МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Анализ данных в социологии»
для студентов специальности 040201 «Социология»
Автор:
В.Р. Цылев, канд. филос. наук, доцент кафедры «Социальных наук». Цель освоения дисциплины «Анализ данных в социологии»:
- обучение студентов современным математическим способам анализа данных для решения социологических задач.
Основные задачи курса «Анализ данных в социологии»:
познакомился с основными направлениями анализа данных в социологии, осуществляемых с помощью математических методов;
освоил основные алгоритмы анализа данных;
получил представление о том, в каких социологических ситуациях они могут ему понадобиться;
познакомился с реализацией изучаемых алгоритмов анализа данных в специализированной программе обработки социологических данных SPSS на компьютере;
научился творчески применять математику при решении социологических задач.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
основные направления анализа данных;
роль и место математических методов в анализе социологических данных;
модели, заложенные в методах анализа;
возможности комплексного использования разных методов на основе сравнения заложенных в них моделей;
уметь:
формулировать рассматриваемую социологическую задачу достаточно четко для того, чтобы иметь возможность выбрать адекватный метод ее решения;
применять на практике адекватные методы анализа и интерпретации социологических данных.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
|
| Всего ауд.
| ЛК
| СМ
| ЛБ
| Сам. работа
|
| Раздел 1. Процедура анализа данных в социологии. Описательная статистика
|
|
|
|
|
|
| Эмпирические данные в социологии. Цели и задачи анализа данных
| 6
| 1
| 2
|
| 3
|
| Анализ “поведения” признака. Одномерное распределение
| 12
| 2
| 2
| 2
| 6
|
| Меры средней тенденции
| 10
| 2
| 2
| 1
| 5
|
| Меры разброса
| 12
| 2
| 3
| 1
| 6
|
| Раздел II. Изучение связи между признаками
|
|
|
|
|
|
| Задачи анализа взаимосвязи признаков
| 6
| 1
| 2
|
| 3
|
| Коэффициенты связи, основанные на критерии «хи-квадрат»»
| 12
| 2
| 3
| 1
| 6
|
| Коэффициенты связи, основанные на модели прогноза
| 14
| 2
| 4
| 1
| 7
|
| Ранговые коэффициенты связи
| 14
| 2
| 3
| 2
| 7
|
| Локальные коэффициенты связи. Детерминационный анализ
| 16
| 2
| 4
| 2
| 8
|
| Основные принципы анализа связей типа «группа альтернатив – группа альтернатив»
| 10
| 2
| 3
|
| 5
|
| Типологический анализ в социологическом исследовании. Основы кластерного и факторного анализов
| 8
| 2
| 2
|
| 4
|
| Итого:
| 120
| 20
| 30
| 10
| 60
|
Содержание практических занятий
Тема 1. Эмпирические данные в социологии. Цели и задачи анализа данных
Семинар (2 ч.)
План
Основные типы эмпирических данных в социологии.
Понятия «признак» и «значение признака».
Основные виды представления статистических данных: вариационный ряд, динамический ряд, матрица «объект – признак», двумерное признаковое пространство.
Понятие статистической закономерности.
Место математических методов в анализе социологических данных.
Преимущества, получаемые при применении математических методов для анализа социологической информации.
Сравнительная характеристика содержательной, концептуальной и формальной моделям исследования.
Понятие «сжатия» социологической информации?
Содержание основных задач анализа данных.
Основные классы методов анализа данных.
Литература
Основная
Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999.
Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М.: Научный мир, 2000.
Дополнительная
Адлер Ю. Наука и искусство анализа данных. Предисловие к русскому изданию // Мостеллер Ф., Тьюки Дж. Анализ данных и регрессия. М.: Финансы и статистика, 1982.
Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1987.
Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М.: Наука, 1987.
Толстова Ю.Н. Математика в социологии: элементарное введение в круг основных понятий (измерение, статистические закономерности, принципы анализа данных). М.: ИСАН СССР, 1990.
Толстова Ю.Н. Анализ данных // Социология: словарь-справочник. Т.4. Методы, методика, математика и статистика. М.: Наука, 1991. С. 7-11.
Тема 2. Анализ “поведения” признака. Одномерное распределение
Семинар (2 ч.)
План
Понятие частотного распределения.
Одномерные, двумерные и многомерные частотные распределения.
Показатели одномерного распределения.
Порядок расчета относительной частоты и накопленной частоты на примере данных таблицы:
Таблица распределения выборочной совокупности по возрастам \ Интервалы возраста
| [15-20)
| [20-30)
| [30-35)
| [35-45)
| [45-60)
| [60-80)
| Число респондентов
| 80
| 150
| 50
| 140
| 60
| 20
| Порядок построения полигона распределения (на примере данных приведенной таблицы).
Порядок построения гистограммы для неравных интервалов (на примере данных приведенной таблицы).
Порядок построения кумуляты (на примере данных приведенной таблицы).
Лабораторное занятие (2 ч.)
По таблицам абсолютных частот рассчитать относительные частоты, накопленные частоты, накопленные относительные частоты и построить гистограмму и кумуляту.
Таблица распределения брачных возрастов разводящихся супругов
Показатели
| Муж старше жены (на сколько лет)
| 0-2
| 2-3
| 3-4
| 4-8
| 8-10
| 10-20
| 20-40
| Число людей (частота распределения)
| 36
| 22
| 38
| 42
| 2
| 12
| 14
| Таблица распределения ответивших на вопрос «Устраивает ли Вас Ваша настоящая работа» - в зависимости от стажа работы в бригаде
Альтернативы ответа
| Стаж работы
| Сумма
| до 1 года
| 1—2 года
| 2—5 лет
| 5 -30 лет
| Устраивает
Не устраивает
| 194
78
| 146
75
| 389
196
| 119
67
| 848
416
| Сумма
| 272
| 221
| 585
| 186
| 1264
| (рассчитать для каждой альтернативы ответа)
Литература
Основная
Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982.
Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003.
Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999.
Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М.: Научный мир, 2000.
Дополнительная
Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1987.
Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1979.
Тема 3. Меры средней тенденции
Семинар (2 ч.)
План
Модели измерения, отвечающие мерам средней тенденции (математическому ожиданию, квантилям и моде).
Пример расчета мер средней тенденции по таблице:
Распределение по возрастным группам работников завода.
| [15-20)
| [20-25)
| [25-30)
| [30-35)
| [35-40)
| [40-45)
| [45-50)
| [50-55)
| [55-60)
| свыше 60
| Число респондентов
| 4
| 16
| 27
| 52
| 55
| 72
| 74
| 57
| 48
| 16
|
Нахождение квартилей графическим способом (по кумуляте).
Графическое представление семейства квантилей и их содержательная характеристика.
Понятие формальной адекватности меры средней тенденции шкале измерения.
Понятие содержательной адекватности меры средней тенденции решаемой задаче.
|