Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин





НазваниеПояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин
страница1/5
Дата публикации03.04.2015
Размер0.64 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5

  1. Пояснительная записка


Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин.

Явление стендового моделирования известно человечеству в течение последних нескольких тысяч лет. Всему миру известны образцы произведений мастеров прошлого. Среди них можно назвать модели лодок, находимые на стоянках древних людей и настоящие шедевры, признанные произведениями искусства. К ним можно отнести модель колесницы из Амударьинского клада, выполненной из чистого золота, модели кораблей и колесниц фараонов, найденные в египетских пирамидах. Моделирование в те далекие времена носило штучный характер и предназначалось для представителей правящих династий. Ход технического процесса накладывал свой отпечаток на развитие моделирования. В эпоху античности появляются модели парусных судов и осадной техники. Известно, например, что великий ученый и изобретатель Архимед из г. Сиракузы сначала строил модели по своим чертежам, а лишь затем боевые машины в натуральную величину. Моделирование было известно многим народам, жившим на Ближнем Востоке, в Индии, Китае, в Греции и Риме. Известно оно было и в эпоху Древнего мира, и Средних веков, Ренессанса и Нового времени. Главной отличительной чертой стендового моделизма всегда являлось то, что он всегда шел «в ногу со временем» и работы мастеров отражали достигнутый обществом уровень технического прогресса. А поскольку уровень технического прогресса в течение прошедших веков развивался медленно, то и мастерам моделистам были доступны для создания такие виды техники как повозки, колесницы, осадные машины. А также морские и речные парусные суда. В таком состоянии стендовый моделизм существовал до второй половины ХIХ века. Вторая половина ХIХ века ознаменовалась выдающимися достижениями в области фундаментальных и технических наук, повлекших за собой бурное развитие промышленности техники и транспорта. На рубеже ХIХ и ХХ веков получает небывалое развитие пароходы, строительство железных дорог, появляются авиация и автомобили. В ходе первой мировой войны получают развитие танки. Поэтому ХХ век по праву назван настоящим веком техники, начавшегося с первых неуверенных полетов, автомобилей напоминающих экипажи, танков, похожих на сухопутные дредноуты и завершившегося освоением околоземного пространства и Солнечной системы. Поэтому второй отличительной чертой стендового моделизма является его политехнический характер – как и раньше он отражает основные направления технического прогресса человечества. Известны модели паровых машин, локомотивов, летательных аппаратов и всего спектра наземной техники и кораблей.

Современным состоянием стендового моделирования мы тоже обязаны веку минувшему. Масштабный моделизм получил развитие в Европе в скорее после Второй мировой войны, когда фирмы-производители масштабных моделей для нужд службы оповещения Королевских ВВС Великобритании решили перевести этот бизнес на «мирные» коммерческие рельсы и выпускать самые различные модели гражданской и военной техники для широкой публики. Постепенно выпуском моделей занялись различные фирмы в разных странах мира. Сейчас современные моделисты находятся в исключительно привилегированном положении плане выбора моделей для постройки, так как сейчас доступны любые модели от колесниц фараонов до космических аппаратов, изучающих просторы Вселенной. Перевод экономики России на рыночную основу дал мощный толчок в деле производства и распространения масштабных моделей. За последние 10 лет отечественные производители смогли выпустить значительный ассортимент моделей отечественной, главным образом военной техники. Моделизм превратился из увлечения избранных в общедоступное хобби, которым увлекаются миллионы как взрослых, так и особенно детей. Третьей чертой стендового моделизма является доступность – по возрасту моделистов, по ассортименту моделей, по цене и качеству моделей. Все это очень выгодно отличает стендовый моделизм от других видов технического творчества, особенно детского.

Научно-техническая революция и проникновение ее достижений во все сферы человеческой деятельности вызывают у детей возрастающий интерес к современной технике. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего детства. Постройка моделей различных видов техники поддерживает у ребенка интерес к технике вообще и российской технике особенно. Поэтому четвертой важной чертой стендового моделирования является пропаганда достижений отечественной науки и техники, воплотившейся в различных образцах военной и гражданской техники, являющихся мировыми эталонами качества и развития технологий. Очень важно обращать внимание детей в процессе постройки модели, поскольку ребенок получает наглядное подтверждение того, что наша страна, несмотря на переживаемые трудности, является бесспорным лидером во многих отраслях науки и техники. Важность такой пропаганды объясняется еще и тем, что в последние два десятилетия в стране процветало увлечение техническими достижениями Запада, а былые достижения нашей страны были незаслуженно забыты или прошли незамеченными на фоне политических и экономических потрясений.

Пятым важным аспектом стендового моделирования является изучение истории развития и технической мысли. Работая над постройкой модели, ребенок погружается в реалии той эпохи, в которой данный образец техники реально существовал и выясняет большое количество сопутствующих вопросов. Например, коков был общий уровень развития техники к моменту появления данного образца, что послужило предпосылками для его создания, какие конструктивные и технические новшества были заложены конструктором при его создании, каковы годы постройки, каковы модификации основного образца, какое применение находил, где и как конкретно использовался? Этот пример показывает, насколько расширяется кругозор ребенка в ходе работы по созданию модели. На самом деле круг подобных вопросов неизмеримо шире и выясняя, их ребенок повышает свой общеобразовательный уровень, удовлетворяя потребность в знаниях.

Еще одним чрезвычайно важным аспектом, без которого невозможно представить себе стендовый моделизм, является патриотическое воспитание точнее те его грани, которые обращены к героическому прошлому нашей страны. У детей всегда наблюдается стойкий интерес к образцам военной техники времен Великой Отечественной войны. В этом случае просто невозможно обойти стороной вопросы, касающиеся истории Отечественной войны, принимая во внимание их огромное многообразие. Это и общеисторические вопросы, и технические аспекты войны, и дипломатические вопросы и самое главное – роль человека в любом историческом эпизоде, будь то бой местного значения. Или крупное сражение, вошедшее в историю. Именно опираясь на примеры деятельности известных героев Советского Союза и обычных участников войны дети начинают понимать какие тяготы и лишения испытывали солдаты на фронте, детям открываются грани героизма простого русского солдата, становится очевидно насколько грозной для врага была наша техника, насколько высока цена нашей Победы. Особенно ярко дети воспринимают многие вопросы, связанные с Отечественной войной в ходе работы над созданием моделей военной техники. Именно в конкретной боевой машине для них сконцентрированы воля к победе, ненависть к врагу, мастерство и героизм танкистов и летчиков умноженные на талант конструкторов и труд рабочих в тылу. Во многих семьях еще живы рассказы и воспоминания об участниках войны, поэтому постройка моделей это своеобразная дань памяти всем участникам войны, ежедневно приближавшим светлый час нашей Победы, дань памяти и павшим и живым. Особенно важна эта робота сейчас, когда уже успело вырасти поколение, которое не знает «когда была Великая Отечественная война»? Вполне определенно можно сказать, что стендовый моделизм поддерживает у молодого поколения интерес к истории своей страны, уважение к героическому прошлому и современной армии России. Послевоенные десятилетия не были «абсолютно мирными». Наша страна участвовала прямо или косвенно во многих военных конфликтах и на примерах этих «малых» войн растет понимание и уважение детей к современной российской армии. Этому особенно способствуют примеры героизма и мастерства русских солдат и офицеров во время войн во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в Афганистане и Чечне. Максимально положительный результат в этом направлении достигается при сочетании работ над постройкой моделей и дополнительными воспитательными занятиями.

Еще одно направление стендового моделизма, активно развивающееся в наши дни – создание диорам (макетов). Диорама есть средство визуального отображения определенных исторических событий. Изготовление диорам это очень хороший способ изучения любой эпохи и государства, поскольку на диораме можно очень достоверно отобразить здания и сооружения, одежду и униформу, технику и вооружение конкретного исторического периода и даже целые исторические события. В последние годы заметно оживился процесс создания школьных музеев, возросло их количество и улучшилось качество экспозиций. В деле организации школьных музеев создание диорам играет важную роль, так как трудно себе представить экспозицию без макетов, изготовленных руками школьников. Потенциальные возможности стендового моделирования в деле воспитания технической и общей культуры ребенка еще до конца не оценены. Ведь работая над диорамой, учащийся сталкивается с целым рядом вопросов, которые требуют решения и воплощения. Вот некоторые из них: каковы факты для воспроизведения конкретного исторического события; особенности культуры определенной страны для воспроизведения общей обстановки и интерьеров; история техники при «постройке» зданий и сооружений; подобрать данные военной истории и фортификации; история униформы; география и почвоведения для имитации ландшафта и грунта; материаловедение при использовании различных материалов для воспроизведения элементов диорамы. Наиболее часто создаются диорамы о наиболее драматических и исторически значимых событиях, и поэтому аккуратно изготовленные и художественно оформленные диорамы являются наиболее ценными экспонатами любого музея.

Еще одно обстоятельство, на которое нельзя не обратить внимание. Нередко стендовый моделизм является «семейным» хобби, когда постройкой масштабных моделей увлечены не только дети, но и их отцы. Это создает общность интересов родителей и детей, помогает лучшему взаимопониманию в семье и создает тот дополнительный стержень, способствующий укреплению семьи и сглаживанию проблемы «отцов и детей» нередко стоящей очень остро.

Нередко, зародившись в семье, развитие технических интересов и склонностей детей продолжается в объединениях (кружках и клубах) технического творчества. Немаловажную роль в этом отводится детским клубам стендового моделизма. В них, как правило, объединяются ребята увлеченные техническим творчеством, постройкой исторических масштабных моделей, детей желающих научится строить диорамы. Простота этого вида технического творчества только кажущаяся, постройка моделей является «крепким орешком» требующим больших знаний, трудовых умений и навыков, важных личностных качеств учащихся. Все это вместе взятое: большой ассортимент масштабных моделей, интерес к истории техники и своей страны, желание добиться больше, чем обычная склейка моделей и приводит детей в клубы и кружки стендового моделизма.
Цели и задачи
Главная цель, решаемая в процессе реализации настоящей программы - самореализация творческой личности учащегося через привлечение его к занятиям творческим трудом, развитие творческих способностей учащихся в области технических знаний, подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, знакомство с историческим прошлым своей страны, воспитание подростков полноценными гражданами страны в духе любви к Родине глубокого уважения к ее Вооруженным силам, гордящимися историей Отечества, знающим историю техники и технических достижений.

Это предполагает:

  1. Формирование у учащихся качеств и умений творческой, активно действующей личности:

- находить и использовать необходимую информацию;

- находить пути решения возникающих задач (разработка конструкции, выбор технологии, выбор материалов);

- планировать, организовывать и самостоятельно выполнять работу;

- оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность.

2. Формирование творческого отношения к трудовой деятельности и ее качественное осуществления.

3. Формирование гражданского сознания и активной гражданской позиции на основе изучения военной истории Родины, ее Вооруженных сил .

Достичь этих целей поможет неуклонное постоянное комплексное решение следующих задач:
Обучающие задачи


  • Сформировать интерес к технике, разным видам технического творчества.

  • Обучить детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и терминов.

  • Сформировать элементы технико-конструкторских и технологических знаний.

  • Сформировать навыки работы с различными инструментами, приспособлениями, материалами.

  • Сформировать умение самостоятельно решать вопросы сборки масштабных моделей, обучить приемам и технологии изготовления моделей.

  • Обучить умению планирования своей работы.

  • Обучить способам составления и чтения чертежей.

  • Обучить безопасным приемам работы с оборудованием и инструментами.

  • Пробуждение и формирование интереса к истории развития техники и истории своей Родины и ее Вооруженных Сил.


Воспитательные задачи


  • Воспитывать уважение к труду и людям труда.

  • Формировать трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач, волю стремление к победе.

  • Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело.

  • Приобщить к нормам социальной жизнедеятельности через создание ситуации успеха.

  • Сформировать чувство коллективизма и взаимопомощи.

  • Воспитывать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примерах истории Российских Сил, воинских традиций, воинских подвигов и трудовых свершений.

  • Формирование самостоятельности и инициативности.

  • Воспитание бережливости и рационального использования материалов.


Развивающие задачи


  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Развитие у детей элементов творческого мышления, конструкторских способностей, творческой инициативы.

  • Развитие познавательной активности и способности к самообразованию.

  • Развитие умений умственного труда (умение запоминать, анализировать, оценивать, предвидеть результаты).

  • Развитие мотивации детей к творческому поиску.

  • Развитие потребности детей в творческой деятельности.

Необходимо отметить, что типовых программ для клубов стендового моделизма еще не создано, поэтому каждый педагог составляющий подобную программу является в определенной степени новатором, поскольку опираться приходится на свой опыт, анализируя и творчески перерабатывая его. Данная программа построена на основе личностно ориентированной модели обучения, опирающейся на концепцию развивающего обучения. Реализовать на практике программу поможет практическое применение следующих принципов:

  1. Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей; материал при изучении располагается от простого к более сложному.

  2. Наглядности – органы зрения пропускают почти в 5 раз больше информации в мозг, чем органы слуха, поэтому на занятиях используются в качестве наглядного материала плакаты, чертежи, иллюстрации из журналов и энциклопедий, просмотр кинохроники, демонстрация моделей, построенных более старшими воспитанниками.

  3. Познавательности и активной вовлеченности – для активизации познавательной и творческой деятельности используются разнообразные формы обучения, виды и типы занятий, различные конкурсы, которые призваны пробудить у детей интерес к обучению и является прекрасной мотивацией их практической творческой деятельности.

  4. Прочности – успешное усвоение знаний и практических трудовых навыков приходит когда дети проявляют познавательную активность, проводят исследование образцов техники, изучая историю их создания, устройство, применение. При этом учащиеся с дополнительной литературой кино и фотодокументами.

При этом необходимо учитывать следующие факторы, позитивно влияющие на результаты работы:

- возрастные и личностные особенности детей.

- тематический план представлен отдельными блоками, в которых несложно проследить технологию построения моделей.

- оптимальное сочетание теоретических и практических занятий в каждом отдельном блоке программы.

- в программу включены занятия с использованием аппаратуры мультимедиа, ПК, аудио и видеотехники, активно влияющие как на развитие познавательных способностей детей, так и стимулирующими их в процессе творческой деятельности.

Чтобы добиться в роботе предполагаемых результатов при выполнении учебной программы используются следующие методы работы:

1. Объяснительно-иллюстративный – при нем педагог, проводя занятия, рассказывает и показывает на схемах, чертежах, макетах, плакатах новый материал.

2. Репродуктивный – при использовании этого метода выполнять трудовые операции по образцу, повторяя последовательность действий за учителем.

3. Диалогический – применение этого метода предусматривает диалог между педагогом и учащимся (или группой учащихся), обеспечивает более полное и прочное усвоение знаний, путем обсуждения возникающих проблем при постройки модели или диорамы.

4. Поисковый
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин icon«Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот»
Кадров Фаиль Мансурович директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского...
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconРоссийской Федерации Центр научных исследований гуманитарных и социально-экономических...
Среди многочисленных тем отечественной медиевистики очень важными являются внешнеполитические аспекты истории Киевской Руси, которые...
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconПоложение 20-й юбилейной выставки научно – технического и художественного...
Миноблисполкома на 2012/2013 учебный год с целью пропаганды научно-технического творчества среди молодежи страны, активизации деятельности...
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconО проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconО проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconПрограмма республиканского этапа Всероссийского конкурса методических...
Гараев И. Д. директор гоу дод «Республиканский центр детского (юношеского) технического творчества и информационных технологий»
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconПриказ №76 г. Мінск г. Минск
Миноблисполкома на 2012/2013 учебный год с целью пропаганды научно-технического творчества среди молодежи страны, активизации деятельности...
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconПояснительная записка к элективному курсу по химии в 11 классе Основы общая химия
Химическое образование занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что объясняется высоким уровнем практической значимостью...
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconНазвание конкурса
...
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconПолитическая власть как основной объект политической психологии 1
Миноблисполкома на 2012/2013 учебный год с целью пропаганды научно-технического творчества среди молодежи страны, активизации деятельности...
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconПояснительная записка Образовательная программа «Пластика современного...
Среди множества форм художественного воспитания детей и подростков хореография занимает особое место
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconДом детского творчества "октябрьский" Публичный доклад моу дод дома...
Дом детского творчества "Октябрьский" образовано в 1960 году. Сегодня это одно из крупнейших многопрофильных учреждений дополнительного...
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconДж. Фаст. Язык тела. Как понять иностранца без слов
Миноблисполкома на 2012/2013 учебный год с целью пропаганды научно-технического творчества среди молодежи страны, активизации деятельности...
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconМаоудод «Центр детского технического творчества №5»
Проект- это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для...
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин iconПояснительная записка Актуальность
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Пояснительная записка Среди многочисленных направлений детского технического творчества стендовое моделирование занимает достаточно значительную и ничем незаменимую нишу. Это объясняется целыми рядом важных причин icon«Программный комплекс «Знаем ли мы, кто живет рядом с нами?» в системе...
Экология становится одним из важных направлений научной мысли XXI века. Экологические знания это краеугольный камень развития современной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск