Скачать 481.31 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет социологииПрограмма дисциплины «ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ» для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра Автор: доцент, к.с.н. Николаев В.Г. (vnik1968@yandex.ru) Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры«Социология» общей социологии Председатель Зав. кафедрой Ледяев В.Г. Покровский Н.Е. «_____» __________________ 2008 г. «--» -------- 2008 г. Утверждена УС факультета социологии Ученый секретарь Рыжова А.В. « ____» ___________________2008 г. Москва, 2008 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААВТОР ПРОГРАММЫКандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ Николаев Владимир Геннадьевич. АННОТАЦИЯ «Чикагская школа в социологии» – одна из специальных дисциплин направления «Социология». Курс является факультативным и логически соединяется в первую очередь с такими общеобязательными дисциплинами, как «История социологии» и «Современные социологические теории». Курс предназначен для подробного ознакомления студентов с основными теоретическими и эмпирическими достижениями чикагской социологической традиции. Значимость материала курса определяется тем, что данная традиция – одна из самых живучих и плодотворных в истории социологической науки. Теоретическая глубина и изощренность сочетаются в ней с эмпирическими исследованиями, многие из которых стали классическими и до сих пор входят в списки литературы по разным курсам, читаемым в университетах мира. Будучи одной из наиболее влиятельных традиций в социологии ХХ в., чикагская традиция во многом повлияла и продолжает влиять на облик современной социологии. Ознакомление с этой традицией, с различными социологиями, получившими развитие в ее рамках, и с тем, как эти социологии друг с другом связаны, может оказать помощь студентам в понимании природы теоретической и эмпирической работы в социологии, логики исторического развития социологии в ХХ столетии, проблем современной теоретической и эмпирической социологии, а также расширить их общую профессиональную эрудицию и ознакомить с рядом теоретических и эмпирических инструментов, которые они могли бы применить в своей последующей профессиональной деятельности. В курсе дается всестороннее рассмотрение чикагской социологической традиции, излагаются ее теоретико-методологические основания, дается обзор некоторых основных эмпирических исследований. Хронологические рамки рассмотрения данной традиции в курсе: 20-е – 60-е годы ХХ в. (такие позднейшие развития чикагской социологии, как «grounded theory» А. Стросса, теории девиации, социология повседневности Э. Гоффмана, социология «миров искусства» Г.С. Беккера, в курсе не затрагиваются, поскольку входят в содержание других читаемых курсов). Курс включает 12 тем. Аналогичные курсы в других российских университетах не читаются. ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ Предполагается, что студенты, участвующие в курсе, предварительно прослушали курс «История социологии» и имеют представление о развитии социологии в ХХ в. и о месте чикагской социологической традиции в историко-социологическом процессе. ЦЕЛЬ КУРСА: Дать студентам углубленное представление о чикагской социологической традиции, ее специфике, основных представителях, разных теоретических подходах, сформировавшихся в ее рамках, основных типах эмпирических исследований в этой традиции и их связи с соответствующими теоретическими (понятийными) «рамками». ЗАДАЧИ КУРСА:
В результаты изучения курса студенты должны:
СТРУКТУРА КУРСА Курс включает 12 тем. Тема 1 задает общий контекст для всего курса: в ней дается общий обзор чикагской традиции («Чикагской школы») в социологии, рассматриваются исторический, институциональный и интеллектуальный контекст ее становления, ее ключевые персонажи и их связи друг с другом. Темы 2 и 3 посвящены основоположникам чикагской социологической традиции (У. Томасу и Р.Э. Парку). В теме 4 рассматривается такая важная составляющая чикагской социологической традиции, как «человеческая экология», анализируются основные ее версии в их историческом развитии. Темы 5 и 6 посвящены рассмотрению чикагских городских исследований: рассматривается общий смысл чикагских городских исследований, дается их обзор и характеристика, в качестве иллюстрации для подробного рассмотрения берется исследование «Гетто» Л. Вирта. Темы 7, 8 и 9 затрагивают другие важные направления чикагских эмпирических исследований 20-х – 30-х годов: исследования «маргинальности», криминологические исследования и исследования «прессы» и «новостей» (как образец раннечикагской «социологии знания»). В темах 10-12 рассматриваются идеи и исследования ключевых представителей «Второй Чикагской школы» (Г. Блумера и Э.Ч. Хьюза). Тема 10 посвящена методологическим и теоретическим аспектам блумеровского «символического интеракционизма», тема 11 – «интерпретативной институциональной экологии» Э.Ч. Хьюза. В теме 12 затрагивается такое важное направление в чикагских эмпирических исследованиях 50-х – 60-х годов, как социология работы и профессий. Занятия проводятся в интерактивном режиме. Между лекциями и семинарскими занятиями не проводится резкой границы. Студенты должны приходить на занятия, прочитав рекомендованную по соответствующей теме основную литературу (возможно, также дополнительную). Любой лекционный тезис может служить основанием и поводом для содержательной дискуссии. В течение курса студент должен подготовить оригинальную письменную работу (список рекомендуемых тем приводится ниже, в соответствующем разделе программы; возможны также и другие темы, но только по согласованию с преподавателем). В конце курса проводится «мини-конференция», на которой студенты представляют результаты своих письменных работ в форме доклада или презентации. По каждой работе проводится краткое обсуждение. |
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии Целями освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I» являются следующие | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Анализ данных в... «Анализ данных в социологии»: познакомился с основными направлениями анализа данных в социологии, осуществляемых с помощью математических... | ||
Примерной программы наименование дисциплины: История зарубежной социологии... Целью дисциплины является ознакомление с историей социологии как науки, основными фигурами и направлениями в социологической мысли... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии» Цель освоения дисциплины – изучить социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе, показать структуру... | ||
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа... Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «История социологии» России, указать специфические черты русской социологической мысли, проанализировать и систематизировать учения представителей русской... | ||
Южно-Уральский государственный университет кафедра социологии Целью дисциплины является формирование целостной системы знаний о развитии системных представлений в социологии | Методические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений... Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Выборочный метод в социологии» по специальности 040201 «Социология» | Школа для программистов Макаренко М. Д Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической... | ||
Рабочая программа Социология наименование дисциплины по учебному... Цель – дать теоретическое и методологическое обоснование социологии, выявить основные особенности данной области социогуманитарного... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» является получение нового знания о состоянии современного... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания... Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной... | Архитектура 20 в. Запад и Америка Рационализм. «Чикагская школа» Значение Чикагской школы в истории архитектуры в том, что впервые в XIX веке был преодолен разрыв между конструкцией и формой, они... | ||
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Основы социологии» I семестр № п/п Комплект проблемных вопросов при анализе специфики социологии как науки (домашнее задание), отличие социологии от других общественных... | Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании... Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология. Основные модели... |