Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология...
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История социологии»
России, указать специфические черты русской социологической мысли, проанализировать и систематизировать учения представителей русской...
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconЮжно-Уральский государственный университет кафедра социологии
Целью дисциплины является формирование целостной системы знаний о развитии системных представлений в социологии
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений...
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Выборочный метод в социологии» по специальности 040201 «Социология»
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconШкола для программистов Макаренко М. Д
Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической...
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconРабочая программа Социология наименование дисциплины по учебному...
Цель – дать теоретическое и методологическое обоснование социологии, выявить основные особенности данной области социогуманитарного...
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии»
Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» является получение нового знания о состоянии современного...
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconАрхитектура 20 в. Запад и Америка Рационализм. «Чикагская школа»
Значение Чикагской школы в истории архитектуры в том, что впервые в XIX веке был преодолен разрыв между конструкцией и формой, они...
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconПаспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Основы социологии» I семестр № п/п
Комплект проблемных вопросов при анализе специфики социологии как науки (домашнее задание), отличие социологии от других общественных...
Программа дисциплины чикагская школа в социологии iconВысшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании...
Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология. Основные модели...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск