Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ягодинская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
протокол №12
от 05 сентября 2013 года
|
| УТВЕРЖДЕНО
приказом директора школы
от 06 сентября 2013 года
№212-од
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
6 класс
Учитель: Деева Екатерина Владимировна
Срок реализации программы 2013-1014 учебный год
Количество часов по учебному плану – 70 часов в год; в неделю - 2 часа (35 недель)
Вигасин А.А. «История средних веков» 6 кл, М., «Просвещение».
Рабочую программу составил(а) Е.В.Деева
Пояснительная записка к учебному курсу в 6 классе
Курс состоит из двух блоков- разделов: «История России с древности до кон. 16 в.» и «История средних веков». Рассчитан на 70 учебных часов – 2 раза в неделю. Изучение идет последовательно.
Задачи раздела «История России с древности- XVI века» (6 класс)
Обучения:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, практические работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по истории средних веков в соответствии со стандартом исторического образования через систему уроков;
способствовать формированию у школьников предметных и умений и навыков:
умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
умения работать с исторической картой;
умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Развития:
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:
слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
эстетических эмоций,
положительного отношения к учёбе,
умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания:
Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной компетентности: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
учащиеся 6 класса должны усвоить знания курса истории Отечества с древности по16 вв. (этапы и особенности становления Русского государства - от Киевской Руси до Московской);
уметь давать характеристику историческому деятелю,
с помощью памятки анализировать ответ товарища и делать самоанализ собственного ответа,
ориентироваться во временном пространстве,
составлять сложный план по тексту,
обладать первичными навыками составления конспекта лекции,
работать с тестами, анализировать исторический текст с помощью наводящих вопросов учителя, выделять главную мысль из текста учебника, а так же из документов, предложенных учителем;
обладать навыками работы с картой ( знание сторон света, частей света и материков, пользование легендой карты, заполнение контурных карт),
анализа и составления исторических схем,
ведения тетради по предмету и словаря исторических терминов,
исследования различных источников,
составления хронологических, сравнительных, обобщающих таблиц.
Основные требования:
6 класс:
Называть хронологические рамки средневековья, существования Древнерусского государства.
Показывать на карте местоположения государств средневекового мира, территорию Русского государства.
Описывать занятия и образ жизни людей средневековых обществах, в том числе средневековой Руси.
Называть характерные черты политического устройства средневековых обществ, в том числе и Русского государства, социальное положение людей в средние века.
Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодализм и т. д.
Излагать суждения о причинах и последствиях политической раздробленности на Руси, зависимости Руси от орды.
Приводить оценки: значения крупных событий в истории средневековья, деятельности личностей этого периода.
Задачи раздела «История средних веков» (6 класс) Обучения:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, практические работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по истории средних веков в соответствии со стандартом исторического образования через систему из 34 уроков;
способствовать формированию у школьников предметных и умений и навыков:
умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
умения работать с исторической картой;
умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Развития:
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:
слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
эстетических эмоций,
положительного отношения к учёбе,
умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания:
Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной компетентности: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения истории средних веков ученик должен:
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории средних веков; выдающихся деятелей всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Календарно-тематическое планирование 6 класс (2 часа в неделю, 70 часов)
| Название темы/урока
| Примечание
| План
| Дата
|
| История средних веков. Раннее средневековье – 9 ч
|
| 04.09
|
| 1.Второй Рим
|
| 07.09
|
| 2.Век Византии
|
| 11.09
|
| 3.Завоеватели - германцы
|
| 14.09
|
| 4.Рождение новой силы
|
| 18.09
|
| 5.Мир ислама
|
| 21.09
|
| 6.От Хлодвига к Пипину
|
| 25.09
|
| 7.Император Карл
|
| 28.09
|
| 8.На развалинах империи
|
| 02.10
|
| 9.Повторение по главе
|
|
| Расцвет средневековья – 18 ч
|
| 05.10
|
| 10.Земля и власть
|
| 09.10
|
| 11.Вечные труженики
|
| 12.10
|
| 12.За стенами замков
|
| 16.10
|
| 13.Ко гробу господню!
|
| 19.10
|
| 14.Возвращение городов
|
| 23.10
|
| 15.Рынок, ратуша, собор
|
| 26.10
|
| 16.В поисках знаний
|
| 30.10
|
| 17.Во главе христианского мира
|
| 02.11
|
| 18.Страны и государи
|
| 13.11
|
| 19.Тяжкие времена
|
| 15.11
|
| 20.На востоке Европы
|
| 20.11
|
| 21.Во владениях великого хана
|
| 23.11
|
| 22.Индия: раджи и султаны
|
| 27.11
|
| 23.Поднебесная империя
|
| 30.11
|
| 24.В стране Сипаго
|
| 04.12
|
| 25.Мир совсем неизвестный
|
| 07.12
|
| 26.И снова Европа: навстречу новой эпохе
|
| 11.12
|
| 27.Обобщение "История средних веков"
|
|
| История России. Происхождение славян – 3 ч
|
| 14.12
|
| 28.Происхождение и расселение славян
|
| 18.12
|
| 29.Восточные славяне в древности
|
| 21.12
|
| 30.Соседи восточных славян
|
|
| Древнерусское государство – 7 ч
|
| 25.12
|
| 31.Складывание государства у восточных славян
|
| 28.12
|
| 32.Образование единого Древнерусского государства
|
| 11.01
|
| 33.Первые киевские князья (дистанционное форма)
|
| 15.01
|
| 34.Князь Владимир Святославич. Принятие христианства
|
| 18.01
|
| 35.Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
|
| 22.01
|
| 36.Культура Древней Руси 9 - 12 веков
|
| 25.01
|
| 37.Быт и нравы Древней Руси
|
|
| Феодальная раздробленность – 8 ч
|
| 29.01
|
| 38.Начало раздробления Древнерусского государства
|
| 01.02
|
| 39.Главные политические центры Руси
|
| 05.02
|
| 40.Главные политические центры Руси
|
| 08.02
|
| 41.Нашествие монголов на Русь
|
| 12.02
|
| 42.Нашествие крестоносцев на Русь
|
| 15.02
|
| 43.Русь и Золотая Орда
|
| 19.02
|
| 44.Культура русских земель 12-13 веков
|
| 22.02
|
| 45.Обобщение "Русь периода раздробленности"
|
|
| Россия в 14-16 в. – 22 ч
|
| 26.02
|
| 46.Предпосылки объединения русских земель
|
| 01.03
|
| 47.Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
|
| 05.03
|
| 48.Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
|
| 12.03
|
| 49.Московское княжество и его соседи в кон. 14 – сер. 15 веков
|
| 15.03
|
| 50.Освобождение Руси от ига Золотой Орды и образование централизованного российского государства
|
| 19.03
|
| 51.Закрепощение крестьян
|
| 02.04
|
| 52.Закрепощение крестьян
|
| 05.04
|
| 53.Россия в правление Василия III
|
| 09.04
|
| 54.Церковь и государство в 15-16 в.
|
| 12.04
|
| 55.Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады
|
| 16.04
|
| 56.Опричнина Ивана IV
|
| 19.04
|
| 57.Опричнина Ивана IV
|
| 23.04
|
| 58.Внешняя Политика Ивана IV и освоение Сибири
|
| 26.04
|
| 59.Внешняя Политика Ивана IV и освоение Сибири
|
| 30.04
|
| 60.Просвещение, устное народное творчество, литература в России в 14.-15 в.
|
| 07.05
|
| 61.Архитектура и живопись в России в 14-15 в.
|
| 14.05
|
| 62.Русский быт 15-16 в.
|
| 17.05
|
| 63.Обобщение «Россия в период правления ИванаIV»
|
| 20.05
|
| 64.Обобщение «Россия в период правления ИванаIV»
|
| 24.05
|
| 65.Обобщение «Россия в 16 веке»
|
| 28.05
|
| 66.Обобщение «Россия в 15-16 в.»
|
| 31.05
|
| 67.Обобщение «Россия в 14-16 в.»
|
|
|
| 68.Внеклассное занятие. Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»
|
|
|
| 69.Митинг, посвященный Дню победы – внеклассное мероприятие
|
|
|
| 70. Внеклассное мероприятие
|
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование
| Подробное описание/количество
| Учебно-методический комплект
| 1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. заведений под ред. Г.А. Леонтьевой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с.: ил.
2. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие.- М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002. – 136 с.: ил.
3. Уколова В.И. Методические рекомендации к учебнику «История Древнего мира»: 5 кл.: Пособие для учителя / В.И. Уколова. – М.: Просвещение, 2003. – 191 с.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2009 г.
Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2012 г.
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2012 г.
Методическая литература:
Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г
Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.
| Оргтехника
| Компьютер (Процессор – Intel (R) Core ™ i3-2130 CPU @ 3.40 GHz 3.40 GHz
Установленная память 4,00 ГБ (3,39 ГБ доступно)
Тип системы 32-разрядная операционная система)
2. МФУ
3. Мультимедийный проектор Epson
4. Интерактивная доска
5. Система опроса Activ Expression 2
| ЭЦР
| DVD:
Древняя Русь – 6, 10 класс
История государства российского (10- 14 в.) – 6, 10 класс
Древний Рим – 5 класс
Древний Египет – 5 класс
Древняя Греция – 5 класс
Битва на поле Куликовом – 6, 10 класс
Романовы начало династии – 6, 10 класс
Государь Алексей Михайлович – 7, 10 класс
Императрица Екатерина Великая – 7, 10 класс
Император Николай I – 8, 10 класс
Бородино и его герои – 8, 10 класс
Последний император России – 9, 11 класс
Царь Иван Грозный – 6, 10 класс
Первый император России – 7, 10 класс
От Екатерины I до Екатерины II – 7, 10 класс
Император Александр III – 8, 11 класс
Император Александр I – 8, 10 класс
Император Александр II – 8,11 класс
Великая Отечественная война 1941-1945 г. – 9, 11 класс
История Второй мировой войны – 9, 11 класс
Первая мировая война – 9, 11 класс
Интерактивные карты по истории (Всеобщая история) – 5 – 9 классы (История древнего мира, история средних веков, новая история, новейшая история; 40 контрольных и 40 тренажерных заданий с автоматической проверкой ответа)
Две революции 1917 г. – 9, 11 класс
Россия XX век – 13 дисков (период 1900- 1918) – 9, 11 класс
Комплект цифровых исторических карт – Россия с древнейших времен до современности – 6-11 классы
Комплект цифровых исторических карт – Всемирная история – 5 – 9 классы
Югория (энциклопедия ХМАО) – 10,11 классы
История России 11 класс
Методическая медиатека. Урок права 11 класс.
Атлас древнего мира – 5 класс
Россия на рубеже 3-го тысячелетия – 9,11 классы
Энциклопедия истории России – 6 – 11 классы
История Россия (20 век) – 9,11 классы
От Кремля до Рейхстага– 9,11 классы
Электронный атлас "История земли Югорской в док." – 10-11 классы
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Интерактивные наглядные пособия по географии:
Физическая карта
Политико – административная карта
Плотность населения России
Евразия. Физическая карта
Евразия. Политическая карта
Политическая карта мира
Карты мира. Население
| Раздаточный материал
| Трудовой кодекс РФ- 16 шт.
Уголовный кодекс РФ-16 шт.
Конституция РФ-16 шт.
Атлас по истории древнего мира-16 шт.
Атлас по истории средних веков-16 шт.
Атлас по истории нового времени (16-18 в.)- 16 шт.
Атлас по истории нового времени (19 в.) -16 шт.
Атлас по истории России с древнейших времен до 16 в.- 16 шт.
Атлас по истории России (16- 18 в.) -16 шт.
10. Атлас по истории России (19 в) - 16 шт.
| Прочее
| Полотно «История России»-1
Стенд «Флаги и население мира»-1
Стенд «Государственные символы Российской Федерации»-1
Герб России-1
Демонстрационная панель над доской – 1
Стенд «Уголок безопасности»-1
Шкафы для хранения учебно-методической литературы, пособий, таблиц.. – 4
Тумба - 2
Стол учительский – 1
Стол ученический – 8
Стул ученический – 16
Электросушитель BREEZE-1
Воздухоочиститель «Супер-плюс-турбо»-1
Электронные часы-1
| |