Скачать 92.91 Kb.
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа Тюльганского района Оренбургской области Исследовательская работа Соль в нашей жизни Выполнила: Суюндикова Карина, 3 класс Руководитель: Суюндикова Е. Н., учитель биологии. 2012 Оглавление
Введение Соль. Близкая, знакомая и такая загадочная… Соль встречается на каждой кухне, без неё человек не может обходиться, и в тоже время мы так мало знаем о ней. Что же такое соль? Соль- это: 1) белое кристаллическое вещество с острым вкусом, употребляется как приправа к пище; 2) кристаллическое вещество, в котором водород кислоты замещен металлом. (Словарь русского языка С.И. Ожегова) Мы провели опыты с солью с целью изучения особенностей соли, её свойств и качеств. Задачи исследования:
Гипотеза: Мы предположили, что соль можно использовать не только в пищу, но и как очень интересный объект для опытов. Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат, и позволяет по-новому взглянуть на знакомые продукты и предметы и приобрести новые знания. Объект исследования: соль поваренная Предмет исследования: свойства поваренной соли Немного истории На протяжении многих столетий соль была ценным товаром. Её хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю и на рабов. Из-за нее устраивали войны, образовывались и разрушались государства. От конца Римской Империи и на протяжении Средних веков соль была ценным товаром, который перевозился по «Солевым дорогам». Города, государства и княжества, через которые проходил «солевой путь», обладали огромными налогами за перевоз соли через их территорию. Это положило начало войнам, и даже стало причиной основанию некоторых городов, например, Мюнхена в 1158 году. Сейчас нам трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила существенным источником пополнения казны, была важным предметом торговли. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы. В Киевской Руси пользовались солью из Прикарпатья и из соленых озер и лиманов на Руссом (ныне Черном) и Сурожским (Азовском) морях. Соль обходилась так дорого, что на торжественных пирах ее подавали лишь на столы знатных гостей, прочие же расходились с торжества “не солоно хлебавши”. В царской России, несмотря на богатые природные запасы соли, из-за примитивных способов добычи и транспортировки ее не хватало. Многие века соль как жизненно необходимый продукт была источником обогащения и наживы торговцев и предпринимателей. Известный врач и энциклопедист Средневековья Ибн-Сина (Авиценна) в 1012 году писал, что умеренные дозы пищевой соли обладают лечебными и профилактическими свойствами. Соль в народных приметах С солью связано множество суеверий и примет, существует поверье что рассыпать соль — к неудаче, и, чтобы предотвратить несчастье, необходимо бросить щепотку соли через левое плечо. Соль- это символ гостеприимства и дружбы. Чтобы человека узнать пуд соли нужно вместе съесть, говорили в старину. Много – много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре. Соль в народном творчестве Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой», «От хлеба-соли и царь не отказывается». Много народных загадок о соли сложено. Белый камень из горы Всегда стоит на столе. Кто его не ест, Тот вкуса не знает. ( соль) Меня одну не едят, а без меня мало едят. (соль) В воде родится, воды боится.. (соль) Получение соли Организм первобытного человека получал необходимое количество соли с пищей животного происхождения. Однако потребности организма заставляли искать ее в более концентрированном виде. Давно было обнаружено, что некоторые растения имеют приятный соленый вкус. Такие растения сушились, а затем сжигались в костре. Получившуюся золу использовали как приправу к пище. Позднее люди научились поливать горящие в костре куски дерева соленой водой из моря или озера, получившуюся золу также использовали в пищу. За 2 тысячи лет до н.э. китайцы научились получать поваренную соль из морской воды методом выпаривания. Такой же способ использовали в других странах с жарким климатом, например в Индии, Греции, Риме. Позднее, таким образом, соль начали добывать во Франции, Испании, в Крыму. На севере России морская вода выпаривалась в больших чанах, источником энергии были дрова. Кроме того, в природе соль может встречаться как в чистом виде, так и с примесями. Например, в морской воде кроме растворенной поваренной соли содержатся разные примеси. В земной коре часто встречаются пласты каменной соли, также существуют солёные озера, например озеро Развал, расположенный вблизи г. Соль-Илецка. Так же кристаллы поваренной соли можно получить в домашних условиях используя лишь насыщенный раствор соли. Так же соль используют не только как приправу к пище, но и для:
Поваренная соль обладает хотя и слабым, но антисептическим свойством. Развитие гнилостных бактерий прекращается лишь при ее содержании в 10-15%. Это свойство широко используют в пищевой промышленности и при сохранении пищевых продуктов в домашних условиях. Мои опыты с солью 1. Свой первый опыт с солью я провела во втором классе. На уроке окружающего мира нам рассказывали, что из морской воды можно добыть соль. Я захотела узнать, как же добывают соль из морской воды. Так как морской воды у нас дома нет, то пришлось мне готовить её самой. Растворяем в стакане воды несколько столовых ложек соли. Размешиваем до полного растворения. Набираем в ложку раствор и испаряем воду с помощью свечи до полного испарения. Видим кристаллы соли на ложке. Другой ложкой (холодной) соскребаем немного соли и пробуем, чтобы убедиться, что это вновь соль. Вывод: Соль можно получить выпаривая её из соленой морской воды. 2. В один стакан наливаем теплую воду, в другой - холодную. В каждый стакан насыпаем по ложке соли и размешиваем соль одновременно в двух стаканах Вывод: в теплой воде растворение проходит быстрее. 3. Эффект «Мертвого моря». Понадобится мелкая соль, две глубоких миски, сырое яйцо и вода. Заполним посуду до половины водой, аккуратно опустим яйцо в первую миску – оно утонуло и осталось лежать на дне. Во вторую миску насыпаем порядка 5 чайных ложек соли (зависит от объема воды), размешиваем до полного растворения и погружаем яйцо в воду. На этот раз яйцо всплыло на поверхность. Вывод: Соленая вода выталкивает предметы сильнее, чем пресная. 4.Сортировка Перемешиваем молотый перец и соль. (1 чайная ложка (5 мл) соли и - 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца) Начинаем научное волшебство! Надуваем шарик, завязываем и трем его об сухие волосы Подносим шарик поближе к смеси соли и перца. Перец прилипает к шарику, а соль остается на столе. Вывод: Это пример действия статического электричества. Если потереть шарик, он приобретает отрицательный заряд и перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику. 5.Чистка посуды. Я взяла грязный бокал, насыпала на губку немного соли и помыла бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету. Вывод: Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Полезное примечание: При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них. Заключение Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я поняла, что знаю о ней мало. Результатом исследовательской работы считаем то, что в ходе исследовательской работы я научилась:
Проведенные мной опыты позволили мне узнать гораздо больше, чем написано в школьных учебниках. Они интересны и познавательны. Но все же изучение соли невозможно провести даже за один год. Хочется узнать, как добывают соль, как она образуется, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью. Список литературы
Интернет-ресурсы:
http://zagadaj-ka.ru/cloud/word_309.htm Мои опыты с солью ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опыт 1 Фото 1. В один стакан наливаем теплую воду, в другой - холодную. В каждый стакан насыпаем по ложке соли и размешиваем соль одновременно в двух стаканах Фото 2. Вывод: в теплой воде растворение проходит быстрее. Опыт 2 Фото 3. Растворяем в стакане воды несколько столовых ложек соли. Размешиваем до полного растворения. Фото 4. Набираем в ложку раствор и испаряем воду с помощью свечи до полного испарения. Фото 5. Видим кристаллы соли на ложке. Вывод: Соль можно получить выпаривая её из соленой морской воды. Опыт 3 Фото 6. В пресной воде яйцо тонет. Фото 7. В соленой воде яйцо всплывает Вывод: Соленая вода выталкивает предметы сильнее, чем пресная. Опыт 4. Фото 8. Перемешиваем молотый перец и соль. Фото 9. Подносим шарик поближе к смеси соли и перца. Перец прилипает к шарику, а соль остается на столе. Вывод: Это пример действия статического электричества. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОСЛОВИЦ Пуд соли съесть Без соли не проживешь, хотя в пищу человек кладет ее немного. Пуд соли – это 16 килограммов. Сколько времени должно пройти, прежде чем вы с кем-то «на пару» съедите пуд соли. По расчётам учёных, человек потребляет в год около пяти килограммов соли, значит пуд соли вдвоем можно съесть в полтора-два года. А 200 лет назад в бедных крестьянских семьях соль была роскошью, стоила очень дорого, ее берегли и экономили. Съесть пуд соли в те времена значило: прожить вместе очень долго и, естественно, хорошо узнать друг друга. И сейчас мы говорим: «нужно пуд соли съесть», когда хотим подчеркнуть, что понадобится немалое время, чтобы наладить отношения или договориться с человеком. Не солоно хлебавши (уйти) То есть уйти, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим продуктом: «хлебать с солью» значило, примерно, то же что «есть сладко». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а бедным родственникам доставалась несоленая пища. Отсюда и возникла эта поговорка. |
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | Шутова Любовь Николаевна, начальные классы История жизни моей прабабушки... Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» | ||
Исследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса... Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края | Исследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо... Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции.... | ||
Фи ученика Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа... | Список учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической... Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа) | ||
Исследовательская работа по теме «Капиллярные явления в нашей жизни» Почему разные салфетки это делают по-разному: одни хорошо впитывают, а другие не очень? От чего это зависит? Почему моя младшая сестренка... | Реферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс... Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | ||
Урок Н. Н. Носов «На горке» Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Н. Носова «На горке». Нашей основной задачей будет составление картинного плана для последующего... | Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает... | ||
1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических... Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки» | Общая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-... Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная... | ||
Среднего профессионального образования Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,... | Жанры исследовательских работ школьников Описание оценки жанров "реферат", " Исследовательский реферат ", " Исследовательская работа ", " Проектно-исследовательская работа".... | ||
Пасха красная «Молитесь за монахов — они корень нашей жизни. И как бы ни рубили древо нашей жизни, оно даст еще зеленую поросль, пока жив его животворящий... | Исследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы и внеурочное время |