Скачать 349.34 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫФТД.4 - ДЕТСКАЯ МУЗЫКА ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050403.65 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» Утверждено на заседании кафедрымузыкального образования факультета культуры и искусств (протокол № ____от ________ 200___г.) Зав. кафедрой ____________________________ Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа дисциплины. Структура программы учебной дисциплины
профессор кафедры музыкального образования, заслуженный работник высшей школы.
доцент, зав. кафедрой музыкального образования МГПУ; Малахов В.И., педагог дополнительного образования МОУ средняя школа № 42 г.Мурманска.
Курс «Детская музыка зарубежных композиторов» предназначен для подготовки студентов специальности 050601 – «Музыкальное образование», Данный курс относится к дисциплинам культуролого-методического цикла. Его методологическим принципом является метод историзма. Студенты знакомятся с музыкальными произведениями, их идеями и семантикой в историческом курсе развития музыкального искусства – от древних образов монодической культуры до опусов ХХ столетия. Дисциплина изучается студентами на 2 курсе в 3 семестре. Цель курса: познакомить студентов с широким кругом произведений детской музыкальной литературы зарубежных композиторов в историческом ракурсе. Задачи изучения дисциплины:
Студент должен знать: историю, художественно-образный строй и семантику музыкальных произведений для детей – вокальных, инструментальных, музыкально-драматических. Студент должен уметь: провести анализ музыкального сочинения для детей; владеть навыками исполнения образцов детской музыки – пения, игры на фортепиано и детских музыкальных инструментах; осуществлять полихудожественный подход при изучении с учащимися произведений, адресованных детям, а также адаптированных педагогом для восприятия детской аудитории. Формы организации занятий – лекции, практические занятия и большой спектр самостоятельной работы – от конспектирования литературы по теме курса, анализа музыкальных образов до серии творческих заданий: составление музыкальных викторин, бесед о творчестве композиторов, бесед об отдельных музыкальных произведениях до подбора к музыкальным сочинениям реминисценций из произведений литературы и живописи. Промежуточные формы контроля – проверка выполнения контрольных работ. Итоговый контроль проводится в форме зачета. В результате обучения будущие учителя музыки будут глубже воспринимать музыкальные произведения, вводить детскую музыку в систему уроков и внеклассной работы. Осуществлять полихудожественный подход, интегрируя музыкальные сочинения с произведениями живописи и детской литературы. При разработке курса составитель ориентировался на программу А.Б. Афанасьевой, Н.А. Уреевской, В.А. Шекалова, А.А. Щербаковой «Теория музыки и детская музыкальная литература» // Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования – Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – Вып. 2.
Р.В.ГОСВПО не предусмотрено. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
Тема 1. Сущность курса «Детская музыка зарубежных композиторов» Условность понятия «Детская музыка», широта объема, открытость, различные трактовки. Критерии отбора произведений для детей в общей музыкальной литературе. Тема 2. Старинная музыка XVI века – первой половины XVIII века и ее адаптация к восприятию детей Понятие «старинная музыка» и ее основные эстетические категории: прекрасное, возвышенное, величественное, трагическое, комическое, их проявления в разные исторические эпохи. Соотношение культового т светского, вокального и инструментального начал. Танцевально-песенное начало в лютневой музыке, ладовое своеобразие английской музыки. Творчество французских клавесинистов. Виртуозность и народно-демократические основы итальянской школы, программные концерты А. Вивальди, синтез национальных школ в творчестве Г. Генделя Жанры старинной музыки. Ценность светской инструментальной музыки для работы с детьми. Тема 3. творчество И.С. Баха в начальной школе Мировое значение музыки И.С. Баха. Соотношение различных жанров в творчестве композитора, их сравнительная ценность для начальной школы. Проблема развития полифонического слуха младших школьников. Тема 4. Феномен детскости в музыке венского классицизма Гармоничность мировосприятия как фундамент стиля венского классицизма. Гомофонно-гармоническая фактура, мажорно-минорная система, функциональная гармония, типовые мелодические модели как характеристики музыкального языка венского классицизма. «Солнечность» видения мира (на примере сонат и песен В. Моцарта) и ее соответствие восприятию мира детьми. Героическое и лирическое в творчестве Л. Бетховена. Музыка Бетховена в различных программам предмета «Музыка». «Детская» симфония Й. Гайдна – первый в истории музыки пример игры детей с симфоническим оркестром, познание драматургии сонатно-симфонического цикла через радость музицирования с профессиональным оркестром. Шутки в творчестве венских классицистов. Менуэт из Лондонской симфонии Esdur и «Лягушачий квартет» Й. Гайдна, «Ярость по поводу потерянного гроша», скерцо, контрдансы Л. Бетховена. Тема 5. Композиторы-романтики и педагогические возможности использования их творчества в детской аудитории Романтизм – основное направление в музыке XIX века. Характерные черты романтического искусства. Основные национальные школы: композиторы-романтики в Германии, Франции, Польше, Чехии, Норвегии. Особенности трактовки романтиками традиционных жанров и создание новых – симфоническая поэма, концертная увертюра, вокальный цикл, баллада, песня без слов. Близость основ художественно-творческой платформы романтиков особенностям восприятия музыки школьниками. Песни Ф. Шуберта. Мир детства в творчестве Р. Шумана. Танцы Ф. Шопена. Сказочная фантастика Э. Грига. «Песни без слов» Ф. Мендельсона. Сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных». Сюита Ж. Бизе «Детские игры». Тема 6. Панорама детской музыки ХХ века Детская музыка как одно из приоритетных направлений творчества зарубежных композиторов. Взгляд импрессионистов на мир ребенка. Детская тематика в творчестве К. Дебюсси. Балет «Ящик с игрушками» с элементами музыкальной пародии. Фортепианный цикл «Детский уголок». Оригинальность звуковых находок в зарубежных операх-сказках: «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Умница» К. Орфа, «Замок герцога «Синяя борода» Б. Бартока. Детская опера П. Хиндемита «Мы строим город». Детская музыкальная игра Б.Бриттена «Давайте поставим оперу». Дидактическая функция детской музыки как новое мышление ХХ века. Карл Орф и его музыкально-педагогическая система. Системы З. Кодаи и Б. Бартока.
Занятие 1. Форма – ПР |
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов ... | ||
Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека... Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов |