Учебно-методический комплекс





Скачать 349.34 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/3
Дата публикации28.02.2015
Размер349.34 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ



ФТД.4 - ДЕТСКАЯ МУЗЫКА ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050403.65 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»


Утверждено на заседании кафедры


музыкального образования

факультета культуры и искусств

(протокол № ____от ________ 200___г.)

Зав. кафедрой

____________________________

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины


    1. Автор программы: Л.С. Беляева, кандидат педагогических наук,

профессор кафедры музыкального образования,

заслуженный работник высшей школы.


    1. Рецензенты: Г.И. Шевченко, кандидат педагогических наук,

доцент, зав. кафедрой музыкального образования МГПУ;

Малахов В.И., педагог дополнительного образования

МОУ средняя школа № 42 г.Мурманска.


    1. Пояснительная записка:


Курс «Детская музыка зарубежных композиторов» предназначен для подготовки студентов специальности 050601 – «Музыкальное образование», Данный курс относится к дисциплинам культуролого-методического цикла. Его методологическим принципом является метод историзма. Студенты знакомятся с музыкальными произведениями, их идеями и семантикой в историческом курсе развития музыкального искусства – от древних образов монодической культуры до опусов ХХ столетия. Дисциплина изучается студентами на 2 курсе в 3 семестре.

Цель курса: познакомить студентов с широким кругом произведений детской музыкальной литературы зарубежных композиторов в историческом ракурсе.

Задачи изучения дисциплины:

  • расширить и углубить музыкальный кругозор студентов, пробудить у них педагогический интерес к наследию зарубежных композиторов, посвященному детям;

  • формировать профессионально-педагогические умения у будущих учителей музыки.


Студент должен знать: историю, художественно-образный строй и семантику музыкальных произведений для детей – вокальных, инструментальных, музыкально-драматических.
Студент должен уметь: провести анализ музыкального сочинения для детей; владеть навыками исполнения образцов детской музыки – пения, игры на фортепиано и детских музыкальных инструментах; осуществлять полихудожественный подход при изучении с учащимися произведений, адресованных детям, а также адаптированных педагогом для восприятия детской аудитории.
Формы организации занятий – лекции, практические занятия и большой спектр самостоятельной работы – от конспектирования литературы по теме курса, анализа музыкальных образов до серии творческих заданий: составление музыкальных викторин, бесед о творчестве композиторов, бесед об отдельных музыкальных произведениях до подбора к музыкальным сочинениям реминисценций из произведений литературы и живописи.

Промежуточные формы контроля – проверка выполнения контрольных работ. Итоговый контроль проводится в форме зачета.

В результате обучения будущие учителя музыки будут глубже воспринимать музыкальные произведения, вводить детскую музыку в систему уроков и внеклассной работы. Осуществлять полихудожественный подход, интегрируя музыкальные сочинения с произведениями живописи и детской литературы.

При разработке курса составитель ориентировался на программу А.Б. Афанасьевой, Н.А. Уреевской, В.А. Шекалова, А.А. Щербаковой «Теория музыки и детская музыкальная литература» // Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования – Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – Вып. 2.


    1. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО

Р.В.ГОСВПО не предусмотрено.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):




п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах


Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-

ем-

кость

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»

2

4

36

18




18

-

18

зачет



    1. Содержание дисциплины.

      1. Раздел дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:






Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1.

Сущность курса «Детская музыка зарубежных композиторов»

2




2

-

4

2.

Старинная музыка XVI в. – первой половины XVIII в. и ее адаптация к восприятию детей.

2




2

-

2

3.

Творчество И.С. Баха в начальной школе

2




2

-

6

4.

Феномен детскости в музыке венского классицизма

2




2

-

2

5.

Композиторы-романтики и педагогические возможности использования их музыки в детской аудитории

4




4

-

2

6.

Панорама детской музыки ХХ века

6




6

-

2




Итого:

18




18

-

18




      1. Содержание разделов дисциплины.


Тема 1. Сущность курса «Детская музыка зарубежных композиторов»
Условность понятия «Детская музыка», широта объема, открытость, различные трактовки. Критерии отбора произведений для детей в общей музыкальной литературе.
Тема 2. Старинная музыка XVI века – первой половины XVIII века и ее адаптация к восприятию детей

Понятие «старинная музыка» и ее основные эстетические категории: прекрасное, возвышенное, величественное, трагическое, комическое, их проявления в разные исторические эпохи. Соотношение культового т светского, вокального и инструментального начал.

Танцевально-песенное начало в лютневой музыке, ладовое своеобразие английской музыки. Творчество французских клавесинистов.

Виртуозность и народно-демократические основы итальянской школы, программные концерты А. Вивальди, синтез национальных школ в творчестве Г. Генделя

Жанры старинной музыки. Ценность светской инструментальной музыки для работы с детьми.
Тема 3. творчество И.С. Баха в начальной школе

Мировое значение музыки И.С. Баха. Соотношение различных жанров в творчестве композитора, их сравнительная ценность для начальной школы. Проблема развития полифонического слуха младших школьников.
Тема 4. Феномен детскости в музыке венского классицизма

Гармоничность мировосприятия как фундамент стиля венского классицизма. Гомофонно-гармоническая фактура, мажорно-минорная система, функциональная гармония, типовые мелодические модели как характеристики музыкального языка венского классицизма.

«Солнечность» видения мира (на примере сонат и песен В. Моцарта) и ее соответствие восприятию мира детьми. Героическое и лирическое в творчестве Л. Бетховена. Музыка Бетховена в различных программам предмета «Музыка».

«Детская» симфония Й. Гайдна – первый в истории музыки пример игры детей с симфоническим оркестром, познание драматургии сонатно-симфонического цикла через радость музицирования с профессиональным оркестром.

Шутки в творчестве венских классицистов. Менуэт из Лондонской симфонии Esdur и «Лягушачий квартет» Й. Гайдна, «Ярость по поводу потерянного гроша», скерцо, контрдансы Л. Бетховена.
Тема 5. Композиторы-романтики и педагогические возможности использования их творчества в детской аудитории

Романтизм – основное направление в музыке XIX века. Характерные черты романтического искусства. Основные национальные школы: композиторы-романтики в Германии, Франции, Польше, Чехии, Норвегии. Особенности трактовки романтиками традиционных жанров и создание новых – симфоническая поэма, концертная увертюра, вокальный цикл, баллада, песня без слов. Близость основ художественно-творческой платформы романтиков особенностям восприятия музыки школьниками. Песни Ф. Шуберта. Мир детства в творчестве Р. Шумана. Танцы Ф. Шопена. Сказочная фантастика Э. Грига. «Песни без слов» Ф. Мендельсона. Сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных». Сюита Ж. Бизе «Детские игры».
Тема 6. Панорама детской музыки ХХ века

Детская музыка как одно из приоритетных направлений творчества зарубежных композиторов. Взгляд импрессионистов на мир ребенка. Детская тематика в творчестве К. Дебюсси. Балет «Ящик с игрушками» с элементами музыкальной пародии. Фортепианный цикл «Детский уголок». Оригинальность звуковых находок в зарубежных операх-сказках: «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Умница» К. Орфа, «Замок герцога «Синяя борода» Б. Бартока.

Детская опера П. Хиндемита «Мы строим город». Детская музыкальная игра Б.Бриттена «Давайте поставим оперу».

Дидактическая функция детской музыки как новое мышление ХХ века. Карл Орф и его музыкально-педагогическая система.

Системы З. Кодаи и Б. Бартока.



      1. Темы для самостоятельного изучения.






Наименование раздела дисциплины.

Тема

Форма

Самостоятельной

работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

2.

Старинная музыка XVI в. – первой половины XVIII в. и ее адаптация к восприятию детей.

  1. Слушание и анализ лютневой музыки, произведений (танцевальных) английских верджиналистов и французских клавесинистов.

  2. Написание реферата на одну из тем:

  • Старинная музыка в начальной школе;

  • Знакомство учащихся с инструментами на материале концертов А. Вивальди;

  • Танцевальная сюита эпохи барокко;

  • Приобщение подростков к светской вокальной музыке эпохи Возрождения.

4

8

Представление материалов на зачет

Проверка рефератов в межсессионный период (октябрь)

3.

Творчество И.С. Баха в начальной школе

  1. Изучение темы «Творческое наследие М.С. Баха на уроках музыки в общеобразовательной школе».

  2. Представить анализ «Шутки» Баха как пример юмора в его творчестве.

  3. Написать реферат «Музыкально-педагогические сочинения И.С. Баха».

  4. Слушание произведений И.С. Баха.




4


2

4

2

Подготовка вопроса к зачету
Представление анализа на зачете

Проверка реферата (в ноябре)

Музыкальная викторина на зачете

4.

Феномен детскости в музыке венского классицизма

  1. Песни под собственный аккомпанемент вокальных фрагментов и произведений Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена.

  2. Дополнение материалов ЛК изученной литературой




3

3

Музыкальная викторина на зачете

Проверка тетрадей для СР на зачете

5.

Композиторы-романтики и педагогические возможности использования их музыки в детской аудитории

  1. Слушание вокальных циклов и песен Ф. Шуберта.

  2. Слушание «Детских сцен» Р. Шумана.

  3. Слушание прелюдий, мазурок, ноктюрнов, вальсов и баллад Ф. Шопена.

  4. Слушание инструментальных и вокальных произведений Э. Грига.

  5. Слушание «Карнавала животных» К. Сен-Санса.

  6. Слушание фортепианных пьес Ж. Бизе «Игры для детей».

  7. Слушание «Песен без слов». Ф. Мендельсона.

  8. Пение песен Ф. Шуберта «Форель», «Вечерняя серенада», «Алчный царь»; Ф. Шопена «Желание»; Э. Грига «Вечерняя песня» и др.

  9. Подготовить аналитический вопрос «Общее и различное в воплощении романтических близких образов (например: «Шествие гномов» и «В пещере горного короля» Э. Грига.

  10. Продумать пластическое решение любого персонажа «Карнавала животных» К. Сен-Санса.

  11. Составить план-конспект беседы по любому произведению из «Альбома для юношества» Р.Шуман.

  12. Подготовить сообщение на тему «Мир детства в творчестве Ж.Бизе».

3
1
4

4

2
2
2
6

3

2


3


4


Музыкальная викторина на зачете

Ответ по вопросу на зачете

6.

Панорама детской музыки ХХ века

  1. Слушание фортепианного цикла К. Дебюсси «Детский уголок» и написание аннотации на каждую пьесу.

  2. Слушание опер-сказок: «Умница» К. Орфа и «Замок герцога «Синяя борода» Б. Бартока.

  3. Написание реферата на тему «Музыкально-педагогическая направленность детских опер П. Хиндемита и Б. Бриттена.

6


8


10

Музыкальная викторина на зачете
Первый тур студенческой олимпиады по

педагогике



    1. Методологические рекомендации по организации изучения дисциплины.

      1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Занятие 1. Форма – ПР

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск